Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:36, реферат
Актуальность рассмотрения данной темы определяется следующими понятиями:
- превосходство свободы над бытием;
- проблемы зла и теодицей;
- человеческая личность как тайна мира, как «микрокосм»;
- «личность», как категория духа, а не природы;
- духовный элемент в человеке - сверхприродный элемент;
Введение
1. Творческая биография Н.А. Бердяева
2. Идея личности
3. Идея свободы
4. Идея творчества
Заключение
Список использованной литературы
Философская антропология и «парадоксальная этика»
В центре мировоззрения Бердяева стоит проблема человека. Он определяет человека как существо противоречивое и парадоксальное, совмещающее в себе противоположности, ибо оно принадлежит к двум мирам—природному и сверхприродному. Духовная основа человека не зависит от природы и общества и не определяется ими. Человек, по Бердяеву, есть загадка не в качестве организма или социального существа, а именно как личность. Понятие личности он отличает от понятия индивида. Индивид — категория натуралистическая, это — часть рода, общества, космоса, то есть в этой ипостаси он связан с материальным миром. Личность же означает независимость от природы и общества, которые предоставляют лишь материю для образования активной формы личности. Личность нельзя отождествлять с душой, это не биологическая или психологическая категория, а этическая и духовная. Личность не есть часть общества или универсума. Напротив, общество есть часть личности, ее социальная сторона (качество), равно как и космос есть часть личности, ее космическая сторона. Этим объясняется, что в каждой личности есть и нечто общее, принадлежащее всему человеческому роду, тому или иному профессиональному типу людей и т. д., но не в этом ее суть. Иными словами, личность—это микрокосм, универсум в индивидуально неповторимой форме, соединение универсального и индивидуального. Тайна существования личности — в ее абсолютной незаменимости, в ее одно кратности и несравнимости. Личность признана совершать самобытные, оригинальные творческие акты.
Согласно Бердяеву, есть два противопожных пути преодоления человеком своей замкнутой на себе субъективности. Первый — раствориться в мире социальной обыденности приспособиться к нему. Это приводит к конформизму, отчуждению и эгоцентризму. Другой путь — выход из субъективности через трансцендирование, которое означает духовное озарение, переход к жизни в свободе, освобождение человека от плена у самого себя, экзистенциальную встречу с Богом. Нередко личность человека раздваивается. Бердяев приводит примеры из сочинений Толстого, Достоевского и других писателей, обращавших внимание на двойную жизнь человека: внешнюю условную, исполненную лжи, неподлинную жизнь, приспособленную к обществу, государству, цивилизации, и внутреннюю, подлинную жизнь, в которой человек предстает перед глубинными первореальностями. «Когда князь Андрей смотрит на звездное небо, это более подлинная жизнь, чем когда он разговаривает в петербургском салоне». В духе известною высказывания Достоевского о нравственной цене слезинки ребенка Бердяев восклицает! весь мир ничто по сравнению с человеческой личностью, с единственным лицом человек», с единственной его судьбой.
Центральное место в познании духа Бердяев отводит этике. Он считает, что в истории человечества сложились два основных тин» этики: этика закона (в дохристианской и социально-обыденной формах) и этика искупления (христианская мораль). Этика законе организует жизнь человеческих масс, демонстрирует господство общества над конкретной личностью, над внутренней индивидуальной жизнью человека. Парадокс в том, что за кон имеет и положительное значение, так как он не только калечит личную жизнь, но и охраняет ее. Этика Канта, по Бердяеву, есть законническая этика, потому что она интересуется общеобязательным нравственным законом, одинаковой у всех «природой» человека С проблемой свободы Бердяев связывал решение проблемы возникновения нового и процессе творчества. Всякое действительно новое в мире возникает лишь через творчество, т. е. посредством проявления свободы духа. Творчество есть переход небытия в бытие через акт свободы. Иными словами, оно означает прирост, прибавление, создание того, чего еще не было в мире. Творчество предполагает небытие, подобно тому как у Гегеля становление предполагает небытие. Из бытия же (которое вторично по отношению к свободе и подвержено объективации) возможно только истечение и перераспределение элементов данного мира.
В творческом акте человек выходит из замкнутой субъективности двумя путями: объективации и трансцендирования. На путях объективации творчество приспособляется к условиям этого мира. На путях же экзистенциального трансцендирования оно прорывается к концу этого мира, к его преображению, т. е. в действительность потенциальную, более глубокую.
Оценивая взгляды Бердяева на проблему творчества, В. В. Зеньковский и некоторые другие историки русской философии отмечали их противоречивость. Ибо творчество, с одной стороны, неизбежно ведет к объективации, а с другой — оно же призвано ее разрушить. Тем самым творчество как бы лишается всякого смысла и сводится лишь к «мессианской страсти». Однако Бердяев, видимо, и сам осознавал эту «нестыковку», поэтому оговаривается, что было бы ошибкой делать вывод, что творчество объективированное, продукты творчества в этом мире лишены значения и смысла. Без них человек не смог бы поддерживать и улучшать условия своего существования в этом мире. Он призван производить работу над материей, подчинять ее духу. Но, подчеркивает Бердяев, нужно понимать границы этого пути и не абсолютизировать его. Следует иметь в виду, что наступит эпоха, новый исторический зон, когда эсхатологический (конечный) смысл творчества будет полностью выявлен. Проблема творчества, таким образом, упирается в проблему смысла истории.
http://www.bolshe.ru/
Список использованной литературы
1. Бердяев Н.А.
Смысл истории. М., 1990.
2. Бердяев Н.А. Самопознание (Опыт философской
автобиографии). М., 1991.
3. Бердяев Н.А. Русская идея // Вопросы философии.
1990. № 2.
4. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского
// Н.Бердяев о русской философии / Сост.,
вступ. ст. и примеч. Б.В.Емельянова, А.И.Новикова.
Ч. 1. Свердловск, 1991.
5. Бердяев. Н.А. Истоки и смысл русского
коммунизма. М., 1990.
6. Бердяев. Н.А. Философия свободы. Смысл
Творчества. М., “Правда”, 1989.
7. Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря.
М.: Республика, 1995
8. Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание
и общественность, М.: Канон, 1999.
9. Бердяев. Н.А. Философия неравенства.
М., “Правда”, 1989.
10. ВЕХИ. Интеллигенция в России. М., “Молодая
гвардия”, 1991.
11. Зеньковский В.В. История русской философии.
Т.II. 2-е изд. – М., “Просвещение”, 1997
12. Левицкий С. Бердяев: пророк или еретик?//
Н.А.Бердяев: pro et contra. Антология. Книга
1.- Спб, изд. Русского христианского гуманитарного
института, 1994. С. 501.
13. Лекции по русской философии XIX – XX вв.
/ Под.ред. М.И.Ненашева. – М., 1997
14. Лосский Н. История русской философии.
– М., 1999. – Гл.XVI., Н.А. Бердяев
15. Мень А. Николай Александрович Бердяев.
16. Философский энциклопедический словарь.
М., 1983
17. Хрестоматия по истории философии. М.
“Прометей”, т.1.
18. Шестов Л.. Николай Бердяев. Гнозис и
экзистенциальная философия. //Н.А.Бердяев:
pro et contra. Антология. Книга 1.- Спб, изд. Русского
христианского гуманитарного института,
1994. С. 411.
Этика Н. А. Бердяева. Главная особенность этики и философии Николая Александровича Бердяева (1874 – 1948), крупнейшего русского религиозно-философского мыслителя, определяется его отношением к свободе и творчеству человека. Он считает, что Бог создал человека, но не его свободу, основания которой находятся в ничто. Зло возникает из несотворенной богом свободы, истоки которой содержатся в ничто. Следовательно, не кто иной, как человек, несет ответственность за зло. |
Преодоление зла он видит не в ограничении свободы и творчества, а во всемерном их развитии на основе чистой совести, которая обеспечивается любовью к Богу, постоянно спешащего человеку на помощь.
В своей этической эволюции человек проходит три этапа: 1) этику закона (Ветхий Завет); 2) этику искупления (Новый Завет); 3) этику творчества.
«Этика творчества» совпадает у Бердяева с «этикой благодати», с ее принципом искупления вины и спасения всех (добрых и злых). Кроме «этики благодати», существует еще «этика закона», делящая людей на добрых и злых, держащая людей в страхе перед законом.
Творческая деятельность
приближает богочеловеческий идеал, реализация
которого означает наступление вечного
царства духа, свободы, бессмертия.
В движении к богочеловеческому
идеалу особую роль призвана сыграть
Россия в силу ее уникальности. Россия
– это то место, по мнению Бердяева,
где происходит последнее испытание гуманизма.
Она сможет выполнить великую объединительную
миссию Востока и Запада.