Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 18:55, курс лекций
Философия науки, изучение которой начинается, является частью обширной области исследований. Эта область называется науковедением.
Науковедение – «наука о науке», объектом его изучения являются закономерности существования, функционирования и развития науки как системы знаний, сферы деятельности и социального института. Науковедение имеет предысторию, но его оформление относится к ХХ в. (1939 г.).
Процесс
развертывания научной
1.
Происходит совершенствование
2. Среди выявленных аномальных фактов, теоретическое объяснение которых отсутствует, выделяется особая группа фактов, попытка объяснения которых ведет к парадоксам. Парадоксы обычно возникают в рамках конкретных теоретических моделей (например, модель абсолютно черного тела, предшествовавшая квантовой теории). Изменение модели ведет к противоречию с картиной мира данной предметной области, а попытка изменить картину мира – к противоречию с принципами и идеалами познания. Так, введение М. Планком представлений о квантах в модель абсолютно черного тела при отображении модели на физическую картину мира привело к противоречию с принципом непрерывности излучения и принципом непрерывности действия. Ситуации такого типа – это сигналы о несоответствии оснований новым объектам, включенным в поле научного рассмотрения.
3.
Начинается критическое
4.
Формируются новые основания
научной картины мира. Важную
роль здесь играют результаты,
полученные при выходе к
Введение понятия научной революции требует постановки вопроса о соотношении теорий, принадлежащих к разным исследовательским программам или парадигмам. Принимая некумулятивный взгляд на развитие науки, необходимо отказаться также от традиционного представления, что в содержании науки существуют некоторые вопросы, на которые не могла ответить старая теория и на которые новая нашла ответ (и, т.о. она лучше, чем старая). Соотношение здесь сложнее.
По Лакатосу, имеет место прогрессивный сдвиг проблем: старая теория действительно не смогла ответить на некоторые вопросы. Новая теория решает часть из них; снимает или переформулирует другие (напр., «Каковы свойства флогистона?» - псевдопроблема с т.з. парадигмы Лавуазье, проблема «Чем порождается сила тяготения?» - не вопрос для Ньютона, а исходный факт: она есть. Ньютон поясняет: «Причины идут неразрывной цепью от сложнейших к простейшим, и когда достигнута самая простая причина, то дальше идти некуда. Поэтому простейшей причине нельзя дать механическое объяснение, ибо если бы таковое существовало, то эта причина не была бы простейшей». Т.е. он просто берет существование сил за исходный постулат). Наконец, новая исследовательская программа ставит новые, собственные проблемы.
Кун выдвинул общий тезис о несоизмеримости теорий, принадлежащих к разным парадигмам. По выражению Куна, миграция через фронт революционного процесса принципиально затруднена. Новая парадигма практически ничего не наследует от старой: не заимствует понятия – термины наполняются принципиально новым смыслом, не берет данные опыта – новая теория предлагает новые опыты, а старые иначе интерпретирует; не берет частные теории – вмонтируясь в новую систему, они переосмысливается. «Хотя мир не изменяется с изменением парадигмы, ученый после этого изменения работает в ином мире». Нельзя сказать, например, что он по-другому объясняет то, что видит: он и видит уже другое.