Философия Эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 16:59, реферат

Краткое описание

1. Философия эпохи Возрождения
2. Фундаментальные принципы и понятия теории познания.
3. Какова природа и сущность человека? Чем он отличается от животных?

Содержимое работы - 1 файл

Философия.docx

— 72.36 Кб (Скачать файл)

     Нередко такое решение приходит в самое  неожиданное время, когда сознательная деятельность мозга ориентирована  на решение других задач, или даже во сне.

     В процессе творчества и интуиции совершаются  сложные функциональные переходы, в  которых на каком-то этапе разрозненная деятельность по оперированию абстрактными и чувственными знаниями,  внезапно объединяется, приводя к получению  искомого результата, к озарению, к  некоему творческому воспламенению, которое воспринимается как открытие, как высвечивание того, что ранее  находилось во мраке бессознательной  деятельности.

     В процессе объяснения мы используем уже  имеющиеся знания для объяснения других. Переход от более общих знаний к более конкретным и эмпирическим и составляет процедуру объяснения. Причем одно и то же явление может объясняться иногда по-разному, в зависимости от того, какие законы, концепции и теоретические взгляды положены в основу объяснения. Философская задача состоит в исследовании структуры объяснения и условий, при которых оно дает правильные знания объясняемых явлений. Это подводит нас вплотную к вопросу об истинности знаний. Знания, которые служат основанием для объяснения, называются "объясняющими". Знания, которые ими обосновываются, называются "объясняемыми". В качестве объясняющего могут выступать не только законы, но и отдельные факты. Например, факт катастрофы атомного реактора может дать объяснение факту повышения радиоактивности атмосферы над близлежащей территорией.

     Что же дает нам процесс объяснения? Он, во-первых, устанавливает более глубокие и прочные связи между различными системами знаний, что позволяет включать в них новые знания о законах и отдельных явлениях природы. Во-вторых, он позволяет осуществлять предвидение и предсказание будущих ситуаций и процессов, поскольку логическая структура объяснения и предвидения в общем сходна. Отличие же заключается в том, что объяснение относится к фактам, событиям, процессам или закономерностям, существующим или имевшим место в прошлом, тогда как предсказание относится к тому, что должно произойти в будущем.

     Чем же отличается понимание от объяснения? Нередко говорят, что для понимания какого-то явления это явление следует объяснить. Но точно так же говорят, что то или иное объяснение бывает понятным или непонятным, что объяснить можно лишь то, что понятно, и т.д. Чтобы избежать этой путаницы, следует уяснить, что на всех этапах нашей познавательной деятельности нам постоянно приходится сталкиваться с чем-то неизвестным, знание о чем у нас отсутствует. В этих случаях мы и говорим, что данное явление непонятно, что мы о нем ничего или почти ничего не знаем.

     Из-за необходимости решать такие проблемы, и возникла особая наука о понимании - герменевтика. Понимание - это не единичный акт, а длительный и сложный процесс. Мы постоянно переходим от одного уровня понимания к другому. При этом осуществляются такие процедуры, как интерпретация - первоначальное приписывание информации смысла и значения; реинтерпретация - уточнение и изменение смысла и значения; конвергенция - объединение, слияние прежде разрозненных смыслов и значений; дивергенция - разъединение прежде единого смысла на отдельные подсмыслы; конверсия - качественное видоизменение смысла и значения, их радикальное преобразование и т.д. Понимание, следовательно, представляет собой реализацию многих процедур и операций, обеспечивающих многократное преобразование информации при переходе от незнания к знанию.

     Процесс понимания состоит не только в  усвоении знаний, уже выработанных другими людьми или эпохами, но и  в конструировании на основе ряда сложных преобразований принципиально  новых знаний, не существовавших ранее. В таких случаях понимание носит творческий характер и представляет собой переход от интуитивного мышления к рациональному познанию. Для того чтобы знания, полученные в процессе познания, были полезны, помогали ориентироваться в окружающей действительности и преобразовывать ее в соответствии с намеченными целями, они должны находиться с ней в определенном соответствии. Проблема соответствия знаний объективной реальности известна в философии как проблема истины. Вопрос о том, что такое истина, по существу, вопрос о том, в каком отношении находится знание к внешнему миру, как устанавливается и проверяется соответствие знаний и объективной реальности. Отсутствие единства в понимании истины и ее критериев заставило Канта сказать, что выявление объективного критерия истинности знания составляет центральную задачу философии. Это непростая задача, поэтому столь важно избежать здесь вульгаризаторства и упрощенчества. Основное, что можно вывести из понимания критерия истины, - это взгляд на ее изменчивость, ибо:

  1. объективный мир, отражаемый в знании, постоянно изменяется и развивается;
  2. практика, на основе которой осуществляется познание, и все задействованные в ней познавательные средства изменяются и развиваются;
  3. знания, вырастающие на основе практики и проверяемые ею, постоянно изменяются и развиваются, и, следовательно, в процессе постоянного изменения и развития находится и истина.

     Истинное  знание, как и сам объективный  мир, развивается. Форму выражения истины, зависящую от конкретных исторических условий, характеризующую степень ее точности, строгости и полноты, которая достигнута на данном уровне познания, называют относительной истиной. Таким образом, все развитие человеческого познания, в том числе и науки, есть постоянная смена одних относительных истин другими, более полно и точно выражающими истину. Процесс познания представляется все более полным и точным.Совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание о каком-либо явлении называют абсолютной истиной.

     Полное, исчерпывающее знание недостижимо. И чем сложнее то или иное явление, тем труднее достичь абсолютной истины, то есть полного, исчерпывающего знания о нем. И тем не менее  абсолютная истина существует; и ее надо понимать как тот предел, ту цель, к которой стремится человеческое познание. Каждая относительная истина - это ступенька, шаг, приближающий нас к этой цели. Таким образом, относительная и абсолютная истины - это лишь разные уровни, или формы, истины. Наше знание всегда относительно, так как зависит от уровня развития общества, техники, состояния науки и т.д. "Истина" и "ложь" - это особые оценки, с помощью которых мы отделяем знания, соответствующие объективной реальности, от несоответствующих ей. Но существуют и другие социально значимые оценки знания. В повседневной, производственной, социальной, политической и т.п. деятельности знания могут оцениваться как "полезные" и как "бесполезные". Причем полезность и истинность знаний совпадают далеко не всегда.Связь между истинностью и полезностью знаний непростая и неоднозначная. В этом пункте теория познания должна учитывать реальный социальный и культурный контекст, в котором вырабатываются и используются знания. Бывают ситуации, когда знания намеренно или ненамеренно, бессознательно, искажаются, так как такое искажение оказывается полезным тем или иным социальным группам и лицам для достижения групповых целей, поддержания власти, достижения победы над противником или оправдания собственной деятельности. Поэтому исследование взаимоотношений таких оценок познания, как полезность и истинность, бесполезность и ложность, "выгодность" или "невыгодность", составляет важную задачу теории познания, особенно при исследовании практической реализации наиболее актуальных видов и форм знания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос  №3. Какова природа и сущность человека? Чем он отличается от животных? 

     Происхождение человека связано с происхождением жизни вообще. Природа и сущность человека может постулироваться  в зависимости от того, каким образом  произошёл человек. В случае,  если постулируется, что человека создал Бог, то для человека естественно  быть благодетельным и послушным  верующим, если же принять, что человек  произошёл от животных более низкого  уровня развития, то естественными  окажутся многие низменные инстинкты. Мне больше импонирует гипотеза о  существовании высшего разума. Здесь  появляется смысл человеческой жизни, перспектива, вероятность вечной жизни. Это куда лучше, чем думать, что  ты никому не нужен, сегодня тебя любят, а завтра нет. Что ты случайность  в этой жизни, а впереди смерть и бессмыслица.

     Проблема  сущности человека находится в центре философского учения о человеке. Раскрытие  сущности входит в само определение  любого предмета и без этого вообще невозможно вести разговор о его  функциях, значении, существовании  и т.д.  Но человек не сводится к своей сущности. В своем реальном проявлении она обнаруживается в  его существовании. И если сущность человека — это общая характеристика рода человек, то существование каждого  индивида всегда индивидуально в  своем конкретно-эмпирическом выражении  и не исчерпывается сущностью. На самом деле человек — это всегда уже и «нечто», с одной стороны, а с другой — он всегда развивается  в определенной социальной среде, которая  накладывает на него свой отпечаток  и свои ограничения. Поэтому само индивидуальное существование человека невозможно вне этой необходимости, т.е. вне системы общественных отношений, составляющих его сущность. Вместе с тем и его сущность невозможна вне его существования. Следовательно, необходимо вести речь не о том, что  чему предшествует, а о диалектике, о неразрывной связи и единстве сущности и существования человека. Оно есть бытие индивида как целостного существа во всем многообразии форм, видов  и свойств его проявления. Эта  целостность выражается, в первую очередь, в том, что человек есть единство нескольких уровней или  планов бытия, которые находятся  в определённой соподчинённости. Первый - материальный, затем биологический. Биологический уровень – это  сама жизнь, которая настолько организованна, что удивляет своим совершенством. Грубо говоря можно  свести этот уровень к обеспечению существования. Психический уровень, который поднимается  над биологическим – это возможности, резервы организма, которые поражает своими масштабами. Следующий, нравственный уровень, стоит выше всех предшествующих. Человек ради идеи,  ради  убеждения, из-за нравственных принципов может отдать жизнь. Жизнь ничто перед лицом нравственных убеждений человека. Нравственное сознание стоит над всеми прочими уровнями. Эти уровни находятся в определённом соподчинении, и чем выше мы поднимаемся тем, оказывается, происходящее в более высоком уровне определяет состояние того, что имеет место в низших уровнях. Последний уровень – духовный. Духовность и нравственность - это разные вещи, хотя большей частью сопряжены друг с другом. Нравственность касается наших форм отношения к окружающему миру и людям. Духовность характеризует состояние души, которое выражается понятиями греха и добродетели. Человек внешне может быть нравственным и осуществлять нравственные поступки, но совершать их из побуждений духовно порочных. Человек может благотворить из-за тщеславия может совершить подвиг из-за жажды славы. Духовность касается самих истоков души, и она определяет в полном смысле слова истинное состояние человека, истинное состояние его души. Если принять то, что эти уровни существуют и сопряжены между собой и более высокий уровень определяет состояние низшего уровня, тогда оказывается, что то, что происходит в плане нравственном и психическом, органическом и материальном в своих истоках имеет высшую последнюю точку - духовное состояние человека. Если этот высший духовный план разрушен в человеке, то никакие нравственные поступки не принесут блага ни человеку, ни обществу. Уничтожив один из этих факторов, мы уничтожим самого человека. Поэтому и развитие способностей человека, и его целостное формирование всегда связано с этими основными факторами: природными задатками, социальной средой и внутренним «Я» (волей, стремлениями, интересами и т.д.). От самого человека зависит, каким он сам себя сделает и каким будет мир, в котором ему придется жить. Исходя из этого, можно думать, что идеальный мир и общество вполне возможно. Не нарушай законов бытия: не делай людям зла, «возлюби ближнего как самого себя» и т.д. и будет тебе счастье. Но порой очень сложно спокойно относиться к человеку, который причинил тебе боль или страдания, не говоря уже о том, чтобы его полюбить. Да и цели в жизни у людей разные и способы их достижения. Кого-то прельщают деньги, кого-то власть, кого-то слава. Ведь в мире очень много соблазнов, от которых трудно удержаться. Достигая заветных высот, некоторые люди приносят страдания другим, тем самым разрушая самих себя. Вот и получается, что истинный смысл и значимость человеческого бытия это понятия, которые нельзя воспринимать обобщенно, отнести ко всем или человечеству в целом. Они определяются для каждого индивидуально, определяются лишь у «последней черты», когда становится окончательно ясным, что человек сделал в этом мире, и каков  результат его существования, а иногда  лишь спустя время после смерти.

     С точки зрения многих религий и  идеалистических философий, человек  и животные относятся к различным  категориям существ, несмотря на внешнее  и генетическое сходство человека с  приматами, при этом утверждается, что  животным не свойственны (либо имеются  в зачаточном состоянии) следующие  качества: разум, воля к самосовершенствованию, духовность, высокий уровень абстракции, совесть, эстетические чувства, религиозность (вера в сверхъестественное, высший или абсолютный разум). В то же время есть основания полагать, что животным свойственны мышление, взаимовыручка, чувство справедливости, красоты, и даже аналог суеверий. В истории развития науки ее представители усматривали отличие человека от животного и объясняли его сущность, используя различные специфические качества человека. К ним,  прежде всего, относится разум.  Изучение высших животных показало, что они обладают многим из того, на что раньше считались, способны только люди. Эксперименты с обезьянами обнаружили, что они могут понимать слова, сообщать с помощью компьютера о своих желаниях, и с ними можно вести таким образом диалог. Но чем не обладают самые высшие животные, так это способностью к понятийному мышлению, т.е. к формированию отвлеченных, абстрактных представлений о предметах, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей. Мышление животных, если о таковом можно говорить, всегда конкретно; мышление человека может быть абстрактным, отвлеченным, обобщающим, понятийным, логичным. Животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемой ситуации, оно не может выйти за ее пределы, абстрагироваться от нее и усвоить отвлеченный принцип. Животное - раб непосредственно воспринимаемой ситуации. Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией. Человек способен поступать соответственно познанной необходимости - сознательно.  В поведении человека и животного много схожего. Животные испытывают чувство радости, горя, тоски, вины и т. п. ;  у них есть любопытство, внимание, память, воображение. Тем не менее, остается справедливым, что хотя животные имеют очень сложные формы поведения и создают изумительные произведения (например, паутина, которую ткет паук), человек отличается от всех животных тем, что до начала работы имеет план, проект, модель постройки. Благодаря способности к понятийному мышлению, человек сознает, что он делает, и понимает мир

     Одно  из главных отличий человека от животного  заключается в его отношениях с природой. Если животное является элементом живой природы и  строит свои отношения с ней с  позиции приспособления к условиям окружающего мира, то человек не просто приспосабливается к природной  среде, а стремится в определенной степени подчинить ее себе, создавая для этого орудия труда. С созданием  орудий труда изменяется образ жизни  человека. Способность создавать  орудия для преобразования окружающей природы свидетельствует о способности  сознательно трудиться.

Информация о работе Философия Эпохи Возрождения