Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 17:35, курсовая работа
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формулирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.
Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени - ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового ребёнка.
Введение.
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формулирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.
Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени - ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового ребёнка.
Как писала Цейтлин С. Н.: «Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его деятельности и поведении. Плохоговорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с людьми» [17].
Речевая способность человека, благодаря которой возможно общение между людьми, представляет одну из величайших загадок природы и все больше привлекает внимание. Очевидно, что основную культурную нагрузку несет лексика: слова и словосочетания. Из них складывается языковая картина мира, определяющая восприятие мира носителями данного языка. Особенно наглядно и ярко этот аспект представлен устойчивыми выражениями, фразеологизмами, идиомами, пословицами, поговорками — то есть тем слоем языка, в котором непосредственно сосредоточена народная мудрость или, вернее, результаты культурного опыта народа.
Аркин Е. А. связывает развитие словаря ребёнка с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи [2].
С помощью речи, слов ребёнок обозначает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с этим в словаре ребёнка рано появляются слова конкретного значения, позднее - слова обобщающего характера.
Изучение данной темы представляется нам достаточно актуально. Мы сможем проследить и понять, каким образом дети с нарушением развития речи овладевают системой языка совсем характеризующим многообразием лексико-грамматических и фонетических явлений; в какой последовательности усваивают лексико-грамматические единицы, их обобщённые и частные формы, операции с ними. Выявить проблемы особенностей функционирования лексикона детей старшего дошкольного возраста, и мы сможем планировать дальнейшую работу по коррекции эмоциональных нарушений.
Объект исследования: функционирование лексикона старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности функционирования лексикона детей старшего дошкольного возраста.
Целью исследования явилось выявление особенностей функционирования лексикона детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. Изучить психолого-
2. Разработать
методики эксперимента, направленные
на выявление особенностей
3. Выявить особенности
функционирования лексикона
Гипотеза: мы полагаем, что для детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3уровня характерны особенности функционирования лексикона, что для детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3-го уровня характерны особенности в использовании относительных прилагательных.
Глава 1. Теоретические подходы к изучению проблемы особенностей функционирования лексикона детей старшего дошкольного возраста.
1.1. Лингвистический
аспект изучения лексикона
Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки. Это наука о естественном человеческом языке вообще и обо всех языках мира как индивидуальных его представителях. В широком смысле слова, лингвистика подразделяется на научную и практическую. Чаще всего под лингвистикой подразумевается именно научная лингвистика. Является частью семиотики как науки о знаках.
Ле́ксика (от др.-греч. τὸ λεξικός — «относящийся к слову», от ἡ λέξις — «слово», «оборот речи») — совокупность слов того или иного языка, части языка или слов, которые знает тот или иной человек или группа людей. Лексика является центральной частью языка, именующей, формирующей и передающей знания об объектах реальной действительности.
Сравним понятие лексики и понятие словаря. Словарь - лексика, словарный состав языка, диалекта какой-либо социальной группы, содержащая собрание слов (или морфем, словосочетаний, идиом и т. п.), расположенных по определенному принципу, и дающая сведения об их значениях, употреблении, происхождении, переводе на другой язык или информацию о понятиях, предметах, ими обозначаемых, о деятелях в какой-либо области науки, культуры. Здесь видно, что лексика и словарь тесно взаимосвязаны. Понятие лексики намного шире понятия словаря. Лексика включает в себя словарь.
Теперь, необходимо сравнение понятий лексемы и семы с понятием слова. Лексе́ма (от др.-греч. λέξις — слово, выражение, оборот речи): слово как абстрактная единица естественного языка.
Се́ма — дифференциальный семантический признак, компонент значения, который выявляется при сопоставлении значений разных слов.
Шахнарович А. М. писал: «Слово (однозначное аксиоматическое обозначение в лексике) — одна из основных структурных единиц языка, которая служит для наименования предметов, их качеств и характеристик, их взаимодействий, а также именования мнимых и отвлечённых понятий, создаваемых человеческим воображением. Из всех этих понятий: лексика, словарь, лексема, сема, слово, вытекает понятие лексикона, которое является основополагающим.
Лексикон (греч. lexikon - словарь), 1) то же, что словарь (устаревшее выражение). 2) Запас слов, выражений (напр., "бедный лексикон у кого-нибудь"). Это совокупность слов, выражений, используемых кем-либо, или где-либо, характерных для кого-либо (в словаре Ефремовой).
Слово приобретает различное значение и в зависимости от интонации. Слово прекрасно может обозначать высшую степень похвалы, иронию, сарказм, издевку» [18].
В качестве основных выделяют следующие компоненты значения слов (по А.Л. Леонтьеву, Н.Я. Уфимцевой, С.Д. Кацнельсону):
- денотативный компонент, т. е. отражение в значении слова особенностей денотата (стол – это конкретный предмет);
- понятийный, или
концептуальный компонент,
- коннотативный
компонент – отражение
- контекстуальный
компонент значения слова (
Исследования показывают, что ребёнок сначала овладевает денотативным компонентом значения слова, т. е. устанавливает связь между конкретным предметом и его обозначением.
Понятийный словарь усваивается ребёнком позднее по мере развития операций анализа, синтеза, сравнивания, обобщения.
Бородич А. М. в своих работах пишет, что постепенно ребёнок овладевает и контекстуальным значением слова. Так, ребёнок дошкольного возраста с большим трудом овладевает переносным значением слова, афоризмами [3].
В учебнике по русскому языку Баранова М. Т., Костяевой Т. А., Прудниковой А. В. представлена следующая классификация прилагательных.
Имя прилагательное – это часть речи, обозначающая непроцессуальный признак предмета и выражающая это значение в словоизменительных морфологических категориях рода, числа и падежа. Прилагательное обладает морфологической категорией степени сравнения и имеет полные и краткие формы.
Прилагательные классифицируются по двум основаниям: во-первых, по характеру самого называемого признака и, во-вторых, по характеру обозначения признака, то есть по тому, получает ли признак в слове свое лексическое выражение или на наличие признака только указывается, но сам признак не называется. Эти классификации, равно существенные для грамматической характеристики прилагательных, не подчинены друг другу и существуют независимо одна от другой.
Классификация
по первому признаку разделяет
прилагательные на два лексико-
Относительные прилагательные составляют основную и непрерывно пополняемую массу русских прилагательных (не пополняемы лишь группы прилагательных порядковых и местоименных). Это, прежде всего прилагательные притяжательные, так как их значение иное: это отношение, устанавливаемое между предметом (или признаком) и другим предметом, признак которого обозначается прилагательным. Например: мамина дочь, сестрина сестра, сестрина мама, мамина сестра
Относительные прилагательные имеют только полные формы, они мотивированы словами разных частей речи: существительными (железный, весенний, отцов, рыбий), глаголами (плавательный, лечебный), наречиями (прежний, вчерашний), числительными (двойной: тройственный).
Русская грамматика относит к относительным прилагательным:
- притяжательные, имеющие собственные словообразовательные и словоизменительные характеристики,
- порядковые (счетные) (второй, третий),
- местоименные прилагательные (какой, который, свой).
Порядковые
относительные прилагательные (называемые
также порядковыми
- мой, твой, свой – “относящийся ко мне, к тебе, к себе”;
- такой, этот, тот – “тот, на который говорящий указывает определенно;
- какой-то, некоторый, некий – “тот, который говорящему неизвестен” [4].
1.2. Психолингвистический
аспект изучения лексикона
Слово в лексиконе человека, являясь результатом взаимодействия человека с окружающим миром, выражает значительно больше, чем может быть обнаружено в процессе исследования абстрактной лексико-семантической системы языка, то есть без выхода за рамки лингвистики.
Залевская А. А.: «Слово выражает опыт человека в его взаимодействии с объективным миром, познавательные процессы человека. Исходя из данного утверждения, предлагается исследовать организацию единиц лексикона с точки зрения психологических процессов памяти и мышления» [11]. Именно в памяти человека хранится информация о структуре нашего знания и его организации. Память не только запоминает и хранит информацию, но и преобразует полученные сведения, как утверждает Кубрякова Е. С. [12].
Изучение лексики с точки зрения мыслительных процессов, составляет предмет исследования психолингвистики, которую "можно считать дисциплиной лингвистической, так как она изучает язык, и дисциплиной психологической, так как она изучает язык как феномен психики". Л. В. Сахарный выделяет три основных принципа, лежащих в основе психолингвистической науки, главным из которых является фактор человека.
Фактор
говорящего или слушающего
Сахарный Л. В.: «Психолингвистика - экспериментальная наука, тогда как традиционная лингвистика основывается на "методе наблюдения", исследуя "готовый" текст. Для психолингвистики главным является не язык в отвлечении от человека, а человек и его речевая деятельность. Поэтому можно утверждать, что психолингвистика не отрицает теоретических материалов, накопленных традиционной лингвистикой, а использует их в своих экспериментах» [15].
Определение лексикона как словаря значимых элементов языка, входящего в базовый компонент грамматики, или как компонента грамматики, включающего всю фонологическую, морфологическую, семантическую и синтаксическую информацию, т.е. все, что говорящие знают об отдельных словах и морфемах.
Весьма симптоматичным для изменения трактовки роли лексикона и его соотношения с грамматикой представляется появление работы Ч. Осгуда, которую он назвал "Абстрактной грамматикой употребления языка", хотя лексикону в ней уделяется особое внимание. Подчеркнув неправомерность отождествления лингвистических научных построений ("грамматик компетенции") с "глубинной ментальной грамматикой", Ч. Осгуд оперирует понятием глубинной когнитивной системы, которая трактуется как высокоструктурированная система переработки семантической информации, семантическая по своей природе и вовлекающая синтаксис лишь при переходах между этой структурированной семантической системой и поверхностными формами продуцируемых и получаемых предложений. При этом подчеркивается, что наиболее "естественные" когнитивные структуры складываются в доязыковом познании, поэтому легче перерабатываются предложения, соответствующие таким структурам; глубинная когнитивная система является общей для переработки языковой и неязыковой (перцептивной) информации при взаимодействии обоих каналов не только у детей, но и у взрослых; познание и коммуникация направляются не столько логическими (денотативными), сколько психологическими (аффективными) основополагающими движущими силами.