Капризы и упрямства детей дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 16:11, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы в том, что многие практические работники, имея теоретические знания об упрямстве и капризах, особенностях их проявления не всегда адекватно оценивают этот период и могут подобрать эффективные приемы воздействия на детей, так же не все родители имеют теоретические и

Содержимое работы - 1 файл

курсовая работа капризы и упрямства Word.docx

— 89.71 Кб (Скачать файл)

В возрасте 3 - 5 лет ребенок проходит перестройку, в процессе которой приобретает  новый опыт под названием "Я  сам", начинает больше понимать, острее переживать эмоциональный конфликты. Именно в это время и появляются первые настоящие капризы, так пугающие родителей. До этого такой покладистый  ребенок вдруг словно забывает все  другие слова кроме "нет" и "не хочу", становится капризным и  строптивым, упорно отказывается выполнять  наши требования. И ведет он себя при этом крайне, на наш взгляд, некрасиво: кричит, визжит, топает ногами, плачет, швыряет все, что попадается под  руку, бросается на пол. Причем все  это может происходить не только дома, но и на улице, на глазах у многих сочувствующих.

Существует  несколько основных причин детских  капризов. Во-первых, ребенок может  капризничать, если его что-то беспокоит, например, у него что-то болит, но сам  этого не понимает, просто ощущает  дискомфорт. Ведь маленькие дети не могут чувствовать, что происходит в их организме, так, как это чувствует  и понимает взрослый. Во-вторых, капризничая, малыш, возможно, просто хочет привлечь к себе ваше внимание. Он выбрал такой  способ пообщаться с вами, потому что ему не хватает вашего общества, внимания, вашей любви, наконец. В третьих, ваш ребенок, вероятно, уже понял, что капризами, слезами и истерикой он может добиться от вас всего, чего захочет. И он начинает этим пользоваться. Это верный сигнал того, что вам не хватает твердости в борьбе с детскими капризами. Но твердость вовсе не означает категоричность и авторитарность. Необходимо спокойно, без криков и наказания дать понять ребенку, что есть в этой жизни правила, которые ни при каких обстоятельствах не могут быть нарушены. Малыш в этом возрасте вполне способен понять, что не все в этом мире подчиняется его желаниям. И в ваших силах объяснить ему это.

И наконец - вариант четвертый, самый распространенный, на котором мы остановимся подробнее  в силу того, что многие родители просто не подозревают о его существовании, объясняя капризы ребенка первыми  тремя причинами. И - как следствие - неправильно себя ведут, только усугубляя  ситуацию. Очень часто капризами  ваш ребенок выражает протест  против чрезмерной опеки и демонстрирует  желание быть самостоятельным. Это  тем более естественно, если вы придерживаетесь  авторитарного стиля воспитания, стремясь привычно диктовать малышу все его поступки. При этом мы руководствуемся самыми лучшими  побуждениями, ведь мы знаем "как  надо". Но в этом возрасте ребенок  способен уже критично оценивать  это "надо", оно для него далеко не всегда очевидно. Именно поэтому  лучше спокойно объяснить ребенку, почему вы именно этого от него хотите, чем требовать безусловного послушания. Ведь очень часто малыш реагирует  именно на категоричный тон запрета, не оставляющего ему никаких альтернатив  для проявления самостоятельности, а не на сам смысл. Многочисленные исследования психологов показывают, что ребенку уже с раннего  возраста для гармоничного развития необходим определенный баланс между  опекой (запретами) и свободой. Он должен чувствовать, что его не только опекают, но и дают ему право самостоятельного выбора, уважают его. Многие родители, уверенные, что придерживаются демократического стиля воспитания, на самом деле ведут себя прямо противоположным  образом. Такие "заботливые" мамаши буквально шагу не дают ступить своим  чадам самостоятельно: "Туда не ходи", "Это не трогай", "Здесь не играй!". Всегда ли необходимо оберегать  малыша от неприятностей? Ваш ребенок  не кукла и не кусок глины и  во многом творит себя сам, нравится вам  это или нет. Ему необходимо все  узнать и все попробовать самому, а без набивания шишек это  не получится. Гораздо полезнее объяснить  ребенку, как надо поступать в  той или иной ситуации и какие  последствия его ждут в случае того или иного поступка, а не запрещать все подряд. И пусть  он сам сделает выбор. Не бойтесь  этого. Гораздо больше, чем настойчивое  упрямство, вас должно насторожить  безоговорочное послушание малыша.

Подчас  во многих семьях чрезмерная строгость  диктуется интересами родителей, которым  послушное дитя доставляет меньше хлопот. Ведь всегда удобнее, если ребенок тих, спокоен, сидит в уголке и никому не мешает, не отвлекает взрослых вопросами и просьбами поиграть. Но каким вырастет такой малыш?

Переступив  трехлетний порог самостоятельности  под названием "Я сам", ребенок  хочет распространить ее на все, а  мы своими нотациями, запретами и  наставлениями препятствует ему, ущемляем его хоть маленькое, но человеческое достоинство. И в который раз, даже не заметно для себя, но ощутимо  для него, показываем, что он - "ничто", а мы - "над ним". И малышу остается только возгласом несогласия утверждать свое Я. Упрямство - это своеобразная защитная реакция ребенка, протест  против ущемления его самостоятельности. И, кстати, чем он сильнее, тем сильнее  его Я - основа будущего характера. Подумайте, какой ценой вы стремитесь оставить его в прежних рамках? И не думайте, что в случае вашей авторитарной "победы" над упрямством малыша вам станет легче жить. Как раз  наоборот. Вы рискуете получит безвольного, безликого человечка. И очень  скоро вам придется бить тревогу  по другому поводу: "Что делать, ведь мой ребенок совсем не приспособлен к жизни. Он не уверен в себе, всего  боится. Он робок, замкнут, недоверчив, обидчив, не ладит со сверстниками". С жалобами подобного рода обращаются к психологу около половины всех родителей. Причем возраст детей  при этом варьируется от 5 до 16 лет. И невдомек таким родителям, что  корни инфантилизма их детей находятся  в этом самом, первом "пике капризов", когда взрослым удалось-таки сломать  втиснуть в удобные для них  рамки своего ребенка. А ведь из детского эгоизма в дальнейшем формируется  самоуважение, а из упрямства - настойчивость.

Поэтому так важно не воевать с упрямством, не "давить" его, а найти с  ребенком общий язык, уважая его  личность. Любое новое требование или запрет должны быть, прежде всего, разумны и понятны малышу. Старайтесь говорить с ним, как с равным, это  очень важно для становления  его характера. И это единственный способ облегчить первый "пик  капризов" и для себя и для  ребенка. Вам кажется, что он все  делает вам назло? Помните, как звучал ваш запрет? Если это было просто "нельзя", без всякого объяснения, то вы почти наверняка столкнетесь  с упрямством. Ведь в этом возрасте на свете нет ничего заманчивее, чем попытаться сделать то, что "нельзя". И в этом суть любой индивидуальности.

Таким образом, можно сделать вывод, что  упрямства и капризы свидетельствуют, прежде всего, о трудностях социализации: у детей сильных это выражается в упрямстве, слабых – капризах. Чтобы справиться с упрямством ребенка, необходимо вначале узнать о причинах его 

возникновения. 
 

  
 
 

2. Особенности  проявлений капризов и упрямств  у старших дошкольников 

2.1 Содержание  капризов и упрямств дошкольников 

Ребенок первых лет жизни сохраняет непосредственность в выражении чувств и желаний, и от взрослых зависит, насколько  естественно и прочно войдет в  его жизнь осознанная необходимость подчиняться социально приемлемым нормам поведения. Излишняя строгость, давление, заставляющее безоговорочно и сразу же подчиняться не всегда к тому же своевременным, справедливым и последовательным требованиям, могут служить питательной почвой для появления протестных реакций, одним из вариантов которых и будет упрямство. К примеру, излишне раннее приучение малыша к навыкам опрятности, самостоятельного принятия пищи и самообслуживания может не реализоваться так быстро, как хотят этого чрезмерно принципиальные, властные или беспокойные родители.

Тогда ребенок будет для них упрямым, что, однако, отражает лишь субъективную  оценку  его  ответного  поведения.   Оно может быть вовсе не капризом, а реальной необходимостью, защитой от чрезмерных и не всегда продуманных требований взрослых. Через несколько месяцев проблема  упрямства   не  возникла  бы, так как прогрессирующее психическое  развитие ребенка и его осознанное отношение к  предлагаемым  действиям  позволили бы ему самому стремиться к опрятности.    

Упрямство чаще возникает у самолюбивых, обладающих повышенным чувством собственного достоинства, и одновременно активных и энергичных от природы детей. Сочетание самолюбия  и сценичности порождает то, что  обычно обозначается как своеволие, своенравие, являющееся, по существу, нормальным вариантом психического развития и  приобретающее патологическое звучание только при стечении ряда неблагоприятных  обстоятельств. Например, некоторые  дети неузнаваемо меняются во время  болезни, когда для них все  плохо и все не так, все раздражает. Процедуры они делать не хотят, лекарства  пьют насильно, а все дело в том, что они не могут примириться  с невозможностью чувствовать себя свободно и непринужденно, как это  было до болезни.    

Наблюдения  показывают, что чаще на неискоренимое  упрямство своих детей жалуются родители, которые либо не хотели раньше иметь ребенка, либо его пол не соответствовал их ожиданиям. Как правило, требования таких родителей не сопровождаются уважением, признанием, помимо обязанностей, и прав ребенка. Наиболее «вредными» с точки зрения матерей оказываются мальчики, похожие на отцов, если с последними у матерей напряженные отношения. Тогда мать непроизвольно переносит свое раздражение на сына, обвиняя его в злостном упрямстве и физически наказывая за малейшую провинность. Так она компенсирует свое недовольство во взаимоотношениях с отцом. Данная ситуация возможна только в случае доминирования матери в семье. Если в семье уже есть дочь, которая похожа на мать, то положение этих мальчиков при занятости отца или блокировании его семейной роли является особенно тяжелым. Несмотря на свой исключительно «вредный» характер, они производят впечатление заброшенных, печальных и боязливых, часто болеют, мочатся по ночам или страдают бронхиальной астмой. В данном случае упрямство — это миф, созданный матерью, результат конфликта матери с отцом, жертвой которого стал ребенок. Его единственная вина состоит в том, что он некстати появился на свет и слишком походит на нелюбимого мужа. В другом семейном варианте упрямство возникает как следствие неразрешимого конфликта родителей, их противостояния друг другу без уступок и кардинальных перемен. Ребенок настолько пропитывается атмосферой негативизма, что начинает вести себя аналогичным образом, не усматривая в этом ничего плохогоКак матери,так и отцы,считающие  своих детей упрямыми, излишне волнуются по поводу тех или иных затруднений в отношениях с ними и аффективно застревают на этих проблемах, вместо того чтобы разрешить их конструктивным, рациональным образом. Более того, родители часто сами оказываются упрямыми, не отвечав своевременно на просьбы, будучи вечно занятыми, раздраженными или равнодушными к внутреннему миру и переживаниям своих сыновей и дочерей.Мы  рассмотрели возрастные и психологические стороны упрямства, но есть еще и физиологическая и болезненные стороны, которые следует рассмотреть отдельно.Иногда  упрямство обусловлено особенностями  билатеральной регуляции   (функционального соотношения правого и левого  полушария). Скорее всего, следует думать о некотором доминировании правого полушария, при котором ведущей оказывается левая рука. Действительно, у этих детей в 2 года более бурно протекает возрастной период самоутверждения.В другом варианте упрямство проявляется, главным образом, беспричинным негативизмом, сочетающимся с агрессивностью. Ребенок не отдает себе отчета в таком поведении, не переживает и не испытывает чувства вины, уговорить его удается с трудом и то лишь на короткое время. Это психопатическая форма упрямства, и здесь требуется не столько психологическое, сколько психиатрическоевмешательство.Чаще  всего наблюдается невротическая  форма упрямства, определяемая родителями как «дух противоречия». В отличие от психопатического невротически обусловленное упрямство всегда в той или иной степени сопровождается чувством вины и переживаниями по поводу своего поведения, но, несмотря на это, оно возникает снова и снова, так как носит непроизвольный, болезненный характер, являясь одним из выражений общего функционального расстройства высшей нервной деятельности, возникающего, в свою очередь, под воздействием длительно действующего и неразрешимого для ребенка эмоционального стресса. Функциональные расстройства нервной деятельности при неврозах представлены вначале повышением активности процессов возбуждения и торможения, затем так называемыми фазовыми состояниями мозга: уравнительной, парадоксальной и ультрапарадоксальной фазами.При преобладании процессов торможения перестают оказывать действие обычные раздражители и нужна дополнительная стимуляция для побуждения ребенка выполнять то или иное действие. Он как бы спит на ходу, все делает чрезмерно медленно «копается без конца», зашнуровывает ботинки целый час, вяло ест отвлекается не может собраться вовремя, а иногда сидит, бесцельно уставившись в одну точку. Такой ребенок всегда и числе отстающих, и ему  достается  больше,   чем   другим.   Родители, выведенные из себя все нарастающей медлительностью, воспринимают ее как вызов, непослушание, упрямство и начинают кричать, угрожать или бить ребенка. Но это дает только кратковременный эффект типа толчка с последующим еще более выраженным торможением.Упрямство на данной стадии развития невроза  представляет, по существу, защитное торможение мозга, предохраняющее его в известной мере от истощения. Торможение более характерно для детей с флегматическим темпераментом и так не быстрых, обстоятельных, которым нужно определенное время для «раскачки», но затем которых трудно остановить, они могут продолжать начатое дело, даже если в этом нет особой необходимости. Заострение при неврозах черт флегматического темперамента под влиянием излишней стимуляции, понуждений и опять же безоговорочных требований родителей создает феномен «флегматизма вдвойне» — состояние общей заторможенности и вялости.    

У детей с наиболее распространенным сангвиническим темпераментом одновременно существуют повышенная возбудимость и тормозимость. В чем-то они становятся чрезмерно быстрыми, торопливыми, говорливыми и непоседливыми, в чем-то излишне заторможенными, вялыми и сонливыми. Вместе это порождает неустойчивость настроения, капризность, своеволие и упрямство, являющиеся фактически симптомами развивающегося невротического заболевания. Возникающие в дальнейшем фазовые состояния коры головного мозга уже безотносительны к темпераменту ребенка, что свидетельствует о большей тяжести нервных расстройств.    

В уравнительной фазе происходит ослабление процессов как торможения, так и возбуждения, когда ребенку становится все труднее сдерживать и контролировать свои чувства, направлять мысли в нужное русло, при нарастающей утомляемости, вялости, снижении побудительной активности. Нет уже прежней живости, яркости чувств, накала эмоций. Ребенок не может когда нужно возбудиться (ярко и полно выразить свои чувства, например гнев, радость или печаль) и быстро затормозиться (успокоиться, забыться, расслабиться). Все указания он воспринимает пассивно, нехотя, как бы между прочим и быстро о них забывает, что и создает у родителей впечатление о нем как об упрямом ребенке. Фактически же идет процесс болезненного ослабления общего энергетического потенциала, что и составляет патофизиологическую основу данной фазы.    

В следующей, парадоксальной фазе процессы возбуждения  и торможения как бы меняются местами. Вместо возбуждения возникает торможение (например, страх при ответах, скованность  при встречах с незнакомыми людьми), а вместо торможения возникает возбуждение (выход чувств из-под контроля, беспокойство. Раздражительность, слезы — то, что обозначается как истерика).    

В то же время слабое, но эмоционально положительное  воздействие может привести к  неожиданному эффекту, когда ребёнок  словно просыпается и ведет себя как раньше. Говоря физиологическим  языком, активизация биоэнергетических  систем организма происходит только под воздействием пусть и слабых, но положительных раздражителей, а  отрицательные, какой бы они ни были силы, не способны привести к подобному  результату. Вот почему бывают безуспешными физические наказания с целью  добиться послушания. Родители в данном случае фактически воюют с ветряными  мельницами, поскольку «упрямство»  на данной стадии развития невроза  в виде парадоксальной фазы — это  проявление уже выраженного болезненного расстройства. И следовательно, меры здесь нужны в первую очередь  не воспитательного, тем более наказующего  характера, а лечебно-педагогические: прекращение постоянных «дерганий», непосильных требований и запретов, налаживание эмоционального контакта с ребенком и, конечно, помощь специалиста (психотерапия, гипноз, общеукрепляющие  и активизирующие средства).    

Информация о работе Капризы и упрямства детей дошкольников