Знания и информация как ключевые факторы успеха в сфере предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 14:00, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение роли и значения знаний и информации как ведущего фактора успеха современной предпринимательской деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
- охарактеризовать знания и информацию как фундаментальную основу формирования современной экономики знаний;
- рассмотреть возможность получение экономической выгоды от знаний и информации;

Содержание работы

Введение 3
1. Знания и информация как главный источник экономического роста предпринимательства России 5
1.1. Знания и информация как фундаментальная основа формирования современной экономики знаний 5
1.2. Получение экономической выгоды от знаний и информации 12
2. Знания и информация как объекты управления в предпринимательской деятельности 23
2.1. Подходы к управлению интеллектуальными ресурсами 23
2.2. Организация и поддержка творческих процессов 27
Заключение 33
Список литературы 35

Содержимое работы - 1 файл

Копия Копия Знания и информац как факторы успеха.doc

— 301.50 Кб (Скачать файл)

Рассмотренное понятие потребления знания дает ответ на вопрос, почему спрос является ключевым в экономике знаний. Легко предста­вить ситуацию, что дифференциальное исчисление было открыто не И. Ньютоном и Г.В. Лейбницем, а задолго до них. Но тогда это откры­тие ни у кого не вызвало интереса и потому не зафиксировалось в па­мяти человечества. Поэтому предложение знания есть, конечно, важная сторона процесса, но не определяющая. Спрос и только спрос решает, жить или не жить знанию дальше. Как это, быть может, ни печально, но нет ни малейших сомнений в том, что огромное число идей, откры­тий, изобретений и других произведенных людьми знаний исчезло, так сказать, по-настоящему не родившись. То же самое можно сказать и о потенциальных гениях человечества.

Как известно, идея, открытие, изобретение, фундаментальное знание используются в жизни, если попадают на благодатную почву. Это очень похоже на почву, на которой произрастают, например, злаки. Если это чернозем, то это хорошая среда и пшеница будет расти, а если это песок, как в пустыне Сахара, то ничего не вырастет. Есть показатели, которые указывают и на степень благоприятности предпринимательской среды.

Уровень развития предпринимательской среды можно измерять с помощью индексов, характеризующих состояние того или иного аспекта эконо­мики и общества. Сектор подсчета индексов только формируется, в нем много моментов, не устраивающих пользователей. Например, у многих компаний, рассчитывающих индексы, присутствует идеологическая направленность, что совершенно недопустимо. В таких индексах, как уровень развития демократии, экономической свободы, коррупции, и даже в рейтингах, скажем, университетов, просматривается идеологи­ческий уклон. Тем не менее индексы дают более четкую информацию о состоянии того или иного аспекта развития общества. Для инноваци­онной среды важны:[2]

•   экономическая свобода;  

•   отсутствие коррупции;

•   отсутствие бюрократических барьеров;

•   совокупность условий для развития малого бизнеса;

•   конкурентоспособность;

•  доступность венчурного капитала;

•   лояльное отношение общества к коммерческому успеху;

•   защищенность от криминала и произвола чиновников;

•   механизмы исполнения контрактов.

Практически по всем перечисленным аспектам у России имеются серьезные проблемы. Ключевой, пожалуй, является проблема конкурентоспособ­ности.[3]

Когда говорят об инновационной экономике − экономике знаний, то имеют в виду главный инструмент этой экономики — рынок знаний, знаний, понимаемых в самом широком смысле этого слова.

Рынок знаний как институт существенно отличается от традиционных рынков и организуется специальным образом. Он представлен следующими составляющими:

•   институты собственности на знания (авторское и патентное пра­во,, законы, охраняющие интеллектуальную собственность);

• собственно рынок (знаний, услуг, труда, прав; рыночные площад­ки, в частности, биржа технологических компаний, особенности цено­образования);

•   инновационные менеджеры;

•   консультационные компании;

•   судебная система (исполнение контрактов);

•   инкубаторы, инновационные зоны, технологические парки, вы­ставки.

В каждом из перечисленных институтов имеется масса тонкостей, которые требуют специальной подготовки для их освоения. В научной литературе представлены многочисленные публикации обо всех этих особенностях. Широкая публика весьма смут­но понимает такие понятия, как «неотделимое знание», «репутация», «бренд», «патент», «лицензия», «компетенция», «умение». На практике это приводит к недоразумениям, обману и подобным вещам. Поэтому просветительская деятельность есть немаловажный компонент при фор­мировании инновационной экономики и общества знаний в целом.

Отметим, что своровать можно толь­ко так называемое кодифицированное знание, знание, которое сущес­твует независимо от носителя этого знания. Неотделимое, или личност­ное, знание существует только вместе со своим носителем. Оно имеет прямое отношение к рынку рабочей силы, воплощающей в себе знание.

В последние годы рынок интеллектуальной рабочей силы начинает бурно развиваться, в том числе и в России. В частности, особый инте­рес представляют трехсторонние контракты, в которых участвуют:

1) собственно объект продажи, например, студент вуза;

2) сам вуз как ответственный за образование;

3) компания, в которую выпускник при­дет после окончания вуза.

Завершая краткую характеристику формирующейся в России экономики знаний, отметим существенное ее отличие от классической рыночной экономики.

В обычной рыночной экономике есть производитель продукта — тот, кто его производит, и есть потребитель, который в ма­газине его покупает. Когда началось становление экономики знаний, все именно так и понимали: есть производители знаний (например, изобретатели, которые что-то изобретают). Потом изобретение «упако­вывается» с помощью инновационных менеджеров, юристов, которые в итоге предложат это изобретение потребителю (например, инвести­ционной компании, которая потом на этом будет «делать деньги»). Та­кова классическая схема. Однако по мере развития экономики знаний производитель знаний начинает «сближаться» с их потребителем, и сложно определить, кто производитель, а кто потребитель знания, по­тому что знание не всегда четко идентифицируется — кто его произвел, а кто его потребил. 

1.2. Получение экономической выгоды от знаний и информации

 

Хотя основа знаний как активов заключена в опыте и квалификации индивидов, фирмы обеспечивают материальную и социальную инфра­структуру, а также структуру аллокации ресурсов для превращения зна­ний в компетенции. То, каким образом конфигурированы и распреде­лены компетенции и знания как активы, во многом предопределяет результаты конкурентной борьбы и коммерческий успех предприятия.

Необходимо различать процессы создания нового знания и его ком­мерциализации. Создание нового знания в виде автономных (специа-лизированных) инноваций является особенно важной функцией управ­ления. На это могут быть направлены усилия индивида либо исследовательской лаборатории, либо автономных бизнес-единиц. Здесь не требуется сложной организации.

Такой процесс создания знаний осо­бенно приемлем для малых организационных единиц. Однако для ком­мерциализации новой технологии необходима сложная организация. Новые вызовы требуют новых организационных форм, понимания при­роды знаний и компетенций как стратегических активов. Природа зна­ний и способы, которыми они могут покупаться и продаваться, имеют ключевое значение для стратегических аспектов управления знаниями и компетенциями.

     Возможность репликации, имитации и присвоения экономической выгоды-

Репликация подразумевает передачу либо иное перемещение компетенций из одного конкретного экономического контекста в дру­гой. Поскольку производительное знание обычно «встроено» в фирму, то указанные задачи нельзя решить путем простой передачи информа­ции. Только в случаях, когда явное знание полностью кодифицировано и понято, вопрос репликации может быть сведен к простой проблеме передачи информации. Слишком часто контекстуальной зависимости результатов деятельности фирмы уделяется мало внимания, и потому, если фирмы в прошлом не имеют опыта многократной репликации своих систем продуктивного знания, акт репликации, скорее всего, будет трудноосуществим. Действительно, репликация и трансфер зна­ний часто невозможны вне трансфера людей, хотя данное условие мо­жет быть минимизировано при наличии инвестиций в преобразование неявного знания в кодифицированное. Однако зачастую это попросту невозможно.

Короче говоря, знания как активы обычно трудно реплицировать. Не всегда можно даже точно определить все организационные рутины, которые поддерживают конкретную компетенцию.

Следствием репликации являются по крайней мере два типа страте­гической ценности. Один из них состоит в способности поддерживать географическую и продуктовую экспансию. Репликация может служить источником ценности в той степени, в которой рассматриваемые спо­собности фирмы соответствуют потребностям клиентов вне зависимо­сти от их местонахождения. Другой тип ценности состоит в том, что способность к репликации свидетельствует о возможностях фирмы в области обучения персонала и совершенствования процессов. Понима­ние процессов, как производственных, так и управленческих, является ключом к их совершенствованию. Иначе говоря, организация не может улучшить то, что находится за пределами ее понимания. Зачастую не­обходимо глубокое понимание процессов для кодифицирования и реп-ликации.

Действительно, если знание является в высшей степени не­явным, то это указывает на недостаточное понимание лежащих в его основе структур, что ограничивает возможности обучения, поскольку научные и инженерные принципы не могут найти здесь систематичес­кого применения. В этом случае процесс обучения вынужден идти ме­тодом проб и ошибок, а возможности современной науки оказываются незадействованными.[4]

Имитация является репликацией, осуществляемой конкурентом. Если репликация фирмой собственных процессов происходит с трудом, то осуществить имитацию еще сложнее. На конкурентных рынках имен­но возможность имитации определяет устойчивость конкурентного преимущества. Возможность имитации означает утрату экономической ренты (сверхприбыли). Имитацию затрудняют те же факторы, которые затрудняют и репликацию: чем более неявным является производствен­ное знание фирмы, тем сложнее будет его репликация самой фирмой либо ее конкурентами. В условиях, когда доля неявного знания высока, имитация вполне может быть неосуществима, если она не сопровож­дается переходом ключевых сотрудников фирмы к ее конкурентам и трансфером ключевых организационных принципов.

В развитых странах система прав интеллектуальной собственности препятствует имитации определенных способностей фирмы и в неко­торых конкретных ситуациях создает непреодолимый барьер для ими­тации. Наряду с,патентной системой еще несколько факторов обуслов­ливают разницу между затратами на репликацию и затратами на ими­тацию. Одним из таких важных факторов является открытость технологии или организации для изучения. Имитации продуктовой технологии можно достичь с помощью такой стратегии, как реинжи­ниринг, которая, однако, не «срабатывает» в случае процессной техно­логии, поскольку фирме нет необходимости ее демонстрировать, чтобы извлечь из нее выгоду. Фирмы, обладающие продуктовыми технологи­ями, с другой стороны, оказываются в менее благоприятных условиях, так как должны демонстрировать то, чем обладают, в целях извлечения прибыли из этих технологий. Производственные секреты, таким обра­зом, могут быть лучше защищены, если нет необходимости раскрывать их в ситуациях, когда конкуренты могут их изучить,

Термин «режимы присвоения» (appropriability regimes) экономической выгоды описывает степени легкости имитации. Возможность присвое­ния зависит как от легкости репликации, так и от степени эффектив­ности прав собственности как барьера для имитации. Возможность присвоения будет высокой, когда сложность репликации является не­отъемлемой характеристикой технологии и при этом система прав ин­теллектуальной собственности обеспечивает правовые барьеры для имитации. В случае, когда технология легко поддается репликации, система защиты прав интеллектуальной собственности отсутствует либо неэффективна, возможность присвоения будет низкой. Существуют также промежуточные ситуации (табл. 1).

Таблица 1

Режимы присвоения экономической выгоды от знаний как активов

 

Возможность репликации, присущая

конкретному знанию

Легкая

Трудная

Права интеллектуальной собственности

Слабые

Слабый режим

Умеренный режим

Сильные

Умеренный режим

Сильный режим

Информация о работе Знания и информация как ключевые факторы успеха в сфере предпринимательства