Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 00:17, курсовая работа
Инновационные компании (фирмы, основанные на новых технологиях) являются основным источником новых инновационных продуктов. Но они также являются тем классом компаний, которые практически повсеместно (как в России, так и в странах Европы) имеют наибольшие трудности в привлечении капитала. Понимание специфических характеристик таких компаний/проектов необходимо для успешного привлечения инвестиций для их реализации.
Введение……………………………………………………………….....…2
1. Теоретические основы венчурного финансирования
предпринимательской деятельности.........................................................…3 - 20
1.1 Венчурное финансирование в системе инвестиционной
деятельности...................................................................................................3 - 16
1.2 Инвестиционные риски в системе венчурного финансирования предпринимательской деятельности………………………………........…17 - 20
2. Тенденции и специфика развития венчурного финансирования
в России и за рубежом……………….………………………………….….21- 37
2.1 Особенности венчурного финансирования предпринимательской деятельности в США и Европе………………………………………….…21 - 27
2.2 Анализ механизма венчурного финансирования в России……...…...28 - 36
2.3 Организационно-экономические основы развития венчурного
бизнеса в России………….………………………………………………..37 - 41
Заключение………………………………………………………………….42 - 43
Список литературы…………………………………………………………44
Необходимо
отметить, что в настоящее время
значительно активизировался
Несомненно, высокое значение доходности европейского венчурного бизнеса является одним из наиболее серьёзных стимулов для импорта капитала в эту отрасль.
Основные
этапы инфраструктурного
С
участием Европейской ассоциации венчурного
капитала была создана Европейская
ассоциация биржевых дилеров (EASD) –
объединение венчурных
Категории национальных инвесторов, обеспечивающих приток капиталов в индустрию венчурного бизнеса, практически повторяют американскую структуру. Основными инвесторами являются корпоративные: пенсионные фонды, банки, страховые компании, крупные промышленные корпорации. Доля участия индивидуальных инвесторов (бизнес-ангелов) в общем объёме инвестиций составляет не более 2 %. Принципиальной особенностью же является присутствие значительной доли «неевропейского» капитала, в первую очередь американского. Более того, в наиболее развитых европейских странах венчурный бизнес уже нельзя квалифицировать как национальный по действующему капиталу. В частности, Британская ассоциация венчурного капитала в отчёте за 1998 г. сообщает, что из общего объёма привлеченных средств в размере 5,6 млрд экю только 27 % поступило из национальных источников.
В
отличие от структуры отраслевых
предпочтений в США, европейские
венчурные фонды более
Создание новых венчурных фондов, несмотря на более чем тридцатилетний опыт деятельности венчурного капитала, продолжает оставаться достаточно сложной проблемой для всего мира, прежде всего вследствие несовершенства национальных законодательств как новых, так и развитых рынков капитала. В некоторых странах Европы, в частности в Великобритании, Нидерландах, Франции и др., национальные законодательства достаточно приспособлены для создания и функционирования венчурных структур. И, тем не менее, практически повсеместно принята практика – регистрация как фондов, так и управляющих компаний в оффшорных зонах (tax heavens). Это позволяет максимально упростить процесс оформления, помогает избежать спорных вопросов, связанных с двойным налогообложением доходов и прибыли.
Таким образом, в каждой стране проводится государственная политика развития предпринимательства. Опыт США и также стран Европы в области государственной поддержки обязательно должен учитываться при формировании аналогичной системы в нашей стране.
В России есть возможности для развития любой из рассматриваемых моделей финансирования инвестиций. Однако анализ мирового опыта показывает, что механическое копирование моделей привлечения инвестиций в реальный сектор экономики недопустимо и малоэффективно. Будущее за применением комбинированных технологий инвестирования, предполагающих разработку соответствующего инструментария государственного регулирования, учитывающего особенности функционирования отечественной экономики.
Анализ механизмов венчурного финансирования
в России
В настоящее время ещё рано говорить о существовании национального сектора российского венчурного бизнеса, основой которого являлся бы отечественный капитал. Хотя в последние годы интерес к этому механизму финансирования малого и среднего бизнеса возрос, но венчурная деятельность в России ещё не достигла требуемого уровня развития. В качестве основной причины развития венчурного инвестирования в России видят нехватку ресурсов для научно-технической сферы.
С точки зрения венчурного бизнеса Россию можно сравнить (конечно, весьма условно) с Европой на рубеже 70–80-х гг.: есть примеры развитого успешного бизнеса за рубежом, есть первые робкие попытки внедрения нового экономического механизма, есть активная деятельность энтузиастов – венчурников, популяризация бизнеса в печатных изданиях.
По оценке Российской ассоциации венчурного инвестирования (РАВИ), за время своего существования венчурные фонды вложили в малые и средние предприятия всего около 1,5 млрд долл. Причём, если на долю малых высокотехнологических фирм в мире приходится около 85% объёма средств рискованного финансирования, то в России всего лишь 5% проинвестированных предприятий можно отнести к инновационным.
Период
становления венчурной
Первый этап (1994–1998 гг.) – период активного обучения. Российские предприниматели знакомились с тем, что представляет собой венчурный капитал, а менеджеры западных управляющих компаний учились работать в непривычных для них условиях. Учреждение в марте 1997 г. Российской ассоциации венчурного инвестирования стало важным шагом по пути профессионального становления этой индустрии. Венчурные фонды в основном создавались по инициативе Европейского банка реконструкции и развития, как региональные фонды ЕБРР. Их деятельность регламентировалась множеством обязательных условий, ограничивающих развитие венчурного финансирования:
- инвестировать исключительно путем выпуска новых акций;
- доля ЕБРР должна быть в пределах 25,1–49,9 %;
-не инвестировать отрасли, связанные с производством вооружений;
- не допускаются инвестиции в финансовые операции, банковскую и страховую деятельность.
Второй этап включал период с 1998 по 2001 гг. Ключевым моментом этого этапа стал финансовый кризис 1998 г. Из действующих в России 40 венчурных фондов и фондов прямых инвестиций более половины прекратили свою деятельность. Инвесторы и менеджеры управляющих компаний были вынуждены просмотреть подходы к ведению бизнеса. Региональные венчурные фонды ЕБРР с помощью слияния были укрупнены, а неэффективные управляющие команды заменены более дееспособными. Практически из 11-ти региональных венчурных фондов ЕБРР к 2001 г. остались три самые сильные группы, управляемые немецкой «Quadriga Capital» (Санкт-Петербург, Центральная часть России), голландской «Eagle» (Урал, Казахстан) и скандинавской «Norum» (Западный и Северо-Западный регионы).
Новым явлением стала и волна инвестиционного ажиотажа вокруг Интернета. Эта сфера идеально подходит под схему венчурного финансирования – вложения в перспективную идею или технологию, которая достаточно быстро обещает перерасти в масштабный бизнес.
Третий этап развития венчурной индустрии России начался в 2001 г. Он характеризуется некоторым оживлением венчурного инвестирования на фоне улучшения ситуации с иностранными инвестициями в целом.
Управление
венчурными фондами, созданными ещё
в 1995 г. по инициативе и на деньги Европейского
банка реконструкции и
В настоящее время в России стали создаваться частные венчурные фонды. В 2003 г. появилось два таких фонда: «Intel Capital» (с возможным объёмом инвестиций до 10–15 млн долл. в год) и фонд «Российские технологии» в 20 млн долл., который относится к группе «Альфа».
Дефолт августа 1998 г., девальвация рубля и, как следствие, кризис ликвидности финансового рынка сказались и на инвестиционных планах большинства управляющих венчурных фондов. За 4 года (с 1998 по 2001 гг.) десять фондов свернули свою деятельность в России, «забрав» с собой порядка 817 млн долл. (по сумме начальной капитализации).
Рис. 9. Количество венчурных фондов и фондов прямых инвестиций в России
Необходимо
отметить, что за последние три
года, несмотря на ежегодно увеличивающееся
количество новых фондов, их суммарные
капитализации остаются на уровне 180
млн долл. в год, что говорит об уменьшении
средних размеров новых фондов. Можно
рассматривать этот факт как положительный,
так как меньший размер фонда предполагает
меньшие суммы отдельных инвестиций, снижение
накладных расходов, что, в свою очередь,
означает смещение интересов инвесторов
в сторону начинающих компаний на локальных
рынках. Венчурная индустрия в России
всё больше выполняет одно из своих важнейших
предназначений – способствовать развитию
компаний малого и среднего бизнеса, начиная
с самых ранних стадий.
Рис.
10. Капитализация венчурных фондов и фондов
прямых инвестиций в России
По данной российской группы «Эксперт», всего за 1999–2003 гг. в российские технологические компании было вложено 150 млн венчурных долларов. Причем большую часть этих средств получили только несколько компаний – «Cybiko», «Росбизнесконсалтинг» (РБК), «Рамблер», «IBS» и «Ru-Net». За 2002–2003 гг. было сделано всего пять венчурных инвестиций в технологические компании, но «стартовых» инвестиций среди них практично не было:
13,3 млн долл. – в «Росбизнесконсалтинг»;
12 млн долл. – в «IBS»;
10 млн долл. – в «Ru-Net Holdings»;
5 млн долл. – в «A4Vision»;
2,7 млн долл. – в «Egar Technologies».
Только случай с компанией «A4Vision» можно отнести к инвестиции на ранних стадиях, поскольку компания на тот момент еще не имела продаж. Но и для неё это был уже «послестартовый» этап, поскольку сама компания к этому времени существовала на рынке уже около двух лет. Всем другим компаниям уже по 5–9 лет. Три компании из пяти (IBS, Ru-Net/Top BI и РБК) являются чисто сервисными компаниями и ориентированы преимущественно на внутренний ІТ-рынок России, который с 2001 г. демонстрирует неплохие показатели роста и финансовой стабильности. Таким образом, венчурных инвесторов больше интересует стабильность, чем поддержка рискованной инновационной деятельности.
Необходима более целенаправленная государственная политика в данной области. В этом отношении следует отметить, что в России уже разработана «Концепция развития венчурной индустрии», включающая основные направления государственной политики в стимулировании венчурного финансирования инновационной деятельности. Особая роль в Концепции отводится венчурным фондам. Министерство промышленности, науки и технологий России возлагает большие надежды на программу Венчурного инвестиционного фонда (ВИФ).
ВИФ – государственный фонд с капиталом в 10 млн долл., созданный в 2000 г. Согласно его правилам, любой венчурный фонд может получить у него 10 % капитала объёмом 1 млн долл. Таким образом планировалось создать 10 фондов по 10 млн каждый. В случае успеха этой программы российский венчурный рынок смог бы вырасти еще на 100 млн долл. (подобные государственные программы действуют в Израиле – программа Yozma и Финляндии – программа Sitra). В рамках программы ВИФ уже прошло два конкурса, которые выиграли управляющая компания «Академ-партнер» (ее основный инвестор – немецкий технологический брокер «ERBC Holdings») и инвестиционная компания «Лидинг» (основный инвестор – компания «Техснабэкспорт»). Тем не менее, ни один из этих фондов так и не заработал. Эксперты считают, что причиной тому является нежелание государства брать на себя основные риски: «если уже государство собирается делать бизнес на технологиях, отмечают российские эксперты, оно должно брать на себя большие риски, например, обеспечивать хотя бы четверть всего капитала созданных фондов».
Информация о работе Тенденции и специфика развития венчурного финансирования в России и за рубежом