Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 12:19, доклад
Все факторы маркетинга можно подразделить на две большие группы маркетинга — внешние и внутренние. Характеристика и структура факторов макросреды. Социальные факторы, их динамика.
В структуру факторов микросреды, анализа, Котлер предложил включить следующих участников рыночных отношений : потребителей; поставщиков; посредников; контактные аудитории (т.е. представителей, формирующих общественное мнение в стране или в ее регионе); конкурентов.
Низший высший класс (около 2%). В этот класс входят люди свободных профессий и бизнесмены, получающие высокие доходы в силу своих исключительных способностей. Они, как правило, активны в общественных делах, стремятся к признанию своего социального положения и демонстративно тратят накопления. Стремятся перейти в высший высший класс. Их рынок — это дорогие дома, яхты, плавательные бассейны, автомобили.
Высший средний класс (12%). Лица свободных профессий, управляющие, бизнесмены, делающие карьеру. Они стремятся к получению хорошего образования, проявляют заботу о духовной жизни, культуре, гражданских делах. На рынке приобретают хорошие дома, мебель, одежду, бытовые приборы.
Низший средний класс (30%). Сюда относятся служащие, мелкие предприниматели и так называемая рабочая аристократия. Они стремятся к соблюдению культурных традиций, норм и правил, приданию себе ореола респектабельности. Их рынок — это товары типа сделай сам, хозяйственные принадлежности, одежда строгого стиля.
Высший низший класс (35%). Это мелкие служащие, квалифицированные и полуквалифицированные рабочие. Они озабочены проблемами четкого разделения ролей полов, укрепления своего положения в обществе. Их рынок — это недорогие спортивные товары, пиво, товары для домашнего хозяйства.
Низший низший класс (20%). В этот кла сс вкл ючаются неквалифицированные рабочие, лица, живущие на пособия. Их рынок — это пищевые продукты, некоторые бытовые товары, телевизоры, подержанные вещи.
В российском обществе для решения маркетинговых задач также можно выделить класс богатых, средний класс и класс бедняков, осуществляя в случае необходимости их более подробную дифференциацию. Разумеется, количественные и качественные характеристики этих классов будут не такими, как в США. Но сам методологический подход может быть применен и в России.
Таким образом, общественные классы представляют собой довольно стабильные группы людей, которые характеризуются наличием схожих ценностных представлений, интересов, устремлений, потребительского (и иного) поведения. Другими словами, общественные классы характеризуются не только уровнем доходов, но и другими показателями, в основном качественными, такими, например, как образование, отношение к культурным традициям, ценностные предпочтения и т.п. Знание классовой структуры общества помогает маркетологам лучше ориентироваться в общественных процессах, поскольку принадлежность к классу говорит о возможных стереотипах поведения его членов, в частности:1) принадлежность к одному классу определяет и склонность его представителей к очень похожему (иногда почти одинаковому) поведению;2) принадлежность к классу определяет и положение людей в обществе;3) представители одних классов могут переходить в другие классы (подниматься из низших классов в высшие, опускаться из высших в низшие)
Ориентируясь в классовой динамике, маркетологи могут строить более обоснованные прогнозные сценарии развития своих предприятий, их товарной и ценовой политики, определять наиболее предпочтительные направления развития ассортиментной политики и т.п. Каким же образом можно охарактеризовать классовую структуру России, возникшую в результате реформ в 90-е годы? Прежде всего следует отметить, что экономическая реформа в России обусловила довольно глубокую дифференциацию российского общества, выразившуюся в появлении класса богатых и даже сверхбогатых , а также класса бедных, численность которого весьма значительна. Средний же класс, который должен составлять основу общества, пожалуй, только наметился. Его И в начале нового века пока еще нельзя назвать сформировавшимся и окрепшим, что не может не вызывать беспокойства, в том числе и у бизнесменов.
Принадлежность к тому или иному общественному классу определяет не только материальное положение людей, но и их психическое состояние. Растущая социальная дистанция между бедными и богатыми в России обостряет ощущение собственной бедности у бедных, что, к сожалению, не всегда приводит их к мысли добиваться улучшения своего положения законными методами и средствами. Увеличение числа бедных приводит к накоплению в обществе негативного потенциала по отношению к богатым вообще и к бизнесу в частности, что чревато социальными потрясениями. Наоборот, превалирование в обществе среднего класса делает общество более стабильным. Средний класс — это труженики, которые уже живут хорошо и хотят жить еще лучше. Им уже есть, что терять при смене общественного уклада и им есть, что приобрести в случае сохранения стабильности в обществе. Их ценностная ориентация выражается в увеличении своего материального благосостояния, они готовы тратить заработанные деньги на хорошие автомобили, более комфортное жилье, дорогую бытовую технику и т.п. Таким образом, чем больше доля среднего класса в обществе, тем больше возможностей в этом обществе для развития бизнеса. Маркетологи же должны тщательно изучать нужды и потребности представителей этого класса, ибо эти потребности в значительной степени носят массовый характер, что может обеспечить внушительные объемы продаж.
Появление частного предпринимательства и наемного труда в России также повлияло на изменение образа жизни населения, что, естественно, не могло не сказаться на их потребительском поведении.
На начальном этапе экономической реформы (1990—1991) были сформулированы три ее цели. Суть первой из них заключалась в приватизации, создании частного сектора в экономике, уничтоженного за годы советской власти. Вторая цель преследовала замену административно-командного механизма хозяйствования на рыночный . И третья цель касалась возрождения в людях чувства хозяина, чтобы каждый собственник стремился к преумножению своей собственности и к эффективному ее использованию. Если первые две цели более или менее достигнуты (хотя в обществе до сих пор не утихают дискуссии по этому поводу; в частности, коммунисты, аграрии, представители военно-промышленного комплекса склонны полагать, что реформы не состоялись), то третью цель и в начале нового века еще никак нельзя считать достигнутой в полном объеме.
Предприниматели, с которыми и следует отождествлять понятие чувство хозяина, появились, но вряд ли их численный и самое главное качественный состав можно рассматривать как приемлемый. Кого же следует считать предпринимателем? Если к таковым относить всех граждан, которые получили в своих районных администрациях свидетельства предпринимателей и занимаются челночным бизнесом, то таковых в России много. Но являются ли они по сути предпринимателями, т.е. субъектами, создающими новые товары, услуги, порождающие в обществе новые потребности, а следовательно, и способствующие появлению новых рабочих мест для наемного труда? По большому счету, конечно, нет. Таких предпринимателей пока мало. Поэтому третья цель и не достигнута в полной мере. Да она, пожалуй, и не может быть достигнута так быстро. Сформировать в народе чувство хозяина, тогда как все прошлое воспитание целых поколений было направлено на его подавление, безусловно, не просто и на это требуется определенное время. Положительным уже следует считать само зарождение предпринимательства как явления. Коль скоро оно есть, даже и в таком виде, то есть и надежда на то, что рано или поздно в стране появятся предприниматели типа Генри Форда-первого, Билла Гейтса, а если вспомнить дореволюционную Россию, то купцы типа Демидовых, Саввы Морозова и др. Такое предпринимательство (Предпринимательство с большой буквы) не только способно обеспечить насыщение рынка уникальными товарами и услугами, но и решить важную социальную задачу, связанную со снижением уровня безработицы.
Экономическая реформа обусловила возникновение в российском обществе таких явлений, как безработица, наемный труд, чего раньше в нашей стране на протяжении десятилетий не было и что определенным образом повлияло на массовое сознание граждан. За годы советской власти, когда право на труд было гарантировано Конституцией СССР, народ привык считать себя защищенным от этой беды. Поэтому в 1991 г., как показали результаты специального социологического обследования [85, с. 24], только 7% опрошенных отмечали угрозу безработицы как проблему, которая их беспокоит (10-е место среди других проблем). В 1992 г. уже 30% (5-е место) из опрошенных высказали обеспокоенность угрозой безработицы — восприятие проблемы обострилось. Пришло осознание того, что советский труженик вдруг превратился в наемного работника, которому в любой момент могут указать на дверь без гарантии трудоустройства. В результате появился рынок труда, возникла сложная система отношений по поводу найма на работу: отношений наемных работников как с реальными покупателями их рабочей силы, так и с потенциальными ее покупателями. На основе этих отношений стал складываться механизм конкуренции за рабочие места, чего в советской России просто не могло быть.
Все это позволяет надеяться, что качество труда возрастет, ибо обусловленная конституционной гарантией иждивенческая психология трудоспособного населения, его беззаботность по поводу трудоустройства и отсутствие инициативы в повышении квалификации и переподготовке канет в небытие. Уже сейчас многие, особенно молодые, осознали, что сохранение за собой рабочих мест во многом зависит и от них самих, от их стремления к постоянному профессиональному совершенствованию. Таким образом, негативные социальные последствия безработицы создали предпосылки и для развития мотивации к квалификационному росту населения в трудоспособном возрасте. Такая трансформация массового сознания не может не повлиять на конечные результаты деятельности предприятий по производству ими товаров и услуг. При разработке (развитии) потребительных свойств товара, при создании новых товаров это экономически выгодное для наемного труда стремление к профессиональному самосовершенствованию маркетологи предприятий безусловно должны учитывать. В соединении с инициативой на рабочих местах, желательно экономически поощряемой, рост профессионального мастерства наемных работников может привести фирму к коммерческому успеху посредством предложения рынку товаров и услуг с уникальными потребительными свойствами, пользующихся спросом. Исследуя социальные факторы, маркетологи должны обращать внимание и на структурные изменения в семьях, поскольку субъектом потребительского поведения является не просто индивидуум, а индивидуум, так или иначе связанный семейными отношениями, которые находятся в постоянной динамике, обусловливаемой изменениями в экономике, культуре, демографии и других сферах. Для целей идентификации потребительского поведения, характерного для того или иного рынка, можно воспользоваться классификацией семей, предложенной зарубежными социологами.
Демографические обстоятельства, о которых шла речь выше, а также экономические, культурные и, возможно, другие, обусловили появление новых тенденций в развитии структуры семьи. Все чаще разведенные или овдовевшие люди еще в детородном возрасте не спешат завести вторую семью, предпочитают одиночный образ жизни. Многие из них уже имеют довольно высокий уровень доходов и их никак нельзя отнести к типу, соответствующему первому этапу жизненного цикла. Характер потребительского поведения у них уже иной и не похож ни на один из перечисленных в отступлении 3.12 типов. Многие молодые люди вступают в так называемый гражданский брак и не спешат заводить детей. Их уровень доходов быстро возрастает и стиль потребительского поведения становится непохожим на стиль юных молодоженов без детей. Все эти обстоятельства также должны стать объектом пристального внимания маркетинговых исследований с тем, чтобы обеспечить руководство своей организации более точной и достоверной информацией об особенностях рынка, о его потенциальных покупательских способностях.
Социальные факторы во многом формируют стереотипы потребительского поведения, поэтому в маркетинговых исследованиях им должно уделяться соответствующее внимание.
Факторы научно-технического прогресса проявляют себя чаще всего через технологии, развитие которых позволяет создавать
новые модели товаров, способных удовлетворять прежние нужды людей на более высоком потребительском уровне. Если фирма проигнорирует возможности, предоставляемые последними достижениями науки и техники, последствия для нее могут оказаться плачевными.
В настоящее время научно-технический прогресс следует признать одним из самых важных факторов, ибо он определяет и развитие предприятий, и улучшение быта людей. Иными словами, научно-технический прогресс обусловливает появление новых технологий на предприятиях и новых изделий на рынках. И то, и другое существенно меняет жизнь людей. Предприятия в связи с этим должны постоянно следить за динамикой в научно-технической среде, чтобы не упустить из виду возможностей создания нового продукта и связанного с ним маркетингового успеха на рынке. В естественно-научных дисциплинах существует понятие закрывающие технологии [29, с. 17], означающее такие технологические прорывы, которые изменяют общепринятые представления людей о способах удовлетворения объективно обусловленных нужд. Так, например, появление и развитие железнодорожного транспорта, изменившее представление о скорости перемещения и расстоянии, закрыло отрасль дальних гужевых перевозок и других сфер деятельности, связанных с нею. Освоение производства транзисторов обусловило закрытие индустрии электронных ламп, изобретение ксерокопирования привело к упадку производство копировальной бумаги (теперь ее не встретишь в магазинах, продающих канцелярские товары), развитие автомобильной промышленности пусть и не закрыло полностью, но замедлило рост железнодорожных сетей. Производители электронных часов теснят на рынке механические образцы часовой промышленности и ищут новые технические способы и приемы увеличения возможностей для кварцевых технологий. Установлено, что игнорирование старой индустрией новых технологий или вступление с ними в борьбу неизбежно приводит старую индустрию к поражению. Гораздо выгоднее, хотя это всегда хлопотно и требует значительных затрат, использовать последние достижения науки и техники в создании новых товаров (услуг), удовлетворяющих прежние нужды людей на более высоком потребительском уровне, что, как уже отмечалось выше, и создает на рынке новые потребности, а следовательно, новые возможности для предприятий-новаторов.
Одной из характеристик научно-технического прогресса как определяющего фактора маркетинга является ускорение его развития: новое поколение того или иного изделия имеет более короткий жизненный цикл, т.е. быстрее заменяется более совершенной моделью, чем предшественник. Так, Ф. Котлер заметил, что механические печатные машинки доминировали на рынке 25 лет, поколение их электромеханических моделей —15 лет, электронных — уже только 7 лет [53, с. 195]. Затем пишущие машинки сменила микропроцессорная техника, жизненные циклы программных средств по обработке текстов которой, а также и отдельные модели, например принтеры, также имеют тенденцию к сокращению.