История логики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 06:00, курс лекций

Краткое описание

Основные исторические этапы развития логики: от формальной к современной логике

Содержимое работы - 1 файл

LK2.DOC

— 469.00 Кб (Скачать файл)
 
 

   

   Лекция 2. История логики

   

   2.1. Основные исторические  этапы развития  логики:

   от  формальной к современной логике 

 Термин «логика» происходит от древнегреческого слова «логос» (logos), которым в античной философии обозначали меру, закон, слово, разум. Сегодня под логосом понимают: закон (закономерность), мышление (рациональное), учение (какая-либо теория), смысл (в качестве основания чего-либо). Если сложить все значения этого слова вместе, то получим предварительное понимание предлагаемого вам учебного курса как учения о закономерностях мышления и познания.

      Логика  как наука начала складываться в  древнем Китае в риторическом искусстве философских школ мин цзя (школа имен) и мо цзя (школа государственного управления) в V–IV вв. до н.э. Непосредственное влияние на её формирование и развитие оказали философы школы фа цзя (законники), среди которых особо следует выделить мыслителя-диалектика Дэн Си (2-я пол. VI в. до н.э.), древние китайские математики, этико-философское учение Конфуция (551 – 479 гг. до н.э.).

    Логика  в Китае с самого начала была приспособлена  для ведения государственного управления и юриспруденции.

    Это наше гипотетическое предположение  можно попытаться обосновать и развить посредством аналитического обзора дискуссии китайских «номиналистов» и «реалистов», в недрах которой, собственно говоря, и родилась китайская логика.

    Причины же полемики между древнекитайскими номиналистами и реалистами следует искать, во-первых, в социально-экономическом положении Китая того времени (государственная раздробленность и политическая нестабильность), во-вторых, в философско-мировоззренческих учениях, отображавших в идеях и теориях сложившуюся конфликтную государственно-политическую ситуацию.

    Невозможно  не обратить внимание на влияние этико-философского учения Конфуция на становление логико-риторического искусства древнего Китая, хотя, разумеется, сам Конфуций непосредственно логической проблематикой не занимался1. В частности, следует особо выделить его общий методологический принцип («золотое правило») о взаимности слова и дела, широко использовавшийся как номиналистами, так и реалистами для «выправления имён»: «Если имена неправильны, слова не будут следовать своему естественному порядку. Если слова не следуют своему естественному порядку, ничего невозможно утвердить» (Конфуций). Несмотря на то, что у Конфуция отсутствуют логические трактаты, в его произведениях (афоризмах) легко обнаруживаются логические форма, в первую очередь условно-разделительные (лемматические) силлогизмы.

    Мировоззренческое влияние на  полемику между номиналистами и реалистами оказали также легисты (школа фа цзя) – китайские «законники»2. Основные понятия легистской философии: фа (закон), ши (власть или авторитет) шу (метод или искусство).

    Основоположники школы фа цзя – Чуань Чжун (кон. VIII – VII вв. до н.э.), Цзы Чань (VI в. до н.э.), Ли Куй, У Ци (IV в. до н.э.).

    В основе доктрины легистов лежит учение о главенстве единого юридического закона (фа) в жизни государства: «Закон – это то, что записано на табличках, установлено в государственных ведомствах и распространено в народе» (Хань Фэй цзы). Легисты основали учение шу – искусство политического маневрирования, в рамках которого разрабатывались риторические приёмы идеологического воспитания государственных чиновников и подданных Поднебесной.

    Широкой популярностью пользовалось философско-правовое учение Дэн Сина (2-я пол. VI до н.э.) – мыслителя-диалектика, которое было оформлено в сочинении, названном его именем – «Дэн Си». Известно также, что он разработал юридический «кодекс на бамбуковых дощечках» (чжу син).

    Школа мо цзя. Сформировалась в V – IV вв. до н.э. Основатель – Мо ди3 (возможно, Цинь Хуами). Это полувоенная организация китайских философов со строгой иерархией и дисциплиной для борьбы за соблюдение чистоты «учения Мо» и распространение его в Поднебесной.

    Во  главе школы стоял выборный философ  – «Великий учитель» (цзюй цзы). Моисты обязаны были соблюдать законы взаимопомощи, вытекающие из принципа «всеобщей любви и взаимной выгоды»: «имеющий избыток делится с другими», «сильный помогает слабым», «знающий учит незнающих» и др. Философы школы мо цзя обязаны были состоять на службе в многочисленных древнекитайских государствах для проведения в жизнь учения мо цзя. Моисты прославились своей активной борьбой с софистами (философами школы мин цзя).

    Философы  школы мо цзя занимались изысканиями в области логики и теоретическим обоснованием идей Мо ди. В основном это разработка и совершенствование логической системы дедуктивной аргументации (доказательств истинности учения Мо ди) на основе главного принципа моистской философии – «всеобщей любви и взаимной выгоды».

    им были известны силлогистические приёмы дедуктивных умозаключений1. В частности, широко был известен и применялся следующий классический силлогизм:

    «Ко всякому человеку я испытываю всеобщую любовь.

    Сам я человек. Поэтому я в числе тех, к кому испытываю любовь»2. 

    В рамках полемики с философами школы  мин цзя они стояли на строгой позиции теории отражения: имена – суть «названия реалий», которые для своего существования «не нуждаются в именах». Имена-понятия поздние моисты определяли как обобщение «действительности» на основе словесного материала. Имена они делили на общие, частные, родовые.

    Логическое  мышление они называли «разумным  знанием» (шо чжи), в которое включали понятие, суждение, умозаключение.

    Мо  ди разработал учение о трёх критериях истинности знания: 1) основание – «дела совершенномудрых правителей»; 2) источник – «факты, которые слышали или видели массы людей»; 3) применимость – возможность применения в «управлении страной, исходя из принципа «всеобщей любви и взаимной выгоды»». Он же выделил десять видов тождества и различия, которые легли в основу моистской логики.

    Поздние моисты разработали учение о методе (фа) как своде правил получения истинного знания и способов применения последних: 1) суждения должны иметь основание или причину (гу); 2) необходимо следовать правилам построения умозаключений (ли); 3) для построения умозаключений должно иметь «родовое» (лэй) сходство, т.е. суждения должны объединяться каким-либо общим содержательным признаком (да цюй). В аристотелевской силлогистике это родовое понятие будет названо средним термином.

    Логика  Мо ди – составная часть риторики и гносеологии моистов, философов школы мо цзя.

    Школа мин цзя (школа имен) появилась, вероятно, в V в до н.э. Философы школы мин цзя – это софисты: Гунсунь Лун (IV – III вв. до н.э.), Хуэй Ши, или Хуэй Цзы (ок. 370 – 350 – ок. 310 – 260) и др.

    Философов школы имен в давности называли бянь чжэ (спорщики, ораторы, юристы). Основная философская и логическая проблематика – соотношение имен и реалий. Учёными этой школы было издано много трактатов, но до нас дошёл только  трактат  «Гунсунь Лун-цзы». Он представляет собой сочинение из 6 томов.

    Гунсунь Лун – китайский софист, представитель «школы имён». Гуньсунь Лун прославился как автор многочисленных логических парадоксов, которые очень напоминают апории Зенона Элейского: «В стремительном [полёте] стрелы есть момент отсутствия и движения, и остановки»; «Если от палки [длиной] в один чи ежедневно отнимать половину, это не завершится и через 10 000 поколений»1.

    Гунсунь Лун построил логико-семантическую  теорию, соединив вместе логику и грамматику, разработал основы риторического искусства (аргументации). Он выступил против «золотого правила» Конфуция о соответствии номинального и реального (имен и реалий), выразив своё несогласие в знаменитом афоризме: «Белая лошадь не есть лошадь»2.

    Можно привести и другие афоризмы китайского софиста: 1. «У петуха три ноги». То есть – две физические, одна номинальная. 2. «Твёрдый и белый камень суть два камня». То есть – твёрдость не определяется на глаз, а белизна на ощупь.

    Суть  логико-философской позиции Гунсунь Луна состоит из 3 взаимосвязанных  пунктов:  1)  отрицание тождества (часть не равна целому); 2) утверждение нетождественности понятий на основе различия их содержания; 3) акцентирование внимания на смысле и значении понятий (имен). Философско-риторическая система Гунсунь Луна строится на основе логико-математического размышления о соотношении единичного и общего, части и множества.

    Гунсунь Лун разработал оригинальную систему  категорий (чжи), в которую входили диалектические и логические понятия: «универсалия», «атрибут», «признак», «определение», «знак», «значение».

    Ему был известен парадокс теории множеств: мир как все множество вещей подлежит чжи, поскольку любая вещь доступна номинальному определению, но этого нельзя сказать о мире как едином целом. между прочим, именно над этим парадоксом бьются до сих пор математики ХХ века! В результате этой борьбы современная логика даже распочковалась на отдельные территории: классическая, интуиционистская логика, паранепротиворечивая, диалектическая, деонтическая и др.

    К философам школы имён принадлежит также мыслитель Хуэй ши, или Хуэй цзы. Предположительно, он первым из китайских философов поставил вопросы соотнесения языковых выражений с реальным миром материальных и духовных объектов, а также вопросы о смысловых значениях терминов. Он считается автором ряда парадоксальных суждений: «совпадение тождества-различия», «бесконечное конечно», «щенок не есть собака», «огонь не горяч» и др. Широкую известность получили и его парадоксы: «Солнце в зените – это заходящее солнце, родившийся – это умирающий»; «Небо столь же низко, как и Земля; горы той же вышины, что и болото»; «Люби все вещи одинаково; «Небо и Земля – одно». Парадоксы Хуэй Ши выражают относительность реального мира и его определений.

    Математики  древнего Китая тоже оказали влияние на ход дискуссии между реалистами и номиналистами почти на всех этапах её существования: V в. до н.э. – III в н.э.

    Особое  влияние оказало учение сян шу чжи сюэ («учение о символах и числах»). Это учение представляет собой формализованную систему основных понятий китайской мудрости янь-ин, в которой на первом месте, как и у древнегреческого философа Пифагора, стояло число, его понимание, расшифровка его тайного смысла: «Числа рождают символы».

    В трактате «Цзо чжуани» (V – IV вв. до н.э.) говорится: «Рождаются вещи, а затем возникают символы; вслед за символами возникает размножение; вслед за размножением возникают числа». Речь здесь, разумеется, идёт о символизации бытия. Но и в Древней Греции классическая логика начиналась именно с постановки этой проблемы (Гераклит – Пифагор – Зенон – Сократ – Платон – Аристотель).

    На  формирование, развитие логики и причины её исчезновения как классической науки о формах и методах познания оказывали влияние на всём протяжении её существования философские школы: конфуцианство, даосизм, китайский буддизм и др. А также, как уже отмечалось, легистские учения  и государственная практика китайских законников (правоведов)1.

    К сожалению, морально-этическая философия  Конфуция, ставшая государственной философией Древнего и Средневекового Китая, затмила собой  логические и риторические традиции древней китайской мудрости. После распространения конфуцианства в Китае в летописях и философской литературе сведения о китайской логике практически отсутствуют.

    История индийской логики связана с философией. В период 11 – нач. 1 тысячелетия до н.э. появился древнейший памятник индийской культуры – Веды. С целью разъяснения Вед создаются Упанишады (трактаты брахманов для чтения Вед). С древнейших времен философы различных философских школ (чарвака, локоята, веданта, буддизм) использовали в своих сутрах логические приёмы в обосновании религиозных истин. Но исключительное место логика в индийских философских школах заняла лишь в философии ньяя.

    Буддийская  логика в Древней Индии появилась  вместе с философией и риторикой в период VI – III вв. до н.э. Первые индийские логические исследования посвящены изучению видов речи (красивая, дурная, правильная, неправильная и др.). В риторических трактатах много внимания уделялось тому, как украшать речь, делать её более приятной и доступной и как избегать возможных недостатков речи.

Информация о работе История логики