Творчество Виктора Пелевина в литературной критике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:09, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе будет предпринята попытка:
Систематизировать взгляды критиков и рецензентов на творчество Виктора Пелевина;
Выявить основные тенденции в развитии современного критического взгляда на его прозу, в числе которых

а) своеобразие литературного метода Пелевина;

б) доминирующие мотивы его творчества;

в) связь писателя с предшественниками и современниками.

Содержимое работы - 1 файл

курсовик.doc

— 212.50 Кб (Скачать файл)

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Цель работы 

     Виктор  Олегович Пелевин с момента своего появления в отечественной литературе был назван фигурой загадочной. Определение  это в равной степени относилось и относится до сих пор как  к творчеству молодого прозаика, так и к самой личности Пелевина.

     Несмотря  на несомненную популярность произведений Виктора Пелевина и интерес к  нему издателей как российских, так  и зарубежных, однозначного признания  в литературных кругах писатель так  и не получил.

     Актуальность данной курсовой работы продиктована недостаточной степенью изученности как самой личности Пелевина, так и поэтики его прозы.

     Необходимо  отметить, что не последнее место  в наработке исследовательской  базы по «пелевинскому вопросу» занимает такой сравнительно новый для отечественного литературоведения способ, как использование ресурсов Интернет. Подчас именно «домашняя страничка» Виктора Пелевина (www. pelevin.nov.ru) становится основным источником информации; в «сети» регулярно появляются рецензии и отклики на его рассказы, повести и романы. Видимо, такое виртуальное «воплощение» более всего импонирует самому писателю, и, соответственно, находит отражение в его работах. Критик Вячеслав Курицын в этой связи отмечает: «Объединение двух мотивов – выхода в масскульт и в виртуальную реальность – мы можем атрибутировать Виктору Пелевину…Герои Пелевина и рассказчик часто отказываются отличать придуманный мир от настоящего». В этих двух фразах – основа новаторства Пелевина, истоки и последствия которого подробнее будут рассмотрены ниже.

     В данной курсовой работе будет предпринята  попытка:

  1. Систематизировать взгляды критиков и рецензентов на творчество Виктора Пелевина;
  2. Выявить основные тенденции в развитии современного критического взгляда на его прозу, в числе которых 

          а) своеобразие литературного  метода Пелевина;

          б) доминирующие мотивы его  творчества;

          в) связь писателя с предшественниками  и современниками. 

Биография 

     Писатель  Виктор Пелевин настолько долго  и умело мистифицировал публику, что среди его юных поклонников даже бытовало мнение, что реального Пелевина не существует, а романы под этим именем пишет чуть ли не компьютер. Хотя Пелевин известен читающей публике более десяти лет, фотографические изображения его, появлявшиеся в прессе, немногочисленны. Проблемы возникали даже с установлением года рождения Виктора Пелевина – дата варьируется в разных источниках от 1960 до 1970-го годов.

     Виктор  Олегович Пелевин родился в 1962 году в подмосковном городе Долгопрудный, где провел все детство и юность.

       Мать Виктора Пелевина, Зинаида  Ефремовна Семенова, служила в  школе завучем и преподавала  английский язык. Отец Пелевина, Олег Анатольевич, был преподавателем  на военной кафедре в МВТУ  им. Баумана.

     Летом 1979 года Пелевин поступил в Московский энергетический институт на факультет электрооборудования и автоматизации промышленности и транспорта. Закончил его с отличием в 1985 году и 3 апреля был "принят на должность инженера кафедры электрического транспорта". В марте 1987 сдал экзамены в аспирантуру и стал трудиться над проектом электропривода городского троллейбуса с асинхронным двигателем. Но диссертацию не защитил.

     Вместо  этого летом 1988-го подал документы  на заочное отделение Литературного  института. Письменные и устные экзамены по русскому языку и литературе он сдал на "отлично", историю СССР (устно) - тоже на "5", а специальность и профессиональное собеседование - на "4". В результате Пелевин оказался в семинаре прозы довольно известного писателя - "почвенника" Михаила Лобанова. В марте 1990-го Лобанов отмечает в характеристике студента второго курса заочного отделения: "В рассказах Виктора Пелевина - достоверность житейских наблюдений, иногда утрированных. В последнем рассказе - попытка "сюрреалистического" повествования (о том, как наступает смерть). Еще пока - авторские поиски, идущие скорее от отвлеченного "философствования", нежели от подлинности внутреннего, духовного опыта". С 1989 года Виктор Пелевин начал публиковать свои работы в журнале "Наука и религия". В декабрьском номере за 1989 год - рассказ "Колдун Игнат и люди"; а в январском, за следующий год, - большую статью "Гадание на рунах".

     В журнал "Наука и религия" Пелевина привел в 1989 году довольно известный  писатель-фантаст Эдуард Геворкян. Причем, как вспоминают в редакции, преодолевая свойственную литераторам ревность, сказал, что Пелевин далеко пойдет.

     Пелевин приходил в редакцию очень часто  и засиживался подолгу. Играл  с Геворкяном в шахматы. В то время  журнал "Наука и религия", как  и вся страна, активно "перестраивался" Вместо статей по "научному атеизму" в нем все чаще и чаще стали появляться статьи на мистические темы: об антропософии, теософии, агни-йоге, герметизме, Блаватской, Кастанеде и Кришнамурти. Заведовала в журнале мистикой и эзотерикой кандидат философских наук Валентина Пазилова.

     Из  Литинститута Пелевина отчислили 26 апреля 1991 года. Как записано в приказе  №559, "за отрыв от института". Не очень понятно, что скрывается за бюрократическим термином "отрыв", поскольку "физически" жизнь Пелевина с начала 1990-го была связана именно с Литинститутом, где несколько комнат арендовало недавно созданное издательство "День", в котором молодой писатель начал работать редактором отдела прозы. Организовал "День" сокурсник Пелевина по Литинституту Альберт Егазаров на деньги, заработанные им от продажи компьютеров.

     Егазаров  закончил Московский институт электронной  техники, но интересовался, как и  Пелевин, мистикой и тайными учениями. Издали хороший сборник Иосифа Бродского, "Заветные сказки" Афанасьева, сокращенный  вариант книги Жака Бержье и Луи Повеля "Утро магов". На обложку последней книги Егазаров и Пелевин решили вынести цитату-аннотацию: "Нацистская магия спряталась под техникой. Это была грандиозная новость. Все отрицатели нашей цивилизации - теософы, оккультисты, индуисты и прочие, вернувшиеся или старавшиеся вернуться к духу древних веков, - всегда были врагами прогресса. Магический дух фашизма вооружился всеми рычагами материального мира. Ленин сказал, что Советская власть плюс электрификация всей страны есть социализм. Нацизм в своем роде - это магия плюс танковые дивизии". "Он очень нацистские марши любит слушать. Заводил мне эти марши по телефону", - рассказывает критик Виктория Шохина.

     Вскоре  издательство переименовали в "Ворон". Потом - издательство "Миф", под  которым оно до сих пор издает солидные тома: "Энциклопедия Третьего Рейха", "Энциклопедия символов, знаков, эмблем", двухтомник Алистера Кроули "Магия в теории и на практике".

     "Витя  с Аликом вскоре совсем ушли  в мистическое направление, - вспоминает  художник Юрий Глаголев. - Они вместе писали книгу "Красная магия". Советское общество они представляли как единственное оставшееся на земле ритуальное общество. Это должно было быть очень серьезно. Алик меня просил фотографов послать, чтобы снимать метро, ВДНХ, символы и прочее. Пелевин занимался знаковой частью, Алик, - идеологической".

     До  сих пор Пелевин гордится, что  готовил к изданию труды Карлоса  Кастанеды, редактировал перевод и "почти переписывал". Правда, через  много лет, весной 1997-го, он опубликовал  в одном очень малотиражном журнале "Дарин-эксклюзив" ироническую статью про Кастанеду "Тихий ДОН". Она разбита на главки под очень своеобразными названиями: "Тени исчезают в полдень", "Месть бешеного", "Отцы и дети", "Как закалялась сталь", "Мастер и Маргарита", "Горе от ума". Заканчивается статья пересказом разговора Пелевина с писателем и редактором одного из влиятельных аргентинских журналов, хорошо знакомым с Карлосом Кастанедой.

     "Говорят,  что весь мир - театр, а все  люди - актеры. На самом деле человек  не столько актер, сколько само представление. Мы живем среди сплошных мыльных опер, да и сами такие же. Мировой театр деградировал в шоу-бизнес..."

     Был ли в действительности такой разговор, знает только Пелевин. Через пару лет, в романе "Generation "П", похожий  трюизм зазвучит уже из уст совсем других героев.

     В 1991 году Пелевин, по рекомендации прозаика Михаила Умнова, пришел в "толстый" литературный журнал "Знамя". Редактором отдела прозы там работала Виктория Шохина: "Он проходил по ведомству  фантастики тогда. Ему хотелось эту границу развлекательного и настоящей прозы перейти. Он мог иметь успех, например, как братья Стругацкие. Но он хотел большего, как я понимаю, и был прав. Он пришел ко мне и принес "Омон Ра". Повесть опубликовали в начале 1992 года, а в конце года напечатали и "Жизнь насекомых".

     В книгах Виктора Пелевина сравнительно часто задействованы, помимо религиозных  и философских текстов и аспектов, также и другие художественные произведения, особенно современной культуры (как  масс-культуры, так и инди) и классики. Среди них: песни, литературные и музыкальные произведения, книги, фильмы, сказки и легенды.

     Также активно присутствуют и прочие явления, деятели, средства и составные части  современной культуры, общественной жизни, истории и различных субкультур, или — как сказано в предисловии к «Generation П» — «торгово-политического информационного пространства». Среди них: распад СССР и развитие событий в пост-советской России после него, компьютерные технологии, мобильная связь, интернет, торговые марки, реклама, маркетинг и пиар, СМИ и получившие в них широкую огласку происшествия. Такое регулярное стратегическое использование произведений и средств именно современной культуры прослеживается в различных работах Виктора Пелевина в разном соотношении. 

Постмодернизм и эклектика в произведениях Виктора Пелевина, основные мотивы ряда его рассказов . 

     Период 1987-1990 годов, названный А. Вознесенским «печатным Ренессансом» и начавшийся с допечатывания многих ранее  запрещенных или полузапрещенных  авторов (О.Мандельштама, Б. Пастернака, А. Ахматовой, М. Булгакова), продолжившийся публикациями произведений «русской зарубежной литературы» (А. Солженицын, С. Довлатов, В. Войнович, И. Бродский и другие), завершился появлением в 1990 году (названном, кстати, годом Солженицына) статьи В. Ерофеева «Поминки по советской литературе» («Литературная газета», №27), в которой автор провозгласил конец «солженизации» и начало нового периода в русской литературе. С этого момента она начинает развиваться по совершенно другому пути, и к концу XX века в новейшей русской прозе выделяются три основных направления: постмодернизм, постреализм и проза non-fiction (литература существования).

     Постмодернизм оформился и утвердился к 1991 году. Для него характерны эсхатологическое умонастроение «fin du siecle» и «deja vu», а также тотальная ирония, игровое начало. По мнению В. Курицына, особенностями постмодернизма являются «интерактивность» и «виртуальность». «С появлением сетей массовой коммуникации, Internet, с усилением в нашей жизни роли компьютеров появилась возможность замены реального мира компьютерной иллюзией. Таким образом, теперь мы все в большей или меньшей степени соприкасаемся с виртуальной реальностью, существование которой порой ставит под сомнение существование действительной реальности. Именно на этом сомнении, как основном принципе и строятся все произведения постмодернистской эстетики».

     Одним из ярчайших личностей русского постмодернизма является Виктор Пелевин, в сфере пристального наблюдения которого находится постсоветский человек.

     Большинство критиков относят Пелевина к постмодернистской  школе: «постмодернистской ориентации Пелевин не скрывает, а наоборот, настаивает на ней»; «постмодернизм - это  то, как пишет Пелевин». Но есть и  другие мнения о его творчестве: «полное название Пелевинской школы будет Русский Классический Пострефлективный Постмодернизм»; «Пелевин - представитель поп-арта». Однако творчество писателя настолько разнообразно, что не укладывается в строгие рамки какого-либо одного направления.

     Имя Виктора Пелевина упоминается также в учебных пособиях по новейшей русской литературе и энциклопедиях: «Русская проза второй половины 80-х - нач. 90-х г.г. XX в.» Г.Нефагиной, «Русские писатели XX века: биографический словарь» под редакцией П.Николаева, «Энциклопедия для детей» под редакцией М.Аксеновой, «Новейшая русская литература 1987-1999» Н.Шром.

Информация о работе Творчество Виктора Пелевина в литературной критике