Особенности просветительской сатиры в русской литературе XVIII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 10:36, контрольная работа

Краткое описание

Большой шаг вперед новая русская литература делает в 30 — 50-е годы XVIII в. Это связано с активнейшей деятельностью первых крупных писателей — представителей новой русской литературы: А. Д. Кантемира (1708 — 1744), В. К. Тредиаковского (1703 — 1769), А. П. Сумарокова (1717 — 1777) и в особенности гениального деятеля русской науки и культуры М. В. Ломоносова. Эти четыре писателя принадлежали к различным слоям общества (Кантемир и Сумароков — к дворянской верхушке, Тредиаковский был выходцем из среды духовенства, Ломоносов — сыном крестьянина). Но все они боролись с приверженцами допетровской старины, ратовали за дальнейшее развитие просвещения, науки, культуры.

Содержимое работы - 1 файл

Особенности просветительской сатиры в русской литературе XVIII века.docx

— 30.90 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФГАОУ ВПО «Дальневосточный Федеральный Университет»

Школа гуманитарных наук

направление «Журналистика»

 

 

 

 

 

Контрольная работа.

«Особенности просветительской сатиры в русской литературе XVIII века (А.Кантемир - Н.Новиков - Д.Фонвизин - И.Крылов)»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

Группы Б4104

Плюхина Алиса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Владивосток 2012

Литература XVIII в. занимает очень  важное место в многовековом процессе литературного развития русского народа. Вырастая на почве, подготовленной древней  русской письменностью и народным творчеством, литература XVIII в. впитывает передовые просветительские идеи, начинает вступать в семью наиболее развитых западноевропейских литератур.

Большой шаг вперед новая  русская литература делает в 30 — 50-е  годы XVIII в. Это связано с активнейшей  деятельностью первых крупных писателей  — представителей новой русской  литературы: А. Д. Кантемира (1708 — 1744), В. К. Тредиаковского (1703 — 1769), А. П. Сумарокова (1717 — 1777) и в особенности гениального  деятеля русской науки и культуры М. В. Ломоносова. Эти четыре писателя принадлежали к различным слоям общества (Кантемир и Сумароков — к дворянской верхушке, Тредиаковский был выходцем из среды духовенства, Ломоносов — сыном крестьянина). Но все они боролись с приверженцами допетровской старины, ратовали за дальнейшее развитие просвещения, науки, культуры.

Прогрессивные идеи, которыми в большей или меньшей степени  проникнута деятельность Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова, Сумарокова, существенно повышают общественный вес и значение создаваемой ими новой русской литературы. Литература отныне выходит на передовые позиции общественного развития, становится в лучших своих проявлениях воспитательницей общества.

С особой силой сказалось  это в последнюю треть XVIII в. — время дальнейшего усиления крепостнического гнета и тиранической диктатуры дворян-крепостников во главе с императрицей Екатериной II.Критическое отношение к бесправию, произволу и насилиям отвечало настроениям и интересам широких слоев русского общества. Общественная роль литературы все более повышается.

Последняя треть века —  наиболее цветущий период в развитии русской литературы XVIII столетия. Если в 30 — 50-е годы писателей можно было пересчитать по пальцам, то теперь появляются десятки новых писательских имен. Писатели-дворяне занимают преобладающее место. Но есть и немало писателей из низших классов, даже из числа крепостных крестьян. Возросшее значение литературы почувствовала сама императрица Екатерина II. Она начала весьма активно заниматься писательской деятельностью, но потерпела неудачу. На ее стороне были немногие и по большей части малозначительные авторы. Почти все крупные писатели, деятели русского просвещения — Н. И. Новиков, Д. И. Фонвизин, Молодой И. А. Крылов, А. Н. Радищев и многие другие — вступили в смелую и энергичную борьбу с реакционным литературным лагерем Екатерины и ее прислужников. Борьба эта велась в очень тяжелых условиях. Произведения неугодных царице писателей запрещались цензурой, их авторов жестоко преследовали, заключали в тюрьмы, приговаривали к смертной казни, ссылали в Сибирь. Но, несмотря на это, передовые идеи, которыми было наполнено их творчество, все больше проникали в сознание общества.

Благодаря деятельности главным  образом прогрессивных писателей  замечательно обогащается сама литература. Создаются новые литературные роды и виды. В предыдущий период литературные произведения писались почти исключительно в стихах. Теперь возникают первые образцы художественной прозы. Стремительно развивается драматургия. Особенно широкий размах приобретает развитие сатирических жанров.

Сатирики XVIII в. еще следуют правилам классицизма. Но в то же время в их творчестве все более широко отражаются картины и образы реальной жизни. Произведения критических писателей Новикова, Фонвизина, Радищева были прямыми предшественниками творчества основоположников русского критического реализма XIX в. — Пушкина, Гоголя.

Так что же есть сатира, чем  он нее отличается сатира просветительская и как эти особенности проявляются в творчестве таких писателей как А.Кантемир, Н.Новиков, Д.Фонвизин и И.Крылов.

По определению литературной энциклопедии, «САТИРА» —  вид комического, отличающийся от других видов (юмора, иронии) резкостью обличения.

Сатира в России расцвела в 18 в. Используются разнообразные жанры: эпиграмма, послание, басня, комедия, эпитафия, пародийная песня, публицистическая сатира, памфлеты и анекдоты. Сатира, как стихия, захватила и всю журналистику в сатирических журналах, и комедию, и особенно рассказ, повесть, роман. Литературный текст добровольно берёт на себя функцию организатора общественных задач, это происходит за счет максимального соучастия с государством и служению общественным делам. Основной идеей всей просветительской сатиры является исправление человека человеком, при всей своей утопичности, имеющей огромный позитивный момент. Просветительская сатира максимально социально окрашена – в этой сатире очень ярко проявляется желание очистить мир от пороков, и именно благодаря такому их высвечиванию, мы можем получить такую полную картину общества тех времён.

Сатира как произведение малого стихотворного жанра, ориентированного на античные и классицистические  образцы, рождается из-под пера А. Д. Кантемира . В соответствии с европейскими классицистическими канонами действительность противопоставлялась здесь идеалу как варварское — просвещенному, бессмысленное — разумному. Кантемир, имитируя латинский стих, вырабатывал новый синтаксис, интенсивно использовал инверсии и переносы, стремился приблизить стих к «простому разговору», вводил просторечия, пословицы и поговорки. Новшества Кантемира не нашли продолжения в русской литературе.

В 1729 году появляется его  первая сатира, «На хулящих учение». Сатира имела мощный политический подтекст — после смерти Петра I многие в России выступали против начатых им преобразований. Сатира получила высокую оценку Феофана Прокоповича.

Всего Кантемир сочинил 9 сатир, последние 4 — за границей. В них, следуя традиции просвещения он поучает «что такое хорошо, а что такое плохо», обличает пороки, как общественные, так и людские. Литературную деятельность Кантемир рассматривает как свой гражданский долг. В предисловии ко второй своей сатире он пишет: «На последний же их вопрос, кто меня судьею поставил, ответствую: что все, что я пишу, — пишу по должности гражданина, отбивая все то, что согражданам моим вредно быть может».

Во второй половине 18 в. стихотворная сатира в России утрачивает свою популярность. На её место вступает журнальная. Идея просветительской сатиры достигает своей вершины в журналистике - в 1760—1790-е в России один за другим открываются новые сатирические журналы: «Праздное время в пользу употребленное»,«Всякая всячина», «Ни то ни сё», «И то и сё», «Полезное увлечение», «Подёнщина», «Свободные часы», «Смесь», «Трутень», «Почта духов», «Зритель» и многие другие. Такое журнальное поветрие вызывала социальная и политическая ситуация в стане, а так же этому способствовала и Екатерина Велика, сама издававшая журнала «Всякая всячина» . При всем том многообразии особого внимания заслуживает журналистская и издательская деятельность Новикова Н. И.

Деятельность его как  журналиста берёт сое начало в  1769. Новиков стал издавать еженедельный сатирический журнал «Трутень», который проводил мысль о несправедливости крепостного права, вооружался против злоупотреблений помещичьей властью, бичевал неправосудие, взяточничество, выступая с обличениями против очень влиятельных сфер, например против придворных. По вопросу о содержании сатиры «Трутень» вступил в полемику со «Всякой Всячиной», в этой полемике принимали участие и другие журналы, разделившиеся на два лагеря. «Всякая Всячина» проповедовала умеренность, снисходительность к слабостям, «улыбательную сатиру», осуждая «всякое задевание особ». «Трутень» стоял за смелые, открытые обличения. Борьба, однако, была неравная, «Трутень» сначала должен был умерить тон, совершенно отказаться от обсуждения крестьянского вопроса, а затем Новиков, получив намек о возможном закрытии журнала в апреле 1770 года перестает его издавать.

В 1772 Новиков выступил с  новым сатирическим журналом — «Живописцем», лучшим периодическим изданием XVIII века. «Живописец» проводил те же идеи, что и «Трутень»: в ряде статей, из которых одни принадлежали И. П. Тургеневу, другие приписывались А. Н. Радищеву, он сильно и горячо ратовал против крепостного права.

Одной из важнейших задач  Новиков считал борьбу против преклонения  дворянства перед иностранщиной, за национальные основы русской культуры. Одновременно с сатирическими журналами он выпустил ряд исторических изданий. Среди них книга «Опыт исторического словаря о российских писателях», а также «Древняя Российская Вивлиофика…» — издававшиеся ежемесячно памятники русской истории, «Древняя Российская Идрография», и другие издания исторических материалов, помимо этого Новиков первым издал «Скифскую историю» А. И. Лызлова.

В 90-е годы XVIII века происходит ярко-выраженная смена настроения политики Екатерины, в связи с восстаниями, она приобретает ярко-выраженный авторитарный характер, все что касается каких-либо недовольств губится на корню, особенно это отражается в литературе и журналистики конца века. Новиков тоже попадает в опалу, его объявляют государственным преступником, в том числе и за его участие в Масонской Ложе.

Изначально ему предназначалась  смертная казнь, но 1 августа 1792 императрица подписала указ о заключении Новикова в Шлиссельбургскую крепость на 15 лет. Новиков обвинялся в «гнусном расколе», в корыстных обманах, в деятельности масонской, в отношениях с герцогом брауншвейгским и другими иностранцами. Четыре с половиной года провел Новиков в крепости, терпя крайнюю нужду в самом необходимом, даже в лекарствах, Император Павел I в первый же день своего царствования освободил Новикова, но он уже не работал а жил в своем имении: «ревнитель русского просвещения живет в безызвестности».

Один из первых образцов сатиры в русской драме— комедии Д. И. Фонвизина. «Сатиры смелый властелин и друг свободы» - так пишет о Фонвизине Пушкин.

Сатира Фонвизина направлена и на людей, и на их язык (это видно  уже в раннем «Бригадире», где  одинаково смешны невежественные и  грубые бригадир и бригадирша с их архаичными речениями, и их глупый офранцузившийся  сын Иванушка и жеманная модница-советница), более того, она умело пользуется их языком как орудием сатирических характеристик. Но драматург хотел изобразить, то есть заставить действовать и говорить на сцене живых своих современников и их подлинный устный язык. И уже в «Бригадире» ему это удалось вполне. Просвещённый начальник и покровитель Фонвизина граф Н.И.Панин после чтения комедии при дворе цесаревича Павла Петровича верно заметил автору: «Вы очень хорошо наши нравы знаете, ибо Бригадирша ваша всем родня… Это в наших нравах первая комедия».

Комедия написана в 1779-1781 годах, поставлена в 1782 году. К этому времени  Фонвизин завершил уже свою служебную  и придворную карьеру и вынужден был уйти в отставку в немалом  чине статского советника, фактически это была опала. На службе в Коллегии иностранных дел он был правой рукой вице-канцлера Н.И.Панина, то есть фактически первым заместителем министра иностранных дел и во многом определял  внешнюю политику Российской империи. Фонвизина оценил и приблизил  к себе умный и просвещённый наследник  престола Павел Петрович. Благосклонно относилась вначале к остроумному  автору «Бригадира» и императрица  Екатерина, сама писательница и комедиограф.

Но смелые журнальные выступления, опасная близость к опальному  наследнику престола, княгине Е.Р.Дашковой, графу Г.Орлову и главе антиекатерининской оппозиции Панину, политический и личный конфликт с всесильным Г.А.Потемкиным помешали придворной и литературной карьере Фонвизина и окончательно рассорили его с подозрительной императрицей.

Изменился и сам автор  «Бригадира». Его молодое увлечение  идеями французских просветителей  сменилось разочарованием и скепсисом  после путешествия во Францию  в 1777-1778 годах. И, наконец, восстание  Пугачёва заставило Фонвизина многое пересмотреть в своих просветительских идеях и идеалах, он усомнился  в русском дворянстве как передовой  силе общества, самой его способности  просвещённо и эффективно управлять  своим огромным государством – военно-феодальной Российской империей, своими имениями и крестьянами.

Всё это отразилось в «народной» комедии «Недоросль». Однако современники, видя её в театре, сначала от души смеялись, но потом ужасались, испытывали глубокую печаль и именовали веселую пьесу Фонвизина современной русской трагедией. Фонвизинская комедия была верным сатирическим зеркалом, на которое нечего пенять.

Впоследствии Ключевский верно сказал: «Всё дело в последних  словах госпожи Простаковой; в них весь смысл драмы и вся драма в них же… Она хотела сказать, что закон оправдывает её беззаконие». Простакова не желает признавать никаких обязанностей дворянства, спокойно нарушает и закон Петра Великого об обязательном образовании дворян, знает только свои права, толкуемые ею весьма вольно и всегда в свою пользу и от реальных законов, в том числе и от закона о вольности дворянства, далеко отошедшие. В её лице целое служилое сословие отказывается исполнять законы своей страны, свой долг и обязанности, дворянскую должность, столь ценимую Фонвизиным. О какой-то дворянской чести, личном достоинстве, вере и верности, взаимном уважении, служении государственным интересам тут и говорить не приходится.

Фонвизин видел, к чему это привело на деле: к государственному развалу, безнравственности, лжи и  продажности, фаворитизму, безжалостному  угнетению крепостных крестьян, всеобщему  воровству и пугачёвскому восстанию. Поэтому и писал о екатерининской России: «Государство, в котором  почтеннейшее из всех состояний, долженствующее оборонять отечество купно с государем и корпусом своим представлять нацию, руководствуемое одною честию, дворянство, уже именем только существует и продаётся всякому подлецу, ограбившему отечество».

Суждения Фонвизина о  русском государстве, крепостном праве, дворянстве и просвещении были подлинно революционны, ибо страстно и доказательно требовали скорых и решительных  перемен во всех сферах русской жизни. С большинством этих суждений русские  люди не были знакомы, но вот с конечными  выводами великого писателя, принявшими облик Простаковой, Митрофанушки и Скотинина, с детства знаком каждый зритель и читатель «Недоросля». И это делает подлинно художественную сатиру Фонвизина замечательным, ни в чем не устаревшим литературным документом огромного общественного и политического значения, без которого непонятны весь XVIII век, эпоха Просвещения, история России, её настоящее и будущее.

Информация о работе Особенности просветительской сатиры в русской литературе XVIII века