Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 12:50, лекция
Александр Николаевич Островский, драматург и театральный деятель, родился в Москве, в Замоскворечье. Дед его был священником, отец – преуспевающим стряпчим Московского коммерческого суда. Богатый отец, имеющий влиятельного брата-министра, мечтал о том, чтобы дети, получив престижное образование, стали крупными государственными фигурами. По настоянию отца, Островский, не завершив образования на юридическом факультете Московского университета, начал работать в совестном суде, где слушались в основном гражданские и имущественные дела купцов.
Последние главы сказа насыщены горестными подробностями бессмысленной гибели Левши – таково положение личности в России, где «за человека страшно». Талантливый мастер, художник своего дела, преданный Отечеству, умирает, всеми забытый, в коридоре Обуховской больницы для бедных, не успев послужить стране последним советом: «Ружья кирпичом не чистить!» – горький парадокс, идея беззащитности талантливой личности в России. Но Левша духовно не сломлен, это олицетворение мифа, создаваемого народной фантазией.
Талант русского
человека заключается даже не
в том, что тульский мастер подковал
блоху; талант заключается в живом
языке, в процессе удивительного
словотворчества – в так называемой
«народной этимологии», обыгрывании
слов и возникновении новых смыслов:
Самое главное в «Левше» не экзотический сюжет, а сама структура повествования, в которой соединились фантастический гротеск и реалистическая точность. Смелые, фантасмагорические выдумки Лескова даются на фоне специфической русской реальности. При всей бессмысленности и ненужности индивидуального подвига Левши, при всей абсурдности жизни всё-таки смелость и талант торжествуют через трагедию безвременной смерти и абсурд русской жизни. В сказе о Левше всё абсурдно, и образ самого мастера неоднозначен. Современники Лескову задавали вопрос: «Так хорош ваш Левша или нет?» Писатель не мог дать на этот вопрос однозначного ответа, да его и не может быть. Его задачей было изображение родной страны, в которой абсолютно всё безмерно и доведено до своего предела.
Лесков любит
использовать подлинные анекдоты –
истории из жизни, которые он тщательно
собирает. В 1887 году на основе такой
истории он создаёт рассказ «Человек
на часах». Солдат Постников, стоя на посту
в дворцовом карауле, спасает
утопающего. Но героическая стихия
русского характера вступает в конфликт
с абсурдностью русской жизни.
За спасение положена медаль, а за оставление
поста – суровое наказание. В
результате медаль получает офицер,
а Постников – розги! Всё
случившееся свидетельствует не
только об абсурдности армейского уклада,
но и о том, что Россия в целом
живёт беспрекословным
Лесков – ценитель народного языка, всю жизнь исследовавший русские характеры, – оказал большое влияние на писателей XX века – А. Толстого, Е. Замятина, А. Платонова, которые учились у него прежде всего искусству сказа.
Н.Г. Чернышевский
(1828-1889)
Оба деда и прадед Чернышевского принадлежали к духовному сословию, отец был протоиереем. Учась в Саратовской гимназии, он был признан товарищами интеллектуальным лидером. Сначала обучался в православной семинарии, потом поступил на философский факультет Петербургского университета, где сложились его основные взгляды: атеизм, убеждённость в неизбежности русской революции. Был ненасытным читателем, спорщиком, критиком. Из Саратова в Петербург Чернышевский привозит жену – Ольгу Сократовну Васильеву. Сдав экзамены на степень магистра русской словесности, он начинает работать в «Современнике», а позже вместе с Некрасовым и Добролюбовым возглавляет его, становясь вождём русской революционной демократии.
В 1860-е гг. в России появляется новый тип людей, которых отличает особая семиотика поведения, – это поворот не только в литературе, но и во всей культуре. Всё подвергается критике: религия, основы государства, обычаи, моды, традиции, индивидуальное поведение. Мир для новых людей представляет собой стройную, логичную, упорядоченную систему причин и следствий. Таков Чернышевский, однажды решивший стать новым пророком без мистики и чудес, спасителем для России. В диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности» он спорит с объективным идеализмом Гегеля, утверждая, что действительность всегда выше идеала, что искусство никогда не достигнет того, что есть в реальной жизни. Задача литератора, по Чернышевскому, – оценка явлений жизни, при необходимости вынесение жизни приговора – конечно, это утилитарный подход к литературе.
В годы
напряжённой интеллектуальной
Роман «Что делать?» (1863) – уникальное произведение, написанное прирождённым полемистом: женская эмансипация, организация кооперативных предприятий, новые формы морали. Это утопический роман, содержащий конкретные ответы на многие вопросы частной и общественной жизни:
- как изгнать ревность из брака?
- как уладить конфликт с родителями-деспотами?
- как перевоспитать проститутку?
- как
оплатить квартиру при
Чернышевский
использует такие литературные приёмы,
которые позволяют вовлечь читателя
в сеть оппозиций, расставленных
автором в тексте: почти каждое
качество и явление даны в романе
в зеркале противоположного. Хороший
писатель – плохой писатель, ум –
глупость, альтруизм – эгоизм, мужчина
– женщина, блондинка – брюнетка.
Потом все оппозиции
На примере оппозиции Лопухова и Кирсанова Чернышевский решает вопрос о разумном эгоизме: идея о том, что человек, стремясь к всеобщему благу, должен делать добро для себя. Смысл названия «Что делать?» - ответ: становиться новыми людьми. Те превращения, которыми наполнен роман, – это доказательства того, что перед любым человеком есть набор возможностей. Роман организован таким образом, что каждый сюжетный ход имеет свою альтернативу, а рациональные формулы преобладают над действительностью.
Роман «Что делать?» претендовал на роль новой, светской Библии, нового Евангелия, в котором новые люди (так называемая «рахметовская порода») выступили как бы апостолами новой веры. Особенно сильно «заражён» христианскими ассоциациями образ Рахметова – идейного вождя, с которым связаны мотив воскресения и мотив второго пришествия (когда Рахметов исчезает из Петербурга, его возвращение выглядит именно как второе пришествие). Библейские аллюзии (аллюзия – это намек, указание без прямого указания на источник) лежат в основе и сна Веры Павловны о женщине, которая показывает ей как бы Царствие небесное – прообраз будущего социалистического общества. Земля, где оно расположено, – это как бы Земля обетованная. Вспомним: для Достоевского Евангелие является сакральным, мистическим источником. Чернышевский же, подвергая Библию рациональной ревизии, пытается разрешить христианские таинства в материалистическом ключе, пытается примирить все противоречия и трансформировать одни признаки в другие. Роман «Что делать?» – это попытка в научных терминах представить христианские архетипы, прямо перенести их на современную действительность. Роман «Что делать?» – это интеллектуальный эксперимент.
Центральный
роман Чернышевского был
Л.Н. Толстой
(1928-1910)
Лев Николаевич Толстой – это писатель с мировым именем, личность колоссального масштаба, человек, который осознал то, что от рождения наделен графским титулом и привилегиями, а посему, являясь прежде всего русским человеком, обязан духовно трудиться над собой. Толстой родился и воспитывался в атмосфере богатой дворянской усадьбы – не только имущественно, но культурно богатой. Посему в семье ни в коем случае не царил дух увеличения состояния, поскольку оно и так было велико. Семейство представляло собой некий патриархальный союз, быт был наполнен добросердечным отношением к крестьянам. У семьи были свои любимые легенды, например, легенда о гордом деде Льва Николаевича, который отказался жениться на любовнице Потемкина и был сослан из Петербурга в Казань на должность губернатора. Ради карьеры он не мог поступиться моральными принципами и честью, будучи аристократом, а не дельцом.
Вторая дорогая легенда возникла в детстве писателя. Дети Толстых любили играть в «зеленую палочку», называя себя «муравьиными братьями» (видимо, по аналогии с «моравскими братьями», т.е масонами). Это была их сокровенная тайна, нечто большее, чем игра, своеобразная мифология, которую Толстой пронес через всю жизнь. Суть легенды состояла в том, что тот, кто найдет зеленую палочку, станет волшебником и сделает людей счастливыми. Но было одно условие: между детьми должно было непременно существовать нерушимое братство. Из этого детского обряда и выросли размышления Толстого-ребенка, который рано потерял мать, о счастье для всех.
Толстой-юноша поступил на восточное отделение Казанского университета, увлекся историей. После года учения он был исключен из университета. Непосещение занятий и несдача экзаменов, безусловно, были только внешней причиной, поскольку к концу жизни Толстой знал около 20 языков, в том числе язык Гомера – древнегреческий, а также обладал феноменальной памятью. Его главными чертами были духовная самостоятельность, самодостаточность, стремление к нравственному поиску и самосовершенствованию. Оказавшись в армии, он узнал, что такое разгул страстей, бывал в публичных домах, совершил много ошибок. Характер его был тяжел с юности, а любимым словом в спорах с товарищами стало «нет!».
Как уже говорилось, для Толстого всегда был важен вопрос: чем можно нравственно оправдать дворянские привилегии и права? На решение этого вопроса писателем повлияли разные факторы – философия Руссо, роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и идеология декабристов с их идеей оправдания своего положения политическим подвигом. Вот почему Толстой возвращается в свое имение с намерением устроить собственную жизнь на новых принципах добродетели. Наблюдая за крестьянами и активно пытаясь им помочь, он понимает, что совершенно не знает их жизни. Судьба помещика – не его судьба.
Ломая свою
стезю, Толстой отправляется на Кавказ,
где он и становится писателем. Здесь
он открывает для себя простого человека
из народа, интересного и значительного.
Толстой ориентируется на традицию
«Героя нашего времени» Лермонтова (образ
простого человека – Максима Максимыча).
Участвуя в военных действиях, Толстой
наблюдает за тем, что такое истинная
и ложная храбрость. Творческой
лабораторией «Войны и мира»
становятся «Севастопольские рассказы»,
в которых описывается севастопольская
оборона в разные месяцы года –
мае, декабре. Именно в этом цикле
Толстой высказывает несколько
идей, которые лягут в основу «Войны
и мира»: война не парадный строй,
барабаны и знамена, а грязь и
кровь; главная сила на войне
– это простые солдаты. Постепенно
созревает главная идея Толстого-мыслителя:
если несовершенен общественный строй
и несовершенен человек, то в
процессе нравственного
Особое место в раннем творчестве Толстого занимает автобиографическая трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность». Не была написана четвертая часть тетралогии «Молодость». Художника интересует мир детства в потоке чувств мальчика Николеньки Иртеньева, и поток этот изложен языком взрослого человека. Детство для писателя – это источник не только самых чистых впечатлений и первой сексуальности, но и пороков – эгоизма, лени, лжи. Главное: Толстой рисует детский мир без идеализации, объективно. Он показывает, что реакции Николеньки на окружающее постоянно раздваиваются: у него умирает любимая мать, и в день прощания он думает о том, какое впечатление производит на всех его новый костюмчик.
В черновиках Толстой обозначает задачи каждой части, и в каждую часть вводит главу с таким же названием: «Детство» – показать теплоту и непосредственность чувства, в «Отрочестве» – неопытность и гордость, в «Юности» – взросление чувств, тщеславие и неуверенность в себе. Главная цель трилогии – показать общие законы развития человека. Это не просто книга, а художественное исследование. Толстой постоянно пытается уловить в крупные закономерности и проанализировать душевную жизнь взрослеющего человека в ее течении. Особенное значение имеет в трилогии образ матери. Он не случайно светел, легок, почти лишен почвы. Толстой-ребенок не мог точно помнить свою мать, но он знал, что ее любили все. Необыкновенно важны образы слуг – людей из народа. Это беззаветно преданная хозяевам Наталья Савишна, хранительница патриархальных нравственных устоев.