Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 12:50, лекция
Александр Николаевич Островский, драматург и театральный деятель, родился в Москве, в Замоскворечье. Дед его был священником, отец – преуспевающим стряпчим Московского коммерческого суда. Богатый отец, имеющий влиятельного брата-министра, мечтал о том, чтобы дети, получив престижное образование, стали крупными государственными фигурами. По настоянию отца, Островский, не завершив образования на юридическом факультете Московского университета, начал работать в совестном суде, где слушались в основном гражданские и имущественные дела купцов.
А.Н. Островский
(1823 – 1886)
Александр Николаевич
Островский, драматург и театральный
деятель, родился в Москве, в
Замоскворечье. Дед его был священником,
отец – преуспевающим стряпчим
Московского коммерческого
Тем не менее,
Москва всегда была «театральным» городом.
В 1840-е годы там блистали Мочалов,
Щепкин. Островский не пропускает ни
одного спектакля, посещает «артистическую»
Печкинскую кофейню. Он начинает путь
в литературе в 1840-е годы, а заканчивает
в 1870-е, когда уже творит Чехов.
И.А. Гончаров однажды заметил: «У нас
есть свой национальный театр –
это театр Островского». Островский
рано пришел к убеждению в том,
что высокое предназначение драматурга
может состоять только в общественном
служении, в создании народного театра.
Он, стремясь реформировать театральное
дело в России, взял за образец
великие достижения мировой драматургии
– театральное искусство
Первой пьесой
Островского стал «Банкрот» (первое
название, фабула о злостном банкротстве)
– изображение жизни купцов, их
семейных нравов, ценностей и психологии.
Говорили, что после одного из спектаклей
один богатый купец зашёл за кулисы
и возмущённо воскликнул: «Плачу любые
деньги, только скажите, кто всё записывает,
что происходит в моём доме!».
Островский использовал известную
в русской литературе традицию говорящих
имён и фамилий (Самсон Силыч Большов,
приказчик Подхалюзин). В основе
интриги – вера купца Большова
в крепость семейных отношений: деловых
партнёров обмануть можно, но будущий
зять Подхалюзин не предаст. Но хитроумную
аферу Большова, выбившегося из низов
плутовством и рвачеством,
разрушает свой человек – приказчик.
Если Большов символизирует
В центре сюжета
у Островского – вариант
В 1850-е годы Островский сближается с кругом литераторов, которые позже войдут в редакцию журнала «Москвитянин» (А. Григорьев, Б.Алмазов и др.). Эти люди представляли собой второе поколение славянофилов. Если западники считали, что у всех стран Европы и России должен быть сходный путь развития (по западному пути Россию повёл Пётр I), то славянофилы были убеждены в абсолютной самостоятельности, самобытности исторического пути Руси.
Островский выступал за самобытность Руси при учёте вершин европейской культуры. Он видел, что русское купечество обладает уродливыми чертами – это тёмная и невежественная среда, но в этой среде есть зачатки патриархальной добросердечности, ведь купечество генетически связано с формами народной жизни. Несмотря ни на что, система народных ценностей сохраняется именно в этой среде, вот почему именно с купечеством Островский связывает свои надежды на будущее России. Эти славянофильские иллюзии отразились в таких знаменитых пьесах драматурга, как «Бедность не порок» и «Не в свои сани не садись». Пьесы славянофильского периода имеют ярко выраженный дидактический характер и почти превращаются в нравственные сказки-притчи. Искусство Островского – в особой организации сюжетного пространства.
Образец в этом отношении – славянофильская пьеса «Бедность не порок», в которой автор создал свою модель русского патриархального мира, вступающего в конфликт с миром современной цивилизации. Основа сюжета – воспроизведение ритуального святочного веселья в духе символичного народно-карнавального праздника. Пьеса насыщена фольклором, в ней звучат народные песни, как бы комментируя действие. Объясняя явление карнавализации, М.М. Бахтин указывает на то, что это мир, вывернутый наизнанку, в котором шут на время становится королём и наоборот. Автор, раздавая свои героям разные маски, опять использует приём говорящих имён и характеристик. Гордей Торцов – это гордец и тиран, втянутый в атмосферу святочного действа. Его брат Любим Торцов – пьяница, безобразник, позор семьи, но именно он становится скрытым хозяином положения, поскольку его кажущаяся глупость оборачивается мудростью, простота – проницательностью, болтливость – добрым балагурством. Островский защищает идею нравственного превосходства человека с независимыми взглядами над самодуром. Тема самодурства становится любимой темой Островского. В непомерной гордости богачей (Гордея Торцова и хищника Коршунова) и их презрении к бедным – залог их неизбежного поражения.
Комедийное и драматическое начала тесно переплетены в пьесе «Бедность не порок». Счастливый финал не противоречит тому, что уже здесь видны зачатки конфликта «Грозы».
Подобно Некрасову,
Островский мечтал о том, чтобы создать
драматургию о народе и для
народа как залог развития национальной
культуры. С этим связана относительная
простота и прозрачность организации
пьес славянофильского периода, ясное
деление героев на добрых и злых,
наказание порока в развязках. Народная
культура проявляется в осмыслении
обрядов ритуалов, фольклора и
противопоставляется
В предреформенной ситуации 1856–1860 гг. взгляды Островского постепенно менялись. «Гроза» (1859) – в ней обнаружился не только полный отход от славянофильских идей, но полемика с той идеализацией устоев купеческого быта, которая также была характерна для славянофилов. В замкнутом царстве самодуров основной символ – город Калинов на старинной реке Волге (мифологема), закрытый во времени и пространстве мир, лишённый исторической памяти. В этом смысле символичен образ Феклуши, странницы, дорогой гостьи в доме Кабанихи, разносчицы мракобесия. Враждебность города ко всему, мракобесие проявляются в сюжетной оппозиции: вокруг мир, где ходят люди с пёсьими головами, там по рельсам бежит огненный дракон. Но и эта мрачная жизнь в глубине таит светлые начала. В драме отсутствует понятие рока, возмездия, трагической вины, и ничего героического на самом деле в поведении Катерины Кабановой нет. Это естественный человек, поэтичная натура, которая в силу характера не может и не хочет жить во лжи. Трагедия незаурядной женщины в купеческом мире, а не революционный бунт – основная тема пьесы. Властная и умная Кабаниха, безвольный Тихон, самодур Дикой, лживая Варвара, бесправный Борис, поэтичная Катерина – таков ансамбль персонажей.
Образ Катерины
стал объектом острой полемики в критике.
Добролюбов «Луч света в тёмном царстве»:
революционный протест, готовность
Катерины к бунту, символ вольнолюбия
русского народа. Писарев «Мотивы
русской драмы»: малообразованная
женщина в рамках узкосемейного
конфликта, далеко не светлая личность.
В пору спада общественного движения
нужны герои типа «новых людей»
Чернышевского. Эти две крайние
позиции неудовлетворительны
В ансамбле персонажей пьесы рядом с Катериной не случайно стоит Кулигин – просветитель, учёный, поклонник Ломоносова и Державина. Он, стремясь просветить самодуров, предлагает в городе соорудить громоотвод. Кулигин – исключение на фоне «тёмного царства», он утопист, но вместе с тем носитель идеи народного разума, которая ещё жива в косной среде. Его горькие слова сочувствия героине о судье милосердном – свидетельство того, что её протест замечен и оправдан.
Зрелого Островского
волнуют нравственно-
Островский вносит вклад в разработку темы «маленького человека»: Карандышев – от «карандыш», то есть недомерок. Мелкий чиновник мечтает возвыситься за счёт Ларисы и не вызывает сочувствия. Трагедия Ларисы заключается в том, что ей либо нужно смириться с отношением, навязанным обществом, либо умереть. Смерть Ларисы от пули Карандышева – это её освобождение. Недаром её имя означает «белая чайка», и не случайно Чехов одну из своих вершинных пьес назвал тоже «Чайка». Сознательно избирая жанр мелодрамы, Островский отчасти следует её законам, но в то же время преодолевает границы жанра, создавая «высокую мелодраму» о трагедии женской судьбы в мире тотального расчёта. По всему пространству пьесы рассыпаны символичные, многозначные фразы разных героев, звучащие в ансамбле и служащие ключами к действию («да, я вещь», «слово купеческое», «позвольте повеличаться», «не доставайся же ты никому!»). Островский переосмысляет тему «бедной невесты», которая волновала его раньше («Бедная невеста», «Воспитанница», «Трудовой хлеб», «Лес»), доводит её до предельного обобщения в новых, буржуазных условиях. Это трагедия любви и красоты в мире, опутанном золотыми цепями.
Драматург Островский
считается создателем русского
национального театра. За 40 лет им
написано 50 пьес, в названиях многих
из которых озвучена народная мудрость
в виде поговорок и метких выражений.
Его драматургия – социально-