Введение. Первобытное общество на территории Казахстана. Эпоха камня и бронзы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 18:08, курс лекций

Краткое описание

Цель лекции: показать значимость курса дисциплины «История Казахстана» в становлении каждого гражданина республики, дать знания по периодам каменного и бронзового веков на территории Казахстана.
Ключевые слова: объективные закономерности, исторические источники, антропогенез, гоминид, родовая община, патриархат, матриархат, неолетическая революция, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство.

Содержимое работы - 1 файл

Лекционный комплекс_2010.doc

— 1.46 Мб (Скачать файл)

Самым важным объектом строительства  в Казахстане в то время была 2. Туркестано-Сибирская железная дорога, которая должна была протянуться от Алма-Аты до Семипалатинска (южное направление – со станции Луговое, северное – со станции Семипалатинск). Сооружение дороги началось в апреле 1927 года. Стройка приобрела всенародный характер. Строительство Турксиба было завершено к 1931 году. Протянувшись на 1145 км по территории, где до этого совершенно отсутствовали какие-либо современные пути сообщения, 3. Восстанавливались Риддерский, Карсакпайский полиметаллические комбинаты. Карагандинские угольные копи. Началось 4. Важное значение для индустриализации Казахстана имело и создание в республике многих отраслей тяжелой промышленности: строительство крупнейшего завода в Темиртау близ Караганды, Чимкентского свинцового завода, Балхашского и Жезказганского медеплавильных комбинатов, Усть-Каменогорского свинцово-цинкового комбината. В 1934 году вступила в строй обогатительная фабрика Ачисайского полиметаллического комбината.

Результаты индустриализации: Бурное развитие получила угольная промышленность, 90% добычи которой в 1940 г. приходилось на долю Карагандинского бассейна, ставшего третьей после Донбасса и Кузбасса угольной кочегаркой страны. Превращение Казахстана из аграрного в индустриально-аграрный. Промышленность стала преобладающей отраслью хозяйства Казахстана, удельный вес ее продукции в середине 30-х гг. начал преобладать и в 1939 г. достиг 58,9% против 41,1% продукции сельского хозяйства. Казахстан вышел на 7-е место в стране по выпуску валовой продукции промышленности, на 6-е место - по выработке электроэнергии, на 3-е место - по добыче каменного угля, на 3-е место - по добыче нефти (после России и Азербайджана) и на первое место - по производству свинца. Республика давала значительную часть общесоюзной добычи цветных металлов. Все это позволило ему стать одним из крупных арсеналов Советского Союза в условиях Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Урбанизация затронула практически все регионы республики. Ряд поселков превратился в города, такие как Караганда, Риддер, Балхаш, Арал-Море и другие. Почти половина городского населения (47,5%) сосредоточивалась в городах численностью более 50 тыс. чел. Доля городского населения соответственно возросла с 8,2 до 27,7%.

За время индустриализации перестали существовать многоукладность экономики, частная собственность и безработица. Серьезные изменения произошли в социальной сфере: возросли численность и квалификация рабочего класса, возник слой новой инженерно-технической интеллигенции из рабочих и крестьян, вырос аппарат управленцев. К концу восстановительного периода (по данным Всесоюзной переписи населения на 17 декабря 1926 г.) в Казахстане насчитывалось 152 тыс. рабочих. Рабочий класс в составе занятых в народном хозяйстве республики в 1939 г. составил 33,8% против 10,7 в 1926 г. и тем самым превратился наряду с колхозным крестьянством в крупный класс нового общества. Ядро нового класса составляли промышленные рабочие (свыше 115,5 тыс. чел.). В 1928—1939 гг. механический прирост населения городов Казахстана за счет миграции превысил более 1,8 млн. чел. Среди мигрантов из других республик большинство составляли выходцы из России, с Украины, из Узбекистана и Белоруссии. Одним из источников пополнения рабочей силой были спецпереселенцы - раскулаченные крестьяне из центральных регионов и Сибири. Удельный вес казахских рабочих во всех отраслях народного хозяйства составлял 29,4%, половина из них была занята в сельском хозяйстве. В целях привлечения местного населения в индустриальные отрасли труда упрощался порядок их найма на работу.

В составе населения проходили следующие социально-демографические изменения. В связи с миграцией в 1939 г. удельный вес русских в составе городского населения республики достиг 57,7% против 53,7 % в 1926 г., украинцев — с 6 до 8% и т. д. В результате голода 20-30-х годов и миграционных процессов казахи составляли всего 21,9%, хотя по сравнению с 1926 г. (14,2%) их удельный вес среди горожан несколько вырос.

Вместе с тем, индустриализация имела и негативные последствия. Однако развитие индустриализации Казахстана стало однобоким, так как превратило его в сырьевой придаток всей страны. Доля легкой промышленности не превышала 3 процентов в объеме технологического производства. В республике отсутствовали предприятия по обработке нефти и газа, цветных металлов, не говоря уже о машиностроении, в особенности его ведущих отраслей — таких, как станкостроение, приборостроение, автомобилестроение, производство тракторов, других сельхозмашин и т. д. Окончательно утвердились командно-административные методы управления народным хозяйством.

3. Насильственная коллективизация  казахского аула. XV съезд ВКП(б) (декабрь 1927 года) провозгласил курс на коллективизацию. Среди причин перехода к коллективизации прежде всего следует назвать: 1. изъятие средств из сельского хозяйства для проведения форсированной индустриализации, 2. для изъятия средств предполагалось отлучить крестьянство от средств производства и распределения результатов производства путём создания государственной колхозной системы (колхозов), 3. низкий уровень товарности сельскохозяйственного производства, техническую отсталость, которые сдерживали общее экономическое развитие страны. Особенности проведения коллективизации в Казахстане: 1. традиционный кочевой и полукочевой образ жизни казахов, 2. экстенсивность животноводства, 3. низкой материально-технической базы. С учетом этих особенностей закончить коллективизацию в Казахской АССР намечалось в основном к весне 1932 г. Развитие палучило кооперативное движение. Так формами крестьянских объединений предполагали три типа производственных ассоциаций: коммуна – в ней коллективным было все (земля, скот, инвентарь и даже жилье); артель – в которой общественным были лишь земля и часть инвентаря, соответственно и урожай; товарищество по совместной обработке земли (ТОЗ) – в них собственность оставалась по преимуществу раздельной.

В зерновых районах Казахстана основной формой колхозного строительства  должны были стать сельскохозяйственные артели, а в животноводческих - товарищества по совместной обработке земли и косьбе (ТОЗы).

Проведение насильственной коллективизации в Казахстане связано с именем Ф. Голощекина. Основной задачей провозглашалось разрушение традиционной общины через ликвидацию социальной структуры аула, «советизация» аула. Следующим шагом должен был стать массовый переход казахов к оседлости. Прекрасно понимая, что эти мероприятия вызовут протест со стороны местных коммунистов, Голощекин начал борьбу с теми партийными лидерами, которые не разделяли его взглядов. Уже в 1926 г. в «национал-уклонизме» были обвинены С. Садвакасов и С. Ходжанов. Гонениям подверглись С. Сейфуллин, М. Мурзагалиев, Н. Нурмаков, С. Мендешев и др. Многие из них были удалены из республики, а С. Садвакасов и Ж. Мынбаев были сняты со своих постов. В конце 1928 г. начались первые аресты политических противников Голощекина, в числе которых были А. Байтурсынов, М. Дулатов, Ж. Аймаутов, М. Жумабаев. Через два года были арестованы М. Тынышпаев, Ж. Досмухамедов, X. Досмухамедов и многие другие представители национальной интеллигенции.

Фактически устранив оппозицию в Казахстане, Голощекин начал претворение в жизнь своей идеи «Малого Октября». В 1926-1927 гг. был осуществлен передел пахотных и пастбищных угодий. Около 1 360 тыс. десятин сенокосов и 1 250 тыс. десятин пашни были отобраны у зажиточных хозяйств и переданы беднякам и середнякам. 27 августа 1928 года был принят декрет о конфискации имущества крупных баев-полуфеодалов, по которому разрешалось конфисковывать байские хозяйства, а их владельцев высылать. Была создана Центральная комиссия по конфискации байских хозяйств и ликвидации байства как класса, ее возглавил Е. Ерназаров. Согласно документам, скот был отобран у 696 хозяйств, однако на деле эта цифра была гораздо выше.

Со второй половины 1929 г. в республике форсированно развивается  колхозное движение. Создаются первые МТС. Для проведения коллективизации в республику было направлено 1204 из Москвы, Харькова, Ленинграда. Создание колхозов проводилось с нарушением всех прежних планов. Во-первых, нарушался принцип добровольности вхождения. Во-вторых, грубейшие нарушения допускались при обобществлении средств производства. Это вызвало резкий протест крестьянства, проявившийся прежде всего в массовом забое скота. Масштабы забоя могли быть еще больше, если бы в январе 1930 года не вышло специальное постановление ЦИК и СНК СССР, запрещавшее «самовольный» забой скота под страхом уголовной и административной ответственности.

Одним из драматических сюжетов  в истории коллективизации стала борьба с так называемым кулачеством. К концу 1927 года имущие слои составляли 3-5% от общей массы крестьян. В этот же период Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации». Масштабы раскулачивания в Казахстане пока не поддаются точной оценке, но известно, что только в 1930—1931 гг. численность крестьян, отправленных в «кулацкую ссылку» за пределы Казахстана, достигла 6765 человек. В то же время территория Казахстана была определена в качестве «кулацкой ссылки» для многих десятков тысяч крестьян из других районов страны. В республику были выселены 46091 семья, или 180 015 человек. 7 августа 1932 г. был принят закон «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности», предполагавший наказание в виде расстрела, а при «смягчающих обстоятельствах» 10 лет тюрьмы с конфискацией имущества. За пять лет, с 1929 по 1933 гг., тройкой ОГПУ в КазАССР, по неполным данным, было рассмотрено 9805 дел и принято решений в отношении 22933 лиц, из них к высшей мере наказания — расстрелу было приговорено 3386 человек, заключению в концлагерях от 3 до 10 лет — 13151 человек.

В августе 1931 года руководство  Казкрайкома дало указание местным  партийным и советским организациям о форсированной коллективизации  полукочевых и кочевых казахских крестьян и перевода их на оседлый образ жизни. Такая непродуманная установка спровоцировала скотоводов-казахов на массовый убой скота и откочевки, расстройству хозяйства огромного большинства казахского крестьянства. Картина по оседанию кочевых и полукочевых хозяйств была следующая: в 1930 г. -87 136 хозяйств, в 1931 г. -77 508, в 1932 г. - 77 674, в 1933 г. - 242 208. Для проведения коллективизации и оседания наряду с местными активистами Казкрайком привлек восемь тысяч рабочих.

Результатом различных акций, связанных  с коллективизацией, был небывалый голод, поразивший все без исключения районы Казахстана. В итоге в течение 1931-1933 годов умерли от голода, холода и сопутствующих им болезней (тиф, холера и др.) около 2 млн казахов и 200-250 тыс. казахстанцев других национальностей - русских, украинцев, уйгур. О бедственном положении казахского населения сообщал Сталину в своем письме председатель Совнаркома республики У. Исаев. Заместитель председателя СНК РСФСР Т. Рыскулов в своем письме Сталину в 1932 г. также указывал на бедственное положение казахского населения. Так называемое «письмо пятерых» видных казахстанских деятелей культуры занимает особое место в истории Казахстана. Летом 1932 года Г. Мусрепов, М. Гатаулин, М. Давлетгалиев, Е. Алтынбеков, К. Куанышев написали письмо Сталину о бедственном положении в казахской степи, обвиняли Голощекина в искривлениях генеральной линии партии по проведению коллективизации.

17 сентября 1932 г. ЦК  КП(б) принял постановление «О  сельском хозяйстве, и, в частности, животноводстве Казахстана», где было указано на необходимость учитывать при проведении коллективизации уровень хозяйственного и культурного развития республики, подготовленности широких крестьянских масс. Поэтому в животноводческих районах Казахстана было предложено создавать ТОЗы как переходную ступень к сельхозартели. Советское правительство выделило 2 млн пудов хлеба и более 30 млн рублей деньгами для устройства оседающих кочевых хозяйств.

Результаты коллективизации: 1. произошло падение уровня сельскохозяйственного производства. Расплата за непродуманные решения не заставила себя долго ждать. В течение первой пятилетки (1928—1932 гг.) удельный вес Казахстана в общесоюзном производстве товарного зерна уменьшился примерно с 9 до 3%. Хотя посевные площади под зерновыми культурами возросли с 1928 г. по 1940 г. почти в 1,5 раза, валовой сбор сократился примерно в 1,5 раза, урожайность с 9,2 до 4,3 ц/га. Беспрецедентный урон понесло животноводство. В 1928 г. в республике  насчитывалось 6509 тыс. голов крупного рогатого скота, а в 1932 г. всего 965 тыс. Практически перестала существовать такая традиционная для края отрасль, как верблюдоводство. 2. Ухудшились условия жизни по сравнению с периодом НЭПа, что привело к обострению продовольственной проблемы и массовому голоду в 1932-1933 гг. 3. Перекачивание средств из сельского хозяйства в промышленность закрепило техническую отсталость села. 4. Перестал существовать крестьянин как собственник — он превратился в наемного сельскохозяйственного рабочего. 5. экономическая заинтересованность была заменена внеэкономическим принуждением, что увеличило случаи воровства и хищений колхозного имущества. Первые признаки недовольства политикой властей в Казахстане появились еще в ходе проведения конфискаций в 1928 г., однако только с началом кампании по сплошной коллективизации в ряде районов вспыхнули настоящие восстания, основной движущей силой которых было среднее и бедное крестьянство. В целом в республике имело место около 400 крестьянских выступлений, в которых участвовало около 80 тыс. человек, ряд которых носил характер вооруженных восстаний. В результате этих волнений только в 1931 году Казахстан покинули около 281,5 тыс. крестьянских хозяйств, свыше 5 тыс. участников восстаний были осуждены за выступления против Советской власти и оказались в лагерях ГУЛАГа, 883 человека из их числа были расстреляны.

4. Общественно-политическая жизнь в 1920-1930 гг. Проявление тоталитаризма в Казахстане:

1. Авторитарная диктаторская  власть. Тоталитарный режим

2. Формы проявления:

- в области политической: лишение казахского народа языка и истории, утери государства и независимости; проведение в Казахстане так называемого курса «Малого Октября»; создание концлагерей; массовые репрессии (пострадало 3,5 млн чел.);

-  в области социально-экономической:  развитие Казахстана только как  сырьевой базы страны; перевод  казахского народа на оседлый  образ жизни и коллективизация  сельского хозяйства;

-  в области межнациональных  отношений: «улучшение» национального  потенциала республики за счет осуществления ассимиляторской политики.

Наиболее знаменательными событиями  того периода явились перенос столицы Казахстана в 1929 году из Кзыл-Орды в Алма-Ату. 5 декабря 1936 года на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов была принята Конституция СССР. Согласно новой Конституции, 26 марта 1937 года Казахская АССР была преобразована в союзную республику. Чрезвычайный X съезд Советов Казахстана утвердил Конституцию Казахской ССР.

Политика давления на общественность республики усилилась и приняла особенно жесткий характер с приходом Ф.И. Голощекина, направленного в сентябре 1925 г. на пост первого секретаря Казкрайкома ВКП(б). Под различными предлогами в 1927-1929 гг. из республики были удалены видные государственные и общественные деятели Казахстана Н. Нурмаков, Т. Рыскулов, С. Ходжанов, М. Мырзагалиев. Сняты со своих постов председатель КазЦИК Ж. Мынбаев, нарком просвещения С. Садвакасов, нарком земледелия Ж. Султанбеков. и др. Большая часть казахских работников была обвинена в групповой борьбе, о чём свидетельствует резолюция 6-й краевой партконференции, проходившей в ноябре 1927 г. В конце 1928 года по ложному обвинению были арестованы 44 человека из числа так называемых «буржуазных националистов» - бывших деятелей Алаш-Орды.

В этот период были расстреляны Ж. Аймаутов, А. Байдильдин, Д. Адилеев, остальные осуждены на различные сроки тюремного заключения. Некоторые из них (М. Дулатов и др.) скончались в лагерях, остальные (А. Байтурсынов, М. Жумабаев и др.), отбыв наказание, в 1937 году были повторно привлечены к ответственности за участие в деятельности Алаш-Орды. Другая группа представителей национальной интеллигенции (около 40 чел.) в составе М. Тынышпаева, X. Досмухамедова, Ж. Досмухамедова, Ж. Акпаева и других была арестована в сентябре-октябре 1930 года. Вскоре 15 из них (М. Тынышпаев, Ж. Акпаев, X. Досмухамедов, Ж. Досмухамедов, К. Кеменгеров и др.) были сосланы в Центрально-Черноземную область России. Почти все они были репрессированы в 1937 году. Как вы видите, в 1937-1938 годах политические преследования приняли массовый характер. Были схвачены и физически уничтожены, кроме вышеназванных, такие видные государственные и общественные деятели, как Т. Рыскулов, Д. Садвакасов, У. Исаев, У. Жандосов; представители казахской литературы С. Сейфуллин, Б. Майлин, И. Жансугуров; ученые К. Жубанов, С. Асфендияров и многие другие. Маховик репрессий затронул все народы, населявшие республику.

Информация о работе Введение. Первобытное общество на территории Казахстана. Эпоха камня и бронзы