Современность: от закрытого к открытому типу общества

Автор работы: f*********@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 23:50, реферат

Краткое описание

Актуальность, цели и задачи данной курсовой работы будут обусловлены следующими положениями. Институт цензуры - действенное орудие правительственного влияния на создание, хранение, распространение и потребление социальной информации. Функции цензуры неизменны - контроль, охрана, санкция, регламентация, репрессия, но значение и иерархия их во времени менялись в зависимости от политической конъюнктуры. Сведения исторического характера всегда рассматривались в качестве социально важных.

Содержание работы

Введение. 3
1. У истоков цензуры. Цензура в период образования Российского государства. 5
2. Цензура в XVIII веке. 9
3. От самого либерального цензурного указа к самому жёсткому. 18
4. Российская империя и Советский союз: что общего? 30
5. Современность: от закрытого к открытому типу общества. 35
Заключение. 36

Содержимое работы - 1 файл

РЕФЕРАТ ЦЕНЗУРА.docx

— 70.61 Кб (Скачать файл)

39

  • Введение. 3
  • 1. У истоков цензуры. Цензура в период образования Российского государства. 5
  • 2. Цензура в XVIII веке. 9
  • 3. От самого либерального цензурного указа к самому жёсткому. 18
  • 4. Российская империя и Советский союз: что общего? 30
  • 5. Современность: от закрытого к открытому типу общества. 35
  • Заключение. 36

Введение.

«Наша свобода основывается на свободе

печати, а ее нельзя ограничить, не потеряв.»

Томас Джефферсон

200 лет назад  Александр I утвердил цензурный  устав, который был настолько  либеральным, что дальше цензура  могла только ужесточаться. Лишь  к концу XIX века стало понятно,  что штрафы и дотации являются  куда более действенным способом  контроля за прессой, чем, скажем, конфискации тиражей. И совершенно не обязательно запрещать публикацию острых материалов - достаточно запретить изданию публиковать рекламу, а затем ждать, когда имущество редакции начнут распродавать за долги…

Считается, что  впервые ввести цензуру попытался  папа Сикст V, который в 1471 году запретил печатать книги без предварительного ознакомления с ними компетентных органов. Хотя при жизни Сикста V эти самые органы так и не были созданы, он вошел в историю как отец цензуры. Лишь в XVI веке цензура была введена практически во всех европейских государствах. А в конце XVII века эти государства стали одно за другим от нее отказываться. Правда, такой отказ никогда не означал полной свободы самовыражения. Например, во Франции свобода печати была провозглашена во время революции, то есть под стук гильотины.

Но меня в  моей работе интересует исключительно  история развития: процветания и  угасания - цензуры в России. От её зарождения в облике цензуры православной церкви, через развитие в лице светской цензуры, к эпилогу в образе партийной  цензуры в СССР. Я постараюсь остановиться на наиболее важных, на мой взгляд, событиях, датах и фактах. К каждой главе  подобран свой эпиграф - изречения великих  умов, связанные с цензурой. В  своей работе я практически не буду касаться современности, делая  упор на историю.

Актуальность, цели и задачи данной курсовой работы будут  обусловлены следующими положениями. Институт цензуры - действенное орудие правительственного влияния на создание, хранение, распространение и потребление  социальной информации. Функции цензуры  неизменны - контроль, охрана, санкция, регламентация, репрессия, но значение и иерархия их во времени менялись в зависимости от политической конъюнктуры. Сведения исторического характера всегда рассматривались в качестве социально важных. Поэтому в разное время табуировались те или иные проблемы, факты, личности, замалчивались целые исторические периоды. Цензура оказывала существенное влияние на репертуар исторической литературы, как научной, так и популярной.

Цензура поощряла публикации, способствовавшие сохранению спокойствия в обществе, подчас в  ущерб исторической правде, точности воспроизведения источника, допускались  даже намеренные искажения. Однако к  чести царской цензуры следует  отметить, что чаще практиковалось умалчивание фактов, чем откровенная  их фальсификация. 

1. У истоков  цензуры. Цензура в период образования  Российского государства.

В 1547 г. венчался на царство Иван IV . При молодом  царе образовалась с неофици-альными правительственными полномочиями «Избранная рада», среди которой особенно близки Ивану IV были священник Благо-вещенского собора Сильвестр и начальник Челобитного приказа (что-то вроде статс-секретаря) Алексей Адашев. Одной из реформ, инициаторами которых они были, стал переход от книгописания к книгопечатанию.

В 1551 г был  проведен Стоглавый собор, принявший  «100 глав» (решений), составивших сборник  «Стоглав», который предложил решения  целого ряда жизненно важных проблем. В частности речь шла о божественных книгах, которые «писцы пишут с  неправленных перево-дов, а написав, не правят же, опись к описи прибывает и недописи и точки непрямые. И по тем книгам в церквах Божиих чтут, и поют, и учатся, и пишут с них. Что о сем небрежении и о великом нерадении от Бога будет по божественном правилом?1.Жирков Г.В., «История цензуры в России XIX-XX вв.: Учебное пособие», М.: Аспект пресс, 2001 г. стр. 11». При руко-писном воспроизведении книг постоянно происходило искажение канонического текста, поэтому в ряде глав говорилось о необходимости реформы книгописа-ния, пересмотра всего книжного фонда. Глава «О книжных пис-цах» давала право духовным властям конфисковывать неисправ-ленные рукописи. Этим самым вводилась предварительная цензура рукописных книг перед их продажей. Кроме того, Собор предло-жил духовной власти провести ревизию существующих книг и изъять из употребления неисправленные. Эту меру можно считать последующей цензурой. Таким образом, «Стоглав» стал на Руси пер-вым цензурным документом.

В дальнейшем на протяжении многих лет цензура была связана с православной церковью, борьбой с ересью, инакомыслием и  иноверием. Так русским первопечатникам  Ивану Федорову и Петру Мстиславецу пришлось покинуть Москву, что было следствием гонений из-за их близости к реформационно настроенным кругам. Многие русские книги были изданы Иваном Федоровым за рубежом -- в Заблудове (Литва), во Львове (Польша), в Остроге на Волыни. Таким обра-зом, русское печатное дело, зародившись в Москве, почти сразу же раздвоилось, говоря современным языком, на отечественную и эмиграционную печать. Последнюю в то же время представлял князь и литератор А. М. Курбский, бежавший от Ивана Грозного в Литву. Его послания к царю и «История о великом князе Москов-ском» -- злободневные политические памфлеты получили широ-кую известность.

Возникшая религиозная  нетерпимость послужила почвой многочисленных репрессий. Слова «католик», «латинянин»  в Москве получили стойкое значение «враг». Развернулась борьба с мнимым «латинским влиянием». Одной из ее жертв  стал про-славленный воин, публицист и поэт князь И. А. Хворостинин, не пожелавший различать сочинения на греческие и латинские, иконы на православные и католические картины, людей по ве-роисповеданию. В 1619 г. в княжеском доме был проведен обыск, отобра-ны все латинские книги, рукописи и картины, но пока Хворостинина ни в чём не обвинили. Позднее, в 1622 г., по доносы в доме князя был проведён повторный обыск. Оказалось, что Хворостинин снова держал у себя в доме латинские произведения. После знакомства с ними церковники предъявили ему обвинение в недостаточно патриотическом образе мыслей. В своих сочинениях Хворостинин называл царя деспотом, в приговоре говорилось, что так называть царя «непристойно». На этот раз князя отправили «под начало в Кириллов монастырь», а в заключительной части приговора предлагалось дать себе клятву в том, что «впредь истинную православную христианскую веру греческого закона, в которой ты родился и вырос, исполнять и держать во всем непоколебимо, по преданию святых апостолов и отцов, как соборная и апостольская церковь приняла, а латинской и никакой ереси не принимать, и обра-зов и книг латинских не держать, и в еретические ни в какие учения не вникать».

В 1627 г. «за слог еретический и составы, обличавшиеся в книге», было сожжено «Учительное  Евангелие» Кирилла Транквиллиона, запрещен Катехизис Лаврентия Зизания. Уже на следующий год стали из церквей изымать всю церковно-славянскую литературу «литов-ской печати», выпущенную типографиями Белоруссии и Украины. Эта же литература конфисковалась у частных лиц. С подозрением стали относиться даже к греческим книгам, издававшимся в за-падноевропейских типографиях.

Наконец, в XVII в. церковь обратила самое серьезное  внима-ние на народные лубочные произведения. В 1674 г. выходит указ патриарха Иоакима, в котором рассказывается о том, что «многие торговые люди, резав на досках, печатают на бумаге листы икон свя-тых изображения, инии же велми неискусние и неумеющие иконного мастерства делают рези странно, и печатают на листах бумажных развращенно образ Спасителя нашего Иисуса Христа и пресвятые Бо-городицы, и небесных сил святых угодников Божиих, которые ни ма-лого подобия первообразных лиц являют», тем самым принося лицам изображаемых святых бесчестие. А народ покупает эти «печатные листы» и украшает ими свои дома не для почитания святых, а для «пригожества». Кроме того, идет торговля «печат-ными немецкими листами», изготовленными «еретиками Люте-рами и Кальвинами по своему их проклятому мнению, неистово и неправо». Патриарх напоминает, что «издревле заповедано и ут-верждено писати на досках, а не на листах». В указе запрещалось впредь изготовлять и продавать такие произведения, сами же «печатные листы» уничтожать, и кроме того взимать крупный штраф. В Со-борном постановлении 1684 г. повторяется запрет продавать у Спас-ских ворот в Москве «выписки из книг Божьего писания».

Все эти церковные  гонения ереси и иноверия вызывали про-тест оппозиции и даже вооруженные восстания, как это про-изошло в Соловецком монастыре. Вся эта борьба сопровождалась распространением рукописных и печатных обличительных текстов, о чем свидетельствует указ, появившийся в 1681--1682 гг., запрещавший распространять лите-ратуру, содержавшую рассуждения на религиозные темы, хотя, несмотря на запреты, во время Московского восстания 1682 г. старообрядческая полемическая литература все равно распространялась.

К этому времени  в центре России уже сложилась  немалая чи-тательская аудитория, потреблявшая всю эту разнообразную лите-ратуру. В Москве середины XVII в. белое духовенство было грамот-ным на 100%, черное -- более чем на 70%, как и купечество, дворянство -- на 50%, посадские люди -- на 20%, крестьяне, по-являвшиеся в столице, -- не менее чем на 15% (данные А. П. Бог-данова). Потребности аудитории в литературе постоянно росли.

Управленческий  аппарат российского государства  также испы-тывал потребность в информации, поэтому в начале XVII в. в управленческой структуре появился тогда еще малозначимый Приказ книг печатного дела, затем Печатный двор. А с 1621 по 1701 г. выходила рукописная газета Русского госу-дарства «Куранты», дававшая возможность царю и его окружению получать свежую информацию из разных стран.

В любом случае, основное влияние на российское общество оказывала церковь, контролировавшая всю рукописную и печатную продукцию. Ранее созданные в Малороссии типографии тоже должны были получать разрешение на печать у Московского  патриарха. Хотя, контролировать инфор-1 мационный поток тех лет было не так уж сложно, так как вплоть до начала XVIII в. в стране ежегодно выходили лишь 1-2 книги, носившие в основном религиозный и богослужебный характер.

Но уже в XVI--XVII вв. становление российской государственности  проявилось в попытках выйти из-под  опеки церкви что отразилось, например, в деятельности царя Ивана IV, некоторых  представителей культуры, литераторов. Так Симеон Полоцкий получил у него разрешение на создание в 1678 г. особой Верхней (т.е. дворцо-вой) типографии, неподконтрольной церковным властям. После его смерти типографией руководил его ученик, просветитель Силь-вестр Медведев. Верхняя типогра-фия в XVII в. выпускала бесцензурную литературу -- учебную, дидактическую, отечественную и переводную беллетристику, прозу и поэзию, к сотрудничеству привлекались лучшие художники. Но это не могло долго продолжаться, Медведева оговорили, расследование вёл сам патриарх Московский. Медве-дева допрашивали с пристрастием, пытали, его огромная биб-лиотека, где было более тысячи книг и рукописей, переписка на разных языках, была отобрана, типография разгромлена, создан-ное им училище разогнано. 11 февраля Просветитель был казнен как разбойник на Лобном месте Красной площади Москвы.

Таким образом, период образования русского государства  был периодом монополии русской  православной церкви на рукопис-ную и печатную литературу. Всё начало меняться только с приходом к власти Петра I. 

2. Цензура в  XVIII веке. 

Реформы Петра I коснулись всех сторон российской действи-тельности. Для укрепления своей власти царю необходимо было преодолеть это всесилие церкви, которое получало и в обществе все большее сопротивление. В то же время церковь, которая неког-да несла просветительскую миссию, стала наоборот тормозить куль-турное развитие общества. Поэтому было проведено ряд реформ в отношении церкви. Для нас наиболее важно то, что был положен конец полувековой монополии церкви на печать и книгоиздательство. В 1708 г. был составлен и стал вводиться гражданский алфавит, Петр I провел реформу шрифта и сам сделал первые эскизы нового алфавита. Царь даже определил, какую литературу каким шрифтом набирать: «Сими литеры печатать исторические и манифактурные книги». Первой такой книгой стала «Геометрия славенски землемерие», изданная в марте 1708 г. Царь сам правил рукопись.

Теперь почти  вся материальная база печатного  дела была сосредоточена в руках  светской власти. Чтобы не завозить бумагу из других стран были построены  бумажные фабрики. Возникли новые типографии. Книгопечатание стало бурно развиваться, стали выходить учебники, пособия, специальная  и гуманитарная литература. В первой четверти XVIII в. была напечатана 561 книга, в том числе 300 гражданских.

Почти всё книгопечатное  и издательское дело проходило под  контролем царя, без разрешения которого ни одна строка не выходила из-под печатного  станка.

Уже во время  войны со шведами Петру I пришлось столкнуть-ся с возможностью использования печатного слова как оружия. Шведы стали печатать воззвания к русскому народу на случайно попавшем к ним русском книгопечатном станке. В следствие чего царь издаёт указ (1708 г.) не верить таким письмам, призывающим к возмущению народа, и у себя их не держать, ловить людей их распространяющих и отправлять в Москву, за что обещал государеву милость. Это был первый документ, имеющий отношение к военной цезуре.

Понимая значение периодической печати, с которой  он по-знакомился за рубежом, Петр I стал создателем первой русской печатной газеты «Ведомости» (1702-1728). Газета проходила определённую цензуру, о чём свидетельствует архив, где сохранились не только отдельные страницы рукописей, но и целые произведения, не явившиеся в газете, а также неопубликованный 24-й номер «Beдомостей». Само содержание газеты говорит о том, что многие ее публикации могли быть напечатаны только с разрешения царя. Например, сообщение о том, сколько отлито пушек и сколько на это нужно меди. Обычно это информация является большой тайной. А также многие материалы проходили непосредственно через Петра, например, письма послов. А международная информация, источником которой служили иностранные газеты, оперативно доставлявшиеся в Россию, просматривалась царем или его кабинет-секретарем. То, что ими отмечалось, переводилось на русский язык и отсылалось в печать.

Информация о работе Современность: от закрытого к открытому типу общества