Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 10:05, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – исследовать деятельность Секретных комитетов и определить их задачи, значимость и роль в принятии законов в XIX веке.
Вернемся к царствованию Николая I. Так как он принадлежал ко второму поколению сыновей Павла, у него в детстве было особенное воспитание. Совсем не по программе Руссо[6], как получали его братья Александр и Константин.
До вступления на престол Николай не имел серьезных занятий, и много времени проводил среди людей, ожидающих аудиенции или доклада. Именно с этой позиции он мог наблюдать отношения, интриги, порядки. На все это он смотрел «снизу», оттуда, откуда смотрят на сложный механизм рабочие, не руководствуясь идеями, не строя планов. Александр же, напротив смотрел на Россию «сверху», со своей философской политической высоты, а, как мы знаем, на известной высоте реальные очертания или неправильности жизни исчезают. Подобные взгляды «снизу» понадобились ему на престоле, будучи царем, он прибегал к полученным таким образом мелким познаниям.
Как известно, вступление Николая на престол было чистою случайностью. Став императором, он не ставил себе задачи великих перемен, планировал только поддерживать то, что было построено и просуществовало до него, восполнять пробелы, чинить обнаружившиеся ветхости помощью практического законодательства и все это делать без всякого участия общества. В тоже время он прекрасно понимал важность решения вопросов, которые были оставлены ему предшественниками.
Приступив к делу, Николай создает комиссию сенатора Энгеля[7], для поправки действий правительственного механизма. Задачей данной комиссии была выработка проекта нового судебного устройства. Комиссия должна была выработать проект нового судебного устройства. Выработанный проект отличался очень либеральными началами: уничтожалось тайное канцелярское производство, вводилась несменяемость судей и более строгое распределение судебных дел от административных. Проекты нашли одобрение императора, но Николай не нашел им применения в то время, и оставил до лучших времен. Уже на этом этапе правления проявляется суть правления Николая – одобрение хороших предложений, которые могли поправить дело, но нерешительность в их осуществлении.
Для того чтобы существующий порядок действовал правильно, надо было дать учреждениям строгий кодекс. Попытки создать такой кодекс предпринимались с 1700 года, но безуспешно. Новый свод законов должен быть сводом законов действующих, а не кодексом, созданным отвлеченной мыслью. Николай взял на себя эту задачу. Он учредил для этого при себе отделение Собственной канцелярии (II отделение), руководителем назначил Сперанского М.М. Деятельность Сперанского к тому времени была обширна, после ссылки он был назначен на должность пензенского губернатора, потом генерал-губернатора Сибири. Изучив Сибирь, он разработал проект ее нового устройства, и с данным проектом поехал в Петербург.
Хоть Сперанский и не пользовался прежним влиянием, его оставили в Государственном совете. Николай считал его жертвой политических интриг, и постоянно ссылался на признание своего старшего брата, будто бы когда-то сказавшего ему, что он в долгу у Сперанского, что он тогда не мог сладить с интригой, хотя знал, что обвинение, взводимое на Сперанского, - клевета.
Сперанский еще в 1811 г. начал каяться в своих широких политических затеях, сознавая всю их преждевременность и непригодность, а теперь он к тому же прошел отличную административную школу, ибо, что можно представить себе лучше для назидания и знакомства с делом, как ссылка и губернаторство.
После избавления от политических затей, с сохраненным трудолюбием своей молодости, Сперанский совершил изумительные дела по заданной ему программе.
Первым делом со всех канцелярий и архивов, он собрал указы и уложения с 1649 года и до последнего указа Александра I. Результатом этой огромной работы, начатой в 1826 году, стал вышедший в 1830 году сборник "Полное собрание законов Российской империи". Сборник состоял из 45 томов, с приложениями, табелями и различными указаниями.
Именно это полное собрание законов он и положил в основание действующих законов. Позднее был составлен "Свод законов Российской империи", изданный в 1833 году в 15 томах. Большая часть данного труда до сих пор остается действующим кодексом.
"Свод законов Российской империи" расположен в систематическом порядке. Первые три тома - это "основные и учредительные" законы, определяющие пределы власти и порядок делопроизводства правительственных учреждений, Государственного совета, Сената, министерств, губернского управления и т.д.
С четвертого по 8 том - законы "государственных сил", т. е. средств, которыми питается государство, законы о государственных повинностях, доходах и имуществе.
В 9-м томе изложены законы "о состояниях", т. е. о сословиях. В 10-м томе изложены законы гражданские и межевые. С 11 по 14 - законы "государственного благоустройства и благочиния", т. е. полицейские.И в последнем 15-м томе - законы уголовные.
Свод законов составлялся из 42 тыс. статей. По мнению Сперанского это слишком много, чтобы знать их, обилие законов и есть главный недостаток свода. Все последующие узаконения присоединялись к своду, как дополнение. Сперанский рассматривал свод законов, как черновую работу для создания более применимого кодекса.
Помимо Государственного Свода законов, Сперанский был задействован еще и в разработке целого ряда специальных и местных законодательств. Свод военных постановлений в 12 томах, Свод законов остзейских и западных губерний, свод законов Великого княжества Финляндского – это все итог работы Сперанского.
Легко было предвидеть в какую сторону мог измениться правительственный порядок. Взявшись руководить громадной империей без всякого участия общества, Николай должен был усложнять механизм центрального управления. Вот почему в его царствование создалось огромное количество либо новых департаментов в старых учреждениях, либо новых канцелярий, комиссий и т. д.
Руководя важнейшими делами, император должен был иметь собственную канцелярию. Такая канцелярия состояла из 4 отделений и называлась - Собственная его величества канцелярия. Чтобы понять какими делами хотел заниматься Император, достаточно посмотреть на задачи отделении канцелярии.
Первое отделение готовило бумаги для доклада императору и следило за исполнением высочайших повелений. Второе отделение образовалось из бывшей комиссии составления законов, занималось кодификацией законов под управлением Сперанского. Третьему отделению поручены были дела высшей полиции под управлением начальника, который был вместе и шефом жандармов. Четвертое отделение управляло благотворительными воспитательными заведениями, начало которым было положено еще императрицей вдовой Марией Федоровной.
При Николае существовало даже пятое отделение собственной е. в. канцелярии - для подготовки нового порядка управления и государственных имуществ.
В областном управлении особых изменений предпринято не было. Изменения внесли только в сословное и дворянской управление.
До этого, в 1775 году дворянству было предоставлено решительное господство в местном управлении. При императоре Павле упразднены были некоторые из судебных и губернских учреждений; при Александре было даже несколько расширено участие дворянства в местном управлении.
По учреждениям 1775 г. судебные палаты не имели сословного характера, состояли из членов от короны. По закону 1780 г. предоставлено было дворянству и купечеству выбирать по два заседателя в обе палаты, которые действовали вместе с председателем и советником от короны. По закону 1831 г. дворянству предоставлено было право выбирать председателей обеих палат. Таким образом, и общий суд, несословный, в губернии отдан был в распоряжение дворянства, но зато было ограничено право участия дворянства в губернском управлении установлением ценза. В губернских учреждениях 1775 г. на дворянских съездах право выбора имел каждый потомственный дворянин или высший штаб-офицерский чин. Положение 1831 г. точнее определяло участие дворян в съездах и выборах: одни дворяне могли участвовать в съездах с голосом, другие - без голоса. Право участвовать с голосом имел потомственный дворянин, достигший 21 года, имевший недвижимую собственность в губернии, получивший на действительной службе по крайней мере чин 14-го класса или служивший три года по дворянским выборам, вот главные условия. Не удовлетворявшие им потомственные дворяне участвовали в съездах без голоса.
При этом и право голоса было двоякое: одни дворяне подавали голос во всех делах, обсуждавшихся в собрании, другие во всех, кроме выборов; право участвовать во всех делах и в выборах предоставлено было потомственным дворянам, которые имели в губернии не менее 100 душ крестьян или не менее 3 тыс. десятин удобной, хотя и незаселенной, земли. Голос во всех делах, кроме выбора, принадлежал потомственным дворянам, которые имели в губернии менее 100 душ или 3 тыс. десятин земли. Один разряд дворян имел непосредственное право голоса, другой - посредственный голос через уполномоченных; именно мелкие участки складывались в одно, так чтобы их совокупность составляла нормальный участок в 100 душ, и выбирали одного уполномоченного на дворянский съезд. Законом 1837 г. усложнено было устройство земской полиции, как известно, руководимой дворянством. Исправник, начальник уездной полиции, действовал по-прежнему, но каждый уезд разделен на станы, и во главе стана поставлен был становой; становой - коронный чиновник, который назначается губернским управлением только по рекомендации дворянского собрания. Принимая во внимание все перемены, внесенные в губернское управление, следует сказать, что влияние дворянства на местное управление не было усилено; расширено было участие, но вместе и ослаблено введением цензов и сочетанием выборных должностей с коронными.
До сих пор дворянство было руководящим классом в местном управлении; со времени издания законов 1831 и 1837 гг. дворянство стало вспомогательным средством коронной администрации, полицейским орудием правительства. Вот и все важные перемены, какие были внесены в центральное и губернское управление.
Нельзя не заметить, что такими переменами было нарушено равновесие между тем и другим; центральное управление было страшно расширено, и в нем получила необыкновенное развитие канцелярия; местное управление осталось в прежней форме.
Внесенная императором в учреждения деятельность объясняла главный недостаток управления. Все дела велись канцелярским порядком, через бумагу. Многочисленные центральные учреждения ежегодно выбрасывали сотни тысяч бумаг в канцелярии, палаты. По которым эти палаты и канцелярии должны были чинить исполнение.
Непрерывный бумажный поток, шедший из центра в губернии, переполнял местные учреждения, не давая возможности обсуждать дела. Все старались не исполнить дело, а "очистить" бумагу. Это и стало задачей местной администрации, все цели общественного порядка, который охранялся администрацией, все свелись к опрятному содержанию писанного листа бумаги. Общество и его интересы отодвинулись далеко на задний план. Все управление теперь представляло огромный и не совсем правильный механизм, который без устали работал, но который был гораздо шире, тяжелее наверху, чем внизу, так что нижние части и колеса подвергались опасности треснуть от слишком усиленной деятельности в верхних. Чем больше развивался такой механизм, тем менее оставалось у руководителей его возможности следить за действием его частей.
В итоге все руководство делами уходило от центра вниз. Министры, взглянув на эту необъятную машину государственного порядка, только и могли, что махнуть рукой и оставить все на волю случая. Низшие же, чиновники, очищавшие бумаги и стали двигателями процесса. Этот недостаток был замечен и императором, который сказал как-то раз, что Россией правят не император, а столоначальники. Именно такой вид имело тогдашнее «здание» бюрократизма.
Царствование Николая I было временем развития чиновничества, знати, табели о рангах. К сожалению, точных статистических данных привести не удастся, можно только понять, чего стоило казне содержание этого административного рабочего люда. Сверх окладов, за особые заслуги, чиновникам раздавали из казенных земель аренды обыкновенно на 12 лет. Ежегодно до 1844 г. разным чиновникам выдавались аренды в определенной сумме. Кроме того, чиновникам раздавали за заслуги в собственность незаселенные, но доходные казенные земли и угодья; до 1844 г. таких земель было роздано свыше миллиона десятин. Вот что стоило государству содержание той администрации, которая умела терять дела, изложенные на нескольких сотнях тысяч листов.
Историк Ключевский считает, что царствование Николая прямое логическое продолжение второй половины предшествовавшего царствования. Такая более скромная задача царствования Николая I объясняется отчасти личными свойствами нового императора. [8]
Глава II. Создание Секретных комитетов и их деятельность
Задачей данной главы является описание деятельности каждого Секретного комитета.
Возвратимся к началу царствования Николая I, вспомним, о его стремлении и к преобразованиям и в частности к крестьянскому вопросу, который он разрешил вести тайно от общества, чисто бюрократическими средствами.
О работе секретных комитетов известно не очень много. Даже историк Ключевский считал, что нет надобности передавать деятельность этих секретных или весьма секретных комитетов. Тем не менее из имеющейся информации можно делать выводы по их деятельности.
К ведению процесса против рабства Николай I приступил на второй же год своего царствования, и начатая работа не прекращалась все время. Сознание, что крепостное право есть «зло», и убеждение, что «нынешнее положение не может продолжаться долго», очевидно, побудили Николая I заняться разрешением вопроса о крепостном праве. Но призрак революции, державший императора с момента вступления на престол в страхе, заставил его отказаться в этом деле от всякого участия общества. Выработки мер, направленных на отмену крепостного права могли происходить, по мнению Николая I, только бюрократическим путем и храниться в глубокой тайне.
Информация о работе Секретные комитеты их задачи, значимость и роль в принятии законов в XIX веке