Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 01:32, реферат
Настоящее исследование предпринято в связи с неудовлетворенностью автора существующими Историями России. *(К.Е.12.2000. Данное весьма опрометчивое заявление было сформулировано в момент начала создания сего текста - примерно в 1996 г., когда новые книги либо только что вышли и ещё не были доступны автору (В.Я.Петрухин - 1995г., Свод сведений о славянах IV-IX вв. - 1992-1995), либо вышли позже (Данилевский И.Н., сборник под редакцией Е.А.Мельниковой). Т.о. можно сказать что публичное лицо официальной науки в настоящее время вполне адекватно, и главную опасность представляет уже не наука ПАРТИИ-И-ПРАВИТЕЛЬСТВА, а монстр НХ, но это отдельная тема - см. в ссылках.) Об Истории Карамзина исчерпывающе сказал ещё Пушкин. Со времён классических трудов С.М.Соловьёва и В.О.Ключевского прошло уже слишком много лет, и хотя в отношении части их "приемников" хочется сказать "товарищ не читатель, товарищ - писатель", тем не менее, объём фактов, которыми оперирует наука, за прошедший век существенно вырос. Кроме того, возросло и число принимаемых во внимание исторических концепций. Самые значительные из них – это теория исторического материализма, идеи евразийства, концепция "вызов - ответов".
ВЕДЕНИЕ
Глава 1. роисхождение славян
1.1. Версия Нестора
1.2. Евразийство, антинорманизм, “клиника”
1.3. Норики и венеды (Тацит, Плиний, Клавдий Птолемей)
1.4. Германцы и гунны (Иордан, Приск, Евгипий)
1.5. Склавины и анты (Иордан, Прокопий)
1.6. Генезис (авторская версия)
1.7. Дранг на юг
Глава 2. асселение славян по Восточно-европейской равнине
Глава 3. осточные славяне и варяги. Начало государственности. Русский Хакан, Аскольд и Дир, Рюрик.
3.1. Призвание Рюрика
3.2. Русы и славяне восточных авторов
3.3. География на кофейной гуще
3.4. Каганы и василевсы. Любовь почти до гроба.
3.5. Явление руси “городу и миру”
Глава 4. вижение на юг. Образование Великого княжества Киевского. Вещий Олег
4.1. Дружина и город
4.2. Полюдье
4.3. Вещий Олег
4.4. Название “Русь”
Глава 5. родолжение варяжской традиции, кризис государственности. Игорь Старый. Компромиссное разрешение кризиса. Ольга. Святослав.
5.1. Игорь Старый – счастливый муж и неудачный правитель
5.2. Княгиня Ольга – устроение земли
5.3. Святослав – начало ненужных походов
5.4. Святослав – конец героической эпохи
1. Дополнительные матиериалы Ас-сакалиба (славяне) у Ибн Фадлана О ещё одной возможности ождествлении Рюрика Комментарии Лютового к «О ещё одной возможности отождествлении Рюрика» и ответ на них. Дискуссия по поводу похода и договора 907 г. Великого князя Олега, случившаяся на ВИФ
Список литературы
Литература к «Образование Киевской Руси»
ЛИТЕРАТУРА К «О ещё одной возможности отождествлении Рюрика»……………………………………..143
Достаточно часто походы Игоря на Византию и Олега-Хельга на Константинополь и Бердаа объединяют некой единой идеей, единым планом и даже руководством. Однако только из Кембриджского документа следует, что Хельгу ушёл в Персию сразу после поражения под Константинополем. Более достоверные датировки дают разницу в три-четыре года. Т.е. это никак не мог быть один поход. Киевская Русь к середине IX в. становится государством в полном смысле, т.е. институтом прежде всего бюрократическим. По условиям договора 944 г. Киев возьмётся и обеспечит выдачу “бумажных” подорожных (!!!) всем идущим торговать в Константинополь или наниматься там в армию. Естественно не все буйные головушки могли вписаться в такую структуру, для них нашли выход – ссылка в Тмутаракань. Некий аналог Сечи. Там-то и утвердил свою верховную власть Хельг. Вероятнее всего без ресурсной поддержки из Киева эта вольница (как и Сечь без Москвы) существовать не могла, но тем не менее особой покорностью и покладистостью не отличалась. А уж соседний греко-населённый и хазаро-подчинённый Самкерц был для них лакомым кусочком. Так что, по видимому, хазарам действительно пришлось сначала воевать с тмутараканскими русами, а затем канализировать их энергию в минимально вредном для себя направлении.
Расорившись со всеми соседями в Тмутаракани Хельг-Олег решил поискать себе новой страны для утверждения там в качестве постоянного правителя. Как и в Ладоге они предлогают некий договор. Но здесь не зарождающийся мир северо-востока. Здесь не требуется совместно с местным населением создавать что-то новое, например, новую торговлю, чтобы потом делить результаты. Здесь на Востоке уже всё создано, мир старый и организованный. Здесь можно только отобрать часть того, что уже есть. В этом, естественно, варяги взаимопонимания ни у мусульманского правителя, ни у народа не нашли, несмотря на предпринятые репрессии.
Замечание о вере помогает понять, почему в Русско-Византийских договорах варяжские послы клянутся славянскими богами. Ради выгоды они будут клясться любыми богами (Париж стоит обедни).
Все эти авантюры резко изменили настроение византийских верхов. Мнение, что росы это народ, с которым выгодно торговать, но против которого следует принимать меры безопасности - [Знай], что и у царственного сего града ромеев (Константинополя), если росы не находятся в мире с пачинакитами (печенегами) они появиться не могут, ни ради войны, ни ради торговли31-39, сменяется резко негативным отношением. [Знай], что пока василевс ромеев находиться в мире с пачинакитами, ни росы, ни турки (мадьяры) не могут нападать на державу ромеев по закону войны, а так же не могут требовать у ромеев за мир великих и чрезмерных денег и вещей, опасаясь, что василевс употребит силу этого народа против них, когда они выступят на ромеев. Пачинакиты, связанные дружбой с василевсом и побуждаемые его грамотами и дарами, могут легко нападать на землю росов и турок, уводить в рабство их жен и детей и разорять их землю.31-39
В 944 году киевское правительство, наконец, проявляет признаки вменяемости. Нанимаются новые отряды варягов с севера, проводится мобилизация среди славянских племён, заключается военный союз с печенегами и объединённая армия начинает движение морем и сушей на Константинополь. О походе руси в Константинополь сообщают херсониты и болгары. На Дунае армию Игоря встречают послы греков и предлагают отступного. Собравшаяся на совет дружина Игоря принимает это предложение и, приняв дары, возвращается в Киев. Только половцы по указанию Игоря воюют болгар. Такова канва ПВЛ.
Обращают на себя внимание следующие обстоятельства. 1) Войско, согласно летописи, идёт в ладьях и на конях. Т.е. печенеги на конях, а остальные - варяги, русь, поляне, словены, кривичи, тиверцы - в ладьях. Но встречают послы армию на Дунае. Т.е. флот должен был как-то узнать о посольстве, свернуть в Дунай и подняться выше гирла, т.е на 50-60 км. от моря, чтобы встретиться с послами вне зоны сплошных болот. 2) Греки оказываются предупреждёнными задолго до появления русов не только на границах Империи, но и на границах Болгарии, в то врея как нападения 860 и 907 гг. были совершенно неожиданны. 3) Вместо подготовки армии ромеи сразу готовят только посольство с деньгами. 4) Армию руси по летописи возглавляет Игорь, однако Игоревы дружинники ничего не получили от византийского откупа, тогда как Свенельдовы ходят изодеты оружием и одеждой.
Есть следующие предположения. Поход 944 г. - это не война, а её полномасштабная имитация. Поход возглавляет не Игорь, которому после авантюры 941 г. не доверяют, а воевода Ольги Свенельд. (Г.В.Вернадский ошибочно видит в нём предводителя нанятых Игорем варягов. Под 945 г. Свенельд назван воеводой Ольги и Святослава, отцом Мстиши. Т.е. человеком, давно и прочно укоренившемся в Киеве) Цель похода - восстановление торговых отношений с греками, а вдохновители похода - торговая партия, ведь полюдье не прекращается, дани собираются, а сбыта нет уже четвёртый год. Армия идёт посуху, а сопровождающий её флот - только притворяется боевым. На самом деле сотни и сотни судов везут четырёхлетние торговые запасы, и задача руководителей похода обеспечить доступ этих товаров на рынки Константинополя. Именно поэтому варяги-русь с такой лёгкостью идут на переговоры. Если бы они действительно шли на войну, и вдруг перед лицом только малого посольства противника, согласились бы на мир за подарки, которых и на всех то не хватило, то это была бы совершеннейшая потеря лица, превращавшая руководителей похода из уважаемых конунгов, в последнее трусливое отребье, недостойное уважения своего же брата-варяга.
Косвенным подтверждением имитации войны может быть тот факт, что более воинственные тмутараканские русы Олега в этом походе не участвуют, а добывают себе новую державу на Каспии.
Сразу после завершения переговоров на Дунае и возвращения руси в Киев начинаются интенсивные переговоры для заключения нового договора в замен договора 911 г. Если следовать тексту ПВЛ, то сначала прибыли послы от Романа, Константина и Степана, и были проведены дополнительные консультации. Затем послы Игоря прибыли в Константинополь, где и был заключён сам договор. Тогда же договор был ратифицирован Византией – т.е. русские послы привели к присяге василевса и соправителей (!!!). И, наконец, заключительное посольство греков для проведения процедуры ратификации договора русской стороной – приведение к присяге Игоря и его бояр.
И поход и все три посольства укладываются в один 944 г. В отличие от договора 911 г., где приведена точная датировка, договор 944 г. таковой не имеет. Датировка осуществляется по именам великих царей греческих Романа, Константина и Степана, присутствующих в тексте договора, а так же по имени Романа, послы которого приводили русь к клятве на заключительном этапе ратификации.
11 мая 912 г. умер император Лев VI, ему наследовал его брат Александр, но его правление было недолгим. Он умер 6 мая 913 г. Единственным наследником остался восьмилетний сын Льва Константин. При нём образовался регентский совет в составе патриарха Николая Мистика, матери императрицы Зои и командующего флотом (друнагария флота) Романа Лакопина. Начавшиеся в том же году войны с Болгарией выдвинули на первый план именно Романа. В 919 г. он женил на своей дочери 14-летнего Константина Багрянородного, и в 920 г. последний короновал Романа как своего соправителя Романа I Лакопина. С этого момента Роман правил не только de facto но и de ure. У Романа было трое сыновей Христофор, коронованный в соправители в 921 г. и умерший в 931 г., Стефан и Константин. Упомянутые в договоре Игоря цари Роман, Константин и Степан – это соответственно Роман I Лакопин, его зять Константин Багрянородный и старший из его оставшихся сыновей Стефан. Младший сын также Константин не мог быть назван прежде своего старшего брата. В 944 г. сыновья Романа составили заговор, который закончился низложением 16 декабря 944 г. Романа I Лакопина и ссылкой его на Принцевы острова.100-16
Таким образом все формальные атрибуты договора свидетельствуют о дате его заключения и ратификации не позднее 16 декабря 944 г.
Так же по формальным обстоятельствам я должен сделать заключение, что, по крайней мере, до окончания процесса ратификации договора полноправным правителем Руси оставался Великий князь Игорь, и моё предположение о его отстранении от власти после неудачи 941 г. неверно. Однако в данном случае мы имеем дело с чисто формальными признаками. Т.е. если Игорь был отстранён от власти только фактически, то de ure именно его именем русь обязана была вести дипломатические сношения. Иное Византийская дипломатия не приняла бы.
Традиционно, и к этому мнению был склонен и я, условия договора признаются ухудшающими положение русских по отношению к грекам. Главной основой этого мнения стало отсутствие в новом договоре статьи, освобождающей русь от таможенных платежей. Г.Г.Литаврин пересмотрел это мнение, показав, с одной стороны, что о таможнях и налогах вообще известно очень мало. Эти сведения не создают какой-либо целостной системы и позволяют по разному интерпретировать изъятие статьи, например, как переход под юрисдикцию неких общих правовых норм империи, не предусматривающих взимание пошлин. А с другой стороны, из договора выпали и другие нормы: право русов мыться в банях, составлять завещания в пользу родственников на родине, свидетельствовать на расследованиях под клятвой, жаловаться на грабёж и отвечать за него, и брать взаймы. «Во всё это, однако, трудно поверить».101-83
Аналогией является договор после поражения в 1043 г. вполне выгодный для руси.
Если вопрос об экономическом поражении в правах можно считать всё ещё открытым. То другая особенность договора вполне очевидна. Договор накладывает на государство руси ответственность за поведение его подданных, в том числе обязывая снабжать всех, прибывающих в Константинополь по делам торговли или наёма на службу, бумажными документами (!!!), и гораздо более строго регламентирует это поведение. Т.е. Византия не ограничивает не столько торговую активность руси, сколько активность иного рода, каковую постарается ограничить любая власть.
Посольство 944 года просто поражает своим количеством.
Сначала идут послы, представляющие лиц княжеского достоинства. Их семь, причём женщины имеют самостоятельное и равное мужчинам представительство. Славянизированность имён правящего рода или правящей группы вполне очевидна.
Список с договора, заключенного при царях Романе, Константине и Стефане, христолюбивых владыках. Мы - от рода русского послы и купцы, Ивор, посол Игоря, великого князя русского, и общие послы: Вуефаст от Святослава, сына Игоря; Искусеви от княгини Ольги; Слуды от Игоря, племянник Игорев; Улеб от Володислава; Каницар от Предславы; Шихберн Сфандр от жены Улеба...
Далее идёт перечисление прочих послов и купцов. Здесь варяжская составляющая по-прежнему доминирует абсолютно. Но с учётом наличия славянских (Синко, Борич), прибалтийских (Ятвяг) и даже восточных (Апубексарь) имён, можно сказать, что вся Восточная Европа от скандинавских скал до киевских и жигулёвских круч явилась к грекам заглаживать Игорев грех.
...Прастен Тудоров; Либиар Фастов; Грим Сфирьков; Прастен Акун, племянник Игорев; Кары Тудков; Каршев Тудоров; Егри Евлисков; Воист Войков; Истр Аминодов; Прастен Бернов; Ятвяг Гунарев; Шибрид Алдан; Кол Клеков; Стегги Енотов; Сфирка...; Алвад Гудов; Фудри Туадов; Мутур Утин; купцы Адунь, Адуб, Иггивлад, Улеб, Фрутан, Гомол, Куци, Емиг, Туробид, Фуростен, Бруны, Роальд, Гунастр, Фрастен, Игелд, Турберн, Моне, Руальд, Свень, Стир, Алдан, Тилен, Апубексарь, Вузлев, Синко, Борич, посланные от великого князя русского, и от всего княжья, и от всех людей Русской земли.
Выше уже говорилось, что между Византией и Русью не было сферы конфликта. По договорам 907 и 911 годов Русь брала на себя обязательства военной помощи Византии. Договор 944 года фиксирует нечто, для Византии почти немыслимое. Византия берёт на себя обязательства военной помощи варварам.
И о Корсуньской стране. Да не имеет права князь русский воевать в тех странах, во всех городах той земли, и та страна да не покоряется вам, но когда попросит воинов князь русский, чтобы воевать, - дать ему, сколько ему будет нужно.
Князь русский здесь, очевидно, не киевский Игорь или его наследники. Князь Киевский имеет титулатуру "Великий князь" и по-другому в договоре назван быть не может. В договорах 911 и 944 гг. зафиксированы следующие княжеские титулатуры:
- великий князь русский (Олег, 911)
- светлые и великие князья под его рукой (911)
- великий князь русский (3 раза, Игорь, 944)
- великий князь (2 раза, Игорь, 944)
- князья его (944)
- князь русский (944, ?)
То есть, только один раз подчинённые князья поименованы “великими”, но при этом стоит чёткое указание, что они “под рукой” Олега. Сам великий князь русский Олег или Игорь в явном виде ни разу не назван просто князем. Их этого следует с достаточной вероятностью, что князь русский в статье о Корусни – это князь “подручный”.
Ещё один аргумент в пользу локальности. Греки обещают военную помощь князю русскому. Какую помощь они могут предложить. Все военные силы Херсона исчерпываются несколькими сотнями солдат-граждан и одной-двумя сотнями имперских солдат в свите стратига, присылаемого из Константинополя. Никаких других военных сил империя не посылала и не могла послать в Крым. Вот из этих то сил и должен Херсон оказывать помощь князю русскому. Если этим князем посчитать великого киевского князя, то зачем ему эта помощь, когда он сам ежегодно направляет многие сотни, если не тысячи воинов служить в Византию.
Г.В.Вернадский справедливо видит в этом «князе русском» правителя Тмутаракани, но совершенно без внимания оставляет смысл этого пункта договора - обязательства военной помощи корсуньских греков тмутараканским русским. Будь здесь конкуренция, Византия никогда бы не согласилась на такой пункт (византийцы - не большевики, они договоры выполняли), тем более после выигранной войны. Нет, здесь имеет место совместное прикрытие торгового пути вокруг Крыма. Западный участок охранят Корсунь, восточный - Тмутаракань.
Проблемы понимания этого места вызвало слово "вам". Если считать, вслед за А.А.Шахматовым, что в ПВЛ приведён список с русского экземпляра договора, написанного на русском языке (а он составлялся на двух языках), и "вам" должно относится к византийцам, то тогда текст становится просто бессмысленным: русскому князю там не воевать, а корсуньцам грекам не покоряться, и кто даст русскому князю воинов вообще не ясно.