Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 15:24, курс лекций
В условиях разлагающегося первобытно-общинного строя рабовладельческий строй был вполне закономерным явлением, так как он был шагом вперед по сравнению с первобытно-общинным строем. Рабовладельческий способ производства открывал более широкие возможности роста производительных сил по сравнению с первобытно-общинным строем
Методическая система Асклепиада оказала положительное влияние на последующее развитие медицины в период империи и естественно-научного направления в медицине в целом.
МЕДИЦИНА ПЕРИОДА ИМПЕРИИ (31 г. до н. э.— 476 г. н. э.)
История Римской империи охватывает пять столетий — с 31 г. до н. э. до 476 г.н. э. —-это время расцвета рабовладельческой формации в регионе Средиземноморья (рис. 54) и ее падения. Период империи принято делить на два этапа: ранняя империя (31 г. до н. э.— 284 г. н. э.) и поздняя империя (III—V вв.).
Римская наука этого периода
в целом сохраняла-эмтшрическо-
Развитие медицинского дела в период империи явилось одним из проявлений римского практицизма и наиболее ярко выразилось в становлении военной медицины.
Становление военной медицины
Начиная с первого диктатора Сул-лы (Корнелий Сулла Люций, 83—78 гг. до н. э.), власть римских императоров носила ярко выраженный военный характер и опиралась на армию. Задолго до окончательного падения республики римская армия, оставаясь de jure гражданским ополчением, de facto превратилась в профессиональную армию, окончательное становление которой завершилось при императоре Августе (27 г. до н. э.— 14 г. н. э.). Его военные реформы придали армии тот вид, который она сохраняла в течение почти двух столетий.
Во времена Августа римская армия состояла из 27—28 легионов (по 5—6 тыс. человек в каждом), а к концу его правления — из 25; они стояли в тех провинциях империи, где военное положение было наиболее неопределенным (на рейнской и дунайской границах, в Египте, северо-западе Испании и т. п.). Легионы и преторианские когорты (личная охрана императора) набирались только из римских граждан;.во вспомогательные войска (конные алы и пешие когорты, каждая не более тысячи человек) принимались и провинциалы. Общее число воинов во времена Августа колебалось от 250 тыс. до 300 тыс. человек; половина из них служили в легионах, половина — во вспомогательных войсках. Срок службы в легионе составлял 20 лет, во вспомогательных вйй-сках — до 25 лет; до отставки солдат не имел права вступать в брак.
Окончательное становление
армии и широкие завоевательные
походы потребовали большого количества
врачей-профессионалов. Они имелись
во всех подразделениях (легионах, когортах,
алах) и во всех родах войск (в
более ранние периоды истории
Рима нет упоминаний об армейских
врачах). Каждая когорта • имела,
четырех врачей-хирургов; во флоте
на каждом "военном корабле, было
по одному врачу. Каждому воину полагалось
иметь при себе 'необходимый перевязочный
материал для оказания первой помощи
себе и раненым товарищам. Об этом
свидетельствует известный
После битвы раненых отвозили
в Глпжайшие города или военные
лагеря, где (примерно со II в.) стали
устраивать военные учреждения для
ра-неных и больных —
Эта система оказания медицинской помоги раненым воинам была принята впоследст-зил в Византийской империи и дополнена ря-;ом нововведений. Так, не позднее VI в. в византийской армии стали создаваться специальные санитарные команды, которые состояли из гзепких солдат (называли их «deputati»), из гасчета по 8—10 человек на каждые 200— . ЮО воинов. Верхом на лошадях за линией "оя deputati подбирали раненых и доставляли гх в валетудинарии. Для этой цели их седла тмели по два стремени на левой стороне. De-putati возили с собой фляги с водой, и возможно, оказывали первую помощь. За каждого спасенного, воина им платили золотом.
Государственных (гражданских) больниц в древнем Риме еще не было: врачи посещали больных, и больные приходили к ним на дом.
В то /ке время в рабовладельческих поместьях устраивались специальные валетудинарии для рабов, которые обслуживались рабами-медиками. Об этом писал Колумелла (Луций Юний Модерат Колумелла, I в.) — видный римский писатель и агроном, в своем труде «О сельском хозяйстве» («De re rustica» в 12 книгах). Однако, как правило, рабов не лечили. В столице хозяин считал, что он в праве не оказывать никакой помощи заболевшему рабу: его отправляли на о. Аскл-епия (или Св. Бартоломея) на р. Тибр и оставляли там умирать. В случае выздоровления такой раб становился свободным и, согласно эдикту императора Клавдия (Тиберий Клавдий Нерон Германии, 41—54), не должен был возвращаться к рабовладельцу. На заре феодализма император.Византии Юстиниан (527—565 гг.) пошел еще дальше: раб, покинутый хозяином во время болезни, освобождался из рабства, становился вольным гражданином, не зависимым от прежнего господина. Эти тенденции явились отражением общего кризиса рабовладельческого способа производства и способствовали становлению новых феодальных отношений.
Развитие медицинского дела
Наряду с военной медициной в период империи развивалось медицинское дело в городах и отдельных провинциях, где государственные власти стали учреждать оплачиваемые должности врачей — архиатров (греч. аг-chiatros — «верховный» врач, от греч. arche — начало, iatros — врач), которые объединялись в коллегии (расцвет коллегий приходится на период империи). При дворе императора служили archiatri palatini, в провинциях-—аг-chiatri provinciales, в городах—archiatri populares (титул введен в правление императора Константина, 306— 337 гг.) по 5—10 врачей в зависимости от количества населения. Первым императорским архиатром в Риме считается Ксенофон (I в. н. э.) —личный врач императора Клавдия, которого Клавдий представлял как уроженца о. Кос и потомка легендарного Эскулапа (так римляне называли бога врачевания Асклепия).
Объединенные в коллегию,
архи-атры находились под контролем
городских властей и
был он пронзен двадцатью тремя ударами и только при первом издал стон... И из стольких-то ран врач Антистий признал смертельной лишь одну —вторую, нанесенную в
грудь.
В обязанности главы городских
ар-хиатров входило
Недомогал я, но тут ко мне, нимало не медля,
Ты появился, Симмах, с сотней своих школяров.
Начали щупать меня сто рук, ледяных от мороза:
Без лихорадки, Симмах, был я, а вот и она.
Марциал (43 —ок. 1.04 гг.). V. 9.
Перевод Ф. А. Петровского.
Закон строго определял права и обязанности учащихся. Все свое время они должны были отдавать учению. Им запрещалось участвовать в пиршествах и заводить подозрительные знакомства.
Наряду с государственными врачебными школами в Римской империи появилось небольшое число частных школ по подготовке врачей. Одну из них (по всей вероятности, первую) основал Асклепиад.
Go временем положение
врачей в Риме укрепилось. Они
получили большие права,
Развитие медицинских знаний
Римская наука периода
империи имела эмпирическо-описательный
и прикладной характер, свойственный
римскому практицизму. Вобрав в себя
достижения всех народов Средиземноморья,
она сформировалась в результате
трансформации и взаимного
Наиболее ярко эти тенденции выразились в многотомной (более 20 томов) энциклопедии «Artes» («Искусства»),1 составленной Авлом Корнелием Цельсом (Ce'sus, Aulus Cornelius, 30/25 гг. до н. э. — 45/50 гг. н. э.) на латинском языке. До нас дошли лишь восемь томов (VI—XIII), посвященных медицине («De medicina», рис. 57); они были обнаружены в середине XV в. (ок. 1443 г.) и впервые изданы во Флоренции в 1478 г. Будучи широкообразованным человеком и богатым рабовладельцем, Цельс привлек большой штат переводчиков и копиистов, которые переводили многочисленные труды по философии, риторике, праву, медицине, сельскому хозяйству и военному делу греческих, александрийский, индийских и других авторов; многие из этих сочинений до наших дней не сохранились, и мы знаем о них только благодаря Цельсу (например, о трудах Герофила и Эразистрата — без трактата Цельса в истории александрийской врачебной школы был бы существенный пробел).
Согласно Галену, Цельс составил свое «практическое руководство, занимаясь лечением больных в своем ва-летудинарии (для рабов)». Он подробно, изложил достижения римской медицины периода ранней империи в области диететики, гигиены, теории болезни, терапии и особенно хирургии. Приведенное им описание четырех признаков воспаления (покраснение, припухлость, жар и боль), как полагают исследователи, заимствовано из древних индийских трактатов; однако ими не могли быть самхиты Чараки и Сушруты, так как современная наука датирует эти сочинения II и IV вв. н. э., а Цельс составил свою энциклопедию во времена императора Тиберия (Тиберий Цезарь Август, 14—37 гг. н. э.), т. е. в начале I в. н. э. Трактат Цельса внес существенный вклад в развитие научной латинской терминологии (после Т. Лукреция). Его язык, по мнению Плиния Старшего,, классический — «золотая латынь».
Плиний Старший (Plinius Secun-dus, 23/24 — 79 гг. н. э.) —другой видный представитель энциклопедического направления, в римской прозе, писатель, ученый и государственный деятель, отличался исключительной пытливостыо в наблюдений природы (он и погиб во время извержения вулкана Везувия, которое наблюдал с борта корабля, приближаясь к вулкану). Из многочисленных трудов Плиния сохранилась лишь «Естественная история» («Historia naturalis») в 37 книгах; в ней обобщены знания того времени по астрономии, географии, истории, зоологии, ботанике, сельскому хозяйству, медицине, минералогии (Плиний проанализировал свыше двух тысяч сочинений более чем ста авторов). Обзору медицинских знаний посвящены книги XXIII—XXVIII его труда. . Лекарства животного происхождения описаны в книгах XXVIII—XXXII. На протяжении многих веков «Естественная история» Плиния была одним из основных источников в области наук о природе.
Наряду со строго научными знаниями, Плиний изложил и представления парадоксографов и даже народные поверья. Это соответствует традиции книжного энциклопедического знания, характерного для поздней античности. Так, в книге VII собраны сведения об аномалиях человеческой природы (парадоксография): о рождении двойняшек и тройняшек, о младенцах-уродах и даже о передаче признаков по наследству в «четвертом колене». Плиний пересказал также суеверия и предрассудки того времени: описал птицу-феникс и гиппокентавра, которого, как он утверждает, видел сам в набальзамированном, виде.
Современником Плиния был выдающийся римский военный врач Диос--корид Педаний из Киликии (греч.
Dioskurides, лат. Dioscorides Pedanius, I в. н. э.), родом грек. Его сочинение «О врачебной материи», т. е. о лекарственных растениях («De materia me-dica», рис. 58), составленное на греческом языке, содержит системати-неское описание 600 лекарственных растений, применявшихся в медицинской практике во времена императоррй Клавдия (41—45) и Нерона (54—68). Труд Диоскорида пользовался непререкаемым авторитетом вплоть до XVI в. и сыграл значительную роль в разработке систематики растений. В Византийской империи, а затем и на арабоязычном Востоке он был основным источником знаний о растительном мире. В арабском переводе он стал известен в средневековой западной Европе.
Самой ценной из дошедших до нас копий труда Диоскорида является иллюстрированный манускрипт, переписанный не позднее 512 г. по заказу граждан Перры (предместье г. Константинополя) для Юлианы Аникии, дочери цезаря Флавия Онициуса, в знак благодарности за основание церкви. В настоящее время он хранится в австрийской Национальной библиотеке в Вене, откуда и получил свое название — «Венский Диоскорид».
О развитии хирургии в период империи свидетельствуют наборы хирургических инструментов, найденные при раскопках древних городов: в «доме хирурга» в Помпеях (рис. 59), в Бадене, Бингене, Херсонесе и бльвии (на территории нашей страны) и др. В наборы входили пинцеты, щипцы, захваты, ложки, ранорасширители, пилы для костей, хирургические ножи и иглы, катетеры, акушерские зеркала и другие инструменты, использовавшиеся в хирургии и акушерско-гинеколо-гической практике.