Итоги коллективизации в СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 20:17, реферат

Краткое описание

Утверждение колхозного строя, прошедшего суровую проверку в годы Великой Отечественной войны, происходило сложно и противоречиво. Выросшие в годы существования административно-командной системы, целые поколения советских людей привыкли воспринимать этот форсированный процесс как обязательную и неотъемлемую часть социалистического обобществления, тем более что официальная историография содержит скорее апологетическую, чем критическую оценку коллективизации. При этом ошибки, перегибы и даже преступления сопровождавшие «великий перелом» в деревне, либо замалчивались, либо рассматривались как эпизод по сравнению с гигантской созидательной работой по осуществлению коллективизации и созданию колхозного строя, а сама коллективизация — как реальное воплощение ленинского кооперативного плана.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………3
Сущность коллективизации и как она проводилась в СССР……..4
Цели правительства……………………………………………………………..4
Проведение коллективизации…………………………………………………..7
Реакция крестьян………………………………………………………………….9
Жизнь крестьян после коллективизации………………………………….13
Итоги коллективизации………………………………………………………….19
Социальные последствия………………………………………………………..19
Экономические последствия…………………………………………………….22
Заключение…………………………………………………………………….………………………..25
Литература………………………………………………………………………………………………26

Содержимое работы - 1 файл

Итоги коллективизации в СССР.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

План

Введение…………………………………………………………………………………………………3

  1. Сущность коллективизации и как она проводилась в СССР……..4
      1. Цели правительства……………………………………………………………..4
      1. Проведение коллективизации…………………………………………………..7
      2. Реакция крестьян………………………………………………………………….9
  1. Жизнь крестьян после коллективизации………………………………….13
  2. Итоги коллективизации………………………………………………………….19
      1. Социальные последствия………………………………………………………..19
      1. Экономические последствия…………………………………………………….22

Заключение…………………………………………………………………….………………………..25

Литература………………………………………………………………………………………………26

 

         Введение

      Утверждение колхозного строя, прошедшего суровую  проверку в годы Великой Отечественной войны, происходило сложно и противоречиво. Выросшие в годы существования административно-командной системы, целые поколения советских людей привыкли воспринимать этот форсированный процесс как обязательную и неотъемлемую часть социалистического обобществления, тем более что официальная историография содержит скорее апологетическую, чем критическую оценку коллективизации. При этом ошибки, перегибы и даже преступления сопровождавшие «великий перелом» в деревне, либо замалчивались, либо рассматривались как эпизод по сравнению с гигантской созидательной работой по осуществлению коллективизации и созданию колхозного строя, а сама коллективизация — как реальное воплощение ленинского кооперативного плана.

      Сегодня в обстановке гласности и обращения  к исторической правде коллективизация представляется как явление исключительно противоречивое и неоднозначное. Здесь слились отчаяние и надежда многомиллионного советского крестьянства, протест против насилия и смирение  перед ним, социальная и хозяйственная пассивность и беззаветный энтузиазм масс.

      Учитывая, что основные проблемы создания колхозного строя получили освещение, что в последнее время появились правдивые оценки хода и результатов этого процесса, в данном реферате, сделана попытка осмыслить уникальный экономический и социальный опыт коллективизации.

      Не  претендуя на всестороннее и полное освещение событий по каждой союзной республике или крупному хозяйственному региону, я рассматриваю общее и особенное в осуществлении коллективизации

      Хотя  для большинства современников  коллективизация находится за пределами их собственного опыта, интерес к ней не только исторический. Многое в нашей сегодняшней действительности восходит к ней. Коллективизация — не далекое прошлое, скрытое от нас толщей лет, а прямая связь времен. Еще живы энтузиасты колхозного движения, чьи свидетельства не менее ценны, чем архивные документы.

      Коллективизацию сельского хозяйства начала 30-х годов И.В. Сталин назвал «революцией сверху», которая была поддержана «снизу со стороны миллионных масс крестьян». Как же было в действительности?.. 

 

Глава 1. Сущность коллективизации  и как она проводилась  в СССР

         Цели  правительства

      Зимой 1927 – 1928 гг. в стране имел место хлебозаготовительный кризис. Урожай 1927 г. был немного  меньше, чем в 1926 г., когда крестьяне  продавали зерно по выгодным для  себя рыночным ценам, а государство  сделало успешные закупки. И в  это время вследствие внешнеполитического кризиса для СССР, вследствие его изоляции обстановка в стране накалилась. Деревня была обеспокоена внешними проблемами, и крестьяне не желали продавать зерно. Итоги были налицо: в январе 1928 г., несмотря на хороший урожай, крестьяне поставили только 300 млн. пудов (вместо 400 млн., как в предыдущем году). Таким образом, государство недобрало более 2 млн. т зерна (130 млн. пудов). Экспортные поставки зерна, запланированные за приобретенные машины и оборудование, оказались под угрозой. Все экономические проекты могли сорваться. Более того, продовольственное снабжение сверхбыстро растущих вследствие индустриализации городов было поставлено под угрозу. Партия могла резко лишиться поддержки среди рабочего населения.

      Кризис объяснялся многими причинами. Серьезные ошибки были допущены в политике цен, которая стимулировала развитие технических культур и животноводства за счет посевов зерновых. Делу вредила конкуренция разных учреждений, занимавшихся государственными хлебозаготовками. Страх перед войной побуждал крестьянина, насколько это было возможно, придерживать зерно. Едва наметилась его нехватка – в игру сразу включились мелкие спекулянты - они вздули цены. Политические руководители и партийные организации, поглощенные внутрипартийной борьбой и захваченные врасплох непредвиденной угрозой, напротив, проявили известную беспечность.

      В начале 1928 г. лихорадочно изыскивалось решение. Зерно было нужно достать  «во что бы то ни стало», как приказывал тогда Секретариат ЦК. Высшие руководящие деятели направлялись в главные хлебопроизводящие районы страны, чтобы возглавить операцию на месте. Сталин срочно выехал в Сибирь. Государство вновь решило перейти к языку силы, к насильственным методам времен военного коммунизма. На заготовки в деревню было мобилизовано 30 тыс. коммунистов из числа работников аппарата. Им было поручено провести изъятие зерна путем применения силы. К кулакам, не сдававшим зерно, должна была применяться 107 статья Уголовного кодекса, которой предусматривалось привлечение к суду с конфискацией имущества как спекулянтов; четверть конфискованного зерна должна была передаваться крестьянам-беднякам.

      Если  требовалось получить зерно любой  ценой, значит, его необходимо было изъять не только у «кулаков», но и  у середняков, ибо они тоже отказывались сдавать зерно по государственным ценам. Тут уже мало было Уголовного кодекса. Нашли другие способы вроде принудительной сдачи зерна в счет займа, самообложения деревень, досрочного взимания налогов. Каковы ни были меры, они неизменно сводились к жесткому нажиму на крестьянина. Конечно, власти собрали зерна лишь не намного меньше, чем в 1927 г. Но на следующий год крестьяне уменьшили посевы.

      А весной 1928 г. обстановка снова стала  угрожающей. Ко всему прочему добавились неблагоприятные погодные условия, из-за которых погибли озимые на обширных площадях хлебного юга (Украина и Сев. Кавказ). Требовалось зерно для пересева. В поисках выхода партия вновь прибегла к чрезвычайным мерам. Последствия были еще более тяжелыми. Сам Сталин признал, что теперь речь шла о том, чтобы вырвать у крестьян их «страховые запасы».

      Ситуация  складывалась тяжелая, а экономические  потребности теперь в первую очередь  диктовались с учетом идущей в  стране индустриализации. Нужно было что-то делать.

      Осенью 1929 г. рыночные механизмы были окончательно сломаны. Несмотря на средний урожай, государство получило свыше 1 млн. пудов зерна, т.е. на 60% больше, чем в предыдущие годы. По окончании кампании сконцентрированные в деревне огромные силы (около 150 тыс. человек) должны были приступить к коллективизации.

      По  решению наиболее ретивых партийных  организаций несколько десятков районов объявили себя «районами  сплошной коллективизации». Это означало, что они принимали на себя обязательство  в кратчайшие сроки обобществить 50% и более крестьянских хозяйств.

      В политических кругах сложились две  точки зрения на дальнейшее развитие аграрного сектора страны. Они  были впервые явно высказаны в  декабре 1927 г. на XV съезде ВКП(б), на котором  о деревне было сказано новое  слово – «коллективизация». Первую представлял Сталин, вторую – в первую очередь Бухарин. Сталин предлагал «переход мелких и распыленных крестьянских хозяйств в крупные и объединенные хозяйства на основе общественной обработки земли», за «переход на коллективную обработку земли на базе новой высшей техники».

      Н. И. Бухарин отстаивал так называемый «американский» проект. Его смысл  заключался в равномерном развитии двух «китов» экономики – сельского  хозяйства и промышленности. Нужно  поднимать сельское хозяйство: сделать это в данный момент можно лишь с помощью мелкого, единоличного сельского производителя. Но Бухарина никто не слушал. На ноябрьском пленуме ЦК, который проходил в 1929 г., Бухарин был исключен из Политбюро.

      В 1928 г. родился первый пятилетний план. План предполагал, что к 1933 – 1934 гг. примерно 20% крестьянских хозяйств объединятся в товарищества по совместной обработке земли, в которых обобществление коснется исключительно обрабатываемых земель, обслуживаемых «тракторными колоннами», без отмены частной собственности и без коллективного владения скотом. Постепенная и ограниченная коллективизация должна была строиться исключительно на добровольном принципе, с учетом реальных возможностей государства поставлять технику и специалистов.

      Только  что принятый план сразу же подвергся критике и многочисленным корректировкам в сторону повышения, особенно в области коллективизации. Было установлено, что к концу первой пятилетки должно быть коллективизировано уже не 20%, а «огромное большинство» возделываемых земель. Основные зерновые районы (Северный Кавказ, Нижнее и Серднее Поволжье) подлежали «сплошной коллективизации» уже к осени 1930 г. (самое позднее, к весне 1931 г.). Другие зерновые районы – к осени 1931 г., или, самое позднее, к весне 1932 г. Преобладающей формой коллективизации признавалась артель, как более передовая по сравнению с товариществом по обработке земли. Земля, скот, сельхозтехника в артели обобщались. В колхозы ни под каким видом не разрешалось принимать кулаков.

      Другой  стороной коллективизации явилась ликвидация кулачества как класса. Комиссия Молотова разделила кулаков на три категории: в первую (63 тыс. хозяйств) вошли кулаки, которые занимались «контрреволюционной деятельностью», во вторую (150 тыс. хозяйств) – кулаки, которые не оказывали активного сопротивления советской власти, но являлись в то же время « в высшей степени эксплуататорами и тем самым содействовали контрреволюции». Кулаки этих двух категорий подлежали аресту и выселению в отдаленные районы страны (Сибирь, Казахстан), а их имущество подлежало конфискации. Кулаки третьей категории, признанные «лояльными по отношению к советской власти», осуждались на переселение из мест, где должна была проводиться коллективизация, на необработанные земли.

      Таким образом основными целями правительства СССР при проведении коллективизации явились:

  • Обобществление  средств производства
  • Централизованное  управление сельским хозяйством
  • Повышение эффективности труда
  • Получение средств на индустриализацию в стране
  • «Ликвидация кулачества как класса»
 

         Проведение коллективизации

      В целях успешного проведения коллективизации проводилась широкая мобилизация городских коммунистов, комсомольцев, рабочих и студентов, командировавшихся в село кто на краткий, кто на долгий срок. Преимуществом этих людей было то, что они не имели никаких местных связей, а недостатком — то, что они чаще всего ничего не знали ни о деревне, ни о сельском хозяйстве. С точки зрения крестьян, все они были «чужаками». Как правило, эти новые мобилизованные рекомендовались на посты председателей организованных колхозов. На местах они вливались в «штабы коллективизации».

      Члены отрядов разъезжались по деревням, созывали общее собрание и, перемежая  угрозы всякого рода посулами, применяя различные способы давления (аресты зачинщиков, прекращение продовольственного и промышленного снабжения), пытались склонить крестьян к вступлению в колхоз. Темпы коллективизации вынуждали местных работников прибегать к угрозам и насилию по отношению к крестьянам. «Если не запишетесь добровольно, - говорили ретивые коллективизаторы в Коми деревне, - то запишем силой оружия». Созданные таким образом колхозы затем выдавались за добровольные объединения крестьян

      Безоглядное форсирование коллективизации, нараставшее  осенью 1929 года изо дня в день, отражало позицию Сталина и его ближайшего окружения (Молотова, Кагановича и др.). В основе этой позиции лежало пренебрежение к настроениям крестьянства, его неготовности, нежеланию отказаться от собственного мелкого хозяйства, игнорирование ленинских принципов, партийных решений о недопустимости и пагубности торопливости и насилия при кооперировании деревни.

      5 января 1930 года было принято постановление  ЦК ВКП (б) «О темпе коллективизации  и мерах помощи государства  колхозному строительству», в котором  зерновые районы были разграничены на две зоны по срокам завершения коллективизации. Но эти сроки в результате внесенных Сталиным поправок были резко сокращены. Северный Кавказ, Нижняя и Средняя Волга должны были в основном завершить коллективизацию осенью 1930 года или во всяком случае весной 1931, а остальные зерновые районы – осенью 1931 года или во всяком случае весной 1932. из постановления оказались исключенными положения о степени обобществления скота и инвентаря, о порядке образования неделимых фондов и т.д. Не было дано рекомендаций по этим вопросам и в Примерном уставе сельскохозяйственной артели, опубликованном к тому же с большим опозданием – только в феврале 1930 года.

Информация о работе Итоги коллективизации в СССР