Искусство Белоруссии в конце XVIII первой половине XIX вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:25, реферат

Краткое описание

Цель:
1. Рассмотреть характерные черты белорусского зодчества
2. Изучив литературу, сделать выводы об изобразительном искусстве конца 18 начала 19вв.
3. Сделать выводы о проделанной работе

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………….2
Характерные черты белорусского зодчества………………………...3
Изобразительное искусство: живопись и графика, скульптура и декоротивно-прикладное искусство………………………………….4
Музыка и театр……………………………………………………….25
Заключение…………………………………………………………...29
Список литературы …………………

Содержимое работы - 1 файл

Контрольная работа.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)

    В простой, как правило, симметричной композиции, в простонародном характере типов мы улавливаем определенную связь рассматриваемых росписей с народными росписями предметов домашнего обихода, орудий труда и украшений. Именно этими качественными особенностями и привлекают нас росписи.

    Интересную  группу образуют росписи, выполненные на темы нового завета: «Исцеление слепого», «Неверие Фомы», «Жертвоприношение», «Проповедь в пустыне» и другие.

    В этих росписях мы видим много убедительно написанных фигур, полных человеческого достоинства, хорошо продуманных композиционных решений, метких характеристик персонажей. Большой интерес представляет картина «Проповедь в пустыне». По композиции и по трактовке человеческих фигур она многим напоминает жанровые картины, появившиеся в белорусском искусстве в XIX в. Интересна также реалистичностью трактовки фигура Авеля в картине «Жертвоприношение».

    Кроме религиозных композиций, в храме  было помещено несколько картин на исторические темы: «Князь Владимир вначале создал церковь святого Спаса», «Пимен Печерский». Картины эти не отличаются по стилю от религиозных композиций. В них отчетливо выступает желание подчеркнуть близость белорусской церкви XVIII в. к раннему периоду русской церкви, положившему начало распространения православия среди восточнославянских племен.

    Особое  место в монументальной живописи Белоруссии занимают стенные росписи  Жировицкого монастыря. Создавались они в разное время. Росписи Успенского собора созданы в XVII в. В XVII и XIX вв. они частично переписывались. В настоящее время от них остались четыре евангелиста на парсунах под куполом и несколько плохо сохранившихся изображений неизвестных лиц. Главное достоинство этих росписей — тесная связь с интерьером. Все они хорошо вкомпонованы в плоскость стен и тесно связаны с архитектурой. Они приятны по цвету и спокойны по композиции.

    Недалеко  от главного корпуса расположена каплица Вознесения (Кальвария), построенная в 1769 г. и расписанная в 1772 г. белорусским художником из Жировиц Шашалевичем. Архитектура каплицы простая. Это небольшое прямоугольное сооружение без внутренних опорных столбов. Эта простота не импонировала хозяевам храма. Они решили обогатить его интерьер. С этой целью было дано  задание живописцу Шашалевичу написать на плоскости главной алтарной стены перспективу с изображением полукруглого алтаря с распятием, лестницей и балюстрадами, нарисовать вблизи стен напротив пилястр скульптуры святых и дополнить живописную лепку карнизов. Шашалевич справился с порученной работой. Изображенная им алтарная стена, обрамленная арочным пролетом с колоннами, воспринимается иллюзорно как настоящая, сделанная архитектором из материала, а нарисованные на стенах масляными красками фигуры посетители иногда принимали за скульптуры из гипса.

Подобная  имитация архитектуры в интерьерах дворцов и храмов была широко распространена не только в Белоруссии, но и во всей Европе. Широкому распространению этого  оригинального способа декорирования интерьеров архитектурных сооружений содействовали раскопки засыпанных во  время  извержения   вулкана  Везувия в первом веке нашей эры античных городов Помпеи и Геркуланума. В этих городах учеными было обнаружено много зданий с интерьерами, покрытыми декоративными росписями, имитирующими архитектурные формы: колонны, пилястры, арки, трактованные как части стен, на которых они нарисованы.

    С подобными росписями мы встречались в соборе Петра и Павла в Витебске. В этом храме росписи изображали капители колонн и пилястр, карнизы и другие архитектурные детали. Выполнены они с большим мастерством.

    Помимо  декоративных росписей, имитирующих  архитектурные детали, в каплице  Вознесения Шашалевичем было создано  несколько композиций и отдельно стоящих фигур. Росписи эти покрывают  не только стены, но и своды храма. На одном из плафонов изображен привязанный к столбу Христос, на других — сцены бичевания, несения креста и другие. Плафоны эти, как правило, немногофигурны и лаконичны по композиции. Главное внимание в росписях уделено изображению обнаженного человеческого тела. Христос в росписях больше похож на атлета и несколько напоминает античную скульптуру и во всяком случае не святого мученика. В этом, по всей вероятности, отразилось влияние времени — стремление сделать изображения более реалистическими. В храме имеется несколько плафонов, размещенных главным образом на сводах. Стилистически они несколько отличны от плафонов, расположенных в нижней части стен. Во всем ощущается влияние искусства барокко с его стремлением к передаче бурных душевных переживаний и стремительных движений человеческих фигур.

    Художник  Шашалевич, создавший эти росписи,   имел   хорошую  профессиональную подготовку. Он был прекрасным рисовальщиком, знал анатомию человеческого тела, много работал в области архитектурной перспективы, умел строить динамичные, полные внутреннего пафоса композиции. Мы, к сожалению, не знаем, где он учился. Известно лишь, что в Жиро-вицах в XVIII в. существовала живописная мастерская, вероятно, входившая в цеховую организацию маляров. Хозяином ее был маляр Михаил Климович, у которого в обучении было четыре ученика (возможно, подмастерья): Иван, Георгий, Михаил и Баян. Это дает нам основание предполагать, что Шашалевич получил образование в Жировицах у одного из работавших там художников. Вполне возможно, что этим художником был Климович Михаил.

    Помимо  собора Успения и каплицы Вознесения, в Жировицах была в свое время расписана одна из комнат здания, выстроенного в XVI в. По словам очевидца, на этих росписях были изображены святые и рядом с ними крестьяне в лаптях и запорожские казаки, изгоняющие ксендзов и польских панов из храма. Изображение святых, по всей вероятности, было сделано вскоре после постройки здания. Что же касается изображений крестьян и казаков, то они были выполнены позже, возможно, в XVII в. Здание это было уничтожено во время перестройки в 20-е годы нашего столетия.

    Помимо  Жировиц, в XVIII в. в Белоруссии были расписаны стены многих церквей, костелов и дворцов. Большинство росписей выполнено в стиле барокко. Наиболее характерными и в то же время наиболее зрелыми произведениями монументальной живописи этого типа являются росписи костела Станислава в Могилеве ', созданные во второй половине XVIII в.

Костел  Станислава имеет вид удлиненного трехнефного сооружения с повышенным средним нефом. Стены внутри расчленены пилястрами. Живописные плафоны расположены на своде центрального нефа и на сводах боковых нефов и частично на стенах. Росписи центрального нефа состоят из двух частей. Нижние части плафонов изображают иллюзорно архитектурные детали: карнизы, беседки, волюты, базы, раскреповки различных форм, как бы вырастающие из пилястр и карнизов стен, выполненных в кирпиче. Благодаря всему этому создается впечатление обилия балконов, беседок и других причудливых архитектурных форм.

В центре одной из композиций открывается  величественная и изящная арка, искусно скомпонованная из колонн и пилястр, с пышными капителями и сложными базами, в арочном пролете которой изображен Христос, вручающий коленопреклонному Петру ключи. Беседки и балконы, окружающие центральную арку, «заселены» празднично одетыми горожанами, присутствующими на этом большом торжестве и восторженно наблюдающими за действием, изображенным  в  центральной   арке.

Более сложным по композиции является плафон Вознесения Христа, помещенный также на центральном своде. Обрамлением,  вернее  рамой, для  этой росписи служит легкая и изящная колоннада, образованная пучками колонн Ионического ордера, несущая сложный по своей форме карниз, увенчанный в свою очередь декоративными козырьками. Вся эта пышная декоративная композиция как бы вырастает из архитектурного карниза, колонн и пилястр центрального нефа. Как и в предыдущем плафоне, его росписи выполнены с большим мастерством. В нижней части изображен. В нижней части изображен небольшой холм, место захоронения Христа, с испуганной, повергнутой на землю  стражей.   Верхняя  часть изображает окруженного  святыми и ангелами, возносящегося на небо Христа. Вся сцена пронизана движением: легко и изящно вздымаются колонны архитектурных портиков, стремительно несется на небо сопровождаемый ангелами Христос, плавно и мягко движутся облака.

    Справа  над колоннадой центрального нефа расположена композиция с изображением польского короля Яна-Казимира, дающего католическим ксендзам привилей на владение земельными участками в Могилеве и постройку на них костелов.

    В росписи «Привилей короля Яна-Казимира», изображающей один из эпизодов ограбления и обезземеливания белорусского народа, утверждается идея укрепления земной власти католической церкви и увеличения ее материальных богатств.

Рассматриваемая роспись имеет познавательный характер. На ней изображен город Могилев XVIII в. с его жилыми, общественными и культовыми постройками.

    Помимо  рассмотренных росписей, в XVIII в. были созданы также настенные росписи в Пречистенском храме, в костеле коллегиума на площади Свободы в Минске, в храме Николая в Могилеве, а также во многих других церквах Белоруссии. Некоторые из этих росписей представляют значительный интерес с исторической точки зрения для белорусской монументальной живописи. Их изучение откроет для нас много интересных страниц в художественной культуре Белоруссии.

    Наряду  с росписями церквей и костелов в Белоруссии созданы монументально-декоративные росписи синагог: каменные синагоги в Минске, Слониме, Гродно и других городах и местечках, покрытые внутри орнаментальными декоративными росписями. Наиболее интересной среди них является роспись Холодной синагоги в Могилеве (1623), созданная художником Сегелем в 1760 г. Характер росписей орнаменталь-нодекоративный. Одна из таких композиций изображает город и окружающий его пейзаж, населенный фантастическими животными, с кораблем у берега. Верхняя и средняя части композиции заполнены изображением фигур, скомпонованных из растительного стилизованного орнамента. Каждая из них имеет символическое значение. Все эти росписи хорошо вкомпонованы в архитектурный объем синагоги.

    Много прекрасных по композиции и колориту монументальных росписей погибло во время пожаров, в результате войн. Сохранилась лишь некоторая, незначительная их часть. Большинство их покрыты  слоем  извести, копоти и грязи. В предлагаемом исследовании мы смогли затронуть только отдельные монументальные композиции. Большинство же росписей остается неисследованным.

ГРАФИКА 

    В XVIII в., так же как и в XVII, ведущее место в белорусской графике принадлежало книжной гравюре. Развитие белорусской гравюры в XVIII в. по-прежнему находилось в тесной взаимосвязи с типографской деятельностью. Типографии, издатели книг выступали как основные, а часто как единственные заказчики гравюры. Они определяли тематику и технику гравюры, влияли на ее стиль и качество. В этой связи мы можем говорить о некоторой зависимости белорусских граверов от типографий. В XVIII в. в Белоруссии по-прежнему издавали главным образом религиозные книги. Это обстоятельство наложило свой отпечаток на гравюру, которая, как известно, в своей подавляющей массе была религиозного содержания.

    Гравюра на дереве относится к технике  высокой, выпуклой печати. Она в большей мере отвечала требованиям типографской печати. Ее легче всего связать по техническим условиям с печатанием буквенного текста. Это обстоятельство и определило преобладающее значение гравюры на дереве в белорусской графике и оттеснило другие ее виды.

    Белорусская гравюра XVIII в., так же как и XVII, была представлена произведениями мастеров разных школ и направлений. Наиболее значительной из этих школ является могилевская граверная школа, возникшая при Могилевской братской типографии. Вторым центром белорусской гравюры являлась  виленская граверная школа. Мастера этой школы работали главным образом для Святодуховской типографии в Вильно, а также для других типографий Великого княжества Литовского. Помимо названных центров, белорусская гравюра XVIII в. развивалась в Супрасле, Несвиже и Полоцке.

Наиболее  заметный след в белорусском изобразительном искусстве оставила могилевская граверная школа. Главные представители этой школы — Максим Ермолович Вощанко и его сын Василий. Деятельность Максима Вощанко (умер в 1708 г.) в основном падает на XVII в. О его творчестве было сказано в предшествующей главе. Что же касается творчества его сына Василия Вощанко, работавшего с 1698 по 1730 г., то его мы рассматриваем в главе, посвященной искусству XVIII в.

    Василий Вощанко — мастер книжной и станковой гравюры. В настоящее время известны семь произведений В. Вощанко. К ним относятся: заглавный лист книги «Осьмогласник» 1754 г., повторенный с гравюры книги «Диоптра» 1698 г.; заглавный лист книги «Небо новое» 1699 г.; заглавный лист книги «Перло многоцветное» 1699 г.; заглавный лист «Книги житий святых» 1702 г.; гравюры «Иван Дамаскин» и «Рождество Христово» из книги «Осьмогласник» 1730 г. и гравированный на холсте « Антимнис» 1708 г.

    Василий Максимович Вощанко всю свою жизнь  работал в Могилеве. Он является наиболее видным и самым ярким представителем могилевской граверной школы. Отличительной особенностью его работ являются высокий уровень рисунка и граверного мастерства, умение создавать сложные, но четкие по композиции произведения.

    Характерная черта гравюр В. Вощанко — тесная связь с иконописью. Например, композиция гравюры заглавного листа «Диоптры» 1698 г. целиком заимствована от иконы и построена из отдельных окон (клейм). В центре заглавного листа в прямоугольном с полукруглым завершением клейме помещено название книги «Диоптра или зерцало живота в мире сем человеческого». Вокруг этого клейма размещены круглые и овальные медальоны. Подобный порядок композиционного построения широко применялся в иконописи.

Информация о работе Искусство Белоруссии в конце XVIII первой половине XIX вв