Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:25, реферат
Цель:
1. Рассмотреть характерные черты белорусского зодчества
2. Изучив литературу, сделать выводы об изобразительном искусстве конца 18 начала 19вв.
3. Сделать выводы о проделанной работе
Введение ……………………………………………………………….2
Характерные черты белорусского зодчества………………………...3
Изобразительное искусство: живопись и графика, скульптура и декоротивно-прикладное искусство………………………………….4
Музыка и театр……………………………………………………….25
Заключение…………………………………………………………...29
Список литературы …………………
ЧУО «Институт
предпринимательской
Контрольная работа по истории Белоруссии
На тему: «Искусство Белоруссии в конце XVIII
первой
половине XIX вв.»
Выполнил студент
1-го курса гр. 2117
Минск 2007
Содержание
Введение ………………………………………………………
Характерные черты белорусского зодчества………………………...3
Изобразительное искусство: живопись и графика, скульптура и декоротивно-прикладное искусство………………………………….4
Музыка и театр…………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы
………………………………………………….30
Введение
Цель:
1. Рассмотреть характерные черты белорусского зодчества
2. Изучив литературу,
сделать выводы об
3. Сделать выводы
о проделанной работе
Тема о белорусском искусстве конца 18 начала 19вв. является достаточно интересной и в наше время, так как она затрагивает истоки белорусских корней, рассказывает о зарождении классицизма на территории Белоруссии и его развитии. Благодаря этому периоду в истории белорусского народа развивается архитектура, музыка, театральное искусство, живопись в последующие годы.
Когда
я занялся написанием контрольной
работы, мне стало искренне жаль,
что об искусстве Белоруссии так
мало говорят и пишут, как в
Интернете так и по телевидению,
и поэтому я считаю, что на эту
тему нужно говорить.
Развитие
деревянного зодчества
Развитие деревянного зодчества в70-е г. 18 середине19 вв. Происходило под влиянием стилей барокко и классицизма, при чем классицизм затронул в основном только гражданское строительство. В культовой архитектуре продолжал развитие стиль барокко, который в конце 18 начале19 вв. Вызвал новый подъем местных архитектурных школ, особенно на Полесье.
Только в конце обозначенного периода тенденции барокко в культовой деревянной архитектуре окончательно пропадают, уступая место приемам классицизма. Этот процесс сопровождался распадом местных архитектурных школ, массовым строительством храмов.
Вместе с этим выделялась еще одна традиция зодчества, связанная с эволюцией традиционных местных форм и приемов использования отдельных деталей барокко и классицизма, главным образом во внешней отделке и интерьере.
Эта тенденция особенно характерна для народного жилья и гражданских построек. Сельский дом представлял собой небольшую продолговатую постройку из бревен, брусков, который состоял из двух или трех помещений.
Архитектурный образ народного сельского дома был прост и лаконичен. Главное значение предавалось контрастному противопоставлению сруба и крыши.
В деревянном строительстве городов значительное место занимали гражданские постройки: ратуши, торговые ряды, лавки. Гостиный двор и торговые ряды выделялись замкнутым прямоугольным двором, в середине находилась торговая площадь, к которой примыкали отдельные лавки.
Еще в 18 веке появился новый тип торгового строения – магазин. В его архитектуре синтезировались черты лавок, торговых рядов, хозяйственных строений. По композиции можно выделить три типа магазинов. Первый похожий на лавку, представлял собой небольшое прямоугольное строение со входом в торцовой части. Десять похожих однотипных магазинов были возведены на рубеже 18 и 19 веков в Турове около улицы Провальской.
К другому типу можно отнести магазины фронтальной композиции, которые складывались из нескольких торговых ячеек похожих на небольшие торговые ряды.
В 1851г. Архитектором Добровольским был сделан проект торгового комплекса для Волковыска. Планировалось построить два однотипных магазина, размещенных параллельно, и караульное помещение. Каждый магазин представлял собой большой продолговатый прямоугольный корпус, завершенный высокой крышей. Ритм главного фасада получался чередованием деревянных и оконных проемов. Оконные проемы в простенках между пятью дверьми были сгруппированы по три в двух ярусах.
В культовом деревянном зодчестве развивались три основные композиционные схемы храмов: удлиненно-осевая, глубинно-пространственная и крестово-центричная. Сохраняя традиционную основу они вобрали новые пластичные приемы под воздействием позднего барокко и классицизма. Процесс развития классических принципов в композиции культовых сооружений можно увидеть на примере наиболее простых по структуре односрубных храмов. Традиционный тип композиции представляет односрубная Успенская церковь в Столине, построенная в 1823г. Местным народным мастером К. Симонковичем, завершенный невысокой крышей, в центре которой возвышается декоративная головка на глухой шейке. Постановка головы в центре не отвечала ассиметричной структуре храма. Такой тип композиции нельзя в целом связать с наплывом классицизма.
Известен и другой прием выделения главного фасада – при помощи ярусной вешки, соединенной с храмом. Предпосылки его сложились в односрубных постройках с двумя головами: большей над входом и меньшей над алтарем.
Изобразительное
искусство
Белорусское изобразительное искусство в XVIII в. развивалось в тяжелых социально-исторических условиях.
Речь Посполитая, в состав которой входила Белоруссия, переживала период упадка и разложения. Ее экономика находилась в состоянии глубокого кризиса. Ни одна страна Европы не знала таких резких социальных контрастов, такой пропасти между господствующим классом и угнетенными, как Белоруссия. Польские и полонизированные белорусские магнаты жили здесь в фантастической роскоши. Они имели и свои оркестры, и театральные труппы из крепостных. При дворах магнатов работали живописцы, графики, скульпторы, мастера по художественной обработке дерева и металлов, мастера по изготовлению оружия, предметов украшения и домашнего обихода. Среди них было много талантливых, хорошо подготовленных мастеров. В этом нас убеждают богатые собрания предметов изобразительного искусства, изделий прикладного искусства, хранившихся в коллекциях магнатов. В особенности славились коллекции Радзивиллов, Тышкевичей, Сапегов, Ходкевичей, Огинских, Любомирских и других.
В XVIII в. правительство Речи Посполитой и католическое духовенство усилили национально-религиозный гнет в Белоруссии и на Украине.
Для того чтобы укрепить в Белоруссии позиции польских магнатов и католического духовенства, польские короли продавали им или передавали в качестве награды земельные участки, деревни и города. Повсеместно в Белоруссии шло строительство католических монастырей, костелов и коллегиумов, открывались католические миссионерские школы. В то же время повсеместно в городах и селах закрывались православные церкви и монастыри, закрывались или передавались в руки католического духовенства белорусские школы и типографии.
В целях изгнания из цехов представителей белорусского населения были изданы законы, затруднявшие и запрещавшие прием в цеховые организации православных белорусов. Им не разрешалось занимать должности в магистратах.
Усилилось наступление на белорусский язык и культуру. До первой половины XVI в. белорусский язык в Великом княжестве Литовском был государственным языком. На нем велась государственная переписка, писались акты и привилеи, печатались религиозные и светские книги. После заключения Брестской и Люблинской уний на первое место в государственной переписке Речи Посполитой выдвинулся латинский и польский языки. Однако и в это время белорусский язык считался одним из основных государственных языков. Об этом свидетельствуют многочисленная переписка, государственные акты и другие документы, написанные на белорусском языке. Это положение было закреплено в Статуте Великого княжества Литовского, изданном в 1588 г.
К концу XVII в. положение резко изменилось. Латинский и польский языки начинают вытеснять в канцелярской переписке белорусский и литовский. А в 1697 г. по решению сейма было запрещено пользоваться белорусским языком в государственной переписке.
Изменились и условия формирования и подготовки кадров изобразительного искусства Белоруссии. В XVI—XVII вв. подавляющая масса мастеров искусства получила художественные навыки и образование у иконописцев, мастеров прикладного искусства, скульпторов и графиков в монастырях, дворах магнатов и братствах. Многие из них проходили обучение у цеховых мастеров — ювелиров и золотарей, гончаров и резчиков по дереву. Их учителями были часто односельчане, родственники, старшие братья, отцы или просто знакомые.
Обучение базировалось на знаниях, опыте и навыках, бытовавших с незапамятных времен и бережно передававшихся из поколения в поколение. Мастера были тесно связаны с традициями, выработанными в белорусском народе, с его обычаями, верованиями и культурой. Для них было свято все то, что было создано их предшественниками — старшими братьями, отцами и дедами. Они хорошо владели художественной обработкой дерева, металлов, камня, мастерством ткачества и керамики, тонко чувствовали стилистические особенности, композицию, колорит и рисунок художественных произведений.
Внимательно присматриваясь к искусству соседних стран, они часто заимствовали опыт у иноземных мастеров, выезжали к ним учиться или же приглашали на работу к себе. Это обогащало искусство, расширяло его творческий диапазон, содействовало совершенствованию художественного мастерства.
В XVIII в. положение резко меняется. В связи с ограничением, а впоследствии закрытием доступа некатоликам в цеховые организации их состав резко изменился. Подавляющее большинство цеховых организаций уже в середине XVIII в. состояло из приезжих поляков и белорусов, принявших унию или католицизм.
Численный рост католических и униатских церквей и монастырей, рост их богатств, увеличение земельных владений, уменьшение числа и обеднение православных церквей и монастырей, переход белорусских магнатов и шляхты из православия в католицизм и унию коренным образом повлияли на подготовку кадров изобразительного искусства.
Получив художественную подготовку при католических или униатских монастырях, при дворах магнатов или же в цеховых организациях, многие из этих мастеров с пренебрежением относились к искусству, созданному их предками, и готовы были преклоняться перед искусством другой страны и брать уроки у любого мастера, приехавшего в Белоруссию по приглашению магнатов или католического духовенства.
В XVIII в. господствующие классы Речи Посполитой начали рассматривать Белоруссию как восточную окраину Польши, а белорусский народ как ветвь, хотя и не равноправную, польского народа, как заблудших в схизме хлопов. Они не признавали белорусского искусства и всего, что с ним было связано. Культура господствующих классов Речи Посполитой объявлялась культурой высшего порядка, а культура белорусского народа была объявлена неполноценной, низшей.
И это не прошло даром. Некоторые мастера белорусского искусства стали стыдиться своего происхождения, усваивали приемы мастерства, принесенные из-за границы, независимо от того, прогрессивный или реакционный характер они имели, отбрасывали все то, что было связано с традициями белорусского искусства. Не понимая чуждого им искусства, они часто механически копировали готовые образцы, заботясь лишь о передаче прежде всего формальных сторон оригинала и скрупулезно воспроизводя его рисунок и композицию.
В этом же направлении работали многочисленные художники, приехавшие из Италии, Германии и других стран. В большинстве своем это были слабо подготовленные мастера, а иногда просто шарлатаны. Не находя применения своим силам на родине, они устремились в погоне за легкими заработками в Белоруссию. Благодаря их деятельности костелы и униатские церкви Белоруссии были наводнены посредственными, а иногда просто безграмотными произведениями изобразительного искусства.
Информация о работе Искусство Белоруссии в конце XVIII первой половине XIX вв