Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:25, реферат
Цель:
1. Рассмотреть характерные черты белорусского зодчества
2. Изучив литературу, сделать выводы об изобразительном искусстве конца 18 начала 19вв.
3. Сделать выводы о проделанной работе
Введение ……………………………………………………………….2
Характерные черты белорусского зодчества………………………...3
Изобразительное искусство: живопись и графика, скульптура и декоротивно-прикладное искусство………………………………….4
Музыка и театр……………………………………………………….25
Заключение…………………………………………………………...29
Список литературы …………………
В XVIII в. укрепились культурные связи между белорусским и европейскими народами. Усилилась тяга белорусской молодежи к художественному образованию в известных в то время центрах Европы — Париже, Риме, Мюнхене и других городах. В Белоруссии были созданы высокохудожественные произведения изобразительного искусства. Среди них — деревянный резной иконостас и росписи церкви Троицы в Витебске и костела Станислава в Могилеве, портретная галерея фамилии Радзивиллов, выполненная Гершко Лейбовичем.
В целом
же белорусское искусство этого
столетия переживало упадок; Его причина
лежит в общественно-
Этот гнет затормозил прогрессивное развитие белорусской культуры, и в том числе искусства. Наметившийся в белорусском искусстве XVI XVII вв. процесс освобождения его от влияния религии и господства церкви в XVIII в. был задержан. Религия усилила свое влияние на искусство, а католическая церковь еще активнее начала вести борьбу против проникновения в искусство светских мотивов.
ЖИВОПИСЬ
Подавляющее большинство художников XVIII в. работали при дворах магнатов, в монастырях и церквах. Для церквей и монастырей они писали иконы и картины на религиозные темы, расписывали стены. Более широкое поле деятельности открывалось для придворных художников, работавших при магнатских дворах. Здесь они писали портреты своих покровителей, картины на исторические и религиозные темы, расписывали дворцы, создавали декорации для крепостных театров, оформляли празднества, делали эскизы для ковров и гобеленов.
В это же время в Несвиже работали Гершко Лейбович, Доминик-Ксаверий Хесский (1733—1764), создавшие портреты для фамильного альбома Радзивиллов, Иосиф Хесский, сын Доминика, написавший несколько портретов Михаила-Казимира Радзивилла, Иеронима Радзивилла, портрет жены князя Радзивилла, по прозвищу Сиротки Урсулы, из рода Вишневецких и другие. У Радзивиллов работали художники Александр Новицкий, Лутницкий, Сушицкий и др.
Известны также имена художников Парчевского, работавшего в Гродно, Антония Гловацкого — в Могилеве, художника Эразма — в Логойске, Христофора Займера, преподававшего живопись в Шкловском кадетском корпусе, Даниила Федорова, театрального декоратора Павла Бароцци и многих других.
Как известно, господствующим направлением в белорусской живописи XVIII ст. было барокко. Правда, не все виды и жанры белорусской живописи в одинаковой мере испытывали его влияние. Иконописный и портретный жанры были менее чувствительны к барочным веяниям. Что же касается таких видов живописи, как исторические и религиозные композиции, декоративные росписи храмов и дворцов, то в них искусство барокко достигло определенного расцвета.
ПОРТРЕТ
Наибольших успехов белорусская живопись XVIII в. достигла в портретном жанре. Менее ощутимы успехи в области исторического жанра. Картины этого вида живописи довольно часто писались по общепринятому рецепту с обязательным выдвижением на первый план и восхвалением главного героя и затушевывания в то же время роли народных масс. Еще менее заметны успехи в развитии религиозной живописи. Что же касается таких жанров, как пейзаж, натюрморт, и тем более бытовая живопись, то они, как и в XVII в., находились в зачаточном состоянии.
В белорусской живописи XVIII в. было создано много портретов культурных, религиозных и политических деятелей, магнатов и представителей служилой шляхты. Создавались они с целью прославления изображаемых и, следовательно, утверждения тех взглядов и общественных идеалов, которых они придерживались.
Главным направлением общественной борьбы в XVIII в. в Белоруссии была борьба трудящихся против господствующей верхушки: магнатов, шляхты, городских верхов и духовенства. К сожалению, эта борьба не получила отражения в искусстве. Господствующие классы боялись гласности и не допускали появления произведений искусства на темы социальной борьбы, зорко следили за художниками, строго наказывали тех, кто восставал против их интересов. Этим прежде всего объясняется отсутствие в живописи и вообще в изобразительном искусстве произведений о борьбе народа против феодального господства, отсутствие портретов вожаков народных масс.
Другим аспектом общественной борьбы в Белоруссии XVIII в. оставалась национально - религиозная борьба, нашедшая свое отражение в портретном искусстве. Обе борющиеся религиозные партии стремились использовать портретное искусство в своих целях, рассматривали портрет и вообще все изобразительное искусство как действенное средство Националь-религиозной борьбы.
Этим в значительной мере объясняется обилие портретов религиозных деятелей, написанных в XVIII в. Создавались портреты живописцами различных общественных взглядов, получившими при этом профессиональное образование у художников различных стран и в различных школах и городах. Отсюда богатство и разнообразие стилистических приемов белорусского портретного искусства. В некоторых портретах этого времени дана правдивая характеристика, раскрывается общественное значение личности, как, например, в портрете могилевского архиепископа Георгия Конисского. Перед нами немолодой человек в одежде митрополита, благословляющий правой рукой собеседника. Неизвестный автор не ставил своей задачей льстить портретируемому. Он вполне объективен, правдоподобно изображает то, что видит. Художник показывает некрасивое лицо Георгия Конисского с широким, расплывшимся на все лицо носом, с впалыми, дряблыми щеками. Но за всем этим он видит большого человека, известного своими энергичными и смелыми выступлениями против католической реакции. Всматриваясь в облик Георгия Конисского, мы находим в нем сходство с портретами белорусской живописи XVI— XVII вв., обнаруживаем те же черты, которые были свойственны парсунам. Это прежде всего четкая и прямолинейная характеристика духовного мира модели, широкое использование атрибутов и пояснительных надписей.
Портрет Георгия Конисского некоторое время находился в лютеранской церкви в Могилеве, куда он был помещен прихожанами из чувства благодарности к Конисскому за активное выступление против иезуитов. В настоящее время он находится в церкви Бориса и Глеба в Могилеве.
В XVIII в. в живописи Белоруссии наметилась тенденция создания художественного портрета, раскрывающего характер человека во всей совокупности его духовных качеств. С подобным явлением мы уже встречались в XVII в. В этой связи значительный интерес представляет портрет новогрудского кастеляна Антония Оскерко. Нам не известно имя художника, написавшего этот портрет. Но несомненно, что это был вдумчивый и трудолюбивый мастер.
В портрете привлекают большие, умные глаза изображаемого, выражающие силу воли и несгибаемость характера, большой лоб, прямой нос и сжатые губы. Весь облик Антония Оскерко говорит, что перед нами сильная личность с настойчивым характером. В живописи портрета преобладают темно-серые тона, она сдержанна и несколько суховата, фон нейтральный, без драпировок и атрибутов, которыми увлекались художники XVIII в.
Интересен
портрет Станислава Богуш-Сестренцевича,
митрополита римско-
Основную массу белорусских художников XVIII в. составляли крепостные художники. Они не имели систематического художественного образования, подготовку получали, как правило, у иконописцев или у народных умельцев (односельчан или же у своих родственников). Реже встречались художники, получившие систематическую профессиональную подготовку в мастерских живописцев или же в специальных учебных заведениях Европы.
Во второй половине XVIII в. положение несколько изменилось. В городах и имениях Белоруссии начали возникать частные учебные заведения. Одно из таких учебных заведений — женский пансион — было открыто вблизи Бабинич — в имении Суходорове помещика Пиоры. В пансионе преподавали иностранные языки, историю, географию, геометрию, теоретическую и практическую арифметику, физику и фортификацию. Кроме этих предметов, в пансионе изучали рисование и музыку. Рисование преподавал руководитель школы Шретер, а для музыки приглашались преподаватели из Витебска, от которого Бабиничи расположены на небольшом расстоянии.
Одна из учениц Суходоровской школы, дочь гончара Наума Зося, получившая образование на средства помещицы Пиоры, написала портрет своей покровительницы. В настоящее время этот портрет находится в экспозиции Исторического музея в Москве.
Художница изобразила свою покровительницу вполоборота к зрителю. С портрета смотрит женщина средних лет, с большими глубокими глазами, широким ртом. Художница правдиво воспроизвела ее индивидуальные черты. Менее внимательна художница к костюму. Причудливый головной убор Пиоры и ее кофта написаны большими мазками и воспринимаются как большое живописное пятно.
В XVIII в. в Белоруссии был создан тип парадного портрета.
Парадный портрет был широко распространен в Европе. Наибольшего расцвета он достиг во Франции, Англии, России, Польше. Парадные портреты в каждой из этих стран имели свои особенности, свои характерные черты. Сравнивая парадные живописные портреты польской живописи с парадными живописными портретами, созданными в Белоруссии, мы видим, что последние более сдержаны, более спокойны в трактовке модели.
Типичным парадным портретом белорусской живописи является портрет униатского митрополита в Полоцке Флориана Гребницкого, написанный неизвестным художником. Изображен Гребницкий по всем правилам парадного портрета. Богатое одеяние митрополита, дорогие украшения на груди, кольца на пальцах, богатая драпировка, открывающийся справа за спиной митрополита пейзаж — все это должно говорить о высоком сане и величии изображаемого. Однако сама фигура Гребницкого далеко не парадная: она несколько согнута, рука беспомощно опущена, лицо выражает усталость, озабоченность. Фигура Гребницкого хорошо вписана в раму портрета. Рисунок смелый и уверенный, лицо вылеплено пластично.
Можно приблизительно установить время, когда был написан портрет. Изображен Гребницкий в одежде митрополита в возрасте 60—70 лет. Родился он в 1684 г., а полоцким митрополитом был назначен в 1748 г. Из этого можно заключить, что рассматриваемый портрет был написан в середине XVIII в. В XVIII в. в Полоцке при коллегиуме работало несколько художников. Вполне возможно, что одним из этих художников и был написан этот портрет.
Флориан Гребницкий играл видную роль в общественной жизни Белоруссии. При нем была закончена перестройка храма Софии в Полоцке. В процессе этой перестройки были сохранены отдельные стены с фресковыми росписями храма Софии XI в. В этом, надо думать, есть и заслуга Гребницкого, проявившего заботу о сохранении памятника древнерусской архитектуры.
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ
ЖИВОПИСЬ
В XVIII в. построено много церквей, монастырей и дворцов. Многие из них были оформлены внутри живописью. Большинство этих росписей погибло. И только немногие сохранившиеся произведения дают нам далеко не полное представление о красоте и богатстве этого вида искусства.
Монументально-декоративные росписи мы можем разделить на четыре группы. Первую группу составляют росписи церквей, вторую — росписи костелов, третью — росписи дворцов и четвертую — росписи синагог. Каждая из этих групп имеет свои композиционные особенности, свои стилистические черты.
Большое внимание в XVIII в. обращалось на росписи православных церквей. Если это была каменная церковь, то росписи выполнялись по штукатурке, а если деревянная, то по деревянной гладко обструганной стене. Позже росписи деревянных храмов производились на холсте и приклеивались к стенам. Так, например, были сделаны росписи в Троицкой церкви Маркова монастыря в Витебске. П. Красовицкий относит эти росписи к началу XVIII в. Здесь же он сообщает, что в 90-х годах XIX в. их осматривал И. Е. Репин, который дал им высокую оценку и сказал, что они написаны талантливым живописцем-самоучкой.
Обращает на себя внимание обилие росписей на стенах, сводах центрального нефа, сводах и стенах боковых крыльев Троицкой церкви. Такой большой труд был не под силу одному художнику. Нам представляется, что над их исполнением работало несколько человек. Это со всей очевидностью обнаруживается при сравнении между собой отдельных росписей.
Во многих произведениях живописи Троицкой церкви Витебска заметно влияние барокко. Все они — многофигурные композиции с развернутым драматическим действием. Изображенные персонажи полны движения и внутренней жизни. Здесь нет статичных поз, неподвижных, покоящихся рук. Они полны внутреннего горения, живо реагируют на происходящие вокруг события.
Автор росписей — большой мастер композиции. Для каждой фигуры он находит соответственно сюжетному действию и сану изображаемой личности необходимое место. Он умело группирует вокруг героя второстепенные персонажи. Несмотря на большое число фигур, ни одна из них не повторяет другую. Для каждой художник находит свойственные ей жесты и выражение лица. В росписях изображены библейские мифологические персонажи. Несмотря, однако, на это, автор стремился наделить их чертами живых людей и индивидуализировать их жесты.
В этом храме есть несколько характерных композиций. Мы имеем в виду росписи «Апостол Фома», «Апостол Варфоломей», «Закопанные живые в землю», «Великомученик Василий» и другие. Фигуры в этих росписях изображены в спокойных позах, их движения медленные. Это или палачи, с поразительным равнодушием выполняющие свое страшное дело, или их жертвы, спокойно переносящие мученичество. Каждая из фигур написана с большой обстоятельностью, с четкой характеристикой внешнего вида. С особой тщательностью выписывает мастер обнаженные человеческие тела. Композиция в этих росписях простая и, как правило, симметричная. Например, в картине «Апостол Варфоломей» мы видим двух палачей, спокойно сдирающих кожу с подвешенного к дереву Варфоломея.
Информация о работе Искусство Белоруссии в конце XVIII первой половине XIX вв