Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:18, реферат
В так называемый староассирийский период на востоке Северной Месопотамии существовали небольшие номовые государства: Ниневия, Арбелы с примыкающей сельскохозяйственной округой и др. Наиболее крупным среди них был город-государство Ашшур. Сам город Ашшур на рубеже III—II тысячелетий стал центром поклонения одноименному племенному богу расселявшихся вокруг ассирийцев — второй ветви аккадцев (первой являлись вавилоняне). Бог Ашшур также покровительствовал охоте и скотоводству. Ок. 2000 г. ему был построен храм, а сам город вскоре обнесен стенами. С этих событий и берет начало ассирийская государственность.
Город-государство Ашшур и начало ассирийской государственности (первая половина II тысячелетия до н. э.)
В так
называемый староассирийский период на
востоке Северной Месопотамии существовали
небольшие номовые государства:
Ниневия, Арбелы с примыкающей
Население Ашшура занималось земледелием: выращивало ячмень и эммер, разводило виноград, используя естественное орошение (дождевые и снеговые осадки), колодцы и в небольшом объеме — с помощью ирригационных сооружений — воды Тигра. В восточных районах страны, в долинах Верхнего и Нижнего Заба, в предгорьях Загроса большое значение яйлажное скотоводство с использованием горных лугов для летнего выпаса скота. Но главную роль в жизни раннего ассирийского общества играла торговля.
Через Ассирию проходили важнейшие торговые пути: с Восточносредиземноморского побережья, из Малой Азии и Закавказья по Тигру в район Средней и Южной Месопотамии и далее в Элам.
Ашшур стремился создать свои торговые колонии, чтобы закрепиться на этих главных путях. Уже на рубеже III—II тысячелетий до н. э. он подчиняет себе бывшую шумеро-аккадскую колонию Гасур (к востоку от Тигра).
Особенно активной колонизации подверглась восточная часть Малой Азии, откуда вывозилось важное для Месопотамии сырье: металлы (медь, свинец, серебро), скот, шерсть, кожа, дерево — и куда ввозили зерно, олово, ткани, готовую одежду и ремесленные изделия. Торговцы из Ашшура в XX—XVIII вв. до н. э. обосновались в районе холма Кюль-тепе (древний Каниш в 20 км от совр. Кайсери), основав вместе с купцами из сирийских и приевфратских областей, а также местными торговцами международное торговое объединение. Наряду с посреднической торговлей жители Каниша, обладая запасами товаров и денежных средств, занимались также и ростовщическими операциями. Жертвой долговой кабалы, как правило, становилось местное население, находившееся на более низкой ступени общественного развития.
Староассирийское общество было рабовладельческим, но сохраняло сильные пережитки родового строя.
Существовали царские (или дворцовые) и храмовые хозяйства, землю которых обрабатывали общинники и рабы. Основная часть земли являлась собственностью общин. Земельные участки находились во владении больших семейных общин, включавших в себя несколько поколений ближайших родственников. Земля подвергалась регулярным переделам, существовало общинное самоуправление. В довольно однородной массе общинников шел процесс социального расслоения. Рано выделилась торгово-ростовщическая верхушка, разбогатевшая на международной торговле, обладавшая большими денежными средствами и десятками рабов.
Развитие торговли было неразрывно связано с развитием военного дела. Захват районов, богатых сырьём, и торговых путей требовал организации военных сил. Военные походы в соседние страны сопровождались захватом большого количества пленников. Войны были одним из основных источников рабства; кроме того, ассирийцы жестоко эксплуатировали туземное субарейское население Северной Месопотамии и хеттское население Малой Азии, обращая кабальных должников в рабство. Наконец, развитие патриархальной семьи способствовало углублению социальных противоречий в недрах древней общины. Женщины и младшие члены семьи находились на положении рабов. Муж и отец — глава патриархальной семьи, унаследовав все права и всю власть родоначальника, превратился в неограниченного властелина, прирождённого рабовладельца. Нигде на древнем Востоке мы не найдём таких резко выраженных форм домашнего рабства, как в Ассирии. Это зафиксировано в ассирийских законах, относящихся приблизительно к XIV в. до н. э.
Семейное право, согласно этим законам, было чрезвычайно суровым. Оно ставило женщину в положение рабыни; Жена не имела права распоряжаться имуществом в доме мужа и его продавать. Если она что-либо брала самовольно в доме своего мужа, то это приравнивалось к воровству. Водной статье ассирийских законов говорится:
«Если раб или служанка получат что-либо из рук жены свободного человека, то следует отрезать нос и уши рабу или служанке. Они должны возместить украденный предмет. Человек пусть отрежет уши своей жене. Но если он оправдает свою жену, то пусть не отрезает носа и ушей рабу или служанке и пусть они не возмещают украденного имущества».
На это неограниченное право мужа творить суд и расправу над членами своей семьи указывает и ряд других статей. Муж имел право убить свою жену в случае супружеской неверности. Особая статья закона разрешала мужу подвергать свою жену тяжёлому физическому наказанию. «Если кто-либо свою жену обреет, обезобразит, изуродует, то нет на нём вины», — гласила одна статья ассирийского судебника. На подчинённое положение женщины указывает и другая статья закона, требующая, чтобы жена в случае безвестной отлучки мужа ждала его в течение долгого срока. Тяжёлое положение женщины усугублялось особой формой развода, при которой, «когда мужчина оставляет свою жену, если он хочет, он может дать ей что-либо, если же он не хочет, он не обязан ей ничего давать, и она должна уйти от него с пустыми руками». Такие же неограниченные права имел отец по отношению к своей дочери. Закон разрешал отцу наказывать свою дочь по собственному усмотрению. «Отец поступит с девушкой, как захочет», — говорится в одной статье ассирийского закона. Дочери считались прирождёнными рабынями своего отца, который имел право их продавать в рабство, причём закон предусматривал определённую «стоимость девушки». Так, соблазнитель и насильник должен был уплатить отцу «тройную стоимость девушки серебром». Сохранившиеся контракты фиксируют факт покупки жены за 16 шекелей серебром (около 134 граммов).
Древняя патриархальная семья, существовавшая в Ассирии в течение ряда столетий, укреплялась и усиливалась благодаря обычаю первородства. Старший сын по праву первородства мог претендовать, согласно особой статье закона, на преимущественную долю наследства. Обычно старший сын получал две трети наследства, причём одну треть он мог брать по своему выбору, а вторую треть он получал по жребию. Как и в древнем Израиле, большое значение в Ассирии имел обычай левирата, т. е. обязательного брака вдовы с одним из родственников умершего мужа. На это указывает следующая статья ассирийского судебника: «Если другой из его сыновей, жена которого оставалась в доме своего отца, умирает, то он (отец умершего. — В. А.) должен выдать замуж жену своего умершего сына за своего другого сына». Специальная статья ассирийских законов разрешала свёкру брать себе в жёны вдову умершего сына, очевидно, в том случае, если не было в живых другого сына, который обязан был взять себе в жёны вдову умершего брата.
Возникновению рабовладельческих отношений в значительной степени способствовала широко распространённая долговая кабала. В Ассирии не существовало твёрдых фиксированных норм процентов за ссуды денег или зерна. Поэтому кредитор имел право и возможность брать любые проценты. Эти проценты обычно колебались от 20 до 80 годовых. Впрочем, иногда ростовщики брали и до 160%, на что указывают сохранившиеся документы. Должники, не выплатившие в срок своего долга, обращались в долговую кабалу и должны были в доме кредитора либо лично отрабатывать свой долг, либо отдавать ему в залог и в кабалу своих детей или родственников. Кабальный должник должен был работать в доме своего кредитора, но кредитор не имел права его продать, как он продавал своих рабов. Больше того, в некоторых статьях ассирийских законов запрещается обращать в рабство прирождённых ассирийцев. Однако вряд ли можно думать, что эти статьи закона, которые предусматривали некоторое смягчение тяжёлых форм рабовладельческой эксплуатации, реально проводились в жизнь. Документы, сохранившиеся до нашего времени, указывают на то, что ассирийцы обращались в долговое рабство в том случае, если они не могли выплатить в срок своих долгов. На значительное развитие домашнего и долгового рабства в древней Ассирии указывает одна статья ассирийского закона, которая запрещает до раздела имущества братьями кому-либо из братьев убить «живые существа» (напшате). Такая расправа над этими «живыми существами» разрешалась только «хозяину живых существ». Под словом «живые существа» законодатель, очевидно, понимал домашних и долговых рабов, а также домашний скот, наделяя их в равной мере «живой душой» (напишту). Характерно то, что близкое к этому древнееврейское слово («нефеш») также обозначало и домашнего раба и скот.
В Ассирии, как и в других странах древнего Востока, преобладание примитивных форм рабовладения — домашнего и кабального рабства — определяло наряду с другими причинами застойность и неразвитость рабовладельческого способа производства.
Ассирия играла роль передаточного пункта, промежуточной инстанции в обмене между отдельными обществами и государствами с самого начала возникновения сколько-нибудь широкого обмена между различными районами Передней Азии. То значение, которое Ассирия приобрела в истории древнего мира, было в значительной мере обусловлено её благоприятным положением на караванных путях и тем особым местом, которое Ассирия занимала вследствие этого в экономике Передней Азии.
Ассирийское государство до XVI в. до н. э. называлось «алум Ашшур», т. е. город, или община, Ашшур. В системе политического управления сохранялись многие черты, свойственные эпохе военной демократии. Правда, народное собрание «малых и великих» уже утратило свое значение, и высшим органом власти являлся «Дом города»— совет старейшин, состоявший из представителей знатных семей. Из среды членов совета сроком на один год выделялось особое должностное лицо — «лимму», занимавшее наиболее почетное положение, ведавшее казной города; его именем назывался текущий год.
Совет старейшин назначал «укуллума» — должностное лицо, ведавшее судебными и административными делами города-государства.
Существовала
также наследственная
должность правителя
— «ишшиаккума», который
обладал религиозными
функциями, руководил
храмовым строительством
и другими общественными
работами, а во время
войны становился военачальником.
В начале II тысячелетия до н. э. международная обстановка складывалась неблагоприятно для Ассирии. Расселение племен амореев в Северной Месопотамии, возвышение государства Мари на Среднем Евфрате стали серьезными препятствиями для западной торговли ассирийцев и создавали в целом нестабильную обстановку. Видимо, с целью восстановления своей торговой системы Ашшур предпринимает первые походы на запад, к Евфрату, и на юг, по течению Тигра. Ашшурские цари Илушума и Эри-шум I (вторая половина XX в. до н. э.) отменяют пошлины на ввоз товаров с юга Двуречья, из северо-восточных и юго-западных областей Ирана.
Особенно активная внешняя политика ведется при Шамши-Ададе I (1824—ок.1780 г.) — аморейском вожде, старшем современнике Хаммурапи, обосновавшемся в верхнемесопотамском городе Шубат-Эллиле, а затем и в Ашшуре (1810 г. до н. э.). На этом основании ассирийцы впоследствии считали этого удачливого завоевателя своим царем и ревностно чтили его память. Шамши-Адад захватывает северомесопотамские города, расположенные в бассейне Балиха и Хабура, подчиняет себе Мари вместе с частью западносемитских племен, живших по среднему течению Евфрата, заключает союз с Каркемишем и вводит войска в сирийский город Катну. В некоторых подчиненных центрах (Мари, Экаллатум) он поставил наместниками своих сыновей. К царству Шамши-Адада (в науке его называют Староассирийской державой) переходит положение единственного посредника в месопотамской торговле с западом, возобновляется приток необходимой ашшурской экономике металлов. С расположенными южнее царствами Месопотамии — Вавилонией, Эшнунной — Ассирия поддерживает мирные взаимоотношения, но на востоке, где находились подчиненные ей важные центры Аррапха и Нузу, приходилось вести борьбу с хурритами. Таким образом, на рубеже XIX—XVIII вв. Ашшур стал одним из центров крупного переднеазиатского государства, и Шамши-Адад I присвоил себе титул «царь множеств».
В XVIII до н.э. появилась необходимость в новой организации управления. Царь возглавлял обширный административный аппарат, был верховным военачальником и судьей, руководил царским хозяйством. Вся территория ассирийского государства была разделена на округа, или провинции, во главе которых стояли наместники, происходившие из царской семьи, из местных династий или из числа высших царских служащих. Им подчинялся многочисленный чиновничий аппарат, который занимался сбором налогов, организацией общественных работ, набором войска.
Основной административной и хозяйственной единицей являлась территориальная община («алум») для оседлого населения и так называемое кочевье для кочевых племен, имевшие местное самоуправление: шейхов, советы старейшин, народные собрания. Сохранялись и больше-семейные, домовые общины. Все население государства платило в казну налоги и выполняло разнообразные трудовые повинности (строительную, транспортную, ирригационную и др.). Армия состояла из профессиональных воинов и всеобщего ополчения.
При преемниках Шамши-Адада I Ассирии не удалось закрепить достигнутые внешнеполитические успехи. Главная опасность пришла с юга, где при Хаммурапи окрепло Вавилонское государство, на первых порах признававшее даже зависимость от Ассирии. В союзе с Мари Хаммурапи начинает войны с Ассирией, а затем, разгромив бывшего союзника, один пожинает плоды победы — ее подчинение Вавилону.
После
падения I Вавилонской династии в
середине XV в. до н. э. Ассирия становится
добычей молодого государства Митанни.
Торговля ее совершенно приходит в упадок,
ибо Хеттское царство вытеснило ассирийских
купцов из Малой Азии, Египет — из Сирии,
а Митанни вообще закрыло для них пути
на запад.
Ассирия в среднеассирийский период (вторая половина II тысячелетия до н. э.)
В XV
в. до н. э. ассирийцы пытаются восстановить
прежнее положение своего государства
в значительной степени средствами
дипломатии. Своим врагам — Вавилонскому,
Митаннийскому и Хеттскому
Информация о работе Город-государство Ашшур. Древняя Ассирия