Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 15:44, реферат
Задачами нашей работы является рассмотрение комплекса различных аспектов жизни Руси X-XII вв. сквозь призму государственных проблем и сторон жизни непосредственно русского народа.
Введение
1. Социально-экономический строй Древней Руси
2. Общественно-политическая жизнь Древней Руси
Заключение
Литература
Если внимательно всмотреться
в исторический путь Руси со второй
половины XI в. до второй трети XII в., то окажется,
что смуты перемежались в ней
с длительными периодами
Однако прекратить княжеские распри съезды не смогли. После смерти Юрия (1157г.) война за киевский престол длится до начала XIII в. и одновременно идет антикиевская борьба вызревших и развившихся волостей Руси.
К середине XII в. Русь раскололась
на 15 княжеств, которые были лишь в
формальной зависимости от Киева. В
начале XIII в. их стало уже около 50.
Конечно, одной из причин такого состояния
государственности на Руси были постоянные
княжеские разделы земель между
Рюриковичами, их бесконечные междоусобные
войны и новые переделы земель.
Однако не политические причины лежали
в основе этого явления. В рамках
единого государства за три века
сложились самостоятельные
Зарождалось дворянство, в
основу жизнедеятельности которого
была положена служба сюзерену в обмен
на земельное пожалование на время
этой службы. Эта система еще более
укрепляла позиции местных
Потеря Киевом своей исторической роли была в известной мере связана и с перемещением основных торговых путей в Европе и Передней Азии. В связи с 'бурным ростом итальянских городов и активизацией итальянского купечества в Южной Европе и Средиземноморье теснее стали связи между Западной и Центральной Европой, между Византией и Малой Азией. Крестовые походы приблизили Ближний Восток к Европе. Эти связи развивались, обходя Киев стороной. В Северной Европе набирали силу германские города, на которые все более стал ориентироваться Новгород и другие города русского северо-запада. Померк былой блеск некогда славного «пути из варяг в греки».
Не могли для Киева
и Русской земли пройти бесследно
и столетия напряженной борьбы с
кочевниками — печенегами, торками,
половцами. Эта борьба истощала народные
силы, замедляла общий прогресс края,
обрекала его в новых экономических,
социальных и политических условиях
на отставание. Преимущество получали
те районы страны, которые, хотя и находились
в менее благоприятных
В сознании последующих поколений политический распад Руси на отдельные части понимался как большое несчастье, как откат общества назад. Тем более, что такой распад привел к активизации противников Руси — половцев. В дальнейшем раздробленная Русь не смогла противостоять полчищам монголо-татар. Все это так. Но история меряет не годами и даже не десятилетиями, а столетиями. С точки зрения общеисторического развития политическое дробление Руси — лишь закономерный этап на пути к будущей централизации страны и будущему экономическому и политическому взлету уже на новой цивилизационной основе. Об этом говорит и бурный рост городов и вотчинного хозяйства в отдельных княжествах, и выход этих практически самостоятельных государств на внешнеполитическую арену: собственные договоры с прибалтийскими землями, с немецкими городами заключали позднее Новгород и Смоленск; Галич активно вел дипломатические сношения с Польшей, Венгрией и даже с папским Римом. В каждом из этих княжеств-государств продолжала развиваться культура, строились замечательные архитектурные сооружения, создавались летописные своды, расцветала литература, публицистика.
Внешняя политика. X век вывел Русь на путь международного признания. Внешнеполитические мероприятия первых киевских князей выглядят двояко. С одной стороны, это обеспечение сбыта товаров, собранных во время полюдья, с другой — это уже чисто государственные акты, имеющие и политическую подоплеку.
Особенно успешными в этом смысле были годы правления Ольги, Святослава и Владимира. Но это было лишь признание Византии, восточноевропейского мира. В орбиту отношений с Русью давно и прочно были втянуты Польша, Венгрия, Болгария, скандинавские королевства, Хазария, Волжская Булгария, т.е. страны, имевшие с Русью общую границу. Однако «большая» Европа и прежде всего быстро развивающиеся Франция, Германская империя, государства Аппенинского полуострова были еще вне сферы прочных международных связей Руси, и киевские правители по мере усиления Руси, возрастания ее роли в восточноевропейском и ближневосточном мире должны были расширять и далее свои внешнеполитические контакты, стремиться к возвышению европейского престижа и к участию в делах всего европейского региона.
В случае войны, кроме дружины, собирались ополчения со всех подвластных Киеву земель. Возглавлял их, по всей видимости, общерусский воевода, который в X в. был вторым лицом в державе после великого князя. Древнерусское войско, состоявшее, помимо княжеской дружины, из свободных славян-общинников, славилось своей храбростью и неустрашимостью, о чем неоднократно писали очевидцы из разных стран.
В начале XI в. четко определились внешние границы государства. В состав Руси вошли практически все крупные восточнославянские союзы племен, а также населявшие Восточно-Европейскую равнину на севере, северо-западе и северо-востоке угро-финские и балтские племена, на юге и юго-востоке — тюркские. На севере земли Новгорода вплотную подходили к владениям карелов по берегам Финского залива и озера Нево (Ладожского озера); на северо-западе новгородские и полоцкие земли граничили с владениями балтских племен по среднему течению Немана и Западной Двины. На западе русско-польская граница стабилизировалась по среднему течению Западного Буга, а далее по линии Дорогичин — Берестье — Червен — Перемышль. «Червенские города» отошли к Руси, а по ту сторону простирались Мазовия и Малая Польша с городами Люблиным и Сандомиром, Далее граница шла по среднему течению Южного Буга, Днепра и Прута. Эта часть границы была скреплена «любами» (договорами) с польским королем. На юге владения Руси упирались в оборонительную систему городов и крепостей, основанных Владимиром в борьбе против печенегов. Эта часть границы была непостоянна, изменчива; здесь шла извечная борьба с кочевниками. На юго-востоке и востоке русские владения доходили до верховьев Дона, Сейма и Сулы, а далее от верховьев Дона упирались в рязанские леса. Южнее и здесь шла степь, откуда постоянно осуществлялись набеги кочевников на черниговские земли. На северо-востоке владения Руси выходили в междуречье Оки, Клязьмы и Волги, где жили вятичи, и подходили к границам Волжской Булгарии. Здесь, в северо-восточном углу Руси, в суровых лесах вперемешку жили угро-финские племена, которые были своеобразной «исторической прокладкой» между Русью и Булгарией. К концу X в., несмотря на постоянную опасность с юга со стороны кочевников, Русь сумела отвоевать себе форпосты на Таманском полуострове, где появилось русское Тмутараканское княжество, и в устье Днепра, в районе Олешья.
К началу XI в. Русь, стабилизировав
свои границы с соседями и обозначившись
как единое, с централизованным управлением,
восточнославянское государство, определило
и свои долговременные интересы, из
глубокой древности обозначилось стремление
Руси к овладению восточной частью
пути «из варяг в греки», стратегически
важными землями в устье Днепра
и всем юго-западным побережьем Черного
моря, которое было ключом, открывающим
торговые пути в сердце Европы по Дунаю
и через земли Болгарии в Византию
и на Балканы. Активную политику в
этом направлении проводили Олег,
Игорь, Ольга, Святослав, Владимир. Но если
Днепровское устье было завоевано
и русские владения порой простирались
до подступов к Дунаю, то само Подунавье
оставалось за семью печатями. В XI век
Русь вступила, так и не решив
этой своей внешнеполитической и
военно-стратегической задачи. Не удалось
Руси поставить под свой контроль
и торговый путь, идущий из Прибалтики
через новгородские земли и далее
в северо-восточные русские
Широкими были международные связи Киевской Руси во времена правления Ярослава. Порой война определяла жесткий характер этих отношений, но контакты с соседними государствами крепли, принимая часто характерную для Средневековья форму - династических браков. Оживленные контакты с самыми разными странами Западной Европы развивались, а отношения с могущественной Византийской империей ухудшались.
Крестовый поход 1111 г. Был
организован Мономахом и
Армия. Время, когда на войну
мобилизовалась почти вся мужская
часть страны, прошло. С созданием
сильного и относительно единого
государства военное дело оказалось
в руках профессиональных воинов,
для которых война стала
Но дружина была лишь частью древнерусского войска. Другой его частью был «полк», простые «вой» — смерды и ремесленники. Великий князь и другие князья привлекали их к военной деятельности либо тогда, когда государству, всему населению грозила смертельная опасность, как это бывало во время страшных набегов печенегов, а позднее половцев, либо тогда, когда вся Русь поднималась на большой поход, как это было во время войн с Византией, Польшей, Хазарией. В этом случае горожане приходили в «полк», где они делились на десятки и сотни во главе со своими десятскими и сотскими. Сельские жители являлись в «полк» во главе со своими старостами и тоже затем делились на десятки и сотни. Всем «полком» командовал, как уже говорилось выше, тысяцкий. Вооружение «воев» было попроще: лук, колчан со стрелами, копье либо тяжелый боевой топор, который пробивал насквозь крепкую броню, у каждого на поясе был нож на случай рукопашных схваток. Броню «вой» не носили. Она была слишком дорогой. Кольчуга была тоже редкостью. Зато щиты имелись в руках у каждого.
Заключение
После рассмотрения двух веков русской истории, можно сделать несколько основных выводов.
Прежде всего, именно в
начале вышеозначенного периода
– в конце IX – начале X вв. произошло
зарождение самого русского государства,
пришедшего на смену разрозненным союзам
сообществ славян. Такое раннее государство
было образовано в большой степени
в связи с необходимостью защиты
славянских сообществ от кочевых
племен и представляло собой содружество
мало зависимых друг от друга княжеств,
подчинявшихся киевским князьям
и своим правителям. Местные князья
долго еще сохраняли