Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 14:29, курсовая работа
Краткое описание
В половине XVI столетия мы видим появление казаков в разных краях русского мира, противоположных по местоположению и принадлежащих разным государством. Таким образом, мы наблюдаем казаков в украинских староствах Литовского княжества на берегах Днепра сначала в звании промышленников, ходивших на пороги ловить рыбу, потом в звании военных людей, составлявших дружину Дашковича и Димитрия Вишневецкого, в последующем организованных литовским правительством в виде военного сословия под особой командою и в тоже время самовольно основавших за днепровскими порогами вольное военное братство под названием Запорожской Сечи.
Содержание работы
I.Введение II.Биография Ермака Тимофеевича 1.1 Краткая история походов Ермака 1.2 Подробный курс истории походов Ермака Тимофеевича: а) "Родом неизвестный..." б) Строгоновы в) Подготовка к походу Ермака г) Военные действия Ермака начинаются III. Заключение
- Казаки! Братья мои, единомышленники! – заговорил атаман. – Подумайте, как нам бежать? Глубокая осень уже настала, реки покрываются льдом, струги к плаванию против течения негодны… не предадимся бегству, не положим на себя ни худой славы, ни укоризны потомков. Вспять возвращаться – покрыть себя позором и малодушно нарушить клятву. Не множеством воинов добивается победа! Если нам всемогущий Бог поможет, то и после смерти память о нас не оскудеет, и слава наша будет вечна!
Страстная речь Ермака воодушевила дружину. Атаманы и казаки единогласно решили остаться. И на этом покончили с вой совет.
Подготовка к сражению шла несколько дней. Казаки залечивали раны, восстанавливали силы. Ночью неутомимо работала разведка, сам Ермак переправлялся на правый берег и осматривал поле предстоящего боя. Наступление было назначено на 23 октября – день апостола Якова, изображение которого значилось на знамени передового полка.
Прошла последняя ночь перед боем. На востоке, за Иртышом, поднялось солнце. Дружина, разобравшись по сотням, стала на молитву. Суровые казаки, верившие больше в силу сабли, чем в силу веры, в этот раз молились усердней. Каждый осознавал всю торжественность сегодняшнего дня. У каждого он мог быть последним. После краткой речи атамана дружина погрузилась на струги и двинулась к Чувашскому мысу. Ермак приказал поднять боевые знамена и играть музыку. Туман под лучами восходящего солнца практически развеялся.
Флотилия шла левым берегом, а затем, круто развернулась вправо, устремилась к Княжьему лугу. Татары не препятствовали высадке. Маметкул ждал приближение врага за засекой, у подножья мыса.
Подойдя на расстояние ружейного выстрела, атаман приказа стрелять одной половине, а другой заряжать ружья. Но испытанный огневой удар не дал должного эффекта. Противник сидел в укрытиях и был почти неуязвим. Татары принялись стрелять из лука, много казаков было убито и ранено. Урок, полученный Маметкулом в сражение у Бабасан, как видно, не прошел даром.
Ермак во что бы то не стало, желал спровоцировать противника на рукопашный бой. Уловив момент, он подал сигнал к отходу, а татары, увидев отступление, приняли маневр за бегство и, разломив свое войско на 3 части начали преследовать отступавших. Этого то и ждал Ермак. По его знаку казаки прекратили отход и после огневого залпа пошли на неприятеля. Началась драка. Хан Кучум внимательно следил за ходом битвы с высоты Чувашского мыса. На помощь татарам поспевали свежие подкрепление из хантов и манси
Ермак, сняв со стругов последнюю сотню, сам повел ее в бой. Дружным натиском пробились казаки к засеке и поставили на ней боевое знамя. Пал раненым Маметкул. Выхваченный из сечи своими воинами, он был увезен в маленькой лодке за Иртыш. Исчезновение с поля предводителя ослабило боевой дух татарских полков. Первыми дрогнули ханты и манси, в дальнейшем паника передалась и татарам. Вскоре дружина овладела всей засекой и утвердила на них знамена. Тесня друг друга на узком проходе, уходили кучумовцы на Чувашский мыс.
Хан молча наблюдал за поражением своей лучшей части войска. Гибель воинов вызывало у него слезы, но и слепому понятно было, что битва проиграна.
Не желая рисковать жизнью своих воинов, Ермак отказался штурмовать укрепление на мысу и велел протрубить отбой. Дружина, отойдя к берегу, погрузилась на струги и в наступавших сумерках отошла за Иртыш в городок Атики-мурзы. Атаманы и есаулы доложили Ермаку о потерях. Они составляли около 107 человек, о раненых в летописи не сообщается. Несомненно, потери кучумого войска были несравнимы с Ермаковыми.
Ермак выиграл битву, но война с Кучумом не закончилась. Хан вместе со своим войском укрылся за земляным валом. Кучум и не думал складывать оружия, а намеривался с рассветом перейти в наступление. У татар оставалось множество непокоренных городков, в их числе был и Кашлык. Однако к утру Кучуму пришлось изменить свои планы о реванше. В ночь с 23 на 24 октября под покровом темноты хантейские и мансийские князья тайно покинули Чувашский городок, не желая проливать кровь за чужого хана. Обнаружив бегство своих вассалов, 24 октября, не дожидаясь рассвета, хан с остатками войска ушел в Кашлык.
В тоже утро, не зная о бегстве Кучума, казаки вернулись на поле брани, занялись погребением погибших. Дозоры доложили, что городки Чувашский, Сузгун, и Абалак оставлены татарами и дорога в Кашлык свободна.
Анализ битвы на Иртыше невольно наводит на мысль, почему Маметкул решил остановить дружину Ермака у Чувашского мыса, где негде было развернуться коннице – главной ударной силе. Можно предположить, что Маметкул разочаровался в военной силе конницы. Возможно, на выбор боевой позиции повлиял сам Кучум, хитрый политик, но плохой военный стратег. Как бы то ни было, татары допустили просчет. Ермак немедленно воспользовался ошибкой татар, навязал рукопашный бой и выиграл сражение.
Два дня после битвы дружина Ермака оставалась в городке Атики-мурзы. На третий день ,26 октября, поднявшись на Чувашский мыс, покинутый противником, казаки в пешем порядке отправились в Кашлык, ведя за собой партию пленных. К полудню дружина Ермака подошла к Кашлыку. С любопытством первооткрывателей смотрели казаки на ханскую столицу. К сожалению ни одна из летописей не содержит ее описания. Сам город занимал сравнительно небольшую площадку, заключенную между обрывистым берегом Иртыша и оврагом, по которому среди лесных зарослей бесшумно текла речка Сибирка.
С полевой стороны, единственно доступной для неприятеля, город защищал высокий земляной вал, параллельно которому тянулся глубокий ров с отвесными со стороны крепости скатами. По краю рва, во всю длину вала шла площадка, окруженная палисадом; отсюда осажденные могли забрасывать стрелами, копьями и камнями неприятеля. Через ров к крепостным воротам был перекинут деревянный мост, который на случай опасности легко убирался. В крепости находился замок чана, стоявший в задней части. Также крепость была наполнена глиняными домиками, где жили прислуги. Крепость была мала, но в ней могло, было расположиться войско.
На расстояние ружейного выстрела от крепостного вала дружина остановилась. Из крепости не доносилось никаких звуков. Казаки настороженно прислушивались к безмолвию словно вымершего города, готовые в любую минуту взяться за оружие. Тишина казалась подозрительной. Но ничего опасного эта неизвестность в себе не хранила, потому что Кучум, взяв свои сокровища, продолжал бегство. Грозная крепость пала без единого выстрела. Оставшаяся часть не взятых сокровищ подлежала общему дележу. Но продовольственные запасы оказались ничтожными. Ермак понял почему ханская твердыня досталась ему без выстрелов. Кашлык, не имея ни продовольствия, ни воды, не мог выдержать даже непродолжительной осады.
Сражение у Чувашского мыса было решающим в разгроме Сибирского ханства. Так всегда считали историки.
У казаков не было выбора, где зазимовать. Единственное подходящее место был городок Кашлык. По классическим законам Востока, свергнувший хана сам становиться ханом. На этом основании бывшие вассалы Кучума потянулись в Кашлык с изъявлением покорности новому владыке. Вскоре жизнь улусов вошла в привычное русло. Татары, ханты и манси перешли к своим обычным делам: ловили рыбу, охотились на зверей. Казаки во время общения с местными жителями многое узнавали, каким образом лучше ловить рыбу, как лучше обрабатывать шкуры зверей и также казаки узнали основные слова татарского языка. Но старый и опасный враг Кучум и татарские мурзы, потерявшие свои улусы, не смирились с новым порядком вещей и ждали удобного случая напасть на казаков и уничтожить их. Такой случай скоро предстал.
5 декабря 1582 года Ермак послал есаула Богдана Брязгу с 20 казаками на рыбную ловлю. Более месяца спокойной жизни притупили бдительность казаков, после трудового дня они улеглись на ночлег, по беспечности не выставив караула. На этом месте обычно охотились и татары. Кто то из них сообщил Маметкулу о казаках, а он напал на них и перебил спящих. Ермак узнал об этом в ту же ночь. Гибель казаков заставила атамана снова взяться за меч. С отрядом атаман пустился в погоню и под Абалаком настиг татар. Отряд Маметкула был разбит в жаркой схватке. На обратном пути казаки захватили тела погибших и похоронили их на Саусанском кладбище. Для того чтобы закрепить Сибирь за Россией, на завоеванных территориях необходимо было оставить людей. Для этого нужно было отправить посольство к царю. Решили, что посольство будет возглавлять Иван Кольцо. 22 декабря 1582 года Иван Кольцо в сопровождение Ижбердея и 25 казаков оставили Кашлык. От посольства зависела судьба ратного дела всей дружины. По пути не случилось ни каких непредвиденных обстоятельств. По всей вероятности ,казаки достигли столицы в конце января1583 года. До сих пор царь получал известия о потерях и отступлениях, а узнав о присоединение Сибири к России он был рад. Имя Ермака было у всех на устах. Царь обещал казацкому послу направить отряд в Сибирь, а до его прихода вершить на этой земле. Ермакова посольство не задержалось надолго и отправилось назад за казенный счет. 1 марта 1583 года резвые олени Ижбердея доставили посольство обратно в Кашлык. Ермак тем временем, пока Иван путешествовал, добивался новых успехов. И самым значительным из них было пленение Маметкула. Ермак надеялся , что плененный племянник заставит пойти Кучума на договоры, но чану было не до племянника. Многие отказывались признавать главенство Кучума и покидали его, одним из них был Карача, который пошел вверх по Иртышу от своего хана.
Весной 1583 года был организован поход в низовьях Иртыша и Оби. За три месяца отряд прошел от устья Аремзянки до кондских городков и обратно. Это был поход за ясаком. После взятия Кашлыка казаки нашли в нем брошенных лошадей Кучума. Поэтому первую часть похода на север преодолевали на конях. Подойдя к Аремзянскому городку, сидевший там мурза не пожелал принять мирно дружину. Взяв городок, Ермак не позволил грабить его, а ограничился казнью мурзы и наложением ясака. От устья Аремзянки отряд отправился к Надцинской и Карабинской волостям, жители которых без задержки доставили весь ясак во время. В соседней волости Туртасской местный мурза заставил атамана обнажить саблю, но особых задержек не произошло.
На этом кончились татарские улусы и начались хантейские и мансийские земли. Первый хантейский городок – Назымский – пришлось взять боем. Местные защитники дрались, пока не был пленен их князь. В бою за Назым погиб атаман Никита Пан.
Между тем наступала весна, и казаки принуждены были остаться, пока не пройдет лед. Для дальнейшего шествия атаман приказал строить струги, а лошадей с ясаком отправил в Кашлык. Вплоть до самой Оби казаки не встретили никакого напора со стороны жителей. От Нарымского городка, который был взят без особых усилий, казаки поплыли дальше и 9 мая достигли Колпуховой волости. Волость была взята после 3 часового боя. 20 мая отряд вышел на Обь. Самар - главный князь решил дать отпор, но его отряд был застигнут врасплох и перебит. Флотилия повернула обратно, таким образом, по обоим берегам Иртыша вплоть до Оби, все признали русское подданство. Итогом ясачной экспедиции явилось распространение русской власти на побережьях многих рек.
Деятельная натура Ермака не знала ни отдыха, ни покоя. Казалось он предчувствовал свою скорую смерть и хотел сделать как можно больше. Летом 1584 года он возглавил новый поход на реку Тавду, в местность, населенную татарами и манси. В поход пошли на стругах. Они сходу овладели городком князька Лабуты. Овладев низовьем Тавды, Ермак двинулся в мансийскую Кошуцкую волость. Манси дружелюбно встретили казаков, и позже сами принесли все имевшиеся у них запасы. В Чандырском городке, также сдавшемся без боя, Ермак заинтересовался популярностью местных шаманов, которые умело имитировали удар ножом в живот и залечивали себя потом. Покинув Чандырский городок и поднявшись по Тавде, казаки заняли городок князька Табара, и вступил в Пелымское княжество, которое встретило их отнюдь не дружелюбно. Но воины Патлика (князек Пелымский) были перебиты. Дальше начинались владения Аблегирима. Наступала глубокая осень. Скоро должны были стать речки. На этом закончилась боевая кампания 1584 года. К северу и западу от Кашлыка по Иртышу, Тоболу и Тавде лежали подвластные земли Ермака. Теперь можно было обратить взор на юг, в сторону прииртышских степей, где с остатками войск в окружении многочисленной семьи своей кочевал старый Кучум. С такими мыслями возвращался Ермак в Кашлык.
10 сентября, как сообщает летопись, в Кашлык прибыл посланец, выдавший себя за воеводу Кучума, и просивший помощи в войне с казахами. Иван Кольцо, оставшийся руководить владениями Ермака, помнил, что Ермак сказал ему привлекать на свою сторону всех бывших князей Кучума. Казачий круг решил помочь и отправил 40 конных казаков под предводительством Ивана Кольцо. Но, когда отряд прибыл на стан карачи, тот вероломно предал их и перебил весь отряд.
Уничтожение отряда Ивана Кольцо явилось сигналом к повсеместному выступлению татар. Татарское войско нападало на мелкие отряды казаков, собиравших ясак или рыбачивших на речке. Вскоре о трагедии на Таре узнали в Кашлыке.
Иван Грозный выполнил обещание послать в Сибирь воеводу и стрельцов. Весной 1583 года сибирским воеводой был определен князь Семен Болховский, какими мотивами руководился царь, когда выбирал этого предводителя неизвестно. Возможно он желал избавиться от неугодного себе князя. Царская рать не в пример казакам собиралась долго. К тому же возникали споры насчет отправки и многие другие проблемы. Только в конце лета сборы закончились и отряд вышел в поход. В его составе было 100 казанских и свияжских людей и 100 ратных людей из других мест, то есть около 300 людей.
Не встретив по пути никаких препятствий, в 1584 году отряд достиг Кашлыка. Ермак приказал встретить подступающее подкрепление подобающим образом. Воевода выдал жалование, которое полагалось за службу. Приезд воеводы не внес больших изменений в порядки, установленные казаками с Сибири.
Радость встречи была не продолжительной. Вскоре новая опасность нависла над русскими воинами. До сих пор Ермак крепко держал инициативу в своих руках. События развивались так, как хотел атаман. Но зимой 1584-1585 года обстоятельства вновь круто изменились, и Ермак потерял инициативу. Как выяснилось позже, враждебные акции, предпринятые карачей осенью 1584 года, являлись звеньями одного тонкого замысла разгрома русских сил в Сибири. Карача создавал союз татарских феодалов, нападал на казачьи отряды. Эти действия имели своим результатом то, что подвоз продовольствия в Кашлык прекратился. Те запасы с приходом 300 стрельцов за короткое время были израсходованы, и в Кашлыке начался голод.
В середине марта 1585 года, когда, по расчетам, русские были достаточно изнурены голодом, карача со своим войском, численно превосходящим дружину Ермака и стрелецкий полк, приблизился в плотную к Кашлыку, обложил его со всех сторон обозами, надеясь принудить русских сдать город. Сам карача остановился в Саусканских юртах, на расстояние 3 верст от Кашлыка. Он вполне полагался на бдительность своего заслона. Осада длилась более месяца. Татары осмелев стали появляться у городских ворот. Казалось русские доживали свои последние дни. Тогда Ермак решился на рискованный шаг. По его приказу 9 мая атаман Матвей Мещеряк с группой наиболее сильных казаков под покровом ночи незаметно вышел из города, прокрался мимо татарских обозов, и внезапно напал на стан карачи в Саускане. Большая часть стражи была перебита, не успев взяться за оружие. Сам визирь спасся бегством, ценой двух сыновей.