Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 14:29, курсовая работа
В половине XVI столетия мы видим появление казаков в разных краях русского мира, противоположных по местоположению и принадлежащих разным государством. Таким образом, мы наблюдаем казаков в украинских староствах Литовского княжества на берегах Днепра сначала в звании промышленников, ходивших на пороги ловить рыбу, потом в звании военных людей, составлявших дружину Дашковича и Димитрия Вишневецкого, в последующем организованных литовским правительством в виде военного сословия под особой командою и в тоже время самовольно основавших за днепровскими порогами вольное военное братство под названием Запорожской Сечи.
I.Введение
II.Биография Ермака Тимофеевича
1.1 Краткая история походов Ермака
1.2 Подробный курс истории походов Ермака Тимофеевича:
а) "Родом неизвестный..."
б) Строгоновы
в) Подготовка к походу Ермака
г) Военные действия Ермака начинаются
III. Заключение
Министерство образования Российской Федерации
Лицей Иркутского государственного университета
Курсовая работа по истории
на тему: «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»
Выполнил: Амагаев А.И.
Группа 1.4 гуманитарный класс
Руководитель: Шмидт Е.Н.
Иркутск 2007
Содержание.
I.Введение
II.Биография Ермака Тимофеевича
1.1 Краткая история походов Ермака
1.2 Подробный курс истории походов Ермака Тимофеевича:
III. Заключение
I.Введение.
В половине XVI столетия мы видим появление казаков в разных краях русского мира, противоположных по местоположению и принадлежащих разным государством. Таким образом, мы наблюдаем казаков в украинских староствах Литовского княжества на берегах Днепра сначала в звании промышленников, ходивших на пороги ловить рыбу, потом в звании военных людей, составлявших дружину Дашковича и Димитрия Вишневецкого, в последующем организованных литовским правительством в виде военного сословия под особой командою и в тоже время самовольно основавших за днепровскими порогами вольное военное братство под названием Запорожской Сечи. То же явление мы встречаем в восточной Руси. Казаки являются на отдаленном севере, и на юге. На севере, в странах, прилегавших к морю, жители начинали делиться на тяглых, бобылей и казаков. Тяглые это люди, владевшие вытями, приносившие доход, с которого они уплачивали налоги. Бобыли - бедные люди бывшие не в состояние владеть вытями, а поэтому имели дворы и вносили малый налог. Казаки же люди бездомные, не имевшие место жительства и переходившие из одного села в другое по найму.
На юге же они имели значение военных подобных днепровским казакам. Различие вполне очевидно, потому что возможность нападения татаров было достаточно высокая. Но сходство в одинаковом суде, строгом товариществе наблюдалось, как у донских, так и у запорожских казаков. Таким образом, казаки делились на два типа: блуждающих, не имевших постоянного заработка и военных, состоявших на службе у правительства, получавших землю и не плативших налоги. Особенным занятием казаков было держать караул провожать послов, проведывать о неприятеле, нападать врасплох и исполнять приказания требующие скорости. Но, кроме этих казаков, на дальнем юге продолжали разрастаться казаки в смысле самостоятельного братства военных людей, которые управляли сами собой и если изъявляли желание служить царю, то как бы добровольно. Такие казаки появлялись не только на Дону, но и на Волге, иногда оказывая услуги царю при этом проявляя откровенную неприязнь. Вопреки царскому указу нападали на иностранных послов, грабили царские товары и давали приют беглым ворам.
Появление казачества порождало раздвоение в русской общественной жизни. Одна стояла за государство, а другая становилась враждебно к правительству, пытаясь найти свободу действий. Идеалом казачества была полная личная свобода, нестесняемое землевладение, выборное управление и самосуд.
Таким идеалом отличались и шайки, составленные из донских казаков и разных русских беглецов, нашли себе приют на Волге, нападали на послов, на купцов, не щадили царских судов, брали казну и товары. Разбои эти возрастали с каждым годом. Правительство отправляло против них отряды, приказывало хватать и вешать, но не так то легко было с ними расправиться, потому что, заслышав о приближение царских сил, они скрывались в ущельях и пустынях.
В 1753 году сын Кучума, царевич Махметкул, принуждал к повиновению русских данников, угрожал городкам Строгоновых и возбуждал черемисов к бунту. Это нападение вызвало со стороны царя в 1754 году Грамоту, по которой Строгоновым разрешалось перейти за Урал, строить крепости на реке Тоболе и населять страну русскими со льготою на двадцать лет. После этого приказа, естественно, возникла у Строгоновых необходимость увеличить свои военные силы. Мы, не знаем, делали ли покушение Строгоновы на зауральский край до 1581 года, но в этот на их Чусовской городок напали остяки, данники сибирского царя, и царь своею грамотою по жалобе Строгоновых приказывал пермскому воеводе вооружать земских людей и подать помощь Строгоновым. Затем мы узнаем, что в следующем, 1582 году в сентябре Строгоновы посылали за Урал на вотяков и вогуличей, подвластных сибирскому царю, волжских атаманов и казаков Ермака с товарищами. Когда царь узнал об этом, то изъявил свой гнев Строгоновым, приказав отослать Ермака в Пермь, где прежде ведено было ему находиться на службе и отнюдь не затевать ссор с сибирским «салтаном». Но грамота эта пришла поздно, тогда уже, когда Ермак наполовину совершил свой подвиг.
II.Биография Ермака Тимофеевича
1.1 Краткая история походов Ермака
Ермак Тимофеевич - завоеватель Сибири. Происхождение Ермака неизвестно в точности: по одному преданию, он был родом с берегов Камы (Черепановская летопись), по другому - уроженцем Качалинской станицы на Дону (Броневский). Его имя, есть изменение имени "Ермолай"; другие историки и летописцы производят его от Германа и Еремея. Одна летопись, считая имя Ермака прозвищем, дает ему христианское имя Василий. Ермак был сначала атаманом одной из многочисленных казацких шаек, разбойничавших на Волге и грабивших не только русских купцов и персидских послов, но и царские суда. Спасаясь от московских воевод, дружина казаков (больше 500 человек), под начальством атаманов Ермака Тимофеевича, Ивана Кольцо, Якова Михайлова, Никиты Пана и Матвея Мещеряка, пошла вверх по Каме и в июне 1579г. прибыла на реку Чусовую, в чусовские городки братьев Строгановых. Здесь казаки жили два года и помогали Строгановым защищать их городки от нападения соседних инородцев. 1 сентября 1581 г. дружина казаков, под главным начальством Ермака, выступила в поход за Каменный Пояс (Урал). Инициатива этого похода, по летописям Есиповской и Ремизовской, принадлежала самому Ермаку; участие Строгановых ограничилось вынужденным снабжением казаков припасами и оружием. По свидетельству Строгановской летописи (принимаемому Карамзиным, Соловьевым и др.), Строгановы сами позвали казаков с Волги на Чусовую и отправили их в поход, присоединив к отряду Ермака (540 человек) 300 ратных людей из своих владений. Казаки поднялись на стругах вверх по Чусовой и по ее притоку, реке Серебряной, до сибирского волока, разделяющего бассейны Камы и Оби, и по волоку перетащили лодки в реку Жеравлю (Жаровлю). Здесь казаки должны были зазимовать (Ремизовская летопись) и только весной, по реке Жеравле, Баранче и Тагилу, выплыли в Туру. Два раза разбили они сибирских татар, на Туре и в устье Тавды. Кучум выслал против казаков Маметкула, с большим войском, но и это войско было разбито Ермаком на берегу Тобола, при урочище Бабасан. Наконец на Иртыше, под Чувашевом, казаки нанесли окончательное поражение татарам. Кучум оставил засеку, защищавшую главный город его ханства, Сибирь, и бежал на юг, в Ишимские степи. 26 октября 1582г. Ермак вступил в покинутую татарами Сибирь.
В декабре военачальник Кучума Махметкул истребил, из засады, один казацкий отряд на Абалацком озере; но следующей весной казаки нанесли новый удар Кучуму, взявши в плен Махметкула, на реке Вагае. Лето 1583 г. Ермак употребил на покорение татарских городков и улусов по реке Иртышу и Оби, встречая везде упорное сопротивление, и взял остяцкий город Назым. После взятия г. Сибири, Ермак отправил гонцов к Строгановым и посла к царю - атамана Кольцо. Иоанн IV принял его очень ласково, богато одарил казаков и в подкрепление им отправил князя Семена Болховского и Ивана Глухова, с 300 ратников. Царские воеводы прибыли к Ермаку осенью 1583 г., но их отряд не мог доставить существенной помощи, убавившейся в битвах казацкой дружине. Атаманы гибли один за другим: при взятии Назыма убит был Никита Пан; весной 1584 г. татары изменнически убили Ивана Кольцо и Якова Михайлова. Атаман Мещеряк был осажден в своем стане татарами и только с большими потерями заставил отступить их хана, Карачу. 6 августа 1584 г. погиб и Ермак Тимофеевич. Он шел с небольшим отрядом в 50 человек по Иртышу; Кучум ночью напал на спавших казаков и истребил весь отряд. Ермак, по преданию, бросился в реку и утонул, не доплыв до своего струга. Казаков оставалось так мало, что атаман Мещеряк должен был выступить обратно в Русь. После двухлетнего владения казаки уступили Сибирь Кучуму, чтобы через год вернуться туда с новым отрядом царских войск. Некоторые историки ставят очень высоко личность Ермака, "его мужество, предводительский талант, железную силу воли"; но факты, передаваемые летописями, не дают указаний на его личные качества и на степень личного его влияния.
1.2 Подробный курс истории походов Ермака Тимофеевича
В народных песнях и художественных произведениях, без сомнения, самый популярный персонаж сибирского фольклора, Ермак Тимофеевич, который остается одним из самых загадочных деятелей бурного 16-го века.
Ермак Тимофеевич родился между 1537 и 1540 – 1585 годом, российский казачий атаман. Литература о Ермаке содержит огромное количество вариантов происхождения героя, но ученные до настоящего момента не могут сойтись в общем ответе от избытка противоречивой информации. В доступных нам архивах Строгановых никаких биографических следов Ермака не оказалось. Лишь в одном месте, в отписке боярина Строганова в приказ Малюты Скуратова найдена следующая запись: "...паки наказуем што оный гультяй именем Ермачишко и родом из Кафы и што челом бивши бает безвинностью сыска на него царевых слуг..." Как известно, архивы Опричного приказа и многие другие документы, связанные с секретными делами времен Ивана Грозного и Малюты Скуратова, хранились в знаменитом подземном ходу Скуратова, ведшем из Кремля к Спасо-Зачатьевскому монастырю под Ваганьевским холмом, были безнадежно утеряны при попытке вскрытия туннеля летом 1988 года. В настоящее время мы имеем лишь весьма разрозненные записи, хранящиеся в отделе раритетов Госархива. Тем не менее, одна запись не только проливает свет на возможное происхождение Ермака, но и во многом объясняет, почему, в свете устойчивой неприязни и подозрений на жидов и жидовствующих (так называлась еретическая группа, сконцентрировавшаяся в Ново-Иерусалимском монастыре в Рузе), все сведения о нем были потеряны и уничтожены не только в царских архивах, но и у Строгановых, не желавших связывать свое имя с христопродавцем, к тому же католическим выкрестом:
"В лето 7073 года, во второй день июля месяца на допросе оный беглый именем Евсей, Тимофеев сын показал на себя, что рожден в Кафе городе, что от роду ему полных сорок два года, вероисповеданием крещеный еврей, из католиков..." Кафа (Керчь) - генуэзская колония в Крыму. Вероятность того, что в отписке Строгановых и документе из записей Опричного приказа речь идет об одном и том же лице невелика и можно было бы ею пренебречь, если бы не два странных обстоятельства.
Первое. В дневниках ганзейского посла при Московском дворе Густава Маннерхейма (его миссия в Москве широко известна историографам, и сведения, имеющиеся в оставленных им дневниках, заметках, зарисовках и картах, заслуживают полного и глубокого доверия), датированных зимой 1587 года, говорится о секретной экспедиции отряда казаков вглубь континента далеко за Камень (Урал), чуть не на тысячу верст от Перми, вотчины Строгановых. Там же указано, что возглавлял экспедицию итальянский католик, по-видимому, тайно присланный к царскому двору Папой или одним из кардиналов Южной либо Восточной Европы.
Второе. В селе Ушаковка Воронежского района Воронежской области проживает несколько семей с фамилией Ермаковы. Здесь хранится предание о том, что все они ведут свой род от знаменитого Ермака, пришедшего в эти места в пятидесятых годах 16-го века. Изустные семейные предания утверждают также, что сам Ермак пришел из Тавриды.
История его жизни затрагивает только последние 5-6 лет существования героя. Предшествовавшие тому обстоятельства его жизни, равно как и его происхождение, столь же неизвестны, как и его могила. Эти слова действительно справедливы и в наши дни. Ермак для нас, как и для историка XIX века Н.М.Карамзина, «родом неизвестный, душой знаменитый». Причина этого заключается в скудности дошедших до наших дней достоверных документов. Несмотря на изнурительные поиски ученых, и сложных раскопок исследователей, ведущая почти 3 столетия, источниковая база остается крайне узкой и недостаточно представительной. Основным источником знаний касающихся походов Ермака являются сибирские летописи, которые были составлены такими личностями как: Бахрушин, Деркачев, Сергеев.
Фамилия же Ермака не установлена, однако в те времена, да и гораздо позже многие русские именовались по отцу или по кличке. Его величали либо Ермаком Тимофеевым, либо Ермолаем Тимофеевичем Токмаком.
Голод в родных краях вынудил его, крестьянского сына, человека недюжинной физической силы, бежать на Волгу, чтобы наняться к старому казаку в "чуры" (разнорабочий в мирное время и оруженосец в походах). Вскоре в бою он добыл себе оружие и примерно с 1562 начал "полевать" постигать ратное дело. Отважный и разумный, он участвовал во многих боях, изъездив южную степь между низовьями Днепра и Яика, побывал, вероятно, на Дону и Тереке, сражался под Москвой (1571) с Девлет-Гиреем. Благодаря таланту организатора, своей справедливости и смелости стал атаманом. В Ливонской войне 1581 командовал флотилией волжских казаков, действовавшей по Днепру у Орши и Могилева; возможно, участвовал в операциях под Псковом (1581) и Новгородом (1582).
Во второй половине XVI века во всей Пермской области не было более богатого и могущественного дома, чем дом купцов Строгоновых. Начало его уходит в область преданий порой баснословных. По этому преданию, родоначальником Строгоновых был некий мурза из Золотой Орды. Неизвестно каким образом он проник на территорию Руси под видом купца и принял православное крещение, женившись на царской дочери. Также он вошел историю как человек, который ввел употребление счетами на русской земле. Чуть позже во время войны он был взят в плен и «заструган» до смерти своими же соотечественниками. С тех пор его царственные потомки получили прозвище Строгоновых, в дальнейшем освоенное как фамилия. Фантастичность данной истории настолько выходит за рамки реальности, что даже Устрялов не поверил в эту версию. В действительности же Строгоновы, как установил Введенский, происходили из поморских крестьян, разбогатевших на соляном промысле и торговле. Размер семейного капитала был настолько огромен, что один из случаев подтверждает этот довод, в жалование царской грамоте, данной Строгоновым 24 марта 1610 года, сказано, что один из их предков в 1445 году выкупил великого князя московского В.В.Темного из плена. Он в 22 июля 1581 года на городки по Чусовой напал мурза Бегбелий Агтаков с мансийцами. Удержать первое нападение Строгоновым удалось, но их семейные распри не позволили им одержать победу после нападения пелымского князя. Незамедлительно потребовалась помощь царских сил. В таком состоянии находилось Прикамье, когда там появился Ермак.