История биржевых кризисов и порядок их преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:37, реферат

Краткое описание

Финансовым центром мира и ведущей промышленной державой в 20-х годах прошлого столетия, были Соединенные Штаты Америки. Именно поэтому биржевой крах в США осенью 1929 года послужил началом сильнейшего и затяжного экономического кризиса во всём капиталистическом мире. Американцы этот системный кризис называют Великой депрессией.
Важные события, которые непосредственно подготовили кризис 1929 года, происходили на рынке ценных бумаг и в сфере корпоративных финансовых организаций. Слово "процветание" более всего подходит для описания этого периода. Во второй половине 1920-х годов происходил большой рост курсов акций, повышались доходы населения, росло производство, безработица уменьшалась. В период с 1927 года по январь 1929 года индекс курса акций увеличился в два раза и прибавил ещё 20 процентов до осени 1929 года.

Содержание работы

1 "Великая депрессия" 1929–1933 годов.
2 Кризис в Европе 1948-1949 годов.
3 Финансовый кризис во Франции 1957-1958 годов.
4 "Первый мировой энергетический кризис" 1973-74 годов.
5 Кризис 1987 года.
6 Мексиканский кризис 1994-1995 годов.
7 Кризис в Японии 1997-1998 годов.
8 Азиатский кризис 1997-1998 годов.
9 Особенности кризиса в Бразилии 1998 - 1999 годов.
10 Экономический кризис в Индонезии 1997-1998 годов.
11 Финансовый кризис в России 1998 – 1999 годов
12 Мировой экономический кризис 2008 года.

Содержимое работы - 1 файл

Реферат.doc

— 284.00 Кб (Скачать файл)

11.1 Последствия кризиса.

Для проведения анализа необходимо разделить весь послекризисный период на три этапа: непосредственные последствия - август-сентябрь 1998 года, краткосрочные последствия - с сентября 1998 года по июнь 1999, и отдаленные последствия - начиная с апреля 1999 года. Конечно, эти временные границы приблизительны. Катастрофическими выглядели непосредственные последствия и на самом деле они такими и были. Индекс потребительских цен в сентябре стал на 45% выше, чем в июле. На валютной бирже курс рубля по отношению к доллару упал к концу августа на 40%, а через месяц еще на 20%. По темпам роста и размерам эти цифры намного превосходили аналогичные показатели других стран, переживающих в то время кризис. И курс валюты, и цены на товары совершали огромные скачки, соответственно нормальный ход валютных операций был нарушен.  
 
Банковская система России практически прекратила функционировать. Почти все крупные банки прекратили операции с клиентами и заморозили их счета, так как сами оказались банкротами. Толпы народа держали в осаде отделения коммерческих банков; и даже Сбербанк, несмотря на то, что его обязательства считались гарантированными государством, ввел ограничения на выдачу валютных вкладов. Одновременно с этим десятки тысяч предприятий не могли использовать свои оборотные средства. А Центробанку оставалось только фиксировать эти факты, у одних банков отзывая лицензию, и назначая свою администрацию в других. Доверие к России на мировых финансовых рынках рухнуло. Оценивающие платежеспособность и надежность заемщиков, рейтинговые агентства скачкообразно понижали финансовые рейтинги российских банков, правительства, и регионов России в целом. Ничего хорошего для России это не предвещало - любой доступ к внешним источникам финансирования для России отныне был заблокирован. Основные западные банки создали специальный комитет для отстаивания своих интересов в связи с Российским дефолтом. А очередные транши согласованного в июле 1998 года кредита Международный валютный фонд вообще закрыл.

Как в России, так и на Западе, в  прогнозах и оценках царил пессимизм. 24 сентября обновленное руководство Центробанка России выступило с прогнозом, согласно которому ВВП страны в 1999 году мог сократиться на 5-6%. Тогда как уровень цен к концу года мог бы превысить уровень 1997 года в 2,5 - 3 раза. События в России и в Бразилии, все еще продолжающийся кризис в Азии, экономический спад в Японии породили к концу 1998 года ощущение угрозы мирового экономического кризиса, напомнившие начало Великой депрессия 1930-х годов. К счастью, крах не наступил. Продолжавшийся подъем экономики в Западной Европе и Америке, достаточная устойчивость Китая и Индии, начавшееся оживление в кризисных странах Азии, смогли отвратить угрозу. Международные агентства и организации, занимающиеся экономическими прогнозами, стали повышать оценки мировой экономики на 1999 и 2000 годы.

Россия, как и все, только в своем масштабе, поправлялась от августовских событий. И именно тогда, на протяжении 2-3х  кварталов новая послекризисная реальность стала входить в жизнь  людей, страны, в повседневные экономические процессы. Последствия кризиса, пусть даже краткосрочные, все еще во многом определяли обстановку, и тем не менее, наконец-то, наступала хоть какая-то стабилизация. И ее наиглавнейшими показателями стали прекращение обвального падения курса рубля и как следствие - снижение темпов инфляции. Та самая гиперинфляция, которая казалась вполне вероятной осенью 1998 года к счастью, не случилась. Федеральный бюджет вел себя достаточно удовлетворительно, будучи освобожденным от платежей по внутреннему долгу. Обязательства по дефолту в течение 1999 года были переоформлены в купонные среднесрочные облигации (с регулярной выплатой процентов по купонам, прилагаемым к бумагам).

 
Импорт резко сократился под воздействием девальвации. Некоторые предприятия  в пищевой и легкой промышленности России наконец-то смогли подняться с колен и занять свое место на рынке. Торговый баланс страны увеличился благодаря уменьшению импорта. 
 
Новые руководители правительства и Центробанка не встали на путь резкого усиления государственного участия в экономике и более щедрой эмиссии денег, и именно в этом, похоже, и состояла их заслуга. Более того, они продолжили сотрудничество с Международным валютным фондом, и это дало возможность минимизировать ущерб от кризиса для международного финансового позиционирования России. 
И все-таки положение в стране оставалось трудным, в некоторых отношениях почти критическим. Постоянную угрозу усиления инфляции создавало правительство, которое было вынуждено вернуться к финансированию дефицита федерального бюджета кредитами Центрального банка. Бегство капитала не остановила даже девальвация, хотя на это и возлагали какие-то надежды, и оно, в сущности, продолжало поглощать весь актив торгового баланса, а валютные резервы Центрального банка оставались на совершенно недостаточном уровне. 
 
На границе 1998-го и 1999-го годов все прогнозы развития российской экономики были весьма далеки от оптимизма. Начиная новый раунд переговоров с Россией, МВФ прогнозировал падение ВВП в 1999 году на 8%. Падение на 7% - прогноз западных банков. Несмотря на это с каждым месяцем картина выглядела все лучше. Уже в конце первого квартала 1999 года российское правительство строило свои планы исходя уже из снижения ВВП на 3%, а банки в то же время давали всего 1% снижения. Действительность посрамила прогнозистов и изумила всех, ибо ВВП в 1999 году оказался на 3,2% больше, чем в 1998 году. Более того, доходы бюджета, темп инфляции, курс рубля к концу 1999 года оказались лучше прогнозов. Социальные психологи стали отмечать укрепление в деловых кругах и в более широких слоях настроений оптимизма и надежды на лучшее. 
 
Можно сказать, что к середине, и еще более к концу, 1999 года непосредственные и краткосрочные последствия финансового кризиса были преодолены. Кто проиграл, тот смирился с потерями и взялся за работу, чтобы наверстать потерянное. Кто выиграл, тот старался удержать свой выигрыш. Вполне удовлетворительно выглядят экономические показатели за 2000 год. Впервые более чем за десять лет отмечен рост производства во всех основных отраслях. Инфляция по российским понятиям была умеренной, приостановился рост внешних долгов, рубль держался крепко, а валютные резервы увеличились примерно в два раза. Россия пополнила казну, воспользовавшись необыкновенно высоким уровнем цен на нефть и связанным с нефтью повышением цен на природный газ. Они и явились одним из основных источников бюджетных доходов. 
 
Поскольку импорт по-прежнему оставался на недостаточно высоком уровне, большое положительное сальдо — до 20% ВВП - образовалось в торговом балансе страны. Этот показатель арифметически можно объяснить изначально небольшой величиной самого ВВП России. Социально же прослеживается следующий отнюдь не положительный факт. Доля ВВП, идущая на потребление, значительно отставала, и именно из-за этого отставания появились ресурсы для весомого «чистого экспорта», поглощенного частично ростом валютных резервов, и частично бегством капитала. Вот они, последствия финансового кризиса, теперь уже сравнительно отдаленные: стремительное падение уровня жизни населения, обусловленное августовскими событиями 1998 года. Взлет инфляции при стабильности и даже отставании денежных доходов, так и не был компенсирован в 1999-2000 годах, несмотря на выравнивание экономики.
 
 

12 Мировой экономический кризис 2008.

Все началось 15 января. Сведения о резком сокращении прибыли банковской группы Citigroup привели к падению на Нью-йоркской фондовой бирже. Индекс промышленной активности Dow Jones снизился на 2,2%, Standard & Poor's – на 2,51%. Nasdaq Composite потерял 2,45%. 21-22 января последовало продолжение биржевого кризиса сделавшегося глобальным. 28 января на мировых рынках вновь наблюдалось падение. Причина случившегося в том, что массе игроков стало ясно, насколько плохо обстоят в реальности дела с прибылью у многих ведущих компаний. За дорогими акциями, за высокой капитализаций фирм скрывались убытки или проблемы с развитием, ставшие хроническими.

Биржевой  кризис – только первый серьезный  сигнал, что большой кризис экономики  уже на пороге. Его причина не только товарное перепроизводство, но и колоссальное перенакопление капиталов. После событий 21-22 января фондовые рынки стали чаще подвергаться резким колебаниям с «корректировками» курса бумаг в сторону понижения. Биржевая нестабильность час за часом поднимала занавес, обнажая состояние экономики. Вскоре было объявлено о массовых проблемах в сбыте товаров. Вслед за этим по цепочке кризис перебросился в сферу производства. Тогда не признавать его стало невозможным, настолько очевидно он ударил по карману основной массе населения.

В глобальном хозяйстве сложилась ситуация, когда  возможности рынков исчерпаны. Производство еще можно наращивать, средств  на это у корпораций вполне достаточно, но получать прибыль становится все  сложней. В 2007 году мы наблюдали ситуацию, когда во многих странах, прежде всего в США, Великобритании и ЕС снижались доходы рабочих. Сужение рынков сдерживалось ростом потребительского и ипотечного кредитования. Однако когда выяснилось, что люди не могут покрывать даже процентов, дела у банков (не только у Citigroup) пошли плохо. Информация об этом встревожила рынок.

Особенность текущей ситуации заключалась в том, что:

Во-первых, налицо не простое перепроизводство товаров «заполнивших рынок», а сужение  ряда важнейших рынков. Масса компаний стремилась понижать свои издержки за счет уменьшения заработной платы, сокращения отпусков и продления рабочего дня. От технологического пути снижения себестоимости отмахивались как от слишком дорогого. Производство десятилетиями переносилось в «третий мир», где не имелось рабочего законодательства, профсоюзов, социальной защиты, а заработная плата была кратно ниже. Однако производимые товары должны были продаваться на старых рынках. Суммарно это неминуемо вело к кризису, укоряло его приход.

Во-вторых, перепроизводство капиталов является громадным. Их основная масса сосредоточена на фондовом рынке, поскольку для вложений в реальный сектор в мире почти не осталось мест. В итоге в 2007 году акции росли, а компании все больше буксовали, скрывая убытки и фальсифицируя прибыль. Торговля бумагами процветала. Однако успешно спекулировать акциями можно только когда за ними стоит устойчивый бизнес. Но как только рынок начинает понимать, что реально скрывается за акциями, происходит падение. Не обязательно это означает падение бумаг всех компаний. Однако вслед за первым падением следует второе, третье и так далее.

12.1 Экономический кризис в США

Экономический кризис в США зарождался десятилетиями. Сама теория капитализма заключается в том, что количество спроса (в деньгах) постоянно догоняет количество предложения, а количество предложения постоянно растет из-за научно-технологического прогресса. И чтобы окупить этот самый НТП нужно дать денег потребителям, чем и занимается Федеральная Резервная Система последние 30 лет, наращивая эмиссию долларов. Эмиссия составляет от 100 до 200 млрд. долларов в месяц. В 70-е годы в Америке начался кризис перепроизводства - нужно было куда-то девать всю продукцию и услуги. Был объявлен дефолт по доллару, и ФРС заявили, что больше доллар не обеспечен золотом, вследствие чего началось их неограниченное штампование.

Основной  причиной мирового экономического кризиса является перепроизводство основной мировой валюты - доллара США. Именно с 1971 года, когда была отменена привязка доллара к золотому содержанию, обеспечивающемуся золотым запасом США, доллары стали печататься в неограниченных количествах. Покупательная способность доллара обеспечивалась не только ВВП США (как это происходит в каждой нормальной стране), но и ВВП стран всего мира. Все бы ничего, но те государства, экономики которых стали обеспечивать силу доллара, никогда не имели и не имеют контроля над объемом эмиссии доллара. Этого контроля реально не имеет и правительство США. Таким правом обладает только ФРС США.

Федеральная Резервная система США - это частная организация, принадлежащая 20-ти частным банкам США. Это их главный бизнес - печатать мировые деньги. Чтобы достичь этого, нынешние владельцы ФРС затратили много и времени - десятилетия, а точнее - столетия, и усилий - здесь 1-я и 2-я Мировые войны и Бреттон-Вудские соглашения 1944 г. и т.д. и, конечно, само создание ФРС в 1907 году. Таким образом, группа частных лиц окончательно получила право выпускать в обращение доллары, определять объем, сроки выпуска и т.д. С 1971 г. по 2008 г. объем долларовой массы в мире вырос в десятки раз, превзойдя во много раз реальный объем товарной массы в мире.

Такое положение дел было исключительно  выгодно, в первую очередь, владельцам ФРС как частной организации, во вторую очередь - самим США как  государству. А еще к числу выгод США относится возможность вообще с 1944 года, а особенно с 1971 года, т.е. в течение 37 последних лет жить не по средствам, т.е. в значительной мере за счет остального мира.

Так ВВП  США составляет 20% от мирового ВВП, а потребляет 40%, но ведь за это кто-то должен платить, а действительно платит остальной мир, который отдает Америке свои товары в обмен на необеспеченные бумажки. При этом происходит огромное перераспределение мировых богатств в пользу США.

Возникает вопрос: а зачем ФРС нужно было производить долларов больше, чем нужно для нормального функционирования мировой экономики? Действительно, если бы все страны, которые добровольно «встроили» свои экономики в механизм поддержания и обеспечения покупательной способности доллара, имели бы право осуществлять контроль за эмиссией доллара, то ничего плохого с экономикой мира не произошло бы. Реальная долларовая масса соответствовала бы тому реальному объему активов, которые должны были бы обеспечиваться долларами.

Значительные средства тратились на обеспечение «доступных» кредитов - потребительских, в том числе на жилье. Правда, под обязательство работать на погашение кредита 30 лет. Оплачивать все это, т.е. выдавать огромные объемы кредитов, можно было только за счет необеспеченной эмиссии доллара. При этом владельцы ФРС прекрасно знали, что возвращать эти деньги потребителю в полном объеме не придется, т.к. наступит этап «контролируемого обрушения» и все изменится, в том числе рухнет и доллар. Этот процесс уже запущен в действие.

Следующая причина кризиса - это лопнувший пузырь необеспеченной ипотеки. В Соединенных штатах с 2001 по 2005 год рос спрос на жилье со стороны населения, подогреваемый так называемым ростом недвижимости. Чем-то это напоминает российскую современную тенденцию. Повышение цен всегда сопровождается повышенным спросом. Покупая квартиру в период роста цен, люди тем самым повышают капитализацию своих денег. Итак, в этот период в США активно стали выдаваться кредиты «subprime», то есть, в переводе – «ненадежные». Они снижают требования к берущему кредит человеку, разумно и в то же время наивно полагая, что даже если тот не сможет отдать вовремя долг, квартиру можно будет изъять, продать и заработать на повышении цен. На рынке появилось бесчисленное множество организаций, предлагающих подобные кредиты. Конечно, это, в значительной мере, можно объяснить банальным стремлением людей к легкой наживе. И тут произошло следующее: рынок вырос, насытился, и следующее поколение больше не захотело покупать жилье по заявленной цене. Конечно, рыночная экономика отреагировала, как и положено, – цены тут же стали падать.

Информация о работе История биржевых кризисов и порядок их преодоления