Слияния и поглощения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 04:59, курсовая работа

Краткое описание

Основные принципы развития крупных компаний в 80-е годы – экономия, гибкость, маневренность и компактность – во второй половине 90-х годов сменились ориентацией на экспансию и рост. Крупные компании стремятся изыскивать дополнительные источники расширения своей деятельности, среди которых одним из наиболее популярных является слияние и поглощение компаний. Слияние – один из самых распространенных приемов развития, к которому прибегают в настоящее время даже очень успешные компании. Этот процесс в рыночных условиях становится явлением обычным, практически повседневным.

Содержание работы

1 Теоретические аспекты слияний и поглощений
1.1 Содержание понятий «слияние и поглощение» компаний
1.2 Типология и сравнительный анализ слияний и поглощений
1.3 Исторические аспекты слияний компаний
1.4 Цели и мотивы слияний и поглощений
1.5 Механизм слияния и поглощения компаний
1.6 Анализ эффективности слияний и поглощений компаний
1.7 Последствия слияний и поглощений компаний
2 Мировой и российский опыт слияний и поглощений компаний.
2.1 Основные мировые тенденции в области слияний и поглощений.
2.1.1 Крупные сделки, заключённые в 2010 году
2.2 Особенности слияния и поглощения в России
2.2.1 Российский рынок слияний и поглощений в 2010 году
2.2.2 Российский рынок слияний и поглощений в 2011 году

Содержимое работы - 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 554.50 Кб (Скачать файл)

В 2010 году энергетический рынок стал главным местом для слияний и поглощений: в этом секторе было анонсировано сделок на 482 миллиарда долларов. Следом за энергетикой идет финансовый сектор.

Одними из наиболее крупных и значимых сделок в 2010 году стали два телекоммуникационных поглощения: мексиканская компания America Movil купила за 25,7 миллиарда долларов своего конкурента Carso Global Telecom, а американская CenturyLink - Qwest Communications за 22,4 миллиарда долларов.

2.1.1       Крупные сделки, заключённые в 2010 году

С начала 2010 г. развернулась жесткая конкуренция за приобретение австралийской угольной компании Macarthur Coal, крупнейшего в мире экспортера пульверизированного угля, используемого в металлургии. Сейчас компания владеет двумя шахтами в австралийском Квинсленде и намерена удвоить производственные мощности за последующие 5 лет. В настоящее время крупнейшими акционерами Macarthur являются китайская торгово-инвестиционная компания CITIC, а также метгиганты ArcelorMittal и POSCO.

Первым претендентом на австралийский актив была крупнейшая американская угольная компания Peabody Energy, последнее предложение которой составило $3,27 млрд. Оно было отклонено, как и последующее предложение австралийской New Hope Corporation Ltd. стоимостью $3,45 млрд.

Кроме Peabody и New Hope, в покупке Macarthur заинтересована также гонконгская Noble Group, и, возможно, ArcelorMittal и POSCO, которые могут подать совместную заявку на покупку компании. Итоговая стоимости сделки, по которой будет продана Macarthur, может достичь $4 млрд.

В марте швейцарский трейдер Glencore договорился о приобретении у горнодобывающей компании Xstrata Plc. подразделения Prodeco, занимающегося добычей угля в Колумбии. Сумма сделки- $2,25 млрд. В данном случае речь идет об обратном выкупе – в прошлом году Glencore был вынужден продать Xstrata угледобывающие операции в Колумбии за $2 млрд. из-за дефицита ликвидности, однако сохранил за собой право выкупить актив.

В Китае сделки M&A в стране идут в 2-х направлениях: покупка сырьевых активов за рубежом и консолидация местных метпредприятий.

В минувшем году в КНР прошло объединение дочерних компаний Hebei Steel (Tangshan, Handan и Chengde), которая в итоге вышла на 2-е место среди сталепроизводителей в стране. Отметим и такие крупные сделки как поглощение компанией Shougang производителя Changzhi Steel, а группа Shandong установила контроль над Rizhao Iron and Steel.

В 2010 г. объявлено о планах компании Anshan поглотить Anyang и Pangang Group, а группа Jinan Iron and Steel готовится приобрести контрольный пакет акций Laiwu Steel Corp. (обе компании контролируются Shandong).

В сырьевом секторе в марте 2010 г. Wuhan Iron & Steel, один из крупнейших сталепроизводителей КНР, объявила о планах приобретения за $68,5 млн. 60% железорудного проекта Bong в Либерии, запасы которого оцениваются в 4 млрд. т. Напомним, что в минувшем году Wuhan купила 19,9% акций канадской компании Consolidated Thompson Iron Mines Ltd. за $240 млн. и 13,04% акций в австралийской сырьевой компании Centrex Metals Ltd.

Также в марте государственная горнодобывающая компания East China Mineral Exploration and Development Bureau (ECE) объявила о покупке за $1,22 млрд. бразильского железорудного месторождения Jupiter у местной Bemai Participacao e Administracao Ltda. Запасы месторождения оцениваются в 1,39 млрд. т при среднем содержании железа 40%. В настоящий момент ежегодный объем добычи составляет 3 млн. т, к 2012 г. ECE планирует нарастить добычу до 20 млн. т. Напомним, что в 2009 г. ECE приобрела 25%-ный пакет в австралийской Arafura Resource Ltd. за $20,85 млн.

В странах СНГ стоимость сделок слияния и поглощения в горнодобывающей отрасли в минувшем году сократилась до $3,2 млрд. по сравнению с $25,2 млрд. в 2008 г. В т.ч., в РФ общая сумма сделок M&A составила (данные КПМГ) $46,1 млрд., это на 62% меньше, чем в 2008 г. По данным компании ReDeal, объем рынка составил еще меньшую сумму – $56,2 млрд.

В 2010 г. крупных сделок в РФ пока не было – отметим покупку в феврале группой "Мечел" производителя горячекатаного проката SC Laminorul SA Braila в Румынии (стоимость пока неизвестна).

Российская компания уже владеет несколькими металлургическими активами в Румынии – Targoviste, Campia Turzii и Ductil Steel.

В марте удачную сделку заключил Evraz, который повторно выиграл конкурс на право освоения Межегейского угольного месторождения. Компания Абрамова-Абрамовича заплатит за месторождение всего 950 млн. руб. ($32 млн.), то есть почти в 18 раз меньше, чем она же предлагала до кризиса. Запасы твердого коксующегося угля месторождения равны 213,5 млн. т.

В Украине весной 2010 г. в очередной раз сменились собственники Донецкого электрометаллургического завода. В настоящее время ДЭМЗ на партнерских основаниях управляют структуры предпринимателя Вадима Варшавского и группы "Мечел", которые выкупили контроль над предприятием (сумма сделки неизвестна) у Альфа-банка.

Из числа других сделок отметим продажу в феврале 2010 г. компанией Ralkon Commercial Ltd., принадлежащей бизнесмену Игорю Коломойскому, 2,88% акций компании Ferrexpo.

Примерно в $1-1,7 млрд. оценивается экспертами стоимость контроля над комбинатом "Запорожсталь", возможная продажа которого активно обсуждается рынком в текущем году. — UGMK.INFO (Украина)

2.2                   Особенности слияния и поглощения в России

Большинство российских компаний были образованы в процессе акционирования и приватизации. Приватизация ряда компаний происходила путем их выделения из определенных государственных структур и их возмездной передачи в состав частных структур. Данный факт позволяет рассматривать приобретение компаний в процессе приватизации как полноценный элемент стратегии слияний и поглощений, продолжающий иметь большое значение в современных российских условиях. В соответствии с российской моделью существовало три варианта приватизации.

Характерным видом сделок по переходу корпоративного контроля можно назвать участие в денежных аукционах и инвестиционных конкурсах, по существу мало отличающихся друг от друга из-за ряда льгот, позволяющих избежать выполнения инвестиционных условий, и участие в ваучерной приватизации при условии концентрации определенной суммы ваучерных чеков. Определенными направлениями развития данного вида сделок в будущем можно считать приобретение крупных пакетов акций на аукционах, спецаукционах. [13]

Другим видом сделок, характерным для России, можно считать аккумулирование долгов поглощаемой компании и конвертация их в акции компании в процессе банкротства. При проведении процедуры банкротства возможно подписание мирового соглашения, по которому кредитор получает свой долг акциями предприятия. При определенной заинтересованности в поглощении компании достаточно легко возбудить процедуру банкротства, учитывая значительную обремененность большинства российских компаний долгами, а затем конвертировать долги в акции. В соответствии со ст. 3 и 5 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 года основанием для подачи заявления в арбитражный суд о признании предприятия-должника банкротом считается неоплата в течение трех месяцев денежных обязательств в размере, превышающем 500 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Для избежания банкротства многие компании готовы продать имеющиеся в их собственности контрольные пакеты акций других предприятий либо заключить мировое соглашение.

В России слияния и поглощения обладают рядом существенных отличий от нормальной практики проведения слияний и поглощений в развитой рыночной экономике.

Зарождение института слияний и поглощений в России началось примерно с середины 90-х годов. Первыми в волне слияний оказались компании нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности. Создаваемые в то время вертикально интегрированные нефтяные компании  (ВИНК) стали своеобразными пионерами в области слияний в России, являясь классическим примером вертикального типа слияний. Подобные слияния помогли решить не только производственные задачи, но и создали предпосылки для обеспечения конкурентоспособности российских ВИНК на мировом рынке.

Говоря об интегральных слияниях, можно сказать, что они, пожалуй, более всех других типов слияний распространены в России. Вертикально интегрированная схема функционирования компаний особенно эффективна при том кризисе неплатежей, который имеет место в России и по сей день. Вертикальные слияния, кроме всех описанных выше преимуществ, в российских условиях имеют еще одно, пожалуй, самое важное - они позволяют решить проблему с дебиторской задолженностью.

Еще одной отличительной чертой российских слияний и поглощений является их чрезмерная политизированность. Большинство из них выражают политические интересы либо местных администраций, либо других уровней власти, то есть о стремлении к достижению приоритетной цели в рыночной экономике - увеличению благосостояния акционеров - не может быть и речи. Как правило, подобные сделки идут вообще вразрез с интересами акционеров.

Российский рынок слияний и поглощений, по оценкам экспертов журнала Mergers & Acquisitions, вырос в 2009 году на 20% - до 22,9 млрд долл. По количеству сделок 2009 год также превосходит предыдущий - 238 сделок против 180. Общий объем крупных сделок (стоимость которых более $100 млн.) в прошлом году достиг 18 048,3 млн долл. На остальные cделки приходится около 20% стоимости (4,8 млрд долл.).

В 2009 году в России заметно сократилось число слияний между крупными компаниями - лишь 29 сделок из 239 являются крупными (сумма сделки более 100 млн долл.). В связи с этим, средняя стоимость сделки сократилась по сравнению с 2008 годом на 9% - до 96,1 млн долл.

Наибольшее число сделок по слияниям по-прежнему приходится на предприятия нефтегазовой промышленности. Из других отраслей, наиболее активными были металлургические компании, которые, пользуясь удачной конъюнктурой рынка, завершили формирование своих сырьевых баз и стали приобретать основные транспортные узлы для экспорта металла. Банкротства кредитных организаций и отзывы лицензий у страховщиков вызвали волну слияний и поглощений в финансовом секторе.

Доля иностранных покупателей сократилась за год на 10%. По итогам 2009 года отмечено 24 сделки (всего – на 886 млн долл.) по покупке иностранцами российских активов, что составляет около 4% от общего объема сделок года. Инвесторы, похоже, серьезно напуганы "делом ЮКОСа" и его возможным последствиями.

По-прежнему основной интерес в российской промышленности для иностранных компаний представляет нефтегазовый и пищевой секторы. Еще одной областью приложения иностранного капитала могла стать и банковская сфера, где зарубежные кредитные организации привлекает еще не освоенный рынок потребительского кредитования, однако многие намечающиеся сделки сорвались. Если GE Comsumer Finance начала с покупки среднего даже по российским меркам Дельта-банка, то BNP Paribas так и не смог договориться о приобретении одного из лидеров на нашем рынке потребкредитования – банка «Русский стандарт».

Отечественные компании, в свою очередь, также выходят на зарубежные рынки – на скупку активов за рубежом в 2009 году было потрачено почти 1,4 млрд долл., из них половина (759 млн долл.) – на покупку предприятий в странах СНГ и Прибалтики. Инвестиции в Узбекистан составили 352 млн долл., в Украину – 139 млн долл., в Азербайджан – 120 млн долл., в Молдавию – 60 млн долл., в Туркмению – 55 млн долл.

Международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s также прогнозирует значительное увеличение сделок по слиянию и поглощению в 2010 году. Консолидация в различных областях – явление нормальное, когда экономика находится на пике. Поскольку мировая экономика находится в состоянии общемирового экономического спада, компаниям придется поторопиться, и слияния в 2010 году могут принять массовый характер.

2.2.1            Российский рынок слияний и поглощений в 2010 году

В 2010 году совершено 528 сделок с российским участием на 64.6 млрд долл. Наиболее высокими темпы роста M&A-рынка были в первом полугодии 2010 года, когда было совершено 223 сделки на 36.6 млрд долл. (42% сделок по числу и 57% по сумме). Однако уже с июля темпы замедлились в силу общего торможения экономического роста (см. табл.4).

Таблица 4—Основные показатели сделок M&A на российском рынке в 2010 году [см.]

Количество сделок

528 штук

Сумма сделок

64 620.1 млн. долл.

в том числе внутренних

34 358.6 млн. долл.

в том числе трансграничных

30 261.5 млн. долл.

Информация о работе Слияния и поглощения