Политика установления валютного курса странами на современном этапе развития мировой экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие особенностей формирования валютного курса в Республике Беларусь.
Исходя из поставленной цели определены следующие задачи:
Проанализировать возможные политики валютного курса и определить оптимальность их применения в различных экономических ситуациях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВАЛЮТНОГО КУРСА 4
1.1 Валютный курс и факторы его определяющие 4
1.2 Режимы валютных курсов 6
1.3 Влияние валютного курса на международные экономические отношения 12
ГЛАВА 2 ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА СТРАН 14
2.1 Краткий обзор режимов валютных курсов в различных странах 14
2.2 Конкурентоспособность валютных режимов и влияние кризиса на эволюцию валютных режимов 16
2.3 Режимы обменных курсов ведущих валют 20
2.4 Режимы обменных курсов средних промышленно развитых стран 21
2.5 Механизмы обменных курсов развивающихся стран и стран с переходной экономикой 22
ГЛАВА 3 ВЫБОР РЕЖИМА ВАЛЮТНОГО КУРСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 26
3.1 Оценка реализации валютных режимов в Республике Беларусь 26
3.2 Анализ и прогнозы состояния курса белорусского рубля на современном этапе 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Содержимое работы - 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 327.97 Кб (Скачать файл)

   Многие страны манипулируют валютными курсами для решения своих задач как в области экономического развития, так и в области защиты от валютного риска. Манипулирование включает в себя целый ряд мероприятий — от искусственного занижения или, наоборот, завышения курсов национальных валют, использования тарифов и лицензий до механизма интервенций. Завышенный курс национальной валюты — это официальный курс, установленный на уровне выше паритетного курса. В свою очередь, заниженный валютный курс — это официальный курс, установленный ниже паритетного.

   С помощью валютного курса сопоставляются цены на товары и услуги, произведенные в различных странах. Кроме этого, от уровня валютных курсов зависит конкурентоспособность национальных товаров на мировых рынках, а также объемы экспорта и импорта, а следовательно и состояние баланса текущих операций. Валютный курс воздействует на направление международных потоков капитала. Решение о вложении национального капитала в активы той или иной страны принимается, исходя из ожидаемой реальной прибыли на инвестируемый капитал, который зависит от процентной ставки и ожидаемых изменений валютного курса. Динамика валютного курса, степень и частота его колебаний являются показателями экономической и политической стабильности общества.

   Валютный курс выступает объектом макроэкономической политики. С его помощью нередко происходит урегулирование платежного баланса. Валютный курс играет важную роль при разработке и проведении кредитно-денежной политики, поскольку поддержание определенного уровня валютного курса может потребовать использования официальных валютных резервов, что неизбежно отразится на предложении денег в экономике.

   Последствия колебаний валютного курса зависят от валютно-экономического потенциала страны, ее экспортной квоты, позиций в международных экономических отношениях. Валютный курс служит объектом борьбы между странами, национальными экспортерами и импортерами, является источником межгосударственных разногласии. Поэтому проблемы валютного курса занимают одно из главных мест в экономической науке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА СТРАН

2.1 Краткий обзор режимов валютных курсов в различных странах

   Режим валютного  курса (валютный режим) – один  из ключевых элементов мировой  валютной системы. Согласно ст. IV Соглашения Международного валютного  фонда (МВФ), на каждое государство  –члена Фонда возлагается обязанность сотрудничать с ним и с другими государствами-членами в обеспечении упорядоченности валютных режимов и в содействии стабильности системы валютных курсов, избегать манипулирования обменными курсами. При этом странам предоставлено право самостоятельного выбора вида валютного режима.

   По сути, внесенная в ст. IV поправка в соответствии с Ямайским соглашением 1976 г. о праве стран – членов МВФ самостоятельно выбирать валютный режим означает международно-правовое оформление уже сложившейся к тому времени практики рыночных плавающих валютных курсов. В результате изначальная логика ст. IV оказалась нарушенной, поскольку использование плавающих валютных курсов размывает заложенный в Устав МВФ принцип стабильности системы валютных курсов, создает основу для манипулирования валютными курсами, затрудняет выполнение Фондом функции контроля над мировой валютной системой и надзора за курсовой политикой государств-членов. Вместе с тем предусмотренное ст. IV положение о принятии Фондом общего для всех стран валютного режима большинством (85%) голосов носит декларативный характер, поскольку США, обладающие правом вето (17,7% голосов), едва ли согласятся на решения, накладывающие какие-либо обязательства в отношении американской валюты.

   Сложившиеся реалии резко контрастируют с базовыми положениями Устава МВФ, и это приводит к негативным последствиям.

   Во-первых, расплывчатость, размытость и двусмысленность положений, содержащихся в ст. IV, включая обязательства участников Фонда в отношении валютных режимов, дают странам возможность придерживаться национальных приоритетов при проведении курсовой политики.

   Во-вторых, из-за отсутствия внятных правил и норм, регламентирующих поведение денежных властей в отношении курсовой политики, утрачивается изначальный смысл термина .мировая валютная система., который становится все менее применимым к нынешнему мировому валютному устройству. Надзор МВФ над курсовой политикой сводится к мониторингу ситуации в валютной сфере, регулярно проводимым исследованиям и формулированию предписаний в виде рекомендаций в адрес денежных властей стран – членов Фонда.

   В-третьих, вопросы упорядочения плавающих валютных курсов после их легализации в 1978 г. обсуждаются эпизодически и лишь в периоды обострения кризисных ситуаций. Во время пика мирового финансового кризиса на саммитах G8 и особенно G20 в центре внимания находились вопросы реформирования различных аспектов мировой финансовой архитектуры; валютные проблемы практически не затрагивались.

   Однако осенью 2010 г. произошло обострение противоречий в валютной сфере. Все чаще стали раздаваться голоса о необходимости более пристального внимания к валютной проблематике, в том числе к политике валютного курса как средству конкурентной борьбы. Директор-распорядитель МВФ Д.-С. Канн заявил, что его использование как политического оружия может привести к непредсказуемым последствиям для мировой экономики в целом, а министр финансов Бразилии Г. Мантега ввел в оборот термин «валютная война».

  Прежде чем выявить нынешние тенденции в практике использования режимов валютного курса, следует определить, какие из действующих режимов наиболее конкурентоспособны.

   Конкурентоспособность того или иного валютного режима можно оценить по критериям их востребованности и характеру воздействия на основные макроэкономические параметры. В самом общем виде для целей эмпирического анализа выделяются три типа режимов валютного курса.

   Режим жестко фиксированного курса. Его практикуют 39 государств из 186, мониторинг которых осуществляет Международный валютный фонд.

   Режим свободно (или независимо) плавающего валютного курса официально декларируют в своей практике 17 стран – членов МВФ плюс зона евро как единое валютное объединение.

   Условно промежуточный режим, включающий несколько разновидностей управляемого, регулируемого плавающего валютного курса, применяют 130

государств – членов МВФ. К используемым разновидностям относятся  следующие режимы2:

  • _ характеризуемый как мягкая привязка (практикуется 42 странами, которые используют в качестве якорной валюты средневзвешенную корзину валют, в том числе это те страны Евросоюза, которые являются участницами механизма обменных курсов – II – курсы их валют могут колебаться в пределах +/−15% по отношению к евро);
  • _ так называемой скользящей привязки (6 стран),
  • _ горизонтального коридора (4 страны);
  • _ наклонного валютного коридора (21 страна);
  • _ регулируемого плавающего валютного курса (46 стран) и режимы, не имеющие четкого определения (11 стран).

Рисунок 2 – Использование странами различных режимов валютных курсов

   Примечание – Источник: собственная разработка на основе [16, с. 18].

   Таким образом, наиболее востребованными являются разновидности условно промежуточного режима, с той или иной степенью регулирования и управления динамикой валютного курса. Их практикуют 130 стран, или 70,4%.

2.2 Конкурентоспособность валютных режимов и влияние кризиса на эволюцию валютных режимов

   В последнем исследовании Фонда по режимам валютного курса сделана попытка выделить и оценить влияние каждого из трех обобщенных типов режима валютного курса на основные макроэкономические показатели. Влияние, оказываемое тем или иным типом режима, оценивалось по разным группам: развитых стран, развивающихся и стран с формирующимися рынками.

   По итогам проведенного МВФ обследования можно сделать вывод о том, что положительное влияние разновидностей промежуточного валютного режима на макроэкономическую сбалансированность стран сформирующимися и развивающимися рынками на протяжении последних двух-трех десятилетий оказалось наиболее очевидным. Эти страны в последние десятилетия имели более устойчивые результаты по сравнению с теми, которые практиковали другие валютные режимы:

  • _ размер бюджетного дефицита стран с промежуточным режимом в 1990–2007 гг. в среднем был меньше (−3,0% ВВП), чем у государств с режимом фиксированного курса (−3,2%) и независимо плавающего валютного курса (−4,0% ВВП);
  • _ средний темп экономического роста этой группы стран в течение 1980–2007 гг. был выше (2,4%), чем у государств с режимом фиксированного курса (1,2%) и независимо плавающего курса (1,5%).

   По показателю дефицита текущего платежного баланса страны с промежуточным режимом (−4,5% ВВП) находятся в лучшем положении, чем страны с режимом фиксированного валютного курса (−5,7%), но худшем, чем страны с плавающим валютным курсом (−3,4% ВВП).

   По параметру среднего темпа инфляции группа стран с формирующимися рынками, использующая промежуточный режим (12,9%), находилась существенно в лучшем положении, чем страны с плавающим валютным курсом (17,1%), но несколько худшем, чем страны с режимом фиксированного валютного курса (11,7%).

   Показатель волатильности валютного курса в годовом интервале у стран с промежуточным режимом и с фиксированным курсом находился на одинаковом уровне (7%), тогда как у стран с плавающим валютным курсом волатильность составляла 12%.

   Таким образом, по совокупности большинства характеристик режим регулируемого валютного курса, по крайней мере для стран с формирующимися рынками, в целом способствует достижению более высокой степени макроэкономической устойчивости, чем другие валютные режимы.

   Из развитых стран 37% (в том числе США, Япония, Великобритания и др.) используют свободно плавающие валютные курсы, 49% (прежде всего зона евро) – режим валютного союза, 14% – разновидности промежуточного режима. Режим свободно плавающего валютного курса, практикуемый в развитых странах, едва ли можно считать оптимальным, т.е. наилучшим образом способствующим достижению ими макроэкономической устойчивости по сравнению с другими валютными режимами, используемыми в странах той же группы.

   По группе развитых стран влияние режима валютного союза стран зоны евро оценивается неоднозначно. С одной стороны, единая денежно-кредитная политика Европейского центрального банка позволила стабилизировать на относительно низком уровне темпы инфляции и уровень процентных ставок. Введение единой валюты способствовало увеличению за последние 10 лет объема взаимной торговли между странами зоны евро на 10–15%. Однако рост достигнут главным образом благодаря снижению трансакционных издержек в рамках валютного союза, а не за счет диверсификации товарных потоков. Производительность труда в странах зоны евро несколько увеличилась за минувшее десятилетие, хотя темпы роста были ниже, чем в 1990– 1999 гг.

   С другой стороны, мировой финансовый кризис выявил уязвимые места режима валютного союза, особенно для его менее развитых стран-членов – Греции, Португалии, Ирландии. По мнению экспертов, отрицательная динамика по объему ВВП, рост дефицита бюджета и государственного долга могли быть менее чувствительными, если бы эти страны на ранних стадиях

кризиса имели возможность  девальвировать национальные валюты на 20% и более.

   Мировой финансовый кризис оказал сильное влияние на эволюцию режимов валютного курса. Основной тенденцией в политике денежных властей как развитых, так и развивающихся стран в условиях кризиса и особенно на этапе выхода из рецессии стала активизация их вмешательства в процесс курсообразования, прежде всего в направлении конкуренции девальваций и ограничении притока капитала. Здесь можно выделить ряд основных тенденций и меры денежных властей.

   Во-первых, обострились противоречия между Китаем и США по соотношению курса юань/доллар. Столкнулись жизненно важные интересы сторон с далеко идущими социально-экономическими последствиями. По мнению американских денежных властей, курс юаня занижен к доллару на 20–40%. В Китае же считают, что снижение курса доллара – направленная

и управляемая девальвация, связанная с применяемой Федеральной резервной системой США политикой количественного смягчения, означающей наращивание долларовой денежной массы, в том числе и в международном обороте.

   В частности, на первом этапе на пике кризиса Комитет по операциям на открытом рынке ФРС с декабря 2008-го по апрель 2010 г. выкупил государственных и ипотечных бумаг на сумму 1,75 трлн долл. В рамках реализации второго этапа политики количественного смягчения было принято решение о реализации программы выкупа казначейских облигаций

США на сумму 600 млрд долл. с ноября 2010-го по июнь 2011 г. Это решение в Китае считают валютным манипулированием.

   Во-вторых, страны, практикующие режим свободно плавающего валютного курса, стали прибегать к валютным интервенциям. В сентябре 2010 г. Банк

Японии впервые с 2004 г. осуществил валютные интервенции на сумму 20 млрд. долл. Вследствие этого  курс доллара к иене вырос на 2,6%, т.е. с самого низкого за 15 лет уровня до 85,24 иены за 1 долл. Правда, позднее

курс иены вновь укрепился.

   Среди европейских стран массированную валютную интервенцию в сентябре 2010 г. осуществил Национальный банк Швейцарии, потратив 200 млрд. евро, чтобы удержать курс национальной валюты ниже 1,5 швейцарского франка за 1 евро. Однако под влиянием кризиса франк преодолел этот рубеж, и программа валютных интервенций была приостановлена.

Информация о работе Политика установления валютного курса странами на современном этапе развития мировой экономики