Перспективы Северо-Западного региона при освоении Арктического шельфа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 21:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в выявлении перспектив развития северо-западного региона при освоении Арктического шельфа.
В соответствии с целью определились следующие задачи:
- Анализ исторического аспекта освоения Арктического шельфа и оценка его углеводородного потенциала.
- Оценка состояния работ на шельфе в настоящее время.
- Выявить наиболее удачный опыт освоения углеводородов на шельфах в других регионах Российской Федерации и за рубежом.
- Оценить возможность применения практического опыта других проектов для дальнейшего развития Арктического шельфа.
- Выявление перспектив развития северо-западного региона, связанных с освоением шельфа.

Содержание работы

Введение
1. История освоение и углеводородный потенциал Западно-арктического шельфа
2. Оценка состояния освоения Арктического шельфа в настоящее время
2.1. Трудности при освоении и разработке Арктического шельфа
2.2. Административные барьеры
2.3. Финансовая сторона вопроса
3. Российский опыт освоения природных ресурсов на шельфе морей.
3.1 Проекты освоения природных ресурсов в Сахалинской области.
3.1.1. Проект «Сахалин-1»
3.1.2. Проект « Сахалин-2»
3.1.3. Проект «Сахалин-3»
3.2 Особенности влияния реализации проектов на социально-экономическую ситуацию в регионе
4. Зарубежный опыт освоения природных ресурсов на шельфе морей.
4.1. Норвегия
4.2. История развития нефтегазовой отрасли Норвегии
4.3. История развития нефтегазовой отрасли Норвегии
5. Перспективы северо-западного региона при освоении Арктического шельфа.
5.1. Экономическая сфера
5.2. Социальная сфера
5.3. Политическая сфера
Заключение

Содержимое работы - 1 файл

КР по ЭКС.doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

Эти принципы сформулированы Й. Эвенсеном следующим образом:

1. Государственное управление и контроль над всеми видами деятельности на континентальном шельфе.

2. Нефтяные месторождения должны развиваться таким образом, чтобы обеспечить независимость от импорта нефти.

3. Развитие новых отраслей промышленности на основе нефти.

4. Развитие нефтяной отрасли должно осуществляться с учетом интересов других отраслей и при условии обеспечения защиты окружающей среды.

7. Государственное участие должно быть реализовано на всех уровнях: координация норвежских интересов в нефтяной промышленности и интеграция промышленности в отрасль.

8. Создание государственной нефтяной компании для защиты государственных интересов и для кооперации с норвежской промышленностью.

По оценкам экспертов Европейского Союза, Норвегия чуть сдвинется в рейтинге поставщиков нефти и газа для стран ЕС, однако будет оставаться одним из крупнейших добытчиков в ближайшие 5 лет.  Экономический обзор является наиважнейшей позитивной оценкой стратегии политики государства в области распределения ресурсов.

4.3 Особенности влияния нефтегазовой отрасли на социально-экономическое положение.

Таким образом, следует выделить положительные особенности нефтегазового сектора Норвегии и его благоприятное влияние на социально-экономическую  ситуацию в стране.

      Бездефицитный госбюджет достигается благодаря доходам от нефтегазового сектора, что позволяет стране не только осуществлять различные социальные программы, развивать новые социально ориентированные отрасли производства, но и осуществлять активное зарубежное инвестирование.

      Кредиты и прямые инвестиции являются основой для модернизации технологической базы промышленности, на создания «технологий будущего» (телекоммуникация, спутниковая связь).

      Доходы от деятельности нефтегазового комплекса используются

для государственной дотации сельскохозяйственного производства и

наукоемких отраслей.

      Создание Государственного нефтяного фонда (NGPF), который функционирует в долгосрочном плане как сберегательный фонд, а в краткосрочном - как стабилизационный, компенсируя снижение запасов нефти и газа, увеличением финансовых активов в NGPF.

Фонд был создан с целью сглаживания краткосрочных колебаний доходов от продажи газа и нефти и, самое главное, для финансирования растущих расходов по выплате пенсий по старости и инвалидности.

Следует отметить, что отчисления в Нефтяной фонд осуществляются при высоком уровне жизни населения и предоставлении государством своим гражданам больших социальных благ: прежде чем заботиться о будущих поколениях, необходимо создать достойные условия ныне живущим.

      Государство не только продекларировало, что углеводородные ресурсы являются всеобщим достоянием, но и, действительно, значительную часть нефтедоходов направляет на улучшение условий жизни всего населения страны.

      В Норвегии не существует определенного правила, по которому определяется размер отчислений в фонд NGPF. В стране абсолютно все доходы, в том числе и полученные от благоприятной мировой нефтяной конъюнктуры, стекаются в бюджет. И только потом принимаются решения о переводе части денег на счет NGPF, причем только в том случае, если бюджет государства сводится с профицитом: сумма отчислений ежегодно определяется в процессе утверждения бюджета парламентом. Максимальное годовое перечисление средств из бюджета достигало 6,0% ВВП.

      Нефтяная промышленность ускорила развитие промышленного производства смежных отраслей экономики, таких как судостроение, нефтехимия.

      Начиная с середины 70-х гг., множество норвежских промышленных компаний стали работать на обслуживании объектов добычи и переработки нефти и природного газа, производя различное специальное морское оборудование. Так, если в 1975 г. доля норвежских компаний в поставках такого оборудования составляла 28%, то в 1982 г. – 55%, а после 2000 г. перевалила за 80%.

      Норвегия - крупный мировой экспортер техники, технологии и услуг для разведки и разработки морских нефтяных и газовых месторождений.

        Результатом развития нефтегазовой промышленности Норвегии стало быстрое изменение в структуре занятости населения, интенсивное развитие нефтегазовой промышленности и смежных отраслей производства стало причиной притока специалистов в эти отрасли.

        Главными положительными моментами использования нефтяных доходов в социальном секторе было увеличение расходов на здравоохранение и образование. Медучреждения в Норвегии преимущественно государственные или муниципальные, а государственные субсидии, направляемые на их поддержку, обеспечивают высокий уровень медобслуживания.

Оценивая результаты социально-экономического развития Норвегии, можно утверждать, что доходы от экспорта углеводородных ресурсов используются для улучшения жизни всего населения страны: государство имеет возможность предоставлять своим гражданам широкий спектр социальных благ. И это несмотря на то, что освоение нефтяных и газовых месторождений осуществляется под жестким управлением государства и при явном доминировании 100%-й государственной компании. Это, несомненно, противоречит широко утверждаемому мнению о большей эффективности частного бизнеса и говорит о том, что не важно - кто хозяин, важно - как и во имя чего хозяйство управляется. Норвежскую форму управления государственной нефтью перенять, безусловно, не трудно, но вот с содержанием, то есть с практической реализацией, могут возникнуть большие проблемы.

Анализируя работу «Финансовое и налоговое стимулирование развития сырьевой базы нефтодобывающей промышленности России» кандидата экономических наук И. А Паскачева и опыт Норвегии в освоении шельфовых месторождений можно выделить некоторые аспекты нефтегазовой промышленности этой страны, которые можно применить для России.

Несмотря на некоторые базовые отличия между нефтедобывающей промышленностью России и Норвегии, ряд подходов целесообразно использовать уже сейчас, а некоторые могут быть адаптированы к российской специфике недропользования в среднесрочной перспективе.

Среди них:

а) широкоформатное прямое и косвенное финансовое участие государства в разработке нефтяных месторождений континентального шельфа. Правительство Норвегии получает большую часть прибыли от: налогообложения деятельности в газовой и нефтяной отраслях; сборов и пошлин; прямой собственности на месторождения норвежского континентального шельфа (через прямое участие государства); дивидендов от собственности в Statoil;

б) на начальных этапах освоения континентального шельфа широко привлекались технологические, финансовые и интеллектуальные ресурсы иностранных компаний. Им предоставлялись налоговые вычеты на геологоразведку и первоначальные инвестиции, налоговая ставка на деятельность нефтяных компаний была на 9% ниже, чем в среднем по миру. При этом иностранные нефтяные компании были обязаны бесплатно обучать норвежский персонал и имели право закупать оборудование иностранного производства только в том случае, если на внутреннем рынке отсутствовало соответствующее норвежское;

в) государственное регулирование нефтяной отрасли − наиболее интенсивное по сравнению с другими странами-членами Международного энергетического агентства (МЭА). Следует отметить еще одну важную особенность, характерную и для российской энергетической политики в последние годы: если в других отраслях экономики государство стимулирует приток иностранного капитала, то в нефтяной промышленности активно противостоит ему. Правда, с одной весомой оговоркой в Норвегии политика противостояния сформировалась не раньше, чем с помощью иностранного капитала, технологии и специалистов страна создала собственную передовую технологию и технику морской нефтедобычи, а также свой собственный высококвалифицированный управленческий и технический персонал. Это явилось результатом крупномасштабного финансирования НИОКР в области геофизики, промысловой геологии, бурения наклонных и горизонтальных скважин, повышения нефтеотдачи пластов, создания технологии бесплатформенного освоения морских месторождений и т. д.;

Информация о работе Перспективы Северо-Западного региона при освоении Арктического шельфа