Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:59, курс лекций
Макроэкономика: макроэкономические показатели, определение и измерение национального дохода, совокупный спрос и совокупное предложение, неценовые факторы совокупного спроса и совокупного предложения, равновесные состояния в макроэкономике.
Инвестиции: разновидности капитала и инвестиций, базовая теория инвестиций, инвестиции в основные фонды, налоги и инвестиции, рынок ценных бумаг и "q" Тобина, финансовые ограничения, инвестиции в жилищное строительство, инвестиции в запасы, модель акселератора запасов.
Предоставление инвестиционных льгот, например, позволяет получить скидку с подоходного и корпоративного налогов в размере до 7,5% затрат на приобретение или изготовление определенных средств производства.
Дополнительное воздействие оказывается путем изменения ставок подоходного и корпоративного налогов, а также согласования предварительной уплаты налогов с условиями сложившейся к данному времени конъюнктуры.
Финансовая политика должна быть сосредоточена не только на том, чтобы от случая к случаю сглаживать конъюнктурные колебания. Необходимо в долгосрочном плане создать благоприятные условия для частных и государственных инвестиций, благодаря чему будут появляться новые рабочие места с постоянной занятостью. Точно так же следует уменьшать дефициты бюджетных организаций и снижать долю государственного сектора, с тем чтобы иметь возможность снижать налоги и тем самым стимулировать инвестиционную активность.
Однако следует иметь в виду, что, к сожалению, существует огромная разница между фискальной политикой на бумаге и фискальной политикой на практике. Поэтому совершенно необходимо рассмотреть некоторые особые проблемы, возникающие в процессе осуществления соответствующей фискальной политики.
Прежде всего отметим, что осуществление фискальной политики требует решения некоторых проблем времени. Одна из них - ВРЕМЕННОЙ ЛАГ РАСПОЗНАВАНИЯ. Он относится к тому промежутку времени, который проходит между началом спада или инфляции и тем моментом, когда происходит осознание того факта, что они имеют место. Исключительно трудно точно предсказать будущий ход экономической активности. Хотя такие инструменты экономического прогнозирования, как система лидирующих индикаторов /индекс группы переменных, который в прошлом давал предупреждение об изменениях валового национального подукта/, дают представление о направлении развития экономики. Экономика может уже иметь четырех - или даже шестимесячный спад или инфляцию, прежде чем этот факт появится в соответствующей статистике и будет осознан.
Следующая проблема - АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЗАДЕРЖКА. Колеса демократического правительства часто крутятся довольно медленно. Обычно пройдет значительный промежуток времени от того момента, когда будет признана необходимость принятия фискальных мер, до того момента, когда эти меры будут на самом деле приняты. Так, сокращение налогов на 11 млрд.долл, ставшее законом в феврале 1964 г., впервые предлагалось президенту Кеннеди Советом экономических консультантов в 1961 г., а, в свою очередь, было внесено в конгресс президентом в конце 1962 г. Дополнительный налог на личные и корпоративные доходы 1968г. был принят практически через год после того, как он был внесен президентом Джонсоном. В действительности конгресс иногда требует так много времени для корректировки фискальной политики, что экономическая ситуация в это время полностью изменяется и предлагавшиеся меры становятся совершенно неподходящими.
Не менее ощутимо ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗАПАЗДЫВАНИЕ. Несмотря на то, что можно довольно быстро ввести изменения в ставки налогов, правительственные расходы - такие, как строительство плотин, сооружение дорог и т.д., - предполагают длительные плановые периоды и еще более долгие сроки строительства. Поэтому такие расходы имеют весьма сомнительную пользу в противодействие коротким - скажем от 6 до 18 месяцев - спадам. Из-за возникновения проблем подобного рода дискреционная фискальная политика ориентируется в основном на изменения налогов.
Фискальная политика формируется на политической арене, и это в значительной степени осложняет ее использование для целей стабилизации экономики. Прокомментируем коротко указанные проблемы.
Вспомните, что экономическая стабильность не является единственной целью правительственной политики в области расходов и налогообложения. Правительство вовлечено также в решение задач обеспечения товаров и услуг общего потребления и перераспределения доходов.
ПРИМЕР: в течение второй мировой войны правительственные расходы на товары военного назначения резко возросли, вызвав сильное и устойчивое инфляционное воздействие на экономику в начале 40 -х годов. Победа над нацистской Германией и Японией была просто более приоритетной целью по сравнению с поддержанием стабильности.
Отметим также, что фискальная политика правительств штатов и местных органов власти часто имеет проциклический характер. Таким образом, указанные органы, так же как и домашние хозяйства и частные предприниматели, стремятся увеличить расходы в период процветания и урезать их в период спада.
Далее, Вы знаете, что дефициты имеют тенденцию быть политически привлекательными, а бюджетные излишкм воспринимаются очень болезненно. Т.е., может быть, существует политическая предрасположенность в пользу дефицитов, другими словами, фискальная политика может олицетворять пристрастие к стимулированию экономики и инфляции. Почему? Сокращения налогов очень популярны в политическом плане. Так же популярны приросты государственных расходов, особенно если избирательные округа конкурентных политиков получают от этого выигрыш. Увеличение же налогов обычно беспокоит избирателей, а сокращающиеся государственные расходы могут оказаться политически рискованными. Например, для сенатора из сельскохозяйственного штата голосование за увеличение налогов и против аграрных субсидий будет равносильно политическому самоубийству.
Кроме того, некоторые экономисты подчеркивают, что всепоглощающая цель политических деятелей не обязательно действие в интересах национальной экономики, а скорее стремление быть переизбранными. Недавно выдвинуто предположение о том, что существует деловой цикл, обусловленный политическими мотивами. Т.е., полагают, что политические деятели могут манипулировать фискальной политикой с целью максимальной поддержки избирателей, даже если их фискальные решения имеют тенденцию дестабилизировать экономику. В соответствии с этими взглядами, фискальная политика может быть коррумпирована, исходя из политических целей, и стать причиной экономических колебаний.
Возможный сценарий выглядит, например, следующим образом. Население при голосовании принимает во внимание экономические условия. Власти придержащие будут наказны на избирательных участках, если экономика находится в депрессивном состоянии; если же экономика процветает, они будут вознаграждены. Следовательно, по мере приближения срока выборов администрация, находящаяся у власти, обратится к сокращению налогов и повышению правительственных расходов. Эти шаги будут весьма популярны не только сами по себе, но и как результирующий стимул, данный экономике, который подтолкнет все ключевые экономические индикаторы в нужном направлении. Возрастают производство и реальные доходы; сокращается безработица; а уровень цен будет относительно стабилен. В результате находящиеся у власти политики будут пользоваться преимуществом очень "сердечной" экономической обстановки, благоприятствующей их борьбе за переизбрание.
Но после выборов продолжающийся экономический рост выражается во все большей степени в росте цен и в меньшей - в росте реальных доходов. Нарастающая общественная обеспокоенность подсказывает политикам ввести в этой ситуации сдерживающую фискальную политику. Грубо говоря, спад со штампом "сделано а Вашингтоне" будет иметь элементами своего механизма сокращающиеся правительственные расходы и возрастающие налоги с целью сдержать инфляцию. Но не повредит ли этот спад тем, кто находится у власти? На самом деле, нет, поскольку следующие выборы предстоят еще через 2 или 3 года, а большинство избирателей формируют свое отношение к администрации по состоянию экономики за период в течение около 12 месяцев до выборов. Действительно, спад создает новую стартовую площадку, с которой снова может быть использована фискальная политика, для того чтобы вызвать новый экономический подьем в период следующей избирательной кампании.
Это возможное извращение фискальной политики является одновременно очень беспокоящим и по своей природе очень трудно доказуемым. Хотя эмпирические данные весьма неоднозначны и непоследовательны, есть некоторые свидетельства в поддержку этой политической теории экономического цикла.
Теперь давайте перенесем наше внимание с практических вопросов применения фискальной политики на проблему более серьезной критики фискальной политики как таковой, т.е. проблему "эффекта вытеснения", состоящего в том, что стимулирующая фискальная политика будет в тенденции вести к росту процентных ставок и сокращению инвестиционных расходов, таким образом ослабляя или полностью подрывая стимулирующий эффект фискальной политики. Рациональное зерно здесь состоит в том, то в условиях спада стимулы, создаваемые увеличением правительственных расходов, могут улучшить ожидания прибыльности у предпринимателей, что является важной детерминантой координат кривой спроса на инвестиции.
Другое, имеющее отношение к делу соображение касается денежной политики. Органы, ведающие денежной политикой, могут увеличить предложение денег в достаточной степени, чтобы уравновесить вызванный дефицитом дополнительный спрос на деньги. В этом случае равновесная ставка процента не должна измениться, и эффект вытеснения будет полностью элиминирован.
В 80-е годы органы денежной политики ограничивали предложение денег и, как следствие, эффект вытеснения, порожденный большими дефицитами 80-х годов, мог быть весьма значительным. По сравнению с этим в 60 -е годы экономические органы были жестко настроены стабилизировать ставку процента. Следовательно, они должны были бы стремиться увеличить предложение денег в ответ на повышение ставки процента, вызванное правительственным заимствованием. В результате вытеснение, возможно, было весьма малозначительным.
Наши рассуждения до настоящего времени ограничивались сложностями осуществления фискальной порлитики, проводимой в условиях закрытой экономики. Дополнительные сложности возникают, когда мы начинаем учитывать то обстоятельство, что наша экономика представляет собой часть широкой мировой политики. Вы уже знаете, что те события и меры экономической политики, предпринимаемые за рубежом, которые влияют на наш чистый экспорт, влияют и на нашу экономику. Формулируя это в терминах современного анализа,мы можем быть подвержены действию непредвиденных международных шоков совокупного спроса, которые могут сократить наш чистый национальный продут и обесценить меропрития нашей фискальной политики. Например, предположим, что мы ожидаем спад и изменили правительственные расходы и налоги до размеров, достаточных для того, чтобы увеличить совокупный спрос и чистый национальный продукт без того, чтобы вызвать инфляцию.
Теперь предположим, что экономика стран, являющихся нашими основными торговыми партнерами, неожиданно и энергично начинает расти. Возросшая занятость и увеличившиеся доходы в этих странах ведут к росту покупок американских (украинских) товаров. Наш чистый экспорт увеличивается, совокупный спрос возрастает слишком быстро, и мы стоим перед проблемой инфляции спроса. Если бы мы заранее знали, что наш чистый экспорт будет увеличиваться столь значительно, мы ввели бы менее стимулирующую фискальную политику. Вопрос состоит в том, что наше возрастающее участие в мировой экономике приносит с собой сложности взаимозависимости наряду с преимуществами участия в специализации и торговле.
Эффект, который мы назовем эффектом чистого экспорта, действует через международную торговлю, подрывая эффективность фискальной политики.
Таким образом, рассмотрев эффект вытеснения, мы можем сделать вывод о возможном повывшении ставки процента из-за стимулирующей фискальной политики, что вызывает сокращение инвестиций и, следовательно, подрывает фискальную политику. Теперь нам надо убедиться, каково будет воздействие такого рода процентных ставок на наш чистый экспорт. Давайте предположим, что мы проводим стимулирующую фискальную политику, которая привносит в экономику более высокие ставки процента. Такие ставки привлекут финансовый капитал из-за рубежа, где ставки процента предположительно остаются на прежнем уровне. Но зарубежные финансовые инвесторы должны получить в свое распоряжение доллары США, прежде чем купить искомые американские ценные бумаги. Но увеличение спроса на товар - в данном случае доллары - вызовет рост его цены. Таким образом, цена долларов, выраженная в других валютах, возрастает, другими словами, доллар подорожает. Поскольку для покупки наших товаров нужно будет больше единиц иностранной валюты, иностранцам наш экспорт будет представляться более дорогим; следовательно, он будет сокращаться. Наоборот, американцы, которые теперь могут обменять свои доллары на большее количество единиц иностранной валюты, будут покупать больше экспорта. Необходимое следствие этого сложного сценария состоит в том, что чистые экспортные расходы в США уменьшатся и наша стимулирующая фискальная политика будет отчасти нейтрализована.
Наш анализ, таким образом, предполагает, что фискальная политика оказывает воздействие исключительно на спрос, т.е. на величину совокупных расходов и совокупный спрос. Но экономисты признают также, что фискальная политика - особенно изменения налогов - может изменить совокупное предложение и, следовательно, повлиять на те изменения, которые фискальная политика может вызвать в соотношении: уровень цен - реальное производство.
Сторонники концепции экономики предложения признают также, что более низкие ставки налогов не обязательно должны приводить к сокращению налоговых поступлений. В действительности можно ожидать, что снижение ставок налогов не обязательно обеспечит рост налоговых поступлений за счет значительного роста национального выпуска и дохода. Эта расширившаяся налоговая база обеспечит рост налоговых доходов даже при более низких ставках. Таким образом, в то время как с точки зрения традиционных кейнсианских подходов снижение налоговых ставок вызовет сокращение налоговых поступлений и увеличит дефицит бюджета, подход экономики предложения предполагает, что сокращение ставок налогов может быть организовано таким образом, что оно обеспечит рост налоговых поступлений и сокращение дефицитов.
Большинство экономистов с большой осторожностью относятся к описанной выше трактовке сокращения налогов с позиций экономики предложения. Во-первых, они чувствуют, что ожидаемое позитивное воздействие сокращения налогов на стимулы к труду, сбережению и инвестициям, а также стимулы к риску могут быть на самом деле не очень уж сильны, как надеются сторонники экономики предложения. Во -вторых, любые сдвиги кривой совокупного предложения вправо по своему характеру имеют долгосрочный характер, тогда как воздействие на спрос станет ощущаться в экономике намного быстрее.