Фокальные точки как решение проблемы координации в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 11:07, курсовая работа

Краткое описание

Выход из системного социально-экономического кризиса является для страны многофакторной задачей, в которой должна быть определена как общая модель процесса, сформированы программы и планы, выстроены приоритеты, так и развернуты практические работы по их реализации. В этой связи рассмотрим одно из направлений такого рода процессов – проблемы формирования деятельности институтов гражданского общества и их взаимосвязь и взаимодействие с работой государственных органов и средств массовой информации.
Решение назревших к началу 90-х годов социально-экономических проблем в стране в силу многих причин не было подготовлено ни теоретически, ни организационно, в результате чего произошло практически неуправляемое преобразование общества по весьма интуитивной схеме движения к «современному государству с рыночной экономикой». Все это осуществлялось при активной поддержке со стороны практически всех слоев населения, поскольку в массовом общественном сознании к этому времени было сформировано мнение, что все другое будет существенно лучше реально существующего.

Содержимое работы - 1 файл

курсовая 2.doc

— 501.50 Кб (Скачать файл)

 

1.3. Российская  практика координации

 

Выход из системного социально-экономического кризиса является для страны многофакторной задачей, в которой должна быть определена как общая модель процесса, сформированы программы и планы, выстроены приоритеты, так и развернуты практические работы по их реализации. В этой связи рассмотрим одно из направлений такого рода процессов – проблемы формирования деятельности институтов гражданского общества и их взаимосвязь и взаимодействие с работой государственных органов и средств массовой информации.

1. Решение назревших  к началу 90-х годов социально-экономических проблем в стране в силу многих причин не было подготовлено ни теоретически, ни организационно, в результате чего произошло практически неуправляемое преобразование общества по весьма интуитивной схеме движения к «современному государству с рыночной экономикой». Все это осуществлялось при активной поддержке со стороны практически всех слоев населения, поскольку в массовом общественном сознании к этому времени было сформировано мнение, что все другое будет существенно лучше реально существующего. Драматический опыт прошедшего периода диктует необходимость продуманного подхода к обоснованию и высокой организации при проведении работ в социально-экономической сфере.

2. Коренные преобразования  в стране как в государственной,  так и в социально-экономической области происходили в значительной степени на макроуровне: смена форм собственности на основе приватизации, ликвидация монопольной власти КПСС, формирование новых государственных структур, демократизация всех сфер жизни общества и т.п. Самым драматическим упущением в этих процессах было то, что практически никто в государстве не занимался проблемами микроэкономики (кроме приватизации), то есть непосредственно вопросами функционирования всего многообразия производственных структур, деятельность которых тесно связана с социальными процессами и, прежде всего, с функционированием рабочих мест, то есть фактически с материальным обеспечением работающих и их семей. Беспрецедентное в этих условиях падение производства отразилось и на формировании государственного бюджета, что, естественно, привело к снижению влияния государства на вопросы безопасности, обеспечения правопорядка, социальную защиту неработающих и, прежде всего, непосредственно на определяющую составляющую жизни общества – на эффективность производственных процессов.

3. Коренные социально-экономические  и государственные преобразования, когда демократизация стала фактом и играет существенную роль в жизни общества, послужили основой создания новых для нашей страны, однако, традиционных для демократического общества структур, которые, к сожалению, функционируют пока еще достаточно не эффективно. Следует иметь в виду, что индустриально развитые государства с демократической формой правления кроме традиционных структур в настоящее время имеют в своем составе большое количество так называемых институтов гражданского общества, которые во взаимодействии с государственными институтами и прессой обеспечивают, с одной стороны, “баланс” власти, а с другой – эффективное функционирование всей общественной системы в целом. Таким образом, гражданское общество характеризуется высокой степенью развития, в котором граждане наделены широкими демократическими правами, активно используют их и несут обязанности друг перед другом, перед обществом и государством.

К сожалению, идея гражданского общества, эффективно развивающаяся  на практике в индустриально развитых странах, “явно недостаточно проработана в современных социологических теориях, что идет вразрез с потребностями практики, с довольно частым обращением к гражданскому обществу политических и общественных деятелей, всех, кто озабочен судьбой человека, улучшением условий его жизни в современном мире” (Российская социологическая энциклопедия. М., “НОРМА-ИНФРА, 1998. С. 331).

Об актуальности идеи гражданского общества свидетельствует и непрекращающиеся во всех цивилизованных странах поиски оптимального взаимодействия между государственными, общественными и собственно экономическими регуляторами поведения и деятельности людей, которые в наиболее рельефной форме проявляются в средствах информации.

4. В сложившейся в  стране обстановке особого внимания  заслуживает рассмотрение функций  и анализ работы большого разнообразия  экономических институтов, сформировавшихся в индустриально развитых странах. Именно они представляют для нашей страны наибольший интерес, поскольку обеспечивают социально-психологический эффект функционирования производственных процессов. Если вынести за скобки проблему огромного многообразия этих институтов, то следует отметить, что многие из них обнаруживают немало общих черт. Однако изучение экономических институтов гражданского общества и их функционирования в рыночной экономике несмотря на очевидность методов подхода пока еще не заняло должного места в программе исследования отечественных общественных наук. Такая ситуация отчасти объясняется сложностью, присущей этим институтам при рассмотрении их совокупной деятельности. Однако сама по себе сложность объекта анализа может стать и, действительно, часто становится скорее стимулом, чем препятствием для научного поиска. По меньшей мере столь же убедительным объяснением недостаточного уровня наших знаний в области функционирования производственных структур в рыночной среде может быть нежелание признать важность деталей организации всего комплекса этих проблем, что и привело к обвальному падению национального производства в процессе экономических преобразований, когда общая постановка вопроса не обеспечивалась взаимно-однозначным соответствием с технологическими деталями производственных процессов.

5. Трудности изучения  институтов гражданского общества  и, прежде всего, экономических  институтов рынка определяются  в том числе и тем, что  эволюционный, длительный путь создания  такого рода институтов в индустриально развитых странах порождает в российском обществе мнение, что такие процессы должны происходить “сами собой”, на основе “механизмов рынка” без организованного влияния на эти процессы со стороны общества и государства. В этой связи обратимся к мнению столпов западной демократии. Вот что отмечает известный английский философ, логик и социолог К. Поппер, посвятивший изучению этих проблем многие годы: “Мы можем вернуться в животное состояние. Однако если мы хотим остаться людьми, то перед нами только один путь – путь в открытое общество. Мы должны продолжить двигаться в неизвестность, неопределенность и опасность, используя имеющийся у нас разум, чтобы планировать, насколько возможно, нашу безопасность и одновременно нашу свободу” (Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1. С. 248). Можно полагать, что только целенаправленные теоретически и организационно подготовленные действия обеспечат положительное развитие общественных процессов.

6. Формирование гражданского  общества в современной России  на основе всего многообразия его институтов, как и в мировой практике, должно происходить по следующим основным направлениям:

  • экономические и социальные процессы;
  • политические партии;
  • средства массовой информации;
  • идеологические проблемы;
  • структура и механизмы власти;
  • церковь и религиозные организации;
  • неформальные (так называемые “неправительственные” организации).

7. Систему организации  работ по такого рода проблемам  можно формировать по некоторой общей схеме, проверенной ранее при решении сложных научно-технических задач. Общая направленность решений такого рода проблем проявляются в системном подходе, уже реализованном в нашей стране в первую очередь при разработке, производстве и эксплуатации сложных технических средств, в сфере которых накоплен огромный опыт. Формирование таких подходов как в нашей стране, так и за рубежом шло в двух направлениях.

Первое – когда  в рамках решения конкретных сложных  систем исследовалась и использовалась вся необходимая в таком случае инфраструктура.

Второе – когда  появление большого многообразия конкретных системотехнических проблем приводило к необходимости создания специализированных научно-технических коллективов.

8. Сдерживающую, а порой  отрицательную роль в развертывании  такого рода работ, кроме перечисленных  выше факторов, играет и то, что  имеет место кажущиеся пересечения, трактуемые как+ необоснованное дублирование этой работы с уже реализуемой совокупностью функций, выполняемых традиционными структурами, не осознавая то, что в данном случае важнейшую роль имеет не предмет, а аспект исследования. В этой связи вновь можно сослаться на мировой опыт, в частности, на основные принципы функционирования так называемого Римского клуба. Чтобы получить представление о работе Римского клуба, очень важно усвоить основополагающее понятие его “проблематики”, сформулированное основателем и первым президентом клуба Аурелио Печчеи: “Нет больше экономических, технических или социальных проблем, существующих раздельно, независимо друг от друга, которые можно было бы обсуждать в пределах одной специальной терминологии и решать не спеша, по отдельности, одна за другой. В нашем искусственно созданном мире буквально все достигло небывалых размеров и масштабов: динамика, скорости, энгергия, сложность и наши проблемы тоже. Они теперь одновременно и психологические, и социальные, и экономические, и политические; более того, тесно переплетаясь и взаимодействуя, они пускают корни и дают ростки в смежных и отдаленных областях. Даже при беглом взгляде на приведенный перечень проблемы легко увидеть звенья, которые сплетают их воедино; при более детальном рассмотрении эти связи прослеживаются еще нагляднее. Бесконтрольное расселение человека по планете; неравенство и неоднородность общества; социальная несправедливость; голод и недоедание; широкое распространение бедности; безработица; мания роста; инфляция; энергетический кризис; уже существующий или потенциальный дефицит природных ресурсов; распад международной торговой и финансовой системы; протекционизм; неграмотность и устаревшая система образования; бунты среди молодежи; отчуждение; упадок городов; преступность и наркомания; взрыв насилия и ужесточение полицейской власти; пытки и террор; пренебрежение законом и порядком; ядерное безумие; политические коррупция и бюрократизм; деградация окружающей среды; упадок моральных ценностей и утрата веры; ощущение нестабильности и, наконец, неосознанность всех этих трудностей и их взаимосвязей – вот далеко не полный список тех сложных, запутанных проблем, который Римский клуб назвал проблематикой”. Отметим, что направленность работы Римского клуба представляет хотя и весьма широкий спектр работ в плане деятельности институтов гражданского общества, но все же только часть этой проблемы.

 

 

 

Глава 2. Понятие фокальных  точек в экономике

2.1. Сущность фокальных точек и их значение в экономике

 

Фокальная точка (focal point) — психологический феномен, позволяющий обеспечить согласованность действий экономических агентов в условиях, когда возможность непосредственного обмена информацией исключена.

Каков же портрет идеального участника сделок на неоклассическом рынке'?

Во-первых, он должен быть целерационален. Вслед за Максом Вебером  целерациональное поведение понимается как «ожидание определенного  поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этого ожидания в качестве «условий» и «средств» для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели». Целерациональный человек свободен в выборе как целей, так и средств для их достижения.

Во-вторых, поведение homo oeconomicus должно быть утилитарным. Иными  словами, его действия должны быть подчинены задаче максимизации удовольствия, полезности. Именно полезность становится основой человеческого счастья. Следует различать две формы утилитаризма - простой и сложный. В первом случае человек просто нацелен на задачу максимизации своего удовольствия, во втором же он связывает сумму получаемой полезности со своей собственной деятельностью. Именно осознание связи между полезностью и деятельностью характеризует идеального участника рыночного обмена.

В-третьих, он должен испытывать чувство эмпатии в отношении к другим участникам сделки, т. е. он должен уметь поставить себя на их место и взглянуть на происходящий обмен с их точки зрения. Так как никакое непосредственное наблюдение не в силах познакомить нас с тем, что чувствуют другие люди, то мы и не можем составить себе понятия об их ощущениях иначе, как представив себя в их положении. Причем от эмоционально окрашенной симпатии эмпатию отличает беспристрастность и нейтральность: мы должны уметь поставить себя на место человека, который может быть и лично неприятен.

В-четвертых, между участниками  сделок на рынке должно существовать доверие. Никакая, даже самая элементарная сделка на рынке не может быть осуществлена без хотя бы минимального доверия  между ее участниками. Именно в существовании  доверия заключается предпосылка предсказуемости поведения контрагента, формирования более или менее устойчивых ожиданий касательно ситуации на рынке. «Я доверяю другому, если думаю, что он не обманет моих ожиданий об его намерениях и об условиях совершаемой сделки». Например, любая сделка с предоплатой строится на основе уверенности покупателя в выполнении продавцом своих обязательств после осуществления им предоплаты. Без взаимного доверия сделка будет казаться нерациональной и никогда не будет заключена.

Наконец, участники сделок на рынке должны обладать способностью к интерпретативной рациональности, являющейся своего рода синтезом вышеизложенных четырех элементов. Интерпретативная рациональность включает, с одной стороны, способность индивида сформировать верные ожидания относительно действий другого, т. е. правильно интерпретировать намерения и планы последнего. В то же время к индивиду предъявляется симметричное требование: облегчать понимание другими его собственных намерений и действий.

Предпосылками интерпретативной рациональности является существование фокальных точек, спонтанно выбираемых всеми индивидами вариантов, и соглашений, общеизвестных вариантов поведения индивидов. Спонтанный выбор одних и тех же вариантов из определенного набора альтернатив возможен лишь в рамках социально однородных групп или в рамках одной и той же культуры. Действительно, фокальные точки связаны с наличием общих точек отсчета в действиях и оценках, общих ассоциаций. Примером фокальной точки является общепринятое в городе или здании место встречи. Что касается соглашений, то речь идет об общепринятом в той или иной ситуации варианте поведения. Наличие соглашений позволяет индивидам вести себя так, как этого ожидают окружающие, и наоборот. Соглашением регулируется, например, общение случайных попутчиков в поезде. Оно определяет темы разговоров, допустимую степень открытости, степей уважения интересов другого (в вопросах шума, света) и т. д.

Модель рационального  выбора и ориентированное на нормы  поведение не противоречат друг другу. Более того, именно следование нормам создает предпосылки рационального выбора.

 

2.2. Потоки  заказов, товарно-материальные запасы  и координация в условиях различных  типов рынков

 

Различные варианты решения  проблемы принципала и агента лежат  в основе альтернативных моделей внутренней структуры орга- низации. Наиболее распространены четыре типа внутрифирменной структуры: унитарная (У-структура), холдинговая (Х-структура), мультидивизиональная (М-структура) и смешанная (С-структура).

Унитарная структура. Унитарная структура, как это следует из самого названия, предполагает максимальную централизацию властных отношений. Все основные решения принимаются принципалом, он же осуществляет и контроль. Если право контроля над деятельностью агентов и делегируется, то по функциональному признаку — главам функциональных подразделений: отдела сбыта, главному инженеру, главному бухгалтеру и т. д. Таким образом, руководители функциональных подразделений являются одновременно и агентами по отношению к главному офису, и принципалами — по отношению к непосредственным исполнителям заданий. В случае унитарной организации единственным вариантом решения проблемы принципала и агента является усиление контроля на основе разработки новых, связанных с меньшими издержками методов контроля.

Информация о работе Фокальные точки как решение проблемы координации в российской экономике