Циклы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 11:05, реферат

Краткое описание

Наряду с описанием исторических событий, построение объяснительных моделей всегда являлось основной задачей исторического исследования. Для современного этапа развития отечественной исторической науки характерен переход от идейной монополии одной объяснительной модели к теоретическому многообразию. Апробируются новые методологические подходы и дается новое осмысление концепциям, получившим распространение в западной историографии XX века, систематически издаются сборники, посвященные теоретическим проблемам исторических исследований. Среди концепций, апробирующихся отечественными историками в последние десятилетия, можно назвать цивилизационный подход, теорию модернизации, теорию мир-систем И. Валлерстайна.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА I. КЛАССИЧЕСКАЯ НЕОМАЛЬТУЗИАНСКАЯ ТЕОРИЯ
1.1. Основы концепции демографических циклов
1.2. Обнаружение демографических циклов в истории Европы и Китая
1.3. Неомальтузианство во второй половине ХХ века
ГЛАВА II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ЦИКЛОВ
2.1. Демографическая динамика земледельческого общества
2.2 Моделирование демографического цикла
2.3 Фазы демографического цикла

Содержимое работы - 1 файл

Оглавление.docx

— 1.06 Мб (Скачать файл)

По мнению большинства исследователей, основную массу держателей земли «сильных домов» составляли арендаторы-издольщики, связанные с землевладельцем отношениями кабального должничества и выплачивавшие ему от половины до двух третей урожая.

Разоренные и лишившиеся земли  крестьяне пытались прокормиться ремеслами, уходили в города, нанимались рабочими в мастерские или на промыслы. Это привело к расцвету ремесел, бурному росту городов, обогащению купцов и предпринимателей. «Ныне, — писал Ван Фу, — люди бросают хлебопашество и шелководство; устремляются в праздные занятия, отовсюду извлекают доходы, и богатства скапливаются в одном доме. Хотя отдельные семьи богатеют, общее благосостояние падает... Ныне купцы наперебой продают бесполезные товары, погрязают в чрезмерной роскоши, соблазняя людей, отнимают их имущество. Хотя для порочной торговли это приобретение, для государственного бюджета - потеря».

Бедствующие крестьяне не могли  платить налоги, и это привело  к финансовому кризису государства. С конца I века слышатся постоянные жалобы на истощение казны, в 107 году были приняты экстренные меры: была приостановлена выплата жалования служащим и введены дополнительные поборы. «У чиновников нет денег, и они берут у народа»,  - отмечал сановник Чжу Му. Подобная практика вскоре привела к разложению бюрократии; взяточничество укоренилось настолько, что местные власти открыто требовали мзду с каждого, кто решался затеять судебную тяжбу; произвольные поборы с населения считались в порядке вещей. Чиновничьи должности стали рассматриваться как источник наживы - и естественно, вскоре началась сначала тайная, а потом открытая торговля должностями. Испытывая нехватку средств, правительство стало продавать сначала низшие, а затем и высшие должности; при императоре Лин-ди (162-189) должность правителя области стоила 20-30 млн. монет. Должности в системе местного управления были захвачены помещиками, которые использовали их для уклонения от налогов - это, в свою очередь, усугубило финансовый кризис. В обстановке всеобщей продажности «чистые чиновники» I века были оттеснены от власти коррумпированными кликами. Формирование этих клик началось в конце I века, когда после смерти императора Чжан-ди (79 г.) землевладельческая аристократия начала скрытое наступление на верховную власть. Князья - родственники вдовствующей императрицы («вайци») использовали малолетство императора Хэ-ди, сплотившись в придворную клику. Предводитель этой клики «вайци» Доу Сян со своими братьями монополизировал власть, «все чиновники, находившиеся при императоре, были в зависимости от Доу Сяна. Запертый во дворце император не был в состоянии поддерживать связи с чиновниками как внутри дворца, так и вне его». Единственной опорой повзрослевшего Хэ-ди стали дворцовые евнухи, с их помощью он устроил в 92 году государственный переворот и вернул себе власть. Однако борьба императоров с аристократическими кликами на этом не закончилась, на смену роду Доу пришли новые «вайци»: Дэн, Янь и, наконец, Лян. В 140-159 гг. «вайци» Лян Цзи, опираясь на свой род, полновластно распоряжался империей, смещал и возводил на престол императоров. Тысячи родственников Лян Цзи систематически использовали свое положение в самых низменных целях. Они хватали богатых и бедных, обвиняли их в преступлениях и сажали в тюрьмы, чтобы вымогать деньги. Члены рода Лян скупали земли, порабощали крестьян и превращали свои поместья в маленькие государства. Род Лян Цзи был разгромлен в 159 году дворцовыми евнухами, создавшими к этому времени свою могущественную клику.

Оттесненные от власти «чистые чиновники» с негодованием смотрели на охватившее верхи разложение. В борьбе за власть «чистые» опирались на общественное мнение, они ввели практику неофициальной критики, «чистых суждений». «В царствование Хуань-ди и Лин-ди правители были никчемными людьми, - говорит трактат «Хоу Хань шу», - правление расстроилось, судьба государства решалась в гаремных покоях. Ученые мужи стыдились иметь к этому отношение. Посему простые люди открыто выражали свой гнев, а мужи, не состоявшие на службе, начали высказывать свои суждения. Так они снискали славу, стали восхвалять друг друга, давать оценки гунам и цинам. Обычай судить об истинном и ложном в управлении начался с этого».

Столкновение «чистого» чиновничества  с придворными кликами было неизбежно. В 153 году несколько тысяч студентов  высшей школы «Тайсюэ» выступили  с петицией, в которой осуждалось засилье евнухов-царедворцев, а сами они сравнивались с тиграми и волками, пожирающими народ. В 163 году «чистые» чиновники Ян Бин и Чжоу Цзин добились от императора разжалования свыше 50 сторонников клики евнухов. Многие из них были преданы суду и приговорены к казни. В движение вскоре включились чиновники на местах; в областях и уездах смещали сторонников клики евнухов, конфисковывали их имущество, многих казнили или заключали в тюрьмы.

Кризис наступил в 168 году. Вскоре после  смерти императора Хуань-ди сторонник «чистых» главнокомандующий Доу У предпринял решительную попытку уничтожить клику евнухов. Но евнухам удалось раскрыть его план, они захватили малолетнего императора и заставили его объявить Доу У мятежником. Войска Доу У рассеялись, и окруженный врагами главнокомандующий покончил с собой. «Чистые» потерпели поражение, и, подчиняясь священному для чиновников императорскому указу, их лидеры Ли Ин и Фань Пан сами пришли в тюрьму навстречу смерти. Свыше ста руководителей движения были казнены; евнухи окончательно подчинили себе императора. «В те дни злые люди одержали верх, а все чиновники пали духом», — говорит трактат «Хоу Хань шу».

Табл. 2.

 

Численность населения  и посевные площади в Китае I-III веков.

 

год

насел.

пашня

пашня на

н. э.

млн.

млн. му

душу нас.

2

59,6

827

13,9

57

21, 0

357

17,0

75

34,0

   

88

43,4

732

16,9

105

53,3

746

14,0

122

48,7

694

14,3

144

49,2

690

14,0

146

47,5

693

14,6

157

50,1

   

263

7,7

   

 

«Чистые чиновники» боролись с коррумпированными  кликами, исходя из традиционных принципов гуманности и справедливости – в конечном счете, они преследовали те же цели, что и Ван Ман, - и так же как два столетия назад, их попытка закончилась неудачей.  Между тем, положение в деревне становилось все более напряженным. Еще в начале II века, как только популяция Хань приблизилась к границам экологической ниши, голод породил первую волну крестьянских восстаний; в 109-112 годах восстания охватили девять приморских областей. В 130-х годах происходили восстания в Чжецзяне и Хубэе; в 140-х годах поднялись Шаньдун и Цзянсу, армия восставших насчитывала десятки тысяч солдат, повстанческие вожди объявляли себя императорами. Восстания подавлялись, но вскоре вспыхивали вновь - в других провинциях. Все это происходило в обстановке перманентного голода; в 147 году от голода погибла «масса населения» в Цзинчжоу, в 153 году «несколько сот тысяч семей голодающих бродило по дорогам». После 105 года население больше не росло, сдерживаемая голодом логистическая кривая повернула к асимптоте на уровне в 55-60 млн. - том самом уровне, на котором произошла катастрофа начала I века. Посевные площади не только не росли, но даже несколько уменьшились – по-видимому, в результате набегов степных племен.

 После 156 года  отсутствие  средств у государства привело  к прекращению выдачи пособий голодающим. В 160-х и 170-х годах восстания в разных провинциях происходили практически непрерывно; повсюду ходили агитаторы и проповедники, призывавшие низвергнуть «Синее Небо» династии Хань. По деревням передавали из рук в руки таинственную рукопись «Тайпинзин», написанную магом Юи Цзи. Название этого трактата переводится как «Книга о Великом Равенстве и Благоденствии». «Все блага, имеющиеся в пространстве между небом и землей, — писал Юи Цзи, — созданы для пропитания человека. Если же какая-нибудь семья захватит для себя все эти блага, то это может сравниться лишь с тем, как если бы одни крысы могли насыщаться хлебом, собранным в амбаре». Юи Цзи призывал крестьян к восстанию против Синего Неба Хань и был казнен за эти призывы. Но его книга породила грозные всходы: обездоленные Поднебесной сплотились в могущественную секту «Тайпиндао», «Путь Великого Равенства». Создателем «Тайпиндао» был Великий Маг Чжан Цзюэ. В те времена, когда от голода и чумы вымирали целые деревни, он бродил по Поднебесной и лечил людей заговорами. Чума выступала в этой трагедии в роли Судии Последнего Дня: грешники погибали, а праведники выздоравливали и вступали на «Путь Великого Равенства». Чжан Цзюэ объединял их в боевые отряды, возглавляемые малыми и великими магами. Он создал армию из 36 отрядов и сотен тысяч обездоленных, готовых на все.

В марте 184 года последователи «Тайпиндао»  повязали свои головы желтыми повязками и поднялись на борьбу. Некоторые историки считают, что повстанцы действовали в союзе с враждебными  двору «чистыми чиновниками» - во всяком случае, император Лин-ди опасался этого союза и распорядился прекратить преследования «чистых». Правительство обратилось за помощью к провинциальным «сильным домам»; помещики вооружили свои дружины, и после десяти месяцев ожесточенных боев главные силы восставших были разбиты и рассеяны. Однако восстание не было подавлено - разрозненные отряды «желтых повязок» продолжали борьбу еще десять лет; в ходе этой борьбы правительство потеряло контроль за провинциями; провинциальные наместники завели свои армии и стали почти  независимыми. В 189 году умер император Лин-ди, и «чистые чиновники» во главе с Юань Шао воспользовались случаем, чтобы устроить государственный переворот и уничтожить клику евнухов. Однако Юань Шао не удалось подчинить наместников и военных вождей, которые развязали долгие междоусобные войны. Восстания и войны сопровождались массовым истреблением населения, голодом и эпидемиями. Полководец Дун Чжо сжег Лоян и все города в радиусе 200 ли вокруг столицы; население Чанъаня было вырезано, в обширной окружающей области «два-три года не курился дымок от человеческого жилья».

В ходе этих войн выдвинулся талантливый  генерал Цао Цао, который правил за спиной марионеточного императора Сянь-ди; к 205 году Цао Цао овладел Северным Китаем; в 220 году его сын Цао Пи был провозглашен первым императором династии Вэй.

Восстания и междоусобные войны  привели к демографической катастрофе: в середине III века население Китая насчитывало не более 8 млн. человек. Вместе с тем разразившийся катаклизм принес с собой социальную революцию: Цао Цао был сторонником «чистых чиновников» и, придя к власти, он реформировал китайскую социальную систему по конфуцианскому образцу. Ближайшим советником Цао Цао был ученый Чжунчан Тун, известный своей яростной критикой ханьских порядков. Чжунчжан Тун призывал Цао Цао железной рукой навести порядок в государстве, ужесточить законы, связать население круговой порукой, раздавить магнатов, притесняющих простой люд, и распределить землю между крестьянами. Следуя этим рекомендациям, Цао Цао ввел систему военных поселений («тун тянь»), где разделенные на «пятерки» и «десятки» поселенцы обрабатывали землю под присмотром своих командиров. Крестьяне-солдаты получали от государства землю, посевное зерно и быков и сдавали в казенные закрома половину урожая. Постепенно расширяясь, система военных поселений охватила 4/5 населения страны; это был яркий пример тотального государственного регулирования, осуществляемого военной монархией.

Таким образом, демографический цикл империи Хань завершился социальной революцией, породившей тоталитарную монархию.

Познакомившись с кратким описанием  происходившем в ханьском цикле социально-экономических процессов, мы можем приступить к моделированию цикла.

Итак, обозначим время (в годах) величиной t, площадь пашни - S(t), а численность населения - Y(t). В китайских источниках имеются данные о населении и размерах пашни. Из рис. 8 видно, что пашня возрастала пропорционально населению до тех пор, пока не достигла некоторой максимальной величины Sm, которая в I-II веках составляла около 34 млн. га. Таким образом, мы можем считать, что площадь пашни связана с численностью населения простой зависимостью:

S(Y)=kY если kY<Sm

S(Y)= Sm если kY>Sm

 

Рис. 8. Зависимость площади  пашни от численности населения.

Общество  состоит из крестьян, арендаторов, ремесленников  и помещиков. Пусть Y(t) есть число крестьян, Sp - площадь крестьянской пашни, а Sa - пашня, обрабатываемая арендаторами. Тогда площадь пашни крестьян можно найти из следующих соотношений:

 Sp(Y)=kY если kY<Sm -Sa

Sp(Y)= Sm - Sa если kY>Sm - Sa

Построим хлебный бюджет для  совокупности крестьянских хозяйств. Пусть q - величина высева на гектар пашни. Из китайских источников известно, что норма посева проса (бывшего в то время основной зерновой культурой) составляла 1/10 даня на 1 му. Принимая во внимание, что в то время 1 дань был равен 29.96 кг, а 1 му – 661 кв. м., получим что норма высева составляла 0.0453 т на гектар. В те времена преобладало двуполье, поэтому масса высеваемого зерна будет равна M = qS/2.

Далее, обозначим p0 минимальное потребление на душу населения; в нашем случае можно принять р0 равным 215 кг зерна в год. Величина P0 = p0Yt(t) есть минимальное совокупное потребление, а W=M+P0 - минимальное количество зерна, необходимое для потребления и посева. Пусть X(t) - имеющееся после сбора урожая количество зерна (урожай и запасы). Если X(t)>W, то крестьяне имеют излишки зерна, и u = (X(t) - M)/Yt(t) - количество зерна (на душу населения), которое может быть потреблено до следующего урожая. Разумеется, крестьяне не проедают все это зерно, оставляя часть его про запас. Будем считать, что они оставляют про запас половину имеющихся излишков. Обозначим максимальное потребление pm, тогда функция душевого потребления имеет вид:




 

 Реальное совокупное потребление будет равно P1 = p(u)Yt(t), а реальные расходы на потребление и посев W1=M+P1,, так что ко времени сбора следующего урожая у крестьян останутся переходящие запасы, равные Zp = X(t) - W1 .

Информация о работе Циклы