Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 11:05, реферат
Наряду с описанием исторических событий, построение объяснительных моделей всегда являлось основной задачей исторического исследования. Для современного этапа развития отечественной исторической науки характерен переход от идейной монополии одной объяснительной модели к теоретическому многообразию. Апробируются новые методологические подходы и дается новое осмысление концепциям, получившим распространение в западной историографии XX века, систематически издаются сборники, посвященные теоретическим проблемам исторических исследований. Среди концепций, апробирующихся отечественными историками в последние десятилетия, можно назвать цивилизационный подход, теорию модернизации, теорию мир-систем И. Валлерстайна.
Введение
ГЛАВА I. КЛАССИЧЕСКАЯ НЕОМАЛЬТУЗИАНСКАЯ ТЕОРИЯ
1.1. Основы концепции демографических циклов
1.2. Обнаружение демографических циклов в истории Европы и Китая
1.3. Неомальтузианство во второй половине ХХ века
ГЛАВА II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ЦИКЛОВ
2.1. Демографическая динамика земледельческого общества
2.2 Моделирование демографического цикла
2.3 Фазы демографического цикла
(во всем диапазоне r и q величина D<0). Это означает, что система (1)-(2)порождает затухающие колебания. Первые колебания могут иметь различный период, но когда кривая приближается к положению равновесия период близок к
Период T уменьшается при увеличении r и q, и, соответственно, увеличивается при уменьшении этих величин.
Табл. 1
Период колебаний при различных r и q (в годах)
q\r |
0.01 |
0.02 |
1.2 |
154 |
110 |
2.0 |
89 |
63 |
В случае, когда первоначальное население мало, первый цикл может быть намного длиннее обычного, наличие больших запасов порождает у земледельцев иллюзию благополучия. Как видно из рис. 6 численность населения с запозданием реагирует на уменьшение экологической ниши и продолжает расти в то время, когда экологическая ниша (то есть запасы плюс производство) сокращается. В результате происходит демографическая катастрофа; за короткое время население может уменьшиться в 2-4 раза. После катастрофы, в условиях изобилия свободных земель, население снова возрастает, но чрезмерный рост снова приводит к новой катастрофе. Второй цикл по протяженности уже ближе к стандартному периоду T, а падение численности населения имеет меньшие масштабы. В последующих циклах колебания постепенно затухают, и уменьшение численности населения уже не имеет катастрофического характера.
Таким образом, согласно предложенной модели, динамика земледельческой популяции имеет колебательный характер. Вблизи положения равновесия период колебаний порядка столетия, и за один цикл амплитуда уменьшается примерно в два раза. Хотя в теории эти колебания затухают и система стремится к состоянию равновесия, на практике различные случайные и не учтенные здесь воздействия (война, климатические катаклизмы) выводят систему из состояния равновесия, после чего начинается новая серия затухающих колебаний. Однако важно, что, в принципе, колебания могут происходить и без внешних воздействий, что они имеют эндогенный характер. Основной причиной этих колебаний является запаздывающая реакция населения на сокращение экологической ниши, связанная со спецификой земледельческого хозяйства, а именно, с созданием запасов зерна.
Рис. 6. Пример расчета по модели (r=0,016, p=1,2)
До сих пор мы исследовали
колебания численности
P(t) = [T(t)1/3 N(t)2/3]
где T(t) – текущее состояние технологии. Технология – это аккумулированный опыт людей и ее уровень пропорционален числу людей, которые когда-либо жили:
T (t+1) = T (t) +cN(t)
(здесь с – некоторый постоянный коэффициент). В остальном эта модель аналогична предыдущей модели автора, с той разницей, что она является не дифференциальной, а дискретной, то есть вычисления производятся от года к году по итерационным формулам. Запасы продовольствия G(t), оставшиеся от прошлого года на момент сбора нового урожая равны
G(t)=G(t-1)+q[P(t-1) - N(t-1)]
где q – коэффициент сохранения запасов. Ресурсы текущего года (производство плюс запасы) определяются по формуле
K(t) = P(t) + G(t)
Население определяется по дискретной формуле, соответствующей формуле логистического уравнения:
Последовательно вычисляя по этим формулам и подбирая константы, мы попытались приблизить известные данные о росте населения Европы с 1200 по 1750 годы. Для констант r = 1.022; T(0) = 48; c=0.0019; G(0) = 30; N(0) = 26; q = 0.12, была получена картина, в целом соответствующая реальным данным о численности населения, приводимым Мак-Эведи и Джонсом.
Рис. 7. Сопоставление результатов расчета численности населения Европы (млн.) с реальными данными
Значительное расхождение
2.2 Моделирование демографического цикла
Описанные выше имитационные
модели демонстрируют
Социально-экономические
Прежде всего, необходимо отметить, что цикл эпохи Младшая Хань не был первым демографическим циклом в истории Китая; эта страна и раньше страдала от перенаселения и испытывала демографические катастрофы. В конце эпохи Старшая Хань (II-I века до н. э.) численность населения достигала 60 млн. человек и летописи многократно упоминали о голоде. В деревне господствовало помещичье землевладение; помещики и ростовщики скупали земли разоренных крестьян. Конфуцианские чиновники неоднократно пытались ограничить крупное землевладение; в 8 году н. э. император Ван Ман издал указ о переделе земли и введении системы равных наделов («цзинь-тянь»). Несмотря на решительные действия Ван Мана, реформа закончилась неудачей из-за сопротивления крупных собственников; земельная проблема осталась неразрешенной. В 18 году в низовьях Хуанхэ разразился страшный голод, доводивший людей до людоедства. «Ныне засуха продолжается несколько лет, - свидетельствовал трактат «Ханьшу». - Всюду возникает война. Это - конец света». Голодающие объединились в армию «краснобровых», началась гражданская война, продолжавшаяся более десяти лет. Великая Равнина была выжжена и опустошена, города разрушены. Бесстрастные переписи зафиксировали гибель двух третей из 60 миллионов жителей Поднебесной .
Катастрофа привела к распаду государства и появлению шести полунезависимых вассальных царств, однако Империя была быстро восстановлена. В 40 году император Гуан У-ди устранил вассальных правителей и воссоздал систему государственного регулирования. Были проведены массовые конфискации земли у помещиков и освобождены долговые рабы; после этих преобразований в деревне преобладало мелкое крестьянское землепользование на государственной земле; крестьяне жили соседскими общинами и именовались «поравненным народом». «В начале царствования Хань могущественные кланы шести царств были ослаблены, - свидетельствует чиновник Ду Линь. - В городах и общинах не было семей получавших большие доходы. В сельской местности не было людей, прибиравших к рукам землю». Были восстановлены монополии на соль и железо, проведен кадастр, регулярно проводились переписи населения. Налоги были небольшими, поземельный налог не превышал 1/30 урожая. Чиновники правительственных учреждений отбирались посредством открытой для всех экзаменационной системы и строго контролировались; традиционный образ беспристрастного и справедливого конфуцианского «чистого чиновника» занимает почетное место на страницах хроник. «Неустанно стремиться к гуманности и справедливости, страшиться лишь того, что не сможешь управлять народом - таковы думы сановных мужей», - писал сановник Ян Юнь.
Первые полстолетия эпохи Хань остались в памяти народа как время спокойной и сытой жизни. «Когда на престол взошел Сянь-цзун, в поднебесной воцарились мир и покой, - говорит «История Цзинь». – Народ не был отягощен трудовыми повинностями, из года в год выращивался хороший урожай. В 5 году правления Юнпин (62 год) были учреждены “постоянно полные амбары”. К востоку от столицы учредили зерновые рынки. Один ху зерна стоил 20 монет». Система “постоянно полных амбаров” предназначалась для помощи крестьянам во время голода; как показывают документы, зерно выдавалось беднякам весной по норме, необходимой для посева.
Показателем благополучия был быстрый рост населения: с 21 млн. в 57 году до 34 млн. в 75 году и до 43 млн. в 88 году. К 105 году численность населения достигла 53 млн., приблизившись к тому рубежу, на котором сто лет назад произошла демографическая катастрофа. В источниках появляются сведения о засухах и голоде, которые охватили прежде всего самые густонаселенные районы - восточную часть долины Хуанхэ (Гуаньдун). «Суждения позднеханьских авторов свидетельствуют об остром аграрном кризисе в Гуаньдуне, - отмечает В. В. Малявин. - В 108 г. сановник Фань Чжун, констатируя, что восточные районы полностью истощены, предлагал оставить “богатых людей” на старом месте, а разорившихся переселить в южные области. Спустя полвека Цуй Ши указывал, что в Цинчжоу, Сюйчжоу, Яньчжоу, Цзичжоу “земли мало, а людей много” и тоже советовал переселить “неспособных прокормить себя”, на сей раз на запад. О бедственном положении крестьян в этих плодородных районах свидетельствуют частые упоминания о массовом бродяжничестве и широком распространении инфантицида».
Бедняки, которые не могли дотянуть до следующего урожая, брали зерно в долг у зажиточных соседей - в деревне появились ростовщики и помещики, скупавшие земли разорившихся крестьян. «Несомненно, крупные землевладельцы пользовались неустойчивостью экономического положения простых крестьян, - указывает В. В. Малявин, - значительная часть которых, если не большинство, не могла свести концы с концами. Доказательств тому немало, но мы ограничимся лишь несколькими. Интересные данные об экономической жизни раннеханьской деревни содержатся в документах, найденных близ Цзянлина (пров. Хубэй) в могиле некоего Чжан Яна, выполнявшего обязанности сельского старосты. Среди них имеются записи о выдаче ссуд семенного зерна 25 крестьянским дворам. Указанных в списках земельных участков крестьян — в среднем по 25 му на семью из 4—5 человек — не хватало даже для прокорма, так как с одного му хорошей земли в ханьский период получали около 3 даней зерна, а взрослому человеку для пропитания требовалось в месяц 1,5-2 даня. О том, что множество крестьян постоянно не могли дотянуть до нового урожая, свидетельствует Цуй Ши, который в своих “Помесячных указаниях для четырех групп народа” советует поздней весной “усилить охрану усадьбы, чтобы защититься от набегов разбойников, которые, словно трава, появляются в весеннюю пору, когда голодно”».
Чиновники поначалу довольно пренебрежительно относились к помещикам и ростовщикам, этим «ничтожным торговцам овощами», и негодовали на то, что они «разъезжают на холеных лошадях, бахвалятся богатством», «не имея печати даже низшего служащего, носят одежду со звездами». Однако постепенно помещичьи кланы превратились в «могущественные семьи» и «сильные дома». «Высшие семьи,— писал Цуй Ши,— накапливают миллионные богатства, приобретают земельные владения, не уступающие пожалованиям удельной знати. Они дают взятки, чтобы заставить власти поступить несправедливо, держат у себя телохранителей, чтобы запугивать простой народ. Они убивают невинных и хвастаются, что никто из их людей не был казнен, как преступник, на рыночной площади. Так живут, а после смерти пользуются почестями, как государи. Посему люди низших дворов в страхе топчутся, не зная, куда ступить. Отцы и дети, склонив головы, рабски прислуживают богатеям и приводят к ним в услужение жен и детей. Оттого богатеи, всего имея в избытке, день ото дня становятся еще богаче. Бедняки, не имея необходимого, с каждым годом беднеют. Из поколения в поколение они живут, словно пленники, и все же не имеют достаточно пищи и одежды. При жизни они изнемогают от непосильного труда, после смерти их постигает несчастье остаться непогребенными. Если случится небольшой недород, им приходится идти по миру, хоронясь в придорожных канавах, продавать жен и детей. Никакими словами не высказать, что значит не иметь никакой радости в жизни!»