Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 10:48, курсовая работа
Цель исследования – ознакомление со стратегиями приватизации в бывших социалистических странах, оценка возможных вариантов проведения приватизации в России с учетом ее особенностей.
Для достижения поставленной цели должны быть выполнены следующие задачи:
1. Изучение и анализ хода и итогов приватизации в России.
2. Ознакомление с особенностями стратегий приватизаций в странах Европы. Определение преимуществ, за счет которых эти страны добились лучших результатов.
3. Оценка возможных вариантов проведения приватизации в России, взяв за основу стратегии стран Европы.
Введение……………………………………………………………………….
1. Сущность и цель приватизации в постсоциалистических странах Европы………………………………………………………………………….
1.1 Прямая продажа за деньги активов и ценных бумаг ………………
1.2 Льготная продажа или бесплатная передача активов работникам предприятий ……..……………………………………………………………..
1.3 Массовая ваучерная приватизация………………………………….
1.4 Реприватизация………………………………………………………
2. Приватизация в России …………………………………………………….
2.1 Первый этап приватизации в России……..………………………..
2.2 Второй этап приватизации в России ......………………………….
2.3 Третий этап приватизации в России………………………………
Заключение……………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………………
На средних и крупных предприятиях приватизация проходила в два этапа. Сначала проводилось их акционирование (
Перечень отраслей, где должны образовываться государственные корпорации устанавливался Указом Президента РФ «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий"» (1992 г.). В данном Указе также устанавливалось, что в случае приватизации государственных акционерных обществ без закрепления контрольного пакета акций в федеральной собственности Правительство РФ и ГКИ РФ могут использовать для сохранения контроля над соответствующими предприятиями «золотую акцию», находящуюся в государственной собственности и дающую право на «вето» при принятии собранием акционеров решений о деятельности соответствующего АО.
При продаже акций акционерных обществ открытого типа для членов трудового коллектива этих предприятий устанавливались льготы. Основным положением предусматривались три варианта льгот. В соответствии с первым вариантом получения льгот всем членам трудового коллектива:
— передаются именные привилегированные акции, составляющие 25% уставного капитала, но не более 20-ти кратного размера установленной законодательством РФ минимальной оплаты труда в расчете на одного работника, единовременно и безвозмездно;
— обыкновенные акции (с правом голоса) составляющие до 10% уставного капитала, но на сумму не более 6-ти кратного размера установленной законодательством РФ минимальной оплаты труда в расчете на одного работника, продаются по закрытой подписке со скидкой 30% от их стоимости с предоставлением рассрочки до трех месяцев, при этом величина первоначального взноса не может быть менее 50% стоимости акций.
В соответствии со вторым вариантом получения льгот всем членам трудового коллектива и приравненным к ним лицам, имеющим право на льготы, предоставляется право на приобретение обыкновенных (с правом голоса) акций, составляющих до 51% уставного капитала. В этом случае безвозмездная передача и продажа акций на льготных условиях не осуществляется.
В отличие от двух предыдущих, третий вариант получения льгот связан с ответственностью за выполнение плана приватизации. Согласно этому варианту, если группа работников предприятия или любые физические или юридические лица, признаваемые покупателями в соответствии со статьей 9 Закона РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», берут на себя ответственность за выполнение плана приватизации предприятия, недопущение его банкротства и получают согласие общего собрания трудового коллектива на заключение соответствующего договора, срок действия которого не может быть более одного года, то членам такой группы, а также указанным физическим и юридическим лицам предоставляется право на приобретение по истечении указанного срока и при выполнении условий упомянутого договора 30% уставного капитала в виде обыкновенных акций предприятия.
Органам приватизации и трудовым коллективам в каждом конкретном случае необходимо было решать, что лучше при акционировании: выделять из состава действующих гигантов конкурентоспособные малые и средние предприятия или объединять некоторые группы предприятий, создавая крупные компании, владеющие контрольным пакетом их акций и получившие наименование холдингов.
Как известно, стержнем российской приватизационной программы стала модель массовой приватизации, которая объединила широкомасштабную корпоратизацию (сторона предложения) и распределение приватизационных чеков среди граждан России (сторона спроса). Важными элементами этой модели стали закрытая подписка на акции среди инсайдеров, система чековых аукционов и система посредников – чековых инвестиционных фондов. Его важнейшим итогом, с точки зрения перспектив развития новой системы прав собственности, стало формирование новых институтов: корпоративного сектора экономики (более 30 000 АО), рынка корпоративных ценных бумаг, системы институциональных инвесторов, а также около 40 млн. формальных акционеров по итогам массовой приватизации. Не менее важно и осознание реально достижимых целей приватизации в переходной экономике на разных этапах трансформации. Будет неправильно оценивать итоги реализации этой модели только по официальным целям, которые были записаны в программах приватизации. Реальная цель была лишь одна: временное массовое распределение и закрепление формальных прав частной собственности в российском обществе при минимуме социальных конфликтов в расчете на последующие трансакции в пользу эффективных ответственных собственников.
2.1 Первый этап приватизации в России
Приватизационный чек (ваучер) представлял собой государственное свидетельство о праве собственности его владельца на долю в безвозмездно распределяемой государственной собственности. Он использовался в качестве платежного средства, имел целевое назначение и ограниченный срок реализации.
Номинальная стоимость приватизационного чека была определена с учетом стоимости объектов, подлежащих приватизации в 1993 г., и численности населения России. Низкая номинальная стоимость чека была обусловлена тем, что имущество, подлежащее приватизации, оценивалось исходя из балансовой стоимости по состоянию на 1 января 1992 г., т. е. без учета переоценки, проведенной по состоянию на 1 июля 1992 г. в связи с резким ростом цен.
Всего для проведения приватизации было выпущено в обращение 151,4 млн. приватизационных чеков. На специализированных чековых аукционах за приватизационные чеки было продано 16 462 предприятия с суммарным уставным капиталом 1421 млрд. руб. В результате ваучерной приватизации (к середине 1994 г.) в частную собственность перешли до 70% предприятий промышленности.
За два года в частные руки была передана и большая часть объектов так называемой малой приватизации (свыше 85 тыс. магазинов, ресторанов, кафе, предприятий служб быта). К концу 1994 г. в абсолютном числе регионов России процесс малой приватизации по существу завершился. Что касается средних, крупных и крупнейших государственных предприятий, то к середине 1994 г. на их базе было создано 20 тыс. акционерных обществ.
Из трех возможных вариантов льгот явное предпочтение в России было отдано второму варианту, позволяющему трудовому коллективу получить контрольный пакет акций. Этот вариант льгот избрали до 75% предприятий, ставших акционерными. Данная форма была призвана перекрыть возможности установления внешнего контроля над предприятием. Однако преимущества этого варианта сразу же терялись вследствие последовавшей скупки акций у членов трудовых коллективов предприятия администрацией или внешними покупателями. В этой сфере активно действовали около 640 чековых инвестиционных (ваучерных) фондов, которые скупили за бесценок более трети всех ваучеров (у 22,8 млн. человек, или у 15,4 % населения РФ). По имеющимся оценкам, всего в ЧИФы было вложено более 40% ваучеров, которые в подавляющем большинстве не обеспечили даже минимальных дивидендов, поскольку практически все они быстро прекратили свое существование. Поэтому основная часть работников предприятий лишь формально и на короткий период стали акционерами. Кроме того, владение единичными акциями никогда и нигде не делало никого реальными совладельцами предприятий.
Поскольку же по официальным данным стали акционерами около 40 млн. граждан страны, а более 1 млн. – владельцами малого бизнеса, то эта стадия называется «народной». Однако было бы ошибкой делать акцент только на количественной стороне результатов приватизации и не обратить внимания на принципиальные недостатки ваучерной приватизации и на ее экономические итоги.
Наиболее интенсивно приватизация происходила в 1993-1994 гг. Для 1995-1999 гг. характерно неуклонное и стабильное снижение темпа вовлечения новых объектов. По данным Мингосимущества РФ, на 1 января 2000 г. в сектор приватизированных предприятий входили около 130 000 предприятий (58,9% от общего числа предприятий РФ к моменту начала приватизации). Одновременно по итогам приватизации 1992-1999 гг. в распоряжении государства осталось значительное количество пакетов акций предприятий (3100 закрепленных с учетом «золотой акции» и 7000-8000 непроданных), проблема продажи которых стала ключевой для собственно приватизационной политики 1995-1999 гг. Нерешенные в рамках модели 1992-1994 гг. задачи – прежде всего реструктурирование предприятий и привлечение инвестиций – требовали формирования такой приватизационной модели, которая хотя бы частично могла компенсировать предприятиям, по сути, внеэкономические методы продаж на первом этапе.
2.2. Второй этап приватизации в России
С началом «денежного» этапа задача максимизации доходов федерального бюджета стала доминирующей, поэтому дилемма «инвестиции – бюджет» в 1995-2000 гг. была решена в пользу последнего. В целом применительно к 1995-2000 гг. непосредственно в сфере приватизации можно говорить о трансформации единой приватизационной политики в спонтанный процесс «сброса» остаточных пакетов акций, который переходит на региональный уровень. Для этого периода стало характерным также использование приватизационных инструментов для привлечения политических союзников среди региональной элиты и крупнейших финансовых группировок. Продолжался и процесс консолидации и интенсивного дальнейшего перераспределения собственности между крупнейшими финансовыми альянсами и компаниями – естественными монополиями.
Важнейшими стратегическими задачами денежного этапа приватизации были:
— привлечение внешних инвесторов для долгосрочных инвестиций;
— обеспечение предприятий средствами для технического перевооружения;
— пополнение доходной части государственного бюджета.
К декабрю 1994 г. было приватизировано уже 110 тыс. предприятий госсектора из 240 тыс., существовавших в дореформенной России. Однако в 1995 г. было приватизировано всего около 6 тыс. предприятий, поскольку приватизационные процессы резко замедлились. Начиная со второй половины 1995 г., приватизация приняла характер вялотекущего процесса. Всего к началу 1996 г. оставалось еще 43,3% государственных предприятий. Кроме того, государству принадлежала также значительная часть акций приватизированных предприятий.
Предполагалось, что переход к денежной модели приватизации значительно повысит поступления не только в бюджеты всех уровней государственной власти, но и в бюджеты предприятий. Было установлено, что 51% от продажи акций приватизируемого предприятия переводится на специальный счет самого предприятия для его инвестиционных целей. Однако заметных изменений не произошло: выручка от приватизации в 1996 г. составила менее 1 % доходов федерального бюджета. В среднем за 1 приватизируемый объект получено менее 40 тыс. долл., что примерно равнялось стоимости двухкомнатной квартиры в Москве.
Таким образом, основным результатом денежного этапа приватизации также является количественное сокращение государственной собственности. В результате массовой приватизации и форсированного развития частного сектора доля государственного (включая муниципальный) и частного секторов в общей занятости населения практически сравнялась (37,6 и 37,4%), возрос сектор со смешанной формой собственности (23,7%).
Хорошо известна и практика проведения залоговых аукционов конца 1995 г. Хронический бюджетный кризис и провал бюджетного задания по приватизации на 1995 г. стали одним из наиболее весомых стимулов для реализации этой схемы. Состоявшиеся 12 аукционов по ряду крупнейших российских предприятий в совокупности принесли в бюджет 5,1 трлн. рублей, включая 1,5 трлн. рублей погашенной задолженности предприятий государству. Среди фактических победителей доминировали два крупных российских банка – «ОНЭКСИМ» и «Менатеп».
Эти аукционы представляли собой в значительной степени завуалированный самовыкуп пакета акций предприятиями, либо прямую неконкурентную продажу пакета акций заинтересованным банкам. Вместе с тем целый ряд судебных разбирательств и проверок легитимности этих сделок в 1996-1997 г. не позволяет делать каких-либо выводов о нарушениях правового характера, допущенных в ходе залоговых аукционов и последующей продажи предмета залога. Это, тем не менее, дает основания не столько для выводов о прозрачности состоявшихся сделок, сколько о несовершенстве имевшейся на соответствующий момент нормативно-правовой базы. Очевидно, что практически все залогодержатели были заинтересованы получить данные пакеты в собственность и при этом минимизировать соответствующие финансовые затраты.
Наиболее предпочтительным вариантом стала открытая продажа заложенного пакета акций и приобретение его в собственность через аффилированных лиц. К началу 1998 г. этот вариант уже использован в отношении пакетов акций нефтяных холдингов «ЮКОС» (45% вначале и 33,3% после «разводнения», квалифицированный контроль банка «Менатеп»), «Сиданко» (51%, контроль ОНЭКСИМбанка), «Сибнефть» (51%, формально «Нефтяная финансовая компания»), «Сургутнефтегаз» (40,12%, фактический самовыкуп эмитентом), "ЛУКОЙЛ" (5%, фактический самовыкуп эмитентом), а также РАО "Норильский никель" (38%, контроль ОНЭКСИМбанка). Хорошо известны скандалы, сопровождавшие большинство из этих сделок. Наиболее бесконфликтно прошли продажи заложенных пакетов акций НК «Сургутнефтегаз» и «ЛУКОЙЛ», являвшиеся тривиальным самовыкупом акций компаниями-эмитентами через посредничество управляющих компаний их пенсионных фондов. Во всех описанных случаях также обращает на себя внимание крайне малое превышение стартовой цены и, соответственно, незначительная выручка государства. Главные причины этого – отсутствие реальной конкуренции, «договорной» характер ряда аукционов, неудовлетворительно сформулированные требования и условия приватизационных сделок.
Со 2 августа 1997 г. официально вступил в силу новый закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ» (N 123-ФЗ, подписан Президентом РФ 21 июля 1997 г.). Среди основных новаций необходимо выделить следующие: акцент не на предприятия, а на имущество; в программе приватизации предусмотрены список приватизируемых в течение года объектов и список стратегических объектов, приватизация которых запрещена; расширен набор методов приватизации за счет легализации уже имевшей место продажи производных ценных бумаг; льготы работникам предприятий возможны в виде скидки 5-10% продажной цены акций и др., но могут быть отменены или приобрести более гибкий характер; стоимость «имущественных комплексов» определяется совокупно на основании уставного капитала, балансовой оценки и рыночной стоимости; введены коммерческие конкурсы с инвестиционными условиями, а инвестиционные конкурсы отменены; восстановлено понятие «аренда с выкупом», но «по рыночной стоимости».
Информация о работе Приватизация в постсоциалистических странах Европы