Особенности деятельности ТНК на рубеже XX-XXI вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 23:25, курсовая работа

Краткое описание

Складывающийся мировой порядок все более проявляет себя как порядок экономический. Если раньше мировая экономика была полем, на котором действовали суверенные государства, то теперь мировая экономика превращается в самостоятельный субъект, действующий на поле национальных государств.

При этом возникает нечто большее, нежели просто единый экономический механизм мира. Происходит изменение привычных способов управления и властвования: из сферы военно-политической они переходят в сферу политэкономическую. Экономика начинает проявлять себя как политика и идеология. В результате, геополитические императивы уступают геоэкономическим.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………..2

Глава I. Транснациализация современной экономики. Деятельность ТНК

1.Понятие транснационализации и ТНК………………………………………………………3
2.Развитие ТНК………………………………………………………………………………….6
3.Философия транснационализации. Причины появления ТНК……………………………..9
4.Положительные и отрицательные результаты деятельности ТНК………………………..15
Глава II. Особенности деятельности ТНК на рубеже XX-XXI вв

2.1 Масштабы и особенности деятельности ТНК в современном мире…………..…………...21

2.2. Развитие российских международных компаний и финансово-промышленных групп…25

2.3 Особенности Российских ТНК в современной экономике (на 2007 год)………………….28

Заключение………………………………………………………………………………………..36

Список использованной литературы……………………………………………………………..37

Содержимое работы - 1 файл

Тнк.doc

— 256.50 Кб (Скачать файл)

     Среди ведущих нефинансовых российских ТНК преобладают компании ключевых отраслей отечественной специализации в международном разделении труда – топливные и металлургические фирмы. Однако в списке крупнейших инвесторов можно также увидеть, в частности, российские телекоммуникационные компании (в том числе имеющие среди акционеров зарубежных стратегических инвесторов), которые в последние годы динамично осваивают рынки стран СНГ. Есть среди российских ТНК транспортные фирмы, причем как операторы, обслуживающие сухопутный транзит российских экспортных поставок через третьи страны, так и морские пароходства, которые в 90-е годы вывели значительную часть флота под «дешевые флаги» (по сути, это псевдо-ТНК). Есть крупные инвесторы и в машиностроении, химической промышленности, других отраслях (см. таблицу).

     30 ведущих российских  нефинансовых ТНК  в конце 2007 г.

Зарубежные  внеоборотные активы, млрд. долл. Компания Основные  отрасли специализации
Более 13,0 «Лукойл» Топливная, нефтехимическая
6,0 – 9,0 «Газпром» Топливная
«Норникель» Цветная металлургия
«Евраз» Черная металлургия
3,0 – 4,5 «Совкомфлот» (включая  «Новошип») Транспорт
ОК  «РУСАЛ» Цветная металлургия
«МТС» Телекоммуникации
2,0 - 3,0 «Северсталь» Черная металлургия
«Алтимо» (без «Вымпелкома») Телекоммуникации
1,5 – 2,0 «Ренова» (промышленные направления) Машиностроение, электроэнергетика
«Базовый  элемент» (сектор строительства и  материалов) Строительство, производство стройматериалов
«Русские  машины» («ГАЗ») Машиностроение
1,0 - 1,5 «Зарубежнефть» Топливная
«Вымпелком» Телекоммуникации
«НЛМК» Черная металлургия
0,5 – 0,8 «Роснефть» Топливная
«ЕЭС  России» Электроэнергетика
0,3 – 0,5 «Алроса» Горнодобывающая
«ТНК-ВР» Топливная
«Амтел-Фредештайн» Химическая
«Приско» Транспорт
«Северстальтранс» (с 2008 г. – «Н-Транс») Транспорт
0,2 – 0,3 «ОМЗ» Машиностроение
«Итера» Топливная
«Славнефть» Топливная
«Союзнефтегаз» Топливная
«МАИР» Черная металлургия
«Русснефть» (российские активы находятся под  арестом) Топливная
«Ситроникс» Машиностроение
«Мечел» Черная металлургия
 

     В данный список не включены российские банки и страховые компании. Это  связано отнюдь не только со сложностью их сопоставления с нефинансовыми  ТНК. Как раз анализ стоимости  поглощаемых зарубежных банков или  уставных капиталов создаваемых с нуля дочерних структур позволяет оценивать ПИИ в финансовый сектор. Просто среди российских банков и страховых фирм почти нет значительных инвесторов за рубежом, что вполне закономерно – если отечественные нефинансовые ТНК в основном представляют собой крупных экспортеров, чья продукция востребована на мировых рынках, то представители российского финансового сектора характеризуются низкой международной конкурентоспособностью. Единственная крупная отечественная финансовая ТНК – «ВТБ» (до ребрендинга – «Внешторгбанк»), ПИИ которой в зарубежные дочерние структуры превышают 1 млрд. долл., однако в значительной степени представлены еще советскими зарубежными активами. Более 100 млн. долл. за рубежом инвестировали «Альфа-банк» (владеет банком в Нидерландах, а также дочерними структурами в Великобритании, США, Казахстане и Украине) и «Сбербанк» (инвестиционная экспансия российского банковского лидера началась совсем недавно и пока ограничена соседними Казахстаном и Украиной). Также можно отметить «Банк Москвы», «Росбанк», «Конверсбанк», страховые компании «РЕСО», «Ингосстрах» и некоторые другие российские финансовые институты, способные со временем превратиться в полноценные ТНК.

     Быстрый рост российских прямых капиталовложений за рубежом в последние годы обеспечивают несколько групп инвесторов. Наибольшую роль играют интегрированные бизнес-группы, которые в условиях благоприятной мировой конъюнктуры для российского сырьевого экспорта получают миллиардные прибыли. Далеко не всегда эти средства могут быть выгодно размещены внутри России, еще чаще речь идет о стремлении усилить свою конкурентоспособность благодаря осуществлению ПИИ или даже просто «застраховать» собственность от посягательств со стороны государства или других отечественных бизнес-групп.

     В рамках отдельных бизнес-групп выделяется несколько ТНК – вокруг соответствующих отраслевых холдингов или групп предприятий сходной специализации, формально не объединенных в единые компании. Дело в том, что даже если интегрированная бизнес-группа обеспечивает старт интернационализации новых направлений в своем составе, дальнейшее наращивание ПИИ обычно происходит за счет собственных усилий каждого из отраслевых холдингов. Например, в рамках интегрированной бизнес-группы «Базовый элемент» ключевой ТНК является алюминиевая компания «РУСАЛ». Формально она входит в металлурго-энергетический холдинг «Эн плюс», однако в ходе объединения компании «РУСАЛ» с принадлежащей группе «Ренова» фирмой «СУАЛ» и активами швейцарской «Гленкор» зарубежные предприятия «Эн плюс» в Юго-Восточной Европе остались на балансе самостоятельной компании, которая может стать основой для развития еще одной российской ТНК. Кроме того, в рамках группы «Базовый элемент» уже несколько лет действуют страховая ТНК «Ингосстрах» (холдинг «Бэйсик элемент файнэнс»), основная часть зарубежных активов которой существует с советских времен и «унаследована» в результате приватизации, а также горнодобывающая ТНК на основе активов холдинга «Элемент ресорсиз». В 2006-2007 гг. в рамках группы «Базовый элемент» стали развиваться еще две ТНК – автомобильная (холдинг «Русские машины» и входящая в него группа компаний «ГАЗ») и строительная (единый холдинг пока не создан, однако уже сделаны крупные зарубежные приобретения).

     Среди мотивов интернационализации российских интегрированных бизнес-групп встречаются достаточно экзотические, связанные с весьма неоднозначным ходом социально-экономической трансформации в стране. Это и самореализация олигархов в качестве представителей мировой бизнес-элиты, и попытки улучшить имидж фирм с помощью ПИИ для повышения переговорной силы (прежде всего внутри России). Встречаются и специфические, однако сугубо экономические мотивы наращивания зарубежных капиталовложений. В частности, создавая дочерние структуры в странах ЕС и США, российские ТНК расширяют возможности по привлечению дешевых финансовых ресурсов, которые не доступны в России из-за неразвитости фондовых рынков.

     Вместе  с тем доминирующие инвестиционные мотивы отечественных ТНК, входящих в состав интегрированных бизнес-групп, совпадают с тем, что можно наблюдать при анализе ТНК других стран. Например, многие российские компании стремятся с помощью ПИИ закрепиться или расширить свое присутствие на зарубежных рынках. Из последних крупных приобретений можно отметить соглашение 2007 г. о поэтапной покупке «Газпромом» 50% акций компании «Белтрансгаз», контролирующей экспортные магистральные газопроводы, проходящие через территорию Белоруссии в страны ЕС (в 2007 г. уже выплачено 625 млн. долл., к 2010 г. полный объем инвестиций составит 2,5 млрд. долл.). Постоянно расширяют капиталовложения и другие экспортеры российского сырья и продуктов его переработки. В частности, в начала 2007 г. «Лукойл», уже владеющий приблизительно 4 тысячами АЗС за рубежом, приобрел за 560 млн. долл. сеть из 376 АЗС в Чехии, Словакии, Бельгии, Польше, Венгрии и Финляндии.

     В силу специфики сферы услуг с  поддержкой сбыта связана и основная часть ПИИ российских сервисных  компаний. Так, в 2007 г. продолжилась экспансия  телекоммуникационных компаний в страны СНГ. В частности, фирма «МТС» только за первых три квартала 2007 г. инвестировала на Украине около 370 млн. долл. в дальнейшее развитие своей крупнейшей зарубежной дочерней структуры. В Узбекистане в июне 2007 г. компания «МТС» выкупила оставшиеся 26% фирмы «Уздунробита» за 250 млн. долл., став единственным владельцем крупнейшего оператора мобильной связи в стране. В сентябре 2007 г. «МТС», представленная также в Белоруссии и Туркмении, пришла и в Армению, купив за более чем 400 млн. долл. 80% акций компании – собственника ведущего в стране оператора телефонной связи.

     У многих российских промышленных компаний важным мотивом осуществления ПИИ  является расширение доступа к сырьевым ресурсам. Можно привести примеры  целого ряда нефтяных компаний, однако в 2007 г. рекордными стали инвестиции металлургической ТНК «Норникель» в канадскую компанию «Лайон-Ор майнинг», ведущую добычу никеля и золота в таких странах, как Ботсвана, ЮАР, Австралия (ПИИ превысили 5 млрд. долл.). Нередко доступ к сырью сочетается с расширением рынков сбыта, когда ПИИ способствуют достраиванию и оптимизации глобальных производственно-сбытовых цепочек. Хорошими иллюстрациями служат капиталовложения компаний «РУСАЛ», «Евраз» и «Лукойл», охватывающие несколько континентов.

     Наконец, все чаще российские компании осуществляют ПИИ, приобретая стратегические активы в высокоразвитых странах ради доступа к технологиям. Например, холдинг «Русские машины» (бизнес-группа «Базовый элемент») в 2007 г. за 1,54 млрд. долл. купил в Канаде 35% акций ведущего в мире производителя автокомпонентов «Магна», а бизнес-группа «Ренова» за 720 млн. долл. стала владельцем 31,4% акций известного швейцарского производителя оборудования для нефтяной, нефтехимической и целлюлозно-бумажной промышленности «Зульцер».

     Однако  необходимо отметить, что интернационализацию деятельности начинает все большее количество российских компаний, не относящихся к крупным интегрированным бизнес-группам (так называемым «олигархическим структурам»). При этом степень отраслевой диверсификации российских ТНК «второго эшелона» значительно выше. Например, в начале 2007 г. авиакомпания «Красноярские авиалинии» в ходе приватизации стала собственником венгерской «Малев» (с обязательством инвестировать порядка 160 млн. долл.), получив возможность организовать собственный хаб в ЕС. Также в начале 2007 г. компания «Ипроком» (дочерняя структура «Тракторных заводов») за почти 90 млн. долл. купила инжиниринговую компанию «Дунхам-Буш», заводы которой размещены в Малайзии, Китае, США и Великобритании. Кроме того, компания «Кокс» заплатила 138 млн. долл. за 55,4% частично приватизируемой словенской металлургической компании, а «Русский винный трест» за 45 млн. долл. приобрел во Франции виноградники и производство коньяков с целью увеличения их поставок в Россию. В октябре 2007 г. «Ростсельмаш» за приблизительно 130 млн. долл. стал владельцем 80% акций производителя мощных тракторов «Булер индастриз» с заводами в Канаде и США. Также в конце года существенные дополнительные инвестиции осуществили «Инвестлеспром», созданный на базе Сегежского ЦБК (в дополнение к шведским и другим европейским активам были осуществлены ПИИ в Турции), «Вимм-Билль-Данн» (производство молочной продукции теперь осуществляется компанией не только на Украине, в Узбекистане и Киргизии, но и в Грузии), ряд других российских фирм.

     В заключение нужно отметить, что начавшийся в 2003-2004 гг. процесс интернационализации  российского бизнеса будет продолжаться, пока в число ТНК не войдут почти  все ведущие российские компании промышленности и сферы услуг. Безусловно, часть зарождающихся ТНК со временем будет консолидирована в рамках отечественных интегрированных бизнес-групп или поглощена ведущими иностранными компаниями, но по крайней мере до конца десятилетия общее количество российских ТНК будет расти.

 

Заключение

     Благодаря стремительному развитию и совершенствованию  средств связи, транспорта, созданы  уникальные возможности для быстрого распространения идей, товаров, финансовых ресурсов. На основе новейших компьютерных средств регистрации, обработки  и передачи огромных объемов информации практически на любые расстояния с высокой скоростью оказалось возможным закольцевать локальные системы в единую глобальную финансовую сеть. Она «опутала» все страны мира, что обеспечивает им немедленный доступ на крупнейшие фондовые, товарные и валютные биржи мира.

     Процессы  транснационализации производства и капитала являются основой современной  глобализации мировой экономики. Международной  торговле в данном случае предписана роль выполнения задачи специализации  и кооперирования. Примечателен факт, что в значительной мере данная задача выполняется в рамках одной и той же ТНК.

      На  ТНК приходится примерно половина мирового промышленного производства, 63%3 внешней  торговли. ТНК контролируют до 80% патентов и лицензий на новую технику, технологии и «ноу-хау». Под контролем ТНК находится 90% мирового рынка пшеницы, кофе, кукурузы, лесоматериалов, табака, джута и железной руды, 85% — рынка меди и бокситов, 80% — рынка чая и олова, 75% — сырой нефти, натурального каучука и бананов. Половина экспортных операций США осуществляется американскими и иностранными ТНК, в Великобритании этот показатель составляет 80%, в Сингапуре — 90%.

     Высокая степень транснационализации производства и капитала явилась результатом  резкого расширения зарубежного  производства и сбыта у ведущих ТНК. Создавая заграничные производственные предприятия, ТНК ориентируются прежде всего на проникновение на рынки развитых стран. В среднем на долю доходов от заграничной деятельности в расчете на одну крупнейшую корпорацию приходится 40%5.

     Значение  ТНК в международном производстве, торговле, финансах и во всех других сферах непрерывно увеличивается. Ядро мирохозяйственной системы составляют около 100 ТНК, сосредоточившие в своих  руках практически неограниченную экономическую власть и закрепивших за собой около трети всех иностранных капитальных вложений.

     В России процесс транснационализации  набирает обороты. С каждым годом  создаются новые ТНК, которые  по объем капитала становятся в один ряд с крупнейшими международными корпорациями.

Информация о работе Особенности деятельности ТНК на рубеже XX-XXI вв