Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 23:25, курсовая работа
Складывающийся мировой порядок все более проявляет себя как порядок экономический. Если раньше мировая экономика была полем, на котором действовали суверенные государства, то теперь мировая экономика превращается в самостоятельный субъект, действующий на поле национальных государств.
При этом возникает нечто большее, нежели просто единый экономический механизм мира. Происходит изменение привычных способов управления и властвования: из сферы военно-политической они переходят в сферу политэкономическую. Экономика начинает проявлять себя как политика и идеология. В результате, геополитические императивы уступают геоэкономическим.
Введение…………………………………………………………………………………………..2
Глава I. Транснациализация современной экономики. Деятельность ТНК
1.Понятие транснационализации и ТНК………………………………………………………3
2.Развитие ТНК………………………………………………………………………………….6
3.Философия транснационализации. Причины появления ТНК……………………………..9
4.Положительные и отрицательные результаты деятельности ТНК………………………..15
Глава II. Особенности деятельности ТНК на рубеже XX-XXI вв
2.1 Масштабы и особенности деятельности ТНК в современном мире…………..…………...21
2.2. Развитие российских международных компаний и финансово-промышленных групп…25
2.3 Особенности Российских ТНК в современной экономике (на 2007 год)………………….28
Заключение………………………………………………………………………………………..36
Список использованной литературы……………………………………………………………..37
Уже
в советские времена
Приватизация в России сопровождалась возникновением достаточно мощных организационно-хозяйственных структур нового типа (государственных, смешанных и частных корпораций, концернов, финансово-промышленных групп), способных успешно действовать на внутреннем и внешнем рынках, — например, таких как "Газпром". "Газпром" контролирует 34% мировых разведанных запасов природного газа, обеспечивает почти пятую часть всех западноевропейских потребностей в этом сырье. Этот полугосударственный концерн (около 40% его акций находятся в государственной собственности), зарабатывая 6-7 млрд. долл. в год, остается самым крупным в постсоветской России источником поступления твердой валюты. Ему полностью принадлежат примерно 60 дочерних фирм, он участвует в уставном капитале еще почти 100 российских и зарубежных компаний.
Подавляющее большинство отечественных ТНК относятся к сырьевым отраслям, особенно к нефтяной и нефтегазовой (см. табл. 8). Есть и международные российские корпорации, не связанные с экспортом сырья, — "АвтоВАЗ", "Микрохирургия глаза" и др.
Хотя российский бизнес очень молод, многие отечественные фирмы уже вошли в списки ведущих ТНК планеты. Так, в составленный газетой "Файнэншл Таймс" рейтинг 500 крупнейших компаний мира 2003 вошли такие российские компании, как РАО "Газпром", "ЛУКойл" и РАО "ЕЭС России". В списке 100 крупнейших военно-промышленных корпораций мира, составленного в 2003 американским еженедельником "Дефэнс ньюс", присутствуют два российских объединения — ВПК "МАЛО" (32-е место) и АО "ОКБ Сухого" (64-е место).
Подобно тому, как на Западе развитию ТНК предшествовали международные картели, так и в постсоветской России главной формой концентрации производства и экономической власти стали финансово-промышленные группы (ФПГ) — объединения ряда фирм под единым контролем (обычно — из крупного банковского центра). Финансово-промышленные группы представляют собой совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, полностью или частично объединившие свои материальные активы. Их формирование происходило в основном на базе бывших советских главков или министерств, часто под руководством их бывших министров или заместителей министров. Такого рода "постсоветский" характер многих российских ФПГ показывает не только стремление к консервации старых структур, но и экономическую целесообразность сохранения этих структурных блоков в переходной экономике России.
В России в настоящее время существуют как официальные, так и неофициальные ФПГ. Официальные ФПГ — это зарегистрировавшиеся в соответствии с российским законодательством как ФПГ организации, например "Интеррос", "Русхим", "Драгоценности Урала". Существуют и неофициальные ФПГ, т. е. компании, юридически не являющиеся ФПГ, но по своей структуре на них очень похожие. Примерами являются группы, сформировавшиеся вокруг ОНЕКСИМ-банка, банка "МЕНАТЕП" и т. д. Неформальный характер многих российских ФПГ связан с принятием на редкость неудачного, по мнению многих экономистов, закона от 30 ноября 1995 № 190-ФЗ О финансово-промышленных группах (не давшего ФПГ статуса юридического лица) и Указа Президента РФ от 01.04.1996 № 443 О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп, отменившего Положение о финансово-промышленных группах и порядке их создания. После этих правовых актов практически прекратился рост числа "официальных" ФПГ, но продолжают складываться "неофициальные".
Так, в финансовый блок холдинга ОНЭКСИМ-банка, помимо одноименного банка, входит инвестиционный банк "МФК-Ренессанс", единая страховая компания и компания по управлению активами. Производственный блок достаточно диверсифицирован и включает нефтяную компанию СИДАНКО, Новолипецкий металлургический комбинат, "Норильский никель", "Связьинвест", а также химические и деревообрабатывающие предприятия. Кроме того, в холдинг входят некоторые структуры средств массовой информации. На долю промышленных компаний группы ОНЭКСИМ-банка приходится свыше 4% российского валового внутреннего продукта и около 7% объема российского экспорта, в подразделениях группы занято более 400 тыс. человек.
На начало 2003 в России зарегистрировано 75 финансово-промышленных групп. В их состав вошли 1150 промышленных предприятий и организаций, 160 финансово-кредитных институтов. Общая численность занятых в них работников приближается к 5 млн. человек.
Формирование и развитие российских международных корпораций осуществляется двумя путями:
1) образование мощных национальных корпораций, чисто российских фирм и ФПГ, с последующей их экспансией на мировом рынке;
2) создание
транснациональных фирм и ФПГ
с участием финансово-
На начальном этапе создания и функционирования финансово-промышленных групп определенное предпочтение отдавалось второму подходу. Это объясняется нехваткой собственных средств и возможностей и тем, что создание таких компаний способствует поддержанию исторически сложившейся кооперации промышленного производства хозяйствующих субъектов стран Содружества, восстановлению и развитию интеграционных процессов между странами СНГ.
Межгосударственный
Отдельными
решениями российского
По мнению многих российских экономистов, в перспективе, с учетом потенциала российской экономики, следует ориентироваться на становление в ней 10-20 мощных универсальных транснациональных ФПГ, сопоставимых по размерам с зарубежными корпоративными объединениями и способных контролировать до 50% промышленного производства. Именно финансово-промышленные группы при условии целенаправленной их поддержки со стороны государства должны стать объектами экспортно-ориентированного экономического роста, способствующего прогрессивным изменениям в российской экономике.
Официальная статистика не
В течение всех 90-х годов Россия демонстрировала огромные масштабы бегства капитала из национальной экономики. Вместе с тем даже в начале текущего десятилетия по объемам легального экспорта прямых иностранных инвестиций (ПИИ) позиции страны в мире были более чем скромными. В конце 2000 г., по данным Центрального банка России (так же как и по сведениям ЮНКТАД – самой авторитетной международной организации в сфере ПИИ), аккумулированная сумма российских прямых инвестиций за рубежом составляла 20,1 млрд. долл. Россия занимала только 29-е место в мире, что явно не соответствовало потенциалу страны. Однако в последние годы ситуация кардинально изменилась.
К началу 2007 г. по накопленной сумме экспортированных ПИИ Россия вышла уже на 15-е место в мире, причем происходящие сдвиги отражают не просто нарастание финансовых потоков, а серьезные изменения в российской экономике. Дело в том, что в стране началась интернационализация бизнеса почти всех без исключения ведущих отечественных компаний, означающая их постепенное превращение в «полноценные» транснациональные корпорации (ТНК). Например, уже несколько десятков российских промышленных фирм создали значительные производственные дочерние структуры за рубежом в самых разных регионах.
Чтобы оценить объемы
Во-вторых, российские бизнес-группы нередко стараются не афишировать свои сделки по приобретению зарубежных компаний, поэтому они иногда выпадают из поля зрения статистиков. Данные о реинвестировании прибылей уже созданных российских заграничных дочерних структур объективно сложно измерить. В итоге статистические оценки российских ПИИ у разных организаций сильно расходятся. Например, уже упомянутые ЮНКТАД и Центробанк России на конец 2006 г. оценивали накопленные российские ПИИ на уровне соответственно 156,8 млрд. долл. и 209,6 млрд. долл., т.е. разница составляла более 30%!
Выход из сложившейся ситуации, однако, существует. При более детальном анализе российских ПИИ можно ограничиться только долгосрочными капиталовложениями компаний (наряду с ТНК прямые инвестиции осуществляют фонды прямого инвестирования, физические лица – покупатели некоммерческой недвижимости, а также некоторые другие категории инвесторов). Именно сведения о трансграничных инвестиционных сделках компаний наиболее доступны для исследователей благодаря официальной отчетности самих фирм, сообщениям в СМИ, специальным базам данных о слияниях и поглощениях и т.д. Первые систематизированные оценки зарубежных активов крупных российских ТНК были опубликованы в 2004 г. в Финляндии командой экспертов под руководством профессора К. Лиухто. Представленные ими данные не были лишены неточностей (что с учетом языкового барьера и других особенностей «дистанционного» изучения российских компаний объяснимо), однако послужили базой для основной части других (хотя и немногочисленных) исследований российских ТНК, проводимых за рубежом.
Вместе
с тем с 2005-2006 гг. центр исследований
интернационализации
По оценкам специалистов, на конец 2007 г. зарубежные внеоборотные активы 50 самых крупных российских нефинансовых ТНК составили около 67 млрд. долл., увеличившись за год приблизительно на 22 млрд. долл., т.е. почти в полтора раза. При этом значительная часть данных компаний имеет дочерние структуры сразу во многих странах, что позволяет с полным основанием отнести их к ТНК. На остальные отечественные нефинансовые фирмы, инвестирующие за рубежом, приходится лишь 2-3 млрд. долл. внеоборотных активов. Любая из таких компаний не имеет за границей долгосрочных капиталовложений, превышающих хотя бы 75 млн. долл., а ее «профильные» производственные активы (т.е. фирмы по производству товаров и/или услуг, на которых специализируется компания, а не просто сбытовые, финансовые или другие обслуживающие экспорт заграничные подразделения) находятся обычно в 1-2 странах.
Информация о работе Особенности деятельности ТНК на рубеже XX-XXI вв