Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 12:20, курсовая работа
Целями работы являются:
- рассмотреть проблемы неравенства доходов населения и сущности бедности;
- описать существующей на сегодняшний день модели рыночной экономики;
- определить, что можно взять для себя из опыта других стран;
- показать состояние нашей экономики на сегодняшний день и изложить некоторые пути ее становления и оздоровления.
Достижение цели исследования базировалось на поэтапном решении следующих основных задач:
- рассмотрение сущности и степени неравенства доходов;
- рассмотрение понятия бедности;
- рассмотрение методов регулирования доходов;
Введение. 3
1. Неравенство доходов: сущность, причины, измерение. 5
1.1. Понятие и причины возникновения неравенства доходов. 5
1.2. Показатели измерения неравенства доходов. 8
1.3. Дифференциация доходов населения. 9
2. Бедность: сущность, причины, измерения. 12
2.1. Понятие и причины бедности. 12
2.2. Измерение уровня бедности. 13
3.Социально ориентированная рыночная экономика. Государственная система подержания доходов. 18
3.1. Проблемы теории и практики социально ориентированной рыночной экономики. Модели рыночной экономики. 17
3.2.Отличительные особенности социально ориентированной модели рыночной экономики и примеры её реализации в отдельных странах. 26
3.3. Государственный механизм перераспределения доходов в РФ и в мире. . 36
3.4. Социальная защита как механизм выравнивания доходов в РФ и в мире. 41
Заключение. 42
Список литературы. 45
Швеции принадлежит
приоритет по многим
организации социального диалога; перехода от политики потребительского
отношения к окружающей человека природной среде к экологически
дружественной политике промышленного развития через ужесточение норм загрязнения и других экологических стандартов, запрет на строительство АЭС. Первая в 20в. реформа шведской социально-экономической системы была проведена в 1930-е гг. Выход из кризиса, как и во всех капиталистических странах, был найден в усилении государственного регулирования и осуществлен путем повышения распределительных функций госбюджета при усилении социального обеспечения.
Один из основателей шведского варианта концепции социального рыночного
хозяйства – Г. Мюрдаль справедливо связал прогресс в экономическом и
индустриальном развитии с прогрессом социальным, а трудности в достижении роста объяснял отсталостью и архаичностью общественных структур.Согласно его концепции экономический кризис, если он принимает затяжной характер, должен служить двигателем изменения своей структуры общественных и политических отношений, функций полит. институтов, как это и произошло в Швеции в 1930-е гг. и было продолжено в послевоенные годы.
Шведский опыт показывает,
что экономическая система,
компенсировать
высококачественную и инновационную продукцию или услуги, возрастающим
уровнем жизни, пробуждает и вводит в действие на пользу экономическому и
общественному развитию
могучие созидательные силы
общественный сдвиг
в сторону соц.
который начался в Швеции в 1930-х гг. и был продолжен в 1960-1970-ее гг.,
обеспечил мощный подъем и поныне, потребовав в начале 1990-х гг. некоторой перенастройки политико-экономического механизма.
Экономическое регулирование в Швеции имеет достаточно всеобъемлющий и
широкий характер: государство контролирует не только доходы и прибыли, но и использование капитала, рабочей силы, а также цены через антимонопольное
законодательство и специальные ведомства, такие, как Ведомство по делам цен
и картелей, Суд по
делам антикарательного
юридический институт - специальное доверенное лицо – омбудсмен, которое
следит за соблюдением правил свободной конкуренции. Швеция имеет большой опыт регулирования цен, контроля за конкуренцией и введения ограничений на несправедливую торговую практику. В послевоенные годы государство регулировало цены преимущественно через антимонопольное законодательство, а также через установление технических нормативов, таможенного и импортного регулирования, выделение субсидий, предназначенных для поддержания приемлемых для потребителей цен и тарифов, контроль над экономической деятельностью муниципалитетов. В связи с расширением конкуренции из-за внешнеторговой либерализации и присоединения к ЕС, а также снижением инфляции в шведской экономике и произошел отказ от контроля над ценами, так как он стал попросту излишним. Кроме того, свободу проведения ценовой политики и введения контроля над ценами теперь ограничивают правила ЕС: ведь Швеция инкорпорировала в свое законодательство 1400 общеевропейских норм. Де регуляция экономической жизни, характерная для Швеции в 1990-х гг., восстановление экономического роста, повышение состязательности со стороны внешних торгово-экономических партнеров, снижение инфляции - все это снизило потребности в государственном регулировании цен в стране. В настоящее время контроль в Швеции над ценами осуществляется в основном при помощи антимонопольного законодательства. Государственный бюджет Швеции подтверждает, что шведская экономическая система ориентирована на достижение социальных целей: обеспечение относительной эгалитарности, понимаемой как уменьшение при помощи налогов резкой дифференциации доходов, уменьшение бедности при обеспечении полной занятости. Более 50% ВВП страны проходит перераспределение через государственный бюджет, в том числе более 2/3 этой части валового продукта страны направляется на услуги социальной направленности, включая бесплатное здравоохранение, образование и др. [14,c.18]
Гуманность шведской социальной политики проявляется и в том, что
работодатели 43% фонда заработной платы отчисляют в фонды пенсионного
страхования, а пособия по болезни или уходу за ребенком выплачиваются в
размере 90% заработка.
В системе государственного регулирования экономики страны нашли отражение идеи рациональной централизованной экономики и социального планирования, развитые Г.Мюрдалем. Кооперативный характер отношений между предпринимателями, политической элитой и трудящимися выразился в том, что был найден компромисс глобального характера. Они взаимно признали следующие уступки друг другу: рабочее движение отказалось от проведения широкомасштабной национализации, а шведские работодатели признали за социал- демократами право на проведение социально ориентированных реформ и трансформацию Швеции в государство всеобщего благоденствия. Сложилась своеобразная политическая культура мирного разрешения конфликтов на основе консенсуса, исключающего подчинение одной стороны другой.
В последние 50 лет у власти находились почти все время социал-
демократические
шведской экономической системы показывает динамика изменения цен. Например, за период 1980-1990-х гг. цены на акции выросли в 10 раз, на жилые
помещения - в 5, на офисные помещения - в 4, в то время как на потребительские товары - только в 2 раза.
Когда шведская модель социально
ориентированной экономики
зрелости, стали проявляться
некоторые негативные черты:
безработица, замедлились
темпы экономического роста,
эффективность, ослабились стимулы к интенсивному, высококачественному
труду. И опять-таки и политический истеблишмент, и широкие слои трудящихся проявили солидарность в том, что взаимно согласились на корректировку модели организации и функционирования шведского общества. Эта перенастройка началась в 1990-е гг., как раз накануне присоединения к ЕС. Шведское законодательство было отрегулировано в соответствии с неолиберальными принципами, получившими применение в Евросоюзе: были несколько сокращены расходы на социальные нужды, что привело к незначительному снижению уровня жизни отдельных слоев населения (однако не боле, чем на 10%), были уменьшены корпоративные налоги - сначала с 50 до 30%, а затем до 25% - что имело целью стимулировать инвестиции и поддерживать полную занятость. В начале 1990-х гг. проводилась жесткая антиинфляционная политика, продолжались реформы по линии ужесточения требований к получателям социальных выплат, улучшения условий деятельности для малых и средних предприятий, уменьшения налогов на имущество. За 1991-1996 гг. в Швеции было осуществлено около 300 изменений правил в системе социального обеспечения и 50 изменений в правила регулирования рынка труда. В результате своевременно предпринятой корректировки экономической политики удалось переломить начавшийся в стране кризис, выразившийся в сокращении ВВП Швеции в период с 1991 по 1993 гг. Уже с 1994 г. начался промышленный и экономический рост: с 1994 по 1996 гг. ежегодный прирост составил 2,8%.
Динамика производительности труда, превышающая средние для стран-участниц ОЭСР показатели, подтвердила, что направление реформы по-шведски было выбрано правильно.
Приход к власти в середине 60-х большой коалиции (ХДС/ХСС и СДПГ), а затем и социал - либерального кабинета (СДПГ и Свободные демократы) фактически обусловил появление новой модели экономической политики. Новизна заключалась в расширении гос. вмешательства в хозяйственные процессы с использованием неокейнсианских инструментов. Кредитно – денежная политика дополнялась активным использованием инструментов госбюджетной и налоговой политики. Одновременно в процесс выработки решений вовлекались союзы работодателей и профсоюзы: в рамках «согласованного действия» представители работодателей, профсоюзов и государства должны были согласовать динамику заработной платы и доходов с общеэкономическими целевыми установками.
«Согласованное действие» вносило в систему социального рыночного
хозяйства кейнсианскую
политику доходов,
хозяйственно-политических решений по вопросам распределения национального дохода (упрощенно говоря, заинтересованным сторонам приходилось договариваться, какая доля национального' дохода образует прибыль и другие доходы на капитал, а какая — заработную плату). Впрочем, на деле она свелась к политике заработной платы.
Для «ориентации» народного хозяйства вводилось среднесрочное (скользящее пятилетнее) финансовое (то есть бюджетное) планирование. Оно опиралось на общеэкономические проектировки, представлявшие собой прогнозы основных экономических показателей. Новая политика получила наименование «фискальной политики стабилизации». По сути, это конъюнктурная, антициклическая политика, у которой две взаимосвязанные цели: не допускать резких конъюнктурных колебаний экономики и содействовать устойчивому экономическому росту. Был взят курс на «соразмерный» рост и достижение «общеэкономического равновесия» в экономике.
«Закон о стабильности» обязывал федеральные и земельные власти
приспосабливать свою бюджетную политику к целям общеэкономического
равновесия, выраженным в так называемом магическом четырехугольнике:
стабильность цен (или – что-то же самое — стабильность ценности
денег);
высокий уровень занятости;
внешнеэкономическое равновесие (иногда определяемое как равновесие
платежного баланса);
постоянный и сбалансированный («соразмерный») экономический рост.
Эти цели считались равно значимыми и должны были достигаться
одновременно, не в ущерб друг другу.
В основе политики стабилизации
финансовыми средствами лежала кейнсианская
концепция регулирования
Принимаемые меры не носили временного антикризисного характера, они увязывались в единую систему, причем связующим элементом как раз и становилось среднесрочное финансовое планирование и прогнозирование.
Система получила название «глобальное регулирование». Лозунгом новой политики стали слова Шиллера: «Конкуренция - насколько возможно,
планирование - насколько необходимо». Однако уже в середине 70-х годов
«глобальное регулирование» показало свою несостоятельность.
«Глобальное регулирование» нельзя назвать абсолютно негодным средством.
Среднесрочное финансовое планирование с большим или меньшим успехом
применяется до сих пор.
Самая крупная и
нерешенная до сих пор
зарегистрированных
целом насчитывалось около 4.4 млн. (более 3 млн. - на Западе), или 11.4%
трудоспособного населения (на Западе - 9.9%, на Востоке -17.4%).Еще не
менее 2 млн. человек
составляли скрытую
впервые за десятилетие
число занятых в Германии
0.4%), доля безработных снизилась еще существеннее, но эти улучшения
происходили почти
исключительно на западной
безработных также уменьшилось, но слабее, чем в предшествовавшем году. Лишь в 2000 г. произошло заметное снижение безработицы (среднегодовой показатель составил 3.89 млн. человек, уровень безработицы в начале 2001 г. —
9.3%), но опять-таки только на Западе, а не на Востоке.
Сила германской экономики - высокая конкурентоспособность товаров на
мировом рынке и высокая экспортная доля в ВВП (почти 30%) -вновь обернулась слабостью, точнее, ненадежностью.
Снижение безработицы
стало одним из самых видимых
проявлений успехов
снизилось до уровня менее 4 млн., в мае — до 3.8 млн. (доля безработных в
среднем за 2000 г. составила 9.6% против 10.5% годом ранее, но в конце
года, установившись на уровне 9.3%, перестала снижаться).
Отличительной особеностью
Германской модели от Шведской
является то, что в Германии
Центральному Банку
3.3. Государственный механизм перераспределения доходов в РФ и в мире
Государственное регулирование доходов представляет собой систему мер и норм законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации доходов и их роста в зависимости от меняющихся социально-экономических условий развития общества. Оно направлено на создание условий, способствующих нормальному воспроизводству рабочей силы и ее развитию.
Информация о работе Неравенство доходов и роль государства в социально ориентированной экономике