Цикличность экономического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2011 в 22:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение понятия цикличности экономического развития.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

Описать сущность и структуру экономического цикла, его особенности;
Осветить виды экономических циклов и направления государственного антициклического регулирования;
Охарактеризовать проблему цикличности экономического развития в Беларуси.

Содержание работы

Введение 4
1. Сущность и структура экономического цикла, его особенности и причины...5
2. Виды экономических циклов. Сущность государственного регулирования циклов 12
3. Проблема цикличности и экономические кризисы в Республике Беларусь 19
Заключение 36
Список литературных источников

Содержимое работы - 1 файл

Курсовая.doc

— 532.00 Кб (Скачать файл)

     Несмотря  на такие, казалось бы, существенные различия, есть общее понимание этими концепциями того факта, что, во-первых, государство в состоянии сглаживать циклические колебания, и, во-вторых, государство должно это осуществлять в целях достижения и поддержания экономической стабильности. Существует и общее понимание того, какова должна быть в целом линия поведения государства, направленная на преодоление циклических колебаний. В фазе спада все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает снижение ставок, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции, проведение политики ускоренной амортизации. При этом сторонники кейнсианских взглядов больше уповают на рост государственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятия больше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а в конечном счете — и производства. Графическая иллюстрация воздействия государства на совокупный спрос представлена на рис. 2.1.

     Рост  спроса на величину D1D2 вызывает рост национального дохода от уровня ON1 до ON2. Стрелкой на оси ординат показан сдвиг вверх линии совокупного спроса, стрелка на оси абсцисс показывает увеличение национального дохода.

     Рисунок 2.1. Регулирование совокупного спроса

     Примечание. Источник: [5] 

     Сторонники  неоконсервативных взглядов большее  внимание уделяют налогам, снижение которых ведет к росту деловой активности, но в целом они рассматривают налогово-бюджетную политику как дополнение к кредитно-денежной политике.

     Кредитно-денежная политика в этот период преследует те же цели, что и налогово-бюджетная политика, и предполагает проведение кредитной экспансии. Ее цель — оживление экономической жизни в стране при помощи дополнительных кредитов. В это время проводится политика «дешевых денег». На практике это означает, что снижаются процентные ставки за выданные ссуды, увеличиваются кредитные ресурсы банков, что ведет к увеличению капиталовложений, усилению деловой активности, снижению безработицы. Однако это может иметь и отрицательные последствия, так как в длительной перспективе ведет к усилению инфляционных тенденций.

     Что же происходит в обратном случае, то есть в период подъема экономической конъюнктуры? Государство в целях предотвращения перегрева экономики и связанных с этим болезненных явлений в хозяйственной жизни проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.

     Налогово-бюджетная  политика такого периода характеризуется повышением ставок налогов, сокращением государственных расходов, ограничениями в области проведения амортизационной политики. Именно на налогово-бюджетную политику ориентируются теоретики кейнсианских методов регулирования. Фискальные мероприятия приводят к снижению покупательной способности, а значит, и спроса, что ведет в конечном счете к некоторому спаду экономической активности (см. рис. 2.2).

     Рисунок 2.2. Применение фискальной политики

     Примечание. Источник: [5] 

     В кредитно-денежной политике начинают преобладать элементы кредитной  рестрикции, то есть проводится политика «дорогих денег», что означает прямо противоположные меры: повышение процентных ставок по ссудам, сокращение кредитных ресурсов банков. Но и в этом случае необходимо весьма осторожно обращаться с элементами кредитно-денежной политики, ибо в долгосрочном плане кредитная рестрикция может через сокращение инвестиций и, соответственно, производства привести к росту безработицы [5, c. 343].

     В общем и целом, говоря о политике, которую должно проводить государство  в целях сглаживания циклических колебаний, можно охарактеризовать ее как политику противодействия: мероприятия, направленные на смягчение циклических явлений, должны идти в направлении, противоположном существующим на данный момент колебаниям экономической конъюнктуры. В период спада государство проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период «перегрева» экономики стремится сдерживать деловую активность. К. Эклунд в своей книге «Эффективная экономика» приводит график (рис. 2.3), демонстрирующий вышесказанное.

     К. Эклунд рассматривает данный график с точки зрения кейнсианской модели: с помощью увеличения расходов и снижения налогов в период спада и снижения расходов и повышения налогов в период подъема предлагается смягчить безработицу в первом случае и инфляцию — во втором. Но приведенный график характеризует и мероприятия сторонников консерватизма: меняются методы проведения политики экспансии и сдерживания, а сама система (направление воздействия) остается без изменений.

     

     Рисунок 2.3. Динамика антициклического регулирования

     Примечание. Источник: [5]

     Все рассмотренные выше рекомендации, касающиеся поведения государства по отношению  к циклу, применялись и продолжают целенаправленно применяться на практике. И именно в реальной жизни происходит оценка данных теоретических рассуждений и рекомендаций. Правительство стремится учитывать требования экономической ситуации и пытается бороться с дестабилизирующими явлениями, добиваться устойчивого хозяйственного развития. Отсюда и объяснение тех практических шагов, которые оно предпринимает. А эффективность этих шагов может быть реально оценена только по истечение определенного периода времени.

 

3. ПРОБЛЕМА ЦИКЛИЧНОСТИ  И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ В  РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

     Сегодня высока вероятность вступления Беларуси в фазу аккумулирования проблем, которые уже в ближайшей перспективе приведут к очень долгосрочному сочетанию валютного, банковского кризиса и кризиса внешней задолженности.

     Удастся ли Беларуси избежать крупномасштабного  экономического кризиса и что для этого нужно?

     Беларусь  столкнулась с проблемами в результате повышения цен на газ и потери дохода от переработки российской нефти  и газа. Данный шок условий торговли имеет широкие макроэкономические, а, следовательно, и общественно-политические последствия.

     Его размеры велики, а цены на энергоносители будут продолжать расти вплоть до 2011 года, когда цена газа для Беларуси достигнет европейского уровня, что  предусмотрено соглашением с  Россией. Единственным выходом из создавшегося положения представляется глубокая структурная перестройка экономики, предполагающая сокращение госрасходов и проведение реформ, способствующих необходимой корректировке экономики.

     При фиксированном обменном курсе энергетический шок в итоге приведет к сокращению экспортных доходов и увеличению расходов на импорт. Как следствие, произойдет ухудшение торгового баланса. С целью недопущения девальвации национальной валюты образовавшийся дефицит необходимо будет финансировать из внешних источников, так как альтернатива — балансирование текущего счета путем значительной реальной корректировки экспорта и импорта — труднодостижима в краткосрочном периоде. Однако заимствования могут служить лишь краткосрочной мерой облегчения переходного процесса и не могут заменить реальные изменения [8].

     Источники финансирования кажутся достаточно очевидными: либо продажа активов, либо иностранные заимствования. Прибегнет  ли Беларусь к помощи России или других схожих стран — производителей нефти — либо обратится за финансированием к Западу? Риторика белорусского правительства не дает ясной картины. Вместе с тем до сих пор все финансирование идет в основном из России.

      Перспектива получения официальной  помощи от Запада для финансирования дефицита торгового баланса кажется  маловероятной с учетом политической ситуации в Беларуси. Однако западным странам следует взвесить свои решения, так как альтернативой является еще большее углубление зависимости Беларуси от России после продажи ей своих активов и осуществления заимствований у своего сильного соседа (что представляется более правдоподобным вариантом развития ситуации).

     Запад мог бы стать более вовлеченным, пытаясь способствовать продвижению  реформ в необходимом направлении  посредством привлечения властей  к диалогу по вопросам того, что  необходимо для обеспечения долгосрочного  роста и повышения уровня жизни.

     Следует отметить, что сегодня высока вероятность вступления Беларуси в фазу аккумулирования проблем, которые через несколько лет могут с легкостью привести к очень долгосрочному сочетанию валютного, банковского кризиса и кризиса внешней задолженности. Данный тип внешнего финансового краха происходит со многими странами мира в результате Азиатского кризиса и кризиса Аргентины и некоторых ее соседей в Латинской Америке.

     Так, например, в Таиланде выпуск сократился на 10,5% в следующем после кризиса  году, а на возвращение к докризисному уровню дохода ушло 6 лет с совокупными потерями выпуска порядка 50% докризисного ВВП. Чтобы не допустить развития подобного сценария в Беларуси, необходимо начинать реформы уже сейчас. С другой стороны, кризис такого рода может иметь положительный побочный эффект в смысле большей демократизации страны (Индонезия), хотя с тем же успехом может привести и к серьезным экономическим и социальным последствиям для населения, которые будут сопровождаться еще более авторитарным руководством (Мьянма).

     Большая часть выпуска концентрируется на крупных подконтрольных государству предприятиях, в которых как производство, так и занятость предопределены в соответствии с правительственными целями. Ни одна крупная компания не была приватизирована. Данный вид государственного вмешательства означает, что крупные фирмы функционируют в условиях мягких бюджетных ограничений. Компании, оказавшиеся в тяжелом положении, могут быть взяты на поруки и просубсидированы различным образом, тогда как фирмы, генерирующие значительный доход, могут столкнуться с более высокими, произвольно предъявляемыми, требованиями по налогообложению.

     Помимо  доминирующего государственного сектора  существует также частный сектор, в котором функционируют преимущественно  малые и средние предприятия. Основной их деятельностью является розничная торговля и общественное питание (45% всех малых фирм) для обслуживания потребностей внутреннего рынка. Темп роста малых фирм намного отстает от темпа роста экономики. Одним из основных факторов, объясняющих медленные темпы роста и ограниченную долю в ВВП, является отсутствие стимула к росту. Если малая фирма становится относительно успешной и начинает расти, возникает высокий риск того, что государство попытается присвоить ее доходы или перевести на себя право собственности над компанией.

     Индекс  развития человеческого потенциала ООН показывает крайне противоречивую картину в области здравоохранения и образования. Всеобщая грамотность и бесплатное и обязательное образование приветствуется с точки зрения перспектив развития. Однако расходы на образование напрямую зависят от экономической ситуации. Поэтому данная область может стать зоной риска, если разовьется полномасштабный кризис платежного баланса [8].

     Несмотря  на быстрый рост и высокие расходы  на здравоохранение в Беларуси, ситуация в данной области не внушает оптимизма. Хотя расходы на здравоохранение в процентах к ВВП сравнимы с Польшей, ожидаемая продолжительность жизни за последние десять лет сократилась на 3 года и составляет около 63 лет для мужчин и 75 для женщин.

     В Беларуси серьезные проблемы с коррупцией. Вопреки официальной информации о сокращении уровня коррупции в Беларуси, индекс восприятия коррупции, рассчитываемый организацией Transpatency International, демонстрирует тенденцию к резкому снижению после включения Беларуси в список анализируемых стран в 2002 году. В сфере коррупции Беларусь занимает 151-е место из 163 стран и разделяет его с Узбекистаном, но находится ниже Таджикистана и Туркменистана и немного выше таких стран, как Гаити, Ирак, Мьянма, Судан и Демократическая республика Конго. Данную ситуацию можно назвать катастрофической. По сравнению с другими постсоветскими странами в нашей части света Беларусь сегодня находится в конце списка, хотя еще пять лет назад занимала лидирующую позицию.

     Стоимость ведения бизнеса в Беларуси очень  высока. Начиная с 2003 года Всемирный  банк проводит классификацию стран по ряду критериев, имеющих отношение к простоте ведения бизнеса, таких как легкость открытия бизнеса, лицензирование, найм работников и уплата налогов. Среди 175 стран Беларусь занимает 129-е место по легкости ведения бизнеса. Для сравнения: Россия занимает 96-е место, Польша - 75-е, Эстония - 17-е, Литва - 18-е. Деспотизм налоговой системы и низкая защищенность инвесторов увеличивают издержки ведения бизнеса. Воплощением этого является правило "золотой акции", которое дает государству право контрольного пакета, даже если оно владеет небольшим числом акций. В 2004 году данное правило было расширено и распространяется на фирмы без государственного участия в капитале, давая правительству право вмешиваться в дела любой приватизированной компании.

     Значительная часть кредитов в последнее время направляется на государственные предприятия. Учитывая, что в данном процессе высока роль директивного кредитования (которое не всегда основано на рациональных финансовых расчетах), а также увеличения привлечения банками краткосрочных ресурсов в иностранной валюте, появляются причины для беспокойства.

Информация о работе Цикличность экономического развития