Возрастная структура населения и проблема воспроизводства трудовых ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 14:58, курсовая работа

Краткое описание

цель данной работы - имеет большое практическое значение.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие возрастной структуры как демографической характеристики и методология ее исследования

- изучить особенности динамики возрастной структуры населения в Брянской области в 1998 – 2008 годах;

- исследовать воспроизводство трудовых ресурсов

- проанализировать динамику воспроизводства трудовых ресурсов в Брянской области.

Объектом исследования служит население Брянской области.

Содержимое работы - 1 файл

возрастная труктура населения и проблема воспроизводства трудовых ресурсов.doc

— 944.50 Кб (Скачать файл)

     На  снижение численности поколений, рожденных  в кризисные годы, влияет и более высокий уровень смертности в этих поколениях на протяжении всей жизни. Например, когорта 1942 года рождения демонстрировала смертность на интервале возраста от 20 до 30 лет на 21% выше, а на интервале от 30 до 40 лет — на 18% выше, чем когорта 1939 года рождения.

     Малочисленные поколения в возрастах 20–29 лет  сформировались под воздействием явления, называемого «эхом войны». Это поколения, рожденные в конце 1960-х гг., следовательно, их родителями были «дети войны», небольшие по численности поколения военных лет. Это пример так называемой демографической волны, или колебание чисел рождений, которое, «один раз возникнув, воспроизводится многократно в следующих поколениях, ибо оборачивается позднее дефицитом матерей и, соответственно, дефицитом рождений» [8, С.190].

     Снижение  рождаемости в 1990-е гг. привело  к формированию малочисленных возрастных групп у основания пирамиды. Снижение рождаемости за период 90-х гг. (почти на 30%) – начала демографического кризиса - и начала XXI века произошло по двум основным причинам:

     а) в начале 90-х годов уменьшилась численность женщин в фертильном возрасте, которыми стали "дети детей войны";

     б) сегодня две трети семей отказывается иметь детей по материальным соображениям, откладывая их появление (и тем самым изменяя "тайминг" рождений) или вообще предпочитая бездетность. За период 1987-1997 гг. абсолютное число рождений уменьшилось почти в два раза: с 2,5 до 1,26 млн. в год.

     Снижение  рождаемости становится для России крайне опасным. Во-первых, исчерпан внутренний потенциал демографического воспроизводства. Ведь для замещения поколений родителей нужен уровень рождаемости, измеряемый суммарным коэффициентом рождаемости, равным по крайней мере 2.1, а сегодня он составляет лишь 1.2. Во-вторых, население и рабочая сила стареют, снижается здоровье людей, однодетная семья становится доминирующей.

     Анализ  динамики возрастной структуры населения первой четверти XXI в. показывает, что происходит порожденная войнами и другими катастрофами, а также эхом демографической волны смена "больших" и "малых" когорт. Такая смена существенно сказывается на экономической нагрузке трудоспособного населения и вызывает дополнительные экономические и социальные напряжения, которые нельзя не учитывать в социально-экономической политике. "Шоковая терапия" обострила демографическую ситуацию до предела, обнаружив, что естественный (т.е. связанный прежде всего с количеством женщин, находящихся в фертильном возрасте) потенциал воспроизводства населения России давно исчерпан.

     Согласно  прогнозам, особыми чертами структуры населения начала XXI в. в дальнейшем будут его постарение, увеличение диспропорции полов, тенденция падения (после 2005 г.) трудового потенциала, рост нагрузки на трудоспособное население за счет престарелых, уменьшение численности и доли детей. В 2015 г. дети составят 21,9 млн., а престарелые – 34,7 млн. чел.

     Помимо  малочисленных поколений, на пирамиде выделяются и возрастные группы, численно превышающие соседние поколения. «Пик» в возрастах 9–12 лет вызван реализацией мер семейной политики в середине 1980-х гг., что повлекло за собой кратковременное повышение уровня рождаемости. «Пик» в возрастах 35-40 лет связан с некоторым послевоенным повышением рождаемости.

     Таким образом, не всегда появление больших по численности возрастных групп на пирамиде связано с ростом числа рождений в соответствующие годы. Довольно часто, особенно в странах с плохо собираемой информацией о возрасте, «пики» на возрастной пирамиде образуются из-за недостатков в сборе данных.

     Возрастная  структура как элемент возрастно-половой структуры тесно взаимодействует с характеристиками воспроизводства населения. Различают три типа такого взаимодействия: а) примитивный; б) стационарный; в) регрессивный [2, С.153 - 155].

     А) Тип воспроизводства населения, характеризуемый высокой рождаемостью и смертностью. Возрастная пирамида такого населения имеет широкое  основание (которое образует высокая  доля детей в населении) и узкий  шпилеобразный верх (малая доля доживающих до преклонного возраста). В нашей стране примитивный тип воспроизводства сохранялся вплоть до второй мировой войны.

     В) Промышленное и социальное развитие общества имеет среди своих результатов  также и снижение уровней смертности и рождаемости. Рост численности населения замедляется и прекращается. Такой тип называется неподвижным, или стационарным.

     С) Дальнейшее развитие при определенных условиях приводит к состоянию, когда  снижение смертности замедляется или  прекращается, в то время как снижение рождаемости продолжается. Начинается депопуляция, вымирание населения. Население стареет, т. е. в его составе увеличивается доля пожилых людей и сокращается доля молодежи. Такой тип воспроизводства населения называется регрессивным, или деградационным.

     Процесс неуклонного роста в возрастной структуре доли населения старших возрастов называется демографическим старением населения и носит универсальный характер. Для оценки степени демографической старости населения существует простой показатель – удельный вес населения в возрасте 60 лет и старше (по критериям ООН – 65 лет и старше) во всем населении.

     Демографический кризис, охвативший Россию, переходит  в стадию длительной стагнации, что  в значительной мере и определяет прогнозы на ближайшее десятилетие. С точки зрения типа воспроизводства оценки населения России в будущем столетии также имеют преимущественно пессимистический характер.

     Первые 15-20 лет третьего тысячелетия оно  будет уменьшаться. По оценкам Госкомстата, в 2015 г. численность населения России составит, в зависимости от варианта прогноза: 130.3; 138.1; 147.2 млн. человек [21].

       По среднему варианту население уменьшится на 8,6 млн. чел. Существуют прогнозы, которые показывают, что в 2025 г. в России будет проживать всего 115 млн. жителей, с уменьшением на 33 млн. чел. При этом наиболее серьезные изменения коснутся возрастной структуры, о чем свидетельствует специфический характер демографической пирамиды, которая все более приобретает "грибоподобный" вид, т. е. суживается в основании.

     Оценивая  динамику возрастной структуры населения Российской Федерации в 90-х годах нашего столетия, можно констатировать, что период рыночных реформ в силу своей непродолжительности потенциально не мог глубоко преобразить демографические, особенно возрастные, пропорции общества, так как они складываются не одно пятилетие [20, С.11]. В итоге тенденция выравнивания половой структуры российских жителей, наблюдающаяся уже достаточно давно, не претерпела резких изменений. Единственно, что поступательность движения здесь носила очень медленный характер (увеличение удельного веса мужчин в обществе выражалось в сотых долях процента).

     Тенденция старения населения также сохранилась, но развилась в сторону углубления. При этом в рамках этапа демографической  старости удельный вес лиц в возрасте 60 лет и старше в общей численности населения с 1979 по 1989 гг. увеличился на 1,6 процентных пункта, а с 1989 по 1996 гг. соответственно на 1,5 процентных пункта. Подобное соотношение показателей, на наш взгляд, вряд ли можно рассматривать как существенное ускорение демографического постарения общества.

     Другое  дело, что наметилось заметное сужение  поколения детей, которое действительно  стало носить более быстрый характер (удельный вес лиц в возрасте до 15 лет в общей численности населения  сократился: за 1979-89 гг. на 0,2 процентного пункта, а за 1989-96 гг. на 2,1 процентных пункта). Это имело "отложенное" в перспективу действие, так как пока не касалось собственно трудоактивных контингентов российского общества, однако данным фактором не следует пренебрегать. 

1.2. Особенности динамики  возрастной структуры  населения в Брянской области в 1998 – 2008 годах

 

     Центральная Россия, к которой территориально отнесена Брянская область, традиционно была и остается историческим ядром РФ, имеет важное экономическое, политико-административное и культурное значение.

       Это обусловило, на взгляд автора, «показательность» влияния на основные демографические характеристики ее населения всех основных факторов, затрагивающих социально-экономическое развитие страны.

     В последние годы существования СССР Центральный экономический район занимал первое место среди аналогичных регионов по численности жителей, правда, темпы роста населения здесь были ниже средних [11, С.50].

     На  протяжении советского периода истории России для Центрального района в принципе была характерна положительная динамика численности населения, прерванная только Великой Отечественной войной (табл. 1) [9].

     Большая численность населения определяла довольно высокий показатель заселенности (плотности) района — 62,6 человека на 1 кв. км, превышавший показатель средней плотности населения России примерно в 7 раз.

       Центральный район был одним  из самых урбанизированных в СССР. Горожане составляли около 83% его населения, однако столь высокий показатель уровня урбанизации региону обеспечивала Москва с огромной численностью городского населения. Во всех остальных регионах Центрального района уровень урбанизации был ниже 82%. Для Брянской области данное соотношение на 1 января 1990 г. составляло 68% : 32% в пользу городского населения, что являлось одним из наиболее низких показателей в регионе [4]. 

     Таблица 1 - Динамика численности населения  Центральной России

     между переписями

       

     В 2000 г. в Российской Федерации были созданы новые политико-административные образования в целях оптимизации системы управления страной — федеральные округа. Брянская область вошла в состав Центрального федерального округа (ЦФО) наряду с 18 иными субъектами РФ.

     Анализ  данных динамики численности населения свидетельствует, что за период 1970–1991 гг. наблюдалась устойчивая тенденция роста численности населения в современных границах ЦФО. К 1991 г. по сравнению с 1970 г. численность населения, проживающего в пределах современных границ округа, увеличилась на 2,6 млн. человек [19, С.14 - 15]. Однако в разрезе отдельных регионов динамика численности населения была не столь однозначной. Сокращение численности населения отмечалось в 11 регионах в пределах современных границ ЦФО, в том числе в Брянской области (Приложение 4, табл. 2). 

     Таблица 2 – Изменение численности населения по регионам ЦФО,  1970 – 2002 гг. 

     

     После распада СССР динамика численности населения в Центральной России кардинально изменилась. За период 1992–2002 гг. в пределах ЦФО численность наличного населения сократилась на 135 тыс. человек, или на 0,4% [13]. В Брянской области темпы убыли населения даже сократились (см. табл. 2). Тем не менее, в исследовании И. Б. Орловой большинство регионов Центральной России были справедливо отнесены к территориям с неблагоприятной демографической ситуацией. Она называет их «вымирающими» регионами. О степени демографической деградации этих регионов свидетельствует то, что здесь самые высокие в России показатели смертности от неестественных и насильственных причин [12, С.64].

     Для большинства регионов Центральной России было характерно снижение миграционного прироста населения. Исключения составляли только несколько субъектов федерации — прежде всего, Московская область. В некоторых регионах Центральной России отмечается миграционный отток населения, среди которых, в том числе, Брянская область (табл. 3) [18, С. 24].

     Таблица 3 - Миграционный прирост (убыль) населения  по регионам Центральной России в 1995–2002 гг., человек 

     

     Естественное  движение население складывается из двух основных компонентов — рождаемости и смертности, которые в регионах ЦФО в основном сходны с общероссийскими тенденциями, но имеют некоторые региональные особенности. Рождаемость в регионах ЦФО на протяжении 1970–1990-х гг. имела волнообразную динамику. Вплоть до середины 1980-х гг. рождаемость в основном повышалась в большинстве изучаемых регионов, в том числе в Брянской области. С начала 1990-х гг. отмечается постоянное сокращение рождаемости, причем как в абсолютных, так и в относительных значениях. Спад рождаемости продолжился на всем протяжении 1990-х гг.

     С 2000 г. во всех регионах ЦФО начинается некоторая стабилизация и рост рождаемости. Причем рост фиксируется как в абсолютных значениях, так и по относительным показателям (общему коэффициенту рождаемости).

     В какой-то мере росту числа рождений способствует увеличение числа женщин основного детородного возраста, в первую очередь в возрасте до 30 лет. Однако, как показывают расчеты ученых Центра демографии и экологии человека ИНХП РАН, влияние фактора структуры населения на рост числа рождений не существенно. Улучшение (с точки зрения рождаемости) возрастной структуры населения имело место в ЦФО во второй половине 1990-х гг. Но его позитивная роль оказалась в то время меньшей, чем негативная роль снижения возрастной интенсивности рождений. Когда же позитивное влияние роста числа потенциальных родителей было усилено ростом возрастных коэффициентов рождаемости, то число рождений стало статистически значимо увеличиваться. В 2002 г. общий прирост числа рождений оказался наибольшим, и практически весь этот прирост был обеспечен позитивным вкладом не структурного фактора, а повышением собственно рождаемости [10, С42].

Информация о работе Возрастная структура населения и проблема воспроизводства трудовых ресурсов