Ипотечный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 20:48, курсовая работа

Краткое описание

Детальное рассмотрение такого вида кредитных услуг, как ипотечный кредит, выявило его большой потенциал в российских условиях.
Ипотечное кредитование - во многом новый для нашей страны вид банковских услуг, и имеются серьезные препятствия, мешающие его развитию. Основными из них являются недостаточная нормативно-правовая проработка вопроса, сложность привлечения ресурсов для ипотеки, оценки различных видов рисков и платежеспособности заемщика.
Все эти проблемы существенно тормозят развитие ипотеки в России.

Содержимое работы - 1 файл

Ипотечный кредит(курсовая)копия.doc

— 339.00 Кб (Скачать файл)

     Информация, представленная в курсовой работе, взята из специализированных источников литературы под редакцией различных авторов, таких как Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П., Жуков Е.Ф., Жарковская Е.П., Лаврушин О.И., Разумова И.А. и др., а также из статей экономических журналов, официальных сайтах средств массовой информации и представительств в Интернете.

     Работа  состоит из введения, четырех вопросов, заключения, списка использованных источников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Происхождение и развитие ипотеки
 

    Ряд российских авторов в девяностых годах ХХ века, и даже в начале ХХI века, высказывал весьма определенную точку зрения, которая быстро стала популярной. Она приводилась в многочисленных статьях в самых различных изданиях, диссертациях, рекламных брошюрах, листовках и в Интернете. Эта "этимологическая" точка зрения, восходит к статье Д. Л. Вербловского "Ипотека" в "Энциклопедическом словаре" издателей Ф. А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Согласно вышеупомянутой точки зрения, понятие «ипотека» пришло в мировую финансово-экономическую систему из Древней Греции. Его ввел архонт Солон в VI веке до н.э. Предшественник Солона - Драконт ввел порядок (в 621 г. до н.э.), согласно которому любые посягательства на частную собственность и ее движимую часть сурово карались. Не случайно за ним и его порядками в истории закрепилось определение "драконовых законов".

    В 594 г. до н.э. Солон осуществляет свои знаменитые реформы, в том числе отменяет поземельные долги, вводит свободу завещания, по которой выморочное имущество уже не обязательно переходит к наследникам рода. Теперь каждый получил право расставаться и завещать "собственность" по своему усмотрению. Первоначально в Афинах залогом подобного рода обязательств была личность должника, которому в случае невозможности заплатить долг грозило рабство. Для перевода личной ответственности в имущественную Солон и предложил ставить на имении должника (обычно на пограничной меже) столб с надписью, что эта земля служит обеспечением претензий на определенную сумму. Такой столб и назвали ипотекой. По-гречески "hypotetheca" - подставка, подпорка.

    Однако  стоит отметить, что предпринятый позже "Новый энциклопедический  словарь" издателей Ф. А. Брокгауза  и И. А. Ефрона поменял автора статьи "Ипотека" и перестал быть столь  категоричным. Поставить под сомнение "этимологическую" версию позволяют и другие источники. Обратимся, например, к книге Джона Файна "Американские раскопки в Афинской Агоре", где автор утверждает, что, хотя филологи универсально говорят об Аттической ипотеке, слово "ипотека" в значении обеспечения недвижимой собственностью никогда не встречается в произведениях аттических авторов IV или V веков. Оно употребляется по отношению к обеспечению (к кораблю или грузу, или к обоим) в морской ссуде. Когда же ссуды обеспечивались недвижимой собственностью, заключался договор покупки с правом выкупа, и только потом постепенно стала применяться ипотека.

     Таким образом, появляется следующая версия. Слово "ипотека" пришло из морской  ссуды, и столбы здесь ни при чём. Само слово "ипотека" имело два значения. Первое – наставление, назидание, совет; второе – залог, заклад. Некоторые источники (например, «Итальянская энциклопедия наук, литературы и искусства», «Enciclopedia italiana di scienze, lettere ed arti») придерживаются следующего мнения: термин, слово "ипотека" произошло от приставки "ипо-" (приставка со значением: 1) под-; 2) подчиненность) и глагольной формы "ставить, класть". Слово "ипотека", например, встречается в гомеровской "Одиссее", и там оно носит вполне определенный смысл – наставление, совет. Однако связь между ипотекой, недвижимостью, юридическим понятием завещания и персоной Солона не случайна. Передача собственности, в частности недвижимости, наверное, была (и есть) одним из лучших наставлений на дальнейшую жизнь одаряемому. Поверхностные соответствия видны и между древнегреческими словами "ипотека", "могила" и "завещание". Выглядит это любопытно. Ведь именно Солон сделал один из первых шагов в деле свободы завещания в древних Афинах. Свобода завещания в какой-то мере послужила развитию права частной собственности на недвижимость и, в дальнейшем, – развитию ипотеки недвижимости. Нельзя не вспомнить и о таком значении слова ипотека, как заклад. Весьма вероятно, собственность-то и "подкладывал под кредитора" должник, на более ранних этапах передавая ее по договору продажи с правом выкупа.

    Среди историков нет единого мнения о земельном устройстве и кредите, как до Солона, так и после. Наиболее неясна картина до архонства Солона. Была ли земля в то время объектом купли-продажи, и если да, то в какой степени? Судя по дошедшим до нас данным, около 600 года до н. э. резкое неравенство между бедными и богатыми дошло до высшей степени, и государство было совершенно расшатано кризисом. Требованием народных масс был раздел земель, составлявших собственность аристократии. "Спасителем общества и государства" явился Солон, проведший ряд реформ, одной из заметнейших из которых была "сисахфия", или сложение долгов. Мера эта не только устраняла уже существующую задолженность населения – одного из главных источников рабской зависимости крестьянства, но и на будущее отменяла личную ответственность за долги и, таким образом, исключала возможность нового закабаления.

    Получается, что "этимологическая" теория о  Солоне, придумавшем установку на земле должника столб, противоречит словам самого Солона, которые приводит Аристотель: "Расставленных повсюду крепостных камней с нее я снял обузу"! С другой стороны, если личная ответственность за долги вроде бы уничтожалась, то должна была возникнуть соответствующая замена. Для развития ипотеки необходимо обособление собственности, развитие частной собственности, преодоление родовых форм владения, в конечном счете, демократизация общества. Более раннее развитие морской ипотеки весьма показательно – обособление собственности на море произошло быстрее, торговля создала торговые капиталы и новый класс, новые типы отношений, рисков и договоров. Сохранение родовых условий хозяйствования на земле было выгодно аристократии, так как позволяло закабалять должников вместе с землей.

    Солон приложил огромные усилия по преобразованию древней Греции (создав, в том  числе, определенные предпосылки к  зарождению ипотеки). Но как ни были велики реформы Солона, родовой строй  все же не заменился другой формацией.

     Этот  путь продолжили некоторые его преемники, в частности родственник Солона – следующий архонт и тиран Писистрат. Последующие же крупные шаги по преобразованию государственного строя состоялись и того позже, они связаны с именем Клисфена и отнесены от тех времен примерно на 100 лет. Именно Клисфен, уничтожая остатки родового строя, заменил родовое деление Аттики территориальным и осуществил ряд других реформ, положивших основание рабовладельческой демократии в Афинах.

     Таким образом, несмотря на всю революционность  преобразований, Солон лишь сделал шаг по направлению к обретению полноты прав собственности на недвижимое имущество, введя, пусть и ограниченную, свободу завещания и упразднив обеспечение долга личностью заемщика. Если говорить о кредите под недвижимость во времена Солона, то тому налицо препятствия: отсутствие полноты права собственности, сильные родовые устои. Кроме того, немаловажный фактор для применения ипотеки – доступность процентной ставки по кредиту, чему при Солоне не было уделено достаточно внимания. Впрочем, стоит оговориться, выдача ипотечного кредита под высокую процентную ставку, конечно же, не невозможна.

     В итоге, ипотека высвечивает недостатки хозяйственного устройства, мешающие развитию кредита. Путь к применению ипотеки лежит через создание среды, в которой использование этого вида залога воистину возможно – в этом есть диалектика ипотеки, познаваемая в движении от форм покупки с правом выкупа. Ипотечный механизм не может быть применим в полной мере, когда отсутствует свобода сделки, собственности и рынка (25).

     У римлян ипотечное право не имело двух необходимых качеств - "специальности" и "гласности", а потому и не гарантировало кредитору надежного обеспечения. Римляне расширяют юридическое поле ипотеки. Ее могли устанавливать на все имущество должника. С одной стороны, это лишало кредитора прочного обеспечения, так как для надежности необходимо, чтобы оно простиралось на известное и определенное имущество. С другой стороны, некоторым лицам (по особому отношению к ним кредитора или особому свойству долга) римский закон, независимо от договора, присваивал ипотечное право. Это была так называемая законная ипотека, тайная или безгласная. Кредитор при установлении договорной ипотеки на имущество должника не мог быть уверен, что этим самым имуществом не обеспечивается какое-нибудь другое безгласное требование, которое может конкурировать с его ипотечным правом и даже иметь перед ним преимущество.

     Постепенно  ипотека входит и в средневековое  европейское законодательство.  В Германии она появляется не ранее XIV столетия (до этого господствует принцип личной ответственности за долги), во Франции - с конца XVI века действовала негласная ипотека.

     В законодательстве европейских стран  ипотека имеет уже две характерные  черты. Во-первых, она применима только к недвижимости; во-вторых, продажа заложенного имения производится не самим кредитором, а при посредстве суда. Для кредитора ипотека становится самым верным средством получить "обеспечение по долгам", не принимая в свое владение имение должника и не опасаясь конкуренции кредиторов (12).

     Ипотека становится надежным вещным правом, но только после внесения специальной  записи об ипотеке в особую книгу. Средневековые кодексы сохранили  определение, что "внесенная ипотека  по самой своей природе неделима, она основана на праве получения  удовлетворения". "Hypotheka est tota in toto, et tota in qualibet parte" - право получения удовлетворения остается на целом предмете, обремененном ипотекой, пока существует какая-либо часть обязательства. Отдельная продажа частей не лишала кредитора права требовать удовлетворения из них долга в полной сумме. Ипотека распространялась на недвижимость (как правило, имение), независимо от смены владельца.

     Ипотечное право самостоятельно существовать не может. Если нет права, в обеспечении  которого ипотека установлена, то не может быть и ипотеки, ибо нет предмета, подлежащего обеспечению. Недействительность или прекращение требования влечет за собой недействительность или прекращение ипотеки, но не наоборот. Это значение ипотеки признано не только изначально римским правом, но и рядом законодательств европейских стран.  
         По римскому праву ипотека распространялась на требование и на все его составляющие, включая проценты с ипотеки и издержки, понесенные кредитором с целью получения удовлетворения. По ипотечному законодательству ряда стран в XVIII - XIX столетиях капитальная сумма требования определялась ее провозглашением (в соответствии с гласностью), ее размером (фиксированном в ипотечной книге), наросшими на сумму процентами, но при условии, что они обозначены в книге записей (26).  
         И в России ипотека как юридическое право действует лишь с момента внесения записи в вотчинную книгу. Кредитор, в случае невыполнения должником обязательства, имеет право на удовлетворение иска из заложенного имения, в чьих бы руках оно ни находилось.  
         Российский проект вотчинного устава ограничивал ответственность за проценты последними двумя годами. Действие ипотеки распространялось и на страховое вознаграждение собственника за сгоревшие строения и движимость, составляющую принадлежность имения. Владелец имел право всем этим пользоваться, но не наносить ущерб и вред; если это все же происходило, то кредитор был вправе потребовать дополнительное обеспечение.  
         В исторической ретроспекции существовало два основания передачи ипотечного требования - договор и наследование. В Европе действовало и принудительное отчуждение. Его механизм работал через заклад ипотечного требования и вещный ипотечный иск. Последний предполагал право требовать удовлетворения из заложенного имения посредством публичной его продажи, независимо от того, в чьих руках оно находилось. Погашение ипотеки в ипотечной книге не являлось окончательным элементом прекращения права. Только при выполнении материального условия ипотека теряла свою правовую силу.

     В России существовало строгое различие между прекращением ипотечного права  и его погашением. Последнее осуществлялось формальным уничтожением записи в ипотечной  книге.

     Законченная ипотечная система введена в  европейских странах в разные годы, а именно - в Пруссии - уставом 1783 г. и 1872 г.; в Австрии - гражданским уложением 1811 г. и уставом 1871 г.; в Саксонии - уставом 1843 г. и кодексом 1863 г.

     В Российской империи образцовая ипотека  действовала в губерниях Царства  Польского по уставу 1818 года. В ее основе старое польское законодательство с прусскими и австрийскими "наслоениями". В прибалтийских губерниях ипотека действовала с XVIII века и объединена с законодательством при судебной реформе 1889 года.

     На  европейской территории России ипотека была введена законом 19 мая 1881 года. Особая ипотечная комиссия была создана в 1882 году для проработки деталей и практики закона. В 1889 году отменяют старую систему оглашения завещаний и утверждается порядок "гласности" и "специальности". В практику входит новая форма реестров крепостных дел, где статьи приурочены к названию имений, а не к существовавшему ранее порядку, связанному с именем собственника (так внедряется принцип "специальности"). Манифестом Екатерины II от 29 октября 1768 года в России впервые был юридически закреплен выпуск бумажных денег - ассигнаций и подтверждена потребность, или, оперируя современными понятиями, комфортность экономических расчетов в средствах обращения и платежа.

     Эмиссия бумажных денег была возложена на ассигнационные банки, созданные в Москве и Санкт-Петербурге в 1769 году. Дополнительное заимствование кредитных ресурсов на государственные нужды производилось из средств Государственного Заемного банка, который был образован в 1786 году с целью организации ипотечного кредита землевладельцам, главным образом дворянству.

     В том же, 1786 году при Заемном банке  была образована Страховая экспедиция - первое страховое учреждение в  России. Манифест предусматривал страхование  каменных домов, принимаемых в залог  при осуществлении кредитных операций. Страховая оценка здания устанавливалась в том же размере, что и залоговая, - в 3/4 стоимости имущества, а страховая премия - в полтора процента от установленной страховой суммы. В целях минимизации страхового риска, связанного с ущербом, причиняемым огнем, на страхование не принимались деревянные строения или хозяйственные постройки, а также здания, имевшие соломенную или камышовую кровли. Процедура оформления договора страхования сопровождалась выдачей страхового полиса, неотъемлемой частью которого являлся архитектурный план объекта залога, передаваемого под обеспечение ссуды в Государственный Заемный банк.

Информация о работе Ипотечный кредит