Методика расследования грабежей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 15:06, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в изучении, обобщении и анализе проблем теории и практики расследования грабежей.
Данная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
- конкретизировать и уточнить обстоятельства, подлежащие установлению и доказыванию по делам о грабежах.
- сформировать на основе анализа материалов уголовных дел модели механизма данных преступлений.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………. 2
Глава 1. Криминалистическая характеристика грабежей…………….. 6
Глава 2. Особенности расследования грабежей
2.1. Типичные ситуации и действия следователя на первоначальном… 18
этапе расследования
2.2. Построение, разработка версий, планирование и диагностика
при расследовании грабежа …………………………………………. ..21
2.3 Особенности тактики первоначальных следственных действий …..43
Глава 3 Следственные действия на последующих этапах расследования
3.1. Задержание подозреваемого…………………………………………….. 56
3.2. Назначение и производство экспертиз…………………………….…..60
3.3. Другие следственные действия…………………………………………68
Заключение …………………………………………………………………….73
Список использованной литературы………………………………………..78
Приложение …………………………………………………………………….82

Содержимое работы - 1 файл

диплом криминалистика.docx

— 486.89 Кб (Скачать файл)

б) установление механизма отдельных этапов (стадий) события (направление и характер взлома преграды, взаимное положение транспортных средств в момент столкновения, способ изготовления фальшивых денежных знаков и т. п.);

в) определение  вещественной структуры обстановки места происшествия (каковы свойства и состояние объектов этой обстановки, в какой мере они могли обусловить механизм преступления, выбор орудия преступления, оставить следы на преступнике и его одежде, обеспечить скрытность преступления и т. п.);

г) установление временных характеристик преступного  события (когда оно произошло, сколько  времени могло потребоваться  для его совершения, в какой последовательности совершались действия, какие следы возникли раньше, а какие позже и т. п.);

     д) определение свойств действовавших объектов (лиц, орудий, транспортных средств), их количества, характера функционирования (сколько было участников преступления; обладало ли лицо, совершившее взлом, профессиональными навыками  и т. п.);

   е)  установление в целом механизма  преступного события. Эта задача  представляет собой интеграционное  диагностирование многих из приведенных выше факторов, являясь по сути своей ситуационным анализом всего события как системы действий. Для ее решения необходимо изучить и использовать все виды информации: личностной — об участниках события; вещной — о предметах отражаемых и отражающих; операционной — о механизме действий, их условиях, обстоятельствах;

     з) установление соответствия  ситуации, излагаемой участником  процесса (обвиняемым, потерпевшим), тому механизму происшествия, который может быть определен по следам и иным вещественным доказательствам;

     и) установление криминогенных  факторов, составляющих элементы  причин и условий преступного  события (какие обстоятельства  способствовали или могли способствовать его совершению; в какой обстановке может произойти аналогичное преступление).

Из приведенного перечня видно, что при всем своем  многообразии диагностические задачи касаются изучения трех категорий свойств  и условий: внутренних (свойства и  состояние объекта); внешних, обстановочных (время, место, функционирование объектов); механизма возникновения и развития процессов (взаимодействия объектов между собой и т. п.).

Наряду  с методами аналогии и сравнения  в диагностическом процессе широко используются методы моделирования, эксперимента, экстраполяции.

В теории криминалистической идентификации существует четкая классификация  объектов на идентифицируемые и идентифицирующие, на искомые и проверяемые. Подобная классификация имеется и в диагностике. Важной для диагностики является оценка достоверности и достаточности информации.

Важную  роль при диагностировании играют построение и проверка гипотез (версий). Без  конструирования, проверки, уточнения, окончательного принятия гипотезы, вплоть до перехода от нее к достоверному выводу, диагностирование невозможно.

В криминалистике, говоря о значении гипотез (следственных, оперативно-розыскных, судебных, экспертных версий), отмечают их правомерность и необходимость в процессе собирания  исследования и оценки доказательств. Подчеркивают их предположительный характер и цель — объяснить происхождение конкретных фактов или причин, лежащих в основе закономерностей исследуемых явлений. С учетом этого гипотеза при криминалистическом диагностировании должна быть достаточно обоснованной, касаться фактов, имеющих значение для дела, содержать объяснения, проверка которых призвана способствовать установлению истины.

Вследствие  вышесказанного можно сделать вывод, что версии (включая следственные гипотезы), планирование и диагностирование, обязательные элементы построения последовательности действий в раскрытии грабежа.

 

2.3. Особенности тактики первоначальных  следственных действий

 

Начинается  расследование грабежа с осмотра  места происшествия. Наиболее эффективен осмотр в том случае, когда он осуществляется следственно-оперативной  группой, в которую входят следователь, оперативные работники уголовного розыска, специалист-криминалист, кинолог  со служебно-розыскной собакой, участковый инспектор.21

Уголовно-процессуальный закон (ст. 176, 178, 179 УПК) 22 называет следующие объекты следственного осмотра.

1. Местность (под которой следует понимать и место происшествия, и иные участки местности, непосредственно местом происшествия не являющиеся)

2. Жилище (как являющееся местом совершения преступления, так им непосредственно не являющееся, например, помещение, в котором хранится награбленное).

3. Предметы и документы. К ним в этом смысле относятся любые локальные объекты, подвергаемые осмотру либо с целью решения вопроса о приобщении (или не приобщении) их к делу в качестве вещественных доказательств, либо установления оснований для последующих экспертных исследований этих объектов, либо, наконец, по ходатайству об их осмотре, заявленных обвиняемым, потерпевшим или их представителями. К документам как объекту следственного осмотра относятся и почтово-телеграфная корреспонденция, на которую наложен арест в порядке ст. 185 УПК, и запись телефонных и иных переговоров, осуществленных в порядке ст. 186 УПК. Специфика этих действий  предопределяет некоторые процессуальные и тактические особенности следственного осмотра данных объектов.

4. Обвиняемый, подозреваемый, свидетель, потерпевший. В силу очевидной специфики данного вида следственного осмотра, именуемого освидетельствованием, процессуальный режим его производства несколько отличен от процессуальных правил осмотра других объектов этого действия.

Осмотр  места происшествия необходимо проводить во всех случаях расследования грабежей. Это объясняется тем, что даже тогда, когда преступник совершил грабеж без насилия, например,  сорвал с гражданина шапку и убежал, в ходе осмотра следователь может не только уяснить, что представляет собой место происшествия, почему именно здесь совершен грабеж (малолюдное место, нет освещения и т. д.), проследить, откуда появился преступник и в какую сторону он ушел (убежал) после совершения грабежа, определить, с какого места можно было видеть нападение, но и в некоторых случаях обнаружить следы его ног, оброненные им личные предметы (носовой платок, зажигалка, спички, расческа п т. д.), а если преступник специально выбрал место для совершения грабежа, поджидал прохожего, то и окурки, бутылки из-под вина и т. п.

По прибытии на место происшествия оттуда немедленно удаляются посторонние и опрашиваются очевидцы, у которых выясняется, не видел ли кто-нибудь преступников или подозрительных лиц.

Прежде  чем приступить к осмотру места  происшествия, нужно опросить потерпевшего о том, что же с ним произошло. В процессе опроса выясняется, когда и где преступники отобрали у него предметы или ценности, как действовали преступники, сколько их было, откуда появились, что требовали, применяли ли к нему насилие, в чем оно выразилось, имели ли они оружие, какое это было оружие, применили ли его преступники, каковы приметы преступников и отобранных у него предметов и ценностей, оказывал ли потерпевший сопротивление и если оказывал, то могли ли остаться на преступниках какие-либо следы и какие именно (разрывы одежды, царапины, синяки и т. п.).

После опроса следователь приступает к осмотру  места происшествия. Для участия  в осмотре места происшествия следует привлекать потерпевшего. Если же потерпевший вследствие полученной при нападении на него травмы не в состоянии принять участие  в осмотре места происшествия, то при наличии свидетелей-очевидцев нужно привлечь к участию в осмотре кого-либо из них.

Осмотр  места происшествия целесообразно  начинать с того места, где было совершено нападение. В этом месте могут быть обнаружены следы ног преступников, брошенные или оброненные ими орудия нападения (палки, ножи, кастеты, бритвы и т. д.), стреляные гильзы, а в некоторых случаях и нули, оброненные преступником, части его одежды или его личные предметы (головной убор, носовой платок, расческа, спички, пачка папирос и т. д.), части его одежды, оторванные или вырванные потерпевшим во время борьбы с преступником (хлястик, пояс, воротник, клок ткани, пуговица п т. д.). Поскольку эти следы и предметы несут определенную информацию о происшедшем событии и о преступниках, они должны быть тщательно осмотрены. Так, следы обуви, обнаруженные на месте нападения, укажут на вид обуви, которую носит преступник, на ее размер, на наличие на подошве индивидуальных особенностей, на направление, откуда пришел преступник и куда, в каком направлении он ушел, клок ткани, вырванный из одежды преступника — на цвет и качество ткани, из которой сшита одежда преступника. В головном уборе, утерянном преступником на месте преступления, могут быть обнаружены выпавшие волосы преступника, по которым можно судить о цвете его волос. На бутылках, на орудиях, использованных для нападения, па клочках бумаги и т. д. могут быть обнаружены следы пальцев рук преступника.  Иногда на таких предметах, как спичечные коробки, папиросные пачки, записывают номера телефонов, адреса, имена. Поэтому при обнаружении таких предметов необходимо проверить, нет ли на них каких-либо записей. Наличие записей может способствовать установлению преступника.

После  осмотра   места   нападения   необходимо обследовать прилегающие  к нему участки местности. На них  могут быть обнаружены следы преступника  в случае, если он длительное время  поджидал жертву. Прослеживая путь, по которому преступники ушли с места  преступления, можно обнаружить также  похищенные ими предметы, если они обронены или брошены преступниками ввиду их незначительной ценности. Так, преступники, отобрав сумочку или бумажник, нередко тут же около места преступления или по дороге, уходя от места преступления, берут из них деньги и иные ценности, а сумочку или бумажник и находящиеся в них документы и малоценные предметы выбрасывают. При обнаружении брошенных или утерянных преступниками похищенных предметов и ценностей их нужно очень внимательно осматривать, так как па их поверхности могут остаться следы пальцев рук преступников.

Если  же совершен грабеж в помещении, то кроме перечисленных следов и  предметов, которые могут быть обнаружены и на подступах к этому помещению, и внутри его, при наличии взломов преград нужно внимательно осматривать следы взлома, чтобы определить, каким орудием мог быть произведен взлом, и искать орудия взлома.

При нападении  на граждан на открытой местности  рекомендуется брать с места  нападения образцы грунта, на котором  были обнаружены следы ног преступника.

По последовательности различают два вида следственного  осмотра:

первоначальный  и повторный. Ситуации, вызывающие необходимость  повторного осмотра объекта, могут  быть различны. Наиболее распространены, на наш взгляд, следующие: а) производство первоначального осмотра в неблагоприятных метеорологических и других условиях (например, если первоначальный осмотр производился ночью, в дождливую погоду, при недостаточном искусственном освещении); б) неприменение в ходе первоначального осмотра необходимых и реально имеющихся на вооружении научно-технических средств (например, при первоначальном осмотре документа, преследовавшем цель выявления следов подчистки, не использовался ЭОП —электронно-оптический преобразователь, хотя такая возможность имеется); в) получение в ходе расследования доказательств или оперативно-розыскных данных, делающих целесообразным повторный следственный осмотр объекта (например о том, что в документе, который не вызвал сомнений в своей подлинности при первоначальном его осмотре, учинена подчистка или иной вид материального подлога); г) прямое указание на необходимость повторного осмотра определенного объекта, данное прокурором или начальником следственного отдела в процессе расследования либо при возвращении дела на дополнительное расследование (такое указание может, наряду с другими, содержаться и в определении суда); д) сомнения в полноте, тщательности и надлежащем качестве ранее  произведенного следственного осмотра объекта.

По объему осмотр подразделяется на основной и  дополнительный Очевидно, что основным является, как правило, первоначальный по последовательности осмотр. Следователь  должен стремиться произвести его полно, всесторонне и основательно, чтобы  впоследствии не возникала необходимость  в дополнительном осмотре того же объекта. Потребность дополнительного осмотра ранее уже осмотренного объекта (места происшествия, предмета, документа и т.д.) в принципе обуславливается теми же ситуациями, что и повторного осмотра, разновидность которого он, в сущности и является. Однако при дополнительном осмотре наиболее пристальное внимание следователя сосредотачивается не на всем объекте, а лишь на отдельных его элементах, нуждающихся, как это стало ясно в процессе расследования, в более тщательном исследовании, чем осуществленное ранее.23

Одновременно  оперативный работник совместно  с кинологом прилагает усилия по отысканию путей прихода и ухода преступников с места преступления и так называемых засад - мест, где преступники могли поджидать жертву, выбирая наиболее удобный момент для нападения. Здесь так же, как и непосредственно на месте нападения, остаются последствия пребывания преступников в виде следов обуви, транспортных средств, брошенных орудий преступления, частей похищенных вещей, микрообъектов. Что касается последних, то их необходимо искать исходя из опроса потерпевшего, свидетелей, изучения обстановки места происшествия, сосредоточивая внимание на местах, где происходила, борьба потерпевшего с преступником или жертве были причинены удары; на предметах, которых мог касаться преступник; на орудиях преступления. Микрообъекты могут способствовать определению местности, где проживал и работал грабитель. Обнаружение при освидетельствовании подозреваемого (потерпевшего) микрочастиц металла может свидетельствовать о его работе на металлообрабатывающем предприятии, хлопковая пыль - на текстильном производстве, следы цемента - на строительстве, частицы угля могут указать на то, что погибший (или преступник) - истопник или шахтер, красок - маляр или художник, древесины - столяр и т.д.

Целесообразно обеспечить следственно-оперативную  группу прибором «Конус», позволяющим  обнаруживать  пылевидные частицы, оставленные обувью преступников.

 

В необходимых случаях силами оперативных  работников организуется розыск по «горячим следам».

Протекает «розыск по горячим следам»  в следующих условиях: внезапность  сообщения о грабеже требующее  неотложного реагирования; дефицит  времени для принятия следователем или органом дознания решений  и их реализации; высокая динамичность процесса расследования, быстрая смена  обстановки, следственных ситуаций, недостаток нужной информации и насущная необходимость  безотлагательно использовать все  новые данные. Временное ограничение  круга выясняемых вопросов только теми, которые служат целям поступательного  развития процесса; строгий отбор  следственных действий и оперативно-розыскных  мероприятий и соблюдение очередности  тех и других. Высокая интенсивность, оперативность следственных действий, их непрерывность, проведение «широким фронтом», с использованием всего  состава следственно-оперативной  группы. Широкое использование технических  средств, для максимально полного  собирания и фиксации данных при  минимальной затрате времени, оперативная  передача информации взаимодействующим  органам; всестороннее использование  помощи специалистов и экспертов  для оперативного исследования носителей  информации.

Информация о работе Методика расследования грабежей