Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 12:49, дипломная работа
Преступность в России за последние несколько лет стала явлением общенационального значения.. если раньше борьба с преступностью рассматривалась как важная, но все же ограниченная задач правоохранительных органов, то сейчас она, наряду с экономическим кризисом, выходит на одно из первых мет среди проблем, глубоко беспокоящих общество. И это неудивительно. «Нынешняя криминогенная ситуация в России, - пишет директор НИИ Генеральной Прокуратуры Российской Федерации, - качественно новый феномен как по масштабам преступных проявлений, так и по степени разрушительного влияния на жизнеспособность общества, функционирование и безопасность государства, права и свободы его граждан».[1]
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1.
Понятие и криминологическая классификация насильственных преступлений
1.1. Понятие насильственных преступлений.
1.2. Состояние, уровень и динамика насильственных преступлений.
Глава 2.
Криминологическая характеристика лиц, совершающих насильственные преступления.
2.1. Социально-демографические и нравственно-психологические особенности лиц, совершающих насильственные преступления
2.2. Классификация насильственных преступников.
Глава 3.
Причины и условия совершения насильственных преступлений и меры по их предупреждению.
3.1. Причины и условия насильственных преступлений.
3.2. Особенности криминологических ситуация, способствующих совершению данных преступлений (критические ситуации, роль потерпевшего и т.д.) профессионального преступника.
3.3. Основные направления предупреждения насильственных преступлений и хулиганства.
3.4. Семейно-бытовые отношения как объект профилактики насильственной преступности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы.
Не следует отождествлять агрессию и агрессивность только с бесполезным и разрушительным насилием. Такой точки зрения придерживается большинство исследователей. Агрессия и агрессивность - это также синонимы выживания, действия и созидания. Их полной противоположностью является пассивность и смерть, ее отсутствие может означать потерю свободы и человеческого достоинства.
Человек, совершая агрессивное действие, как правило, не просто реагирует на какую-либо особенность ситуации, но оказывается включенным в сложную предысторию развития событий, что заставляет его оценивать намерения других людей и последствия собственных поступков. Поскольку многие (хотя и не все) виды агрессивных действий к тому же подлежат регуляции моральными нормами и социальными санкциями, исследователю еще приходится принимать в расчет многообразные заторможенные и завуалированные формы агрессивного действия.
Немецкий психолог Х.Хекхаукзен считает агрессией намеренные действия с целью причинения вреда, причем возможны и такие случаи агрессии, которые не являются реакцией на фрустрацию. А возникают «самопроизвольно» из желания воспрепятствовать, навредить кому-либо, обойтись с кем-то несправедливо, кого-нибудь оскорбить. Поэтому следует различать реактивную (как реакцию на ситуацию) и спонтанную агрессию.[4]
Жестокость всегда выражает деформацию ценностей сферы личности в виде девальвации ведущей общечеловеческой ценности – ценности других людей, поскольку реализуется в причинении страданий. Если далеко не всегда агрессивные действия носят жестокий характер, то любая жестокость агрессивна. Можно сказать, что жестокость – особое качество агрессивности.
Жестокость может носить характер социально-фиксированной установки, представляя собой готовность воспринимать и оценивать какие-либо объекты определенным образом и предрасположенность действовать в отношении этих объектов в соответствии с их оценкой. Установочный характер жестокости проявляется в том, что она выполняет регулятивную роль на осознаваемом и неосознаваемом уровнях, причем неосознавательными остаются некоторые движущие силы поведения, а не само поведение.
Но в некоторых, сравнительно редких, случаях даже особая жестокость поощряется – чаще государством, реже обществом, например, при пытках. Как мы знаем из собственной истории, в 30-е годы прошлого столетия пытки даже предписывались.
Но в целом нравственная оценка жестокости от этого не меняется, однако жестокое обращение может быть желаемо тем человеком, который является объектом насилия, - при мазохизме, например. В этих случаях он сносит боль и унижение ради сладострастных переживаний и полового удовлетворения. С помощью жестокости, причиняя страдания и мучения другим, человек приобретает особое психологическое состояние, далеко не всегда осознавая свою потребность в нем, а также связь между своим поступком и своими переживаниями. Поэтому проявления жестокости, как и агрессивности, с субъективной, личностной, стороны, никогда не бывают бессмысленными.
Жестокое поведение может быть определено как намеренное и осмысленное причинение другому мучений и страданий ради них самих, оно характеризуется безжалостностью, бесчеловечностью, отсутствием сопереживания и сострадания и в то же время склонность совершать жестокие поступки.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что жестокость всегда агрессивна, то есть без агрессии, нападения, насилия ее не бывает. Жестокими считаются деяния, мучительный характер которого осознается субъектом и входит в его намерения, другими словами, они должны быть умышленными. Следовательно, природа жестокости обуславливается побуждениями субъекта, страдания жертвы служат средством достижения какой-либо цели или сами по себе являются желаемым результатом поведения. В последнем случае мучения ради мучения можно наблюдать при совершении сексуальных убийств, разбойных нападений, сопровождающихся убийствами, при убийстве из мести и т.д. Здесь имеет место психологическая разрядка, удовлетворяется потребность в самоутверждении и самоприятии.
Убийство – противоправное умышленное или неосторожное лишение жизни другого человека независимо от его возраста и состояния здоровья. Лишение жизни может быть совершено как с помощью активных физических действий (нанесение ранений, удушения и т.д.) либо психического воздействия (внезапный сильный испуг человека, страдающего сердечным заболеванием, о чем преступнику известно), так и путем бездействия, когда преступник не выполняет возложенных на него обязанностей (например, не дает пищи тяжелобольному и обездвиженному человеку с целью лишения его жизни).
Не может считаться убийством лишение жизни в пределах необходимой обороны, то есть на этой указывает действующий Уголовный кодекс, при защите личности прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества и государства от общественно опасного посягательства, если при этом не было допущено пределов необходимой самообороны.
Как и любое другое преступление убийство может быть совершено в одиночку или группой, чаще же совершается одним человеком. По закону соучастниками преступления наряду с исполнителями признаются организаторы, подстрекатели и пособники.
Разные виды убийств в основном сосредоточены в разделе преступлений против личности в той главе Уголовного кодекса, которая предусматривает ответственность за деяния против жизни и здоровья. Здесь сосредоточено четыре вида убийств: убийство матерью новорожденного ребенка; убийство, совершенное в состоянии аффекта; убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны, либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление.
Не всегда просто четко отделить один вид убийства от другого, к тому же некоторые формулировки в кодексе вызывают определенные сомнения. Например, не очень понятно, что такое предусмотренное законом убийство из хулиганских побуждений, причем такие побуждения относятся к числу отягчающих обстоятельств. В качестве отягчающего убийство обстоятельства закон называет убийство двух или более человек.
Также в число отягчающих обстоятельств, наряду с убийством, сопряженным с изнасилованием, включено убийство, сопряженное с совершением насильственных действий сексуального характера.
Новый Уголовный кодекс внес ряд существенных изменений в уголовное законодательство о преступлениях против жизни, относящееся к советскому периоду. Однако оценить их достаточность и обоснованность в полной мере можно в процессе практики применения нового Уголовного кодекса, а также путем его сопоставления с законодательством дореволюционной России, которое складывалось в течение нескольких столетий.
Корыстно-насильственными преступлениями являются разбой, насильственный грабеж и вымогательство. Разбой и насильственны грабеж законодатель признает формами хищения, а вымогательство формулирует как самостоятельный, не связанный с хищением состав преступления. Несмотря на это различие, описание названных посягательств в соответствии с номами Уголовного кодекса выявляет их общую насильственную сущность, нуждающуюся в анализе, сравнении и оценке.
Преступления против собственности являются наиболее распространенным видом общественно опасных деяний. Наряду с ростом количества корыстно-насильственных преступлений именно в них отмечается повышение криминального профессионализма, появление новых форм воздействия на потерпевших и увеличение удельного веса рецидивистов. Криминальной ситуации в стране должны быть противопоставлены эффективные формы и методы государственного и общественного контроля над преступностью. Вместе с тем, инструменты такого контроля оказались утраченными либо бездействующими, а принимаемые правоохранительные меры пока не смогли обеспечить положительных изменений в динамике и структуре преступности.
В условиях криминальной напряженности возрастает значение уголовно-правовых средств борьбы с преступностью и, прежде всего, с ее наиболее опасными формами. Законодательные предпосылки для эффективной борьбы с корыстно-насильственными преступлениями следует усматривать в структурном построении в новом Уголовном кодексе соответствующих составов, в четком формулировании их признаков и дифференциации составов в зависимости от характера и степени общественной опасности описанных в них действий.
Помимо отношений собственности, являющихся основным объектом разбоя, грабежа и вымогательства, их дополнительным объектом выступают интересы личности – здоровье, телесная неприкосновенность, свобода, честь, достоинство человека. Чаще всего эти преступления совершаются ради завладения деньгами, валютой или драгоценностями, импортной радио- и видеоаппаратурой, предметами антиквариата. Нередко преступники тщательно выясняют материальное положение намеченной жертвы, изучают ее образ жизни, распорядок дня, режим работы, интересы. В последние годы насильственные посягательства часто совершаются на лиц, обладающих большими материальными ценностями, - коммерсантов. Служащих совместных предприятий, инофирм, банков, представителей шоу-бизнеса.
Судебная практика показывает, что многие разбойные нападения бывают спровоцированы излишней доверчивостью потерпевших, готовностью идти на случайные контакты с незнакомыми ранее людьми. Характерной чертой поведения потерпевших является неоказанное сопротивление (70%). Хотя опыт показывает, что даже незначительное противодействие, например крик о помощи, удержание похищаемых вещей, способно сыграть решающую роль в процессе нападения и привести к прекращению насилия.[5]
Наиболее тяжким преступлением среди корыстно-насильственных посягательств на собственность является разбой. В законодательной конструкции статьи 162 Уголовного кодекса даже простой разбой представляет собой тяжкое преступление, не говоря уже о квалифицированных его видах, отличающихся особенной тяжестью. Разбой охватывает и умышленное создание опасности для жизни и здоровья лица, подвергшегося нападению, и реальное причинение вреда здоровью, вплоть до умышленного причинения тяжкого вреда. Умышленное лишение жизни потерпевшего при разбое выходит за пределы данного состава преступления. Действия виновного в таких случаях следует квалифицировать по совокупности – как разбой и тяжкий вид убийства.
Разбой определяется в законе как нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия. Насилие при разбое выступает в качестве способа завладения имуществом, оно сопровождает само похищение и обычно неотделимо от него. К нападению относятся не только открытые насильственные действия, но и насилие, которое не осознается потерпевшим (удар в спину, выстрел из укрытия и т.п.). к такого рода насилию относится введение в организм потерпевшего насильственным или обманным путем опасных для жизни и здоровья сильнодействующих, ядовитых или одурманивающих веществ с целью приведения его в беспомощное состояние и завладения его имуществом. Таким образом, понятием разбоя охватываются все нападения с целью завладеть чужим имуществом, когда примененное к потерпевшему физическое или психическое насилие было опасным для его жизни и здоровья.
Насильственный грабеж, предусмотренный частью 2 статьи 161 Уголовного кодекса, по степени агрессивности действий является менее опасным преступлением, чем разбой. Это посягательство выражается в открытом хищении чужого имущества, совершенном с применением насилия, не опасного для жизни и здоровья, либо с угрозой применения такого насилия.
Под насилием, не опасным для жизни или здоровья, следует понимать побои, а также другие насильственные действия, причиняющие потерпевшему физическую боль либо ограничивающие его свободу.
В прежнем уголовном законодательстве возможность насильственного грабежа при угрозе специально не оговаривалась, хотя теория и судебная практика под термином «насилие» в статье 145 УК РСФСР имели в виду как физическое, так и психическое насилие.[6]
Психическое насилие, применяемое при посягательствах на собственность, как правило, выражается в крайних формах устрашения. Вместе с тем не исключается угроза насилием, не представляющая опасности для здоровья. На практике установление характера угрозы представляет известные трудности, поскольку органам расследования и суду приходится иметь дело не с реально причиненным вредом, а вероятным, предполагаемым. Этот вопрос может быть решен с учетом места совершения преступления, числа преступников, отсутствия возможности позвать на помощь и т.д. На практике неопределенная угроза чаще относится к насильственному грабежу, а не к разбою.
Вымогательство определяется в законе как требование передачи чужого имущества или права на имущество или совершение других действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожением литбо повреждением чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут принести существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких.
Объективная сторона вымогательства предполагает совершение двух действий – имущественного требования и угрозы. Первое предполагает требование передачи вымогателю чужого имущества или права на имущество либо совершение других действий имущественного характера. Второе – выступает в психическом насилии: угрозе применением насилия; угрозе уничтожением или повреждением чужого имущества; угрозе распространением сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам и законным интересам потерпевшего или его близких. В составе вымогательства требование и угроза взаимосвязаны. Отсутствие какого-либо из них исключает ответственность за вымогательство.