Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 12:49, дипломная работа
Преступность в России за последние несколько лет стала явлением общенационального значения.. если раньше борьба с преступностью рассматривалась как важная, но все же ограниченная задач правоохранительных органов, то сейчас она, наряду с экономическим кризисом, выходит на одно из первых мет среди проблем, глубоко беспокоящих общество. И это неудивительно. «Нынешняя криминогенная ситуация в России, - пишет директор НИИ Генеральной Прокуратуры Российской Федерации, - качественно новый феномен как по масштабам преступных проявлений, так и по степени разрушительного влияния на жизнеспособность общества, функционирование и безопасность государства, права и свободы его граждан».[1]
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1.
Понятие и криминологическая классификация насильственных преступлений
1.1. Понятие насильственных преступлений.
1.2. Состояние, уровень и динамика насильственных преступлений.
Глава 2.
Криминологическая характеристика лиц, совершающих насильственные преступления.
2.1. Социально-демографические и нравственно-психологические особенности лиц, совершающих насильственные преступления
2.2. Классификация насильственных преступников.
Глава 3.
Причины и условия совершения насильственных преступлений и меры по их предупреждению.
3.1. Причины и условия насильственных преступлений.
3.2. Особенности криминологических ситуация, способствующих совершению данных преступлений (критические ситуации, роль потерпевшего и т.д.) профессионального преступника.
3.3. Основные направления предупреждения насильственных преступлений и хулиганства.
3.4. Семейно-бытовые отношения как объект профилактики насильственной преступности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы.
Специфика семейного конфликта заключается в характере порождающих его противоречий и в отличительных особенностях системы «семья». Семейный конфликт обуславливается столкновением интересов, лежащих в специфической семейной сфере: вопросы отношения полов. Старших и младших, семейного лидерства, распределения бюджета и выполнения хозяйственных обязанностей, воспитания детей и т.д. Семья отличается более сильными системообразующими факторами по сравнению с другими малыми социальными группами и это накладывает свой отпечаток на характер семейных конфликтов.
На индивидуальном уровне семейный конфликт находит выражение в той раздвоенности личности, которая возникает при переживании разлада с близким, при столкновении с тем фактом, что идеальное представление о семейных отношениях не находит подтверждения в действительности.
На групповом уровне семейный конфликт возникает тогда, когда, будучи выраженными вовне, противоречия между отдельными членами семьи сталкиваются, что приводит к нарушению стабильности системы отношений внутри семьи.
На общесоциальном уровне групповые противоречия между мужем и женой, отцом и сыном, свекровью и невесткой отражаются в противоречиях между большими группами жен и мужей, отцов и сыновей и т.д.
В современный период действие испокон веков существующих семейных противоречий активизировалось в связи с вовлечением женщин в общественное производство. Процесс так называемой женской эмансипации нарушил равновесие внутри большой системы общественного института семьи. Теперь нельзя не видеть «семейный конфликт» на общесоциальном уровне. Он наблюдается в виде столкновения больших социальных групп мужей, жен, отцов, детей и т.д. как представляется, общесоциальный семейный конфликт чреват не менее пагубными последствиями, чем обострение национальных или производственных противоречий.
Проведенные исследования позволили разделить массив супружеских убийств на 2 группы: связанные с противоречиями внутрисемейного общения и связанные с противоречиями, обусловленными внешним общением.
В центре внутрисемейных противоречий оказалась борьба супругов за лидерство. В настоящее время в семье происходит изменение взаимоотношений ее членов, исчезает четкое распределение ролей. Эти тенденции обусловлены раскрепощением женщин, в результате которого они приобретают равные с мужчинами права и теряют некоторые привилегии, вытекающие из традиционного отношения к женщинам как к «слабому, прекрасному» полу. Отметим, что и та и другая стороны этого процесса далеко не всегда протекают без сопротивления представителей заинтересованного пола. Внутрисемейные отношения обостряются.
По поводу лидерства больше половины женоубийц считают, что главой семьи должен быть муж. Несколько менее четверти стоят на демократических позициях. Самая малозначительная часть женоубийц придерживается той точки зрения, что главой семьи должна быть женщина..
Для преступников, совершивших супружеские убийства, показателен перевес в зарплате над потерпевшими. Убийцы жен зарабатывают. Как правило, больше денег. А среди мужеубийц таких женщин, которые имели зарплату на уровне зарплаты мужа или даже ее превышающую, свыше половины.
Итак, в плане конкуренции за лидерство, в различных формах ее проявления, обострению взаимоотношений способствовала недостаточно сильная позиция мужчины в семье. По мнению социологов, схема семейных отношений «слабый мужчина и сильная женщина» характеризуется проявлением женской агрессивности. В условиях такой системы, согласно нашему наблюдению, мужчины, занимающие подчиненное положение в семье, но имеющие авторитарные тенденции, чаще становятся преступниками, а мужчины со слабой волей – жертвами.
Характерно, что названные социально-психологические элементы не «срабатывают» по отдельности. Преступление, конечно, осуществляется как результат взаимодействия всех или большинства из этих элементов (разумеется, мы упомянули лишь часть из них).
«Проблемные» ситуации, разнообразные конфликты если и способствуют совершению преступления, то не обязательно непосредственно «продуцируют» его в своих рамках. Многочисленные конфликты и проблемы нередко дают «смещенный» эффект: преступление под давлением этих ситуаций совершается в другое время и в отношении других людей. Но важно, что все подобные ситуации, в происхождении которых столь многое зависит от процессов в самом обществе, являются потенциальным «пусковым механизмом» для насильственных преступлений, совершаемых людьми, «психологически подготовленных» к этому обществом, его традициями, нормами и догматами.
2.2. Классификация насильственных преступников.
Существуют несколько типологических схем личности преступника. По признаку антиобщественной направленности поведения в основу типологии положено отношение личности к различным общественным ценностям[9].
Негативно-пренебрежительное отношение к человеческой личности, её важнейшим благам. Подобное отношение лежит в основе умышленных агрессивно-насильственных преступлений — убийств, изнасилований, а также большинства случаев хулиганства.
Индивидуалистически-
Легкомысленно-безответное и небрежное отношение к установленным социальным ценностям и своим обязанностям проявляется в различных неосторожных преступлениях.
По глубине и стойкости антисоциальной направленности, лежащих в её основе ценностных ориентаций выделяются следующие типы преступников: «Случайный» — впервые совершивший преступление, противоречащее социально-положительной направленности.
«Криминогенный» — характеризуется следующими особенностями:
1) сформирован в условиях интенсивного противоправного и аморального поведения окружающих.
2) в прошлом совершал аморальные проступки и правонарушения, которые продолжили повторяться.
3) привык к отрицательной оценке своего поведения
4) активен в ситуации совершения преступления, совершает преступление без обоснованных внешних поводов[10].
В рамках типа криминогенной личности выделяются подтипы: последовательно-криминогенный, ситуативно-криминогенный, ситуативный.
Последовательно-криминогенный подтип формируется в микросреде, где нарушаются нравственно-правовые нормы; преступление закономерно вытекает из привычного стиля поведения и образа жизни.
Ситуативно-криминогенный подтип характеризуется нарушением нравственных норм и совершением правонарушений, ненадлежащим исполнением требований социальных ролей; преступление обусловлено неблагоприятной ситуацией.
Ситуативный подтип характеризуется тем, что безнравственные элементы выражены у него незначительно. Преступление совершается лицом под решающим влиянием ситуации, которая возникает не по его вине.
По степени опасности выделяются следующие типы преступников:
«Особо опасные» — многократно судимые рецидивисты, преступное поведение которых носит характер активного противостояния обществу и его ценностям. Сюда относятся преступники, систематически совершающие кражи, грабежи, разбои, хулиганские действия и тяжкие преступления против личности. В эту категорию входят и крупные расхитители имущества, крупные взяточники, длительно совершающих тяжкие преступления.
«Десоциализированные опасные» — деклассированные лица, длительное время ведущие паразитический, бездомный образ жизни. Это тунеядцы, неоднократно судимые, алкоголики. Они совершают в основном мелкие кражи, для обеспечения своего существования и, особенно для приобретения спиртных напитков.
«Неустойчивые» — лица, характеризующиеся частичной криминальной заражённостью и совершающие преступления не в силу стойких антиобщественных установок, а в силу своего образа жизни. Лица этого типа совершают, в основном в нетрезвом состоянии, мелкие хищения и кражи, реже— грабежи, разбои, некоторые насильственные преступления.
«Ситуативные» — лица, чьё поведение не представляет выраженной общественной опасности. Преступления они совершают вследствие того, что из-за своих психологических особенностей попадают в жёсткую зависимость от ситуации и не могут найти социально приемлемый способ её разрешения.
Рассмотренные типологии, существующие в криминологии, носят условный характер. Не каждый преступник может быть однозначно отнесён к тому или иному типу. Кроме того, все типологии носят описательный, а не объяснительный характер.
Более перспективной является типология преступников, в основу которых положены мотивы их преступных действий. Отдельные попытки создания такой типологии уже предпринимались.
Среди корыстных преступников авторы выделяют следующие типы:
«Утверждающийся» тип, для которого смысл преступного поведения заключается в утверждение себя на социальном, социально-психологическом и индивидуальном уровнях.
«Дезадаптивный» тип, характеризующийся нарушением социальной адаптацией, т.е. приспособленности к условиям микросреды. Эти преступники часто ведут бездомный образ жизни. Они обычно нигде не работают, не имеют семьи, друзей. Большинство из них безразлично к своей судьбе. В большинстве своём дезадаптивные лица не имеют законных источников получения средств к существованию — их дают кражи и другие имущественные преступления.
«Алкогольный» тип. Критерием для выделения этого типа является совершение корыстных преступлений для приобретения спиртного. Большинство представителей — хронические алкоголики. По мере роста зависимости от алкоголя этот мотив становится в структуре личности доминирующим, вытесняя на задний план все другие мотивы. Лица алкогольного типа чаще всего совершают мелкие кражи и мелкие хищения на производстве для удовлетворения потребности в спиртных напитках.
«Игровой» тип личности с психологической точки зрения сложен. Данный тип отличается постоянной потребностью в риске, отсюда — поиск острых ощущений, связанных с опасностью, стремлением участвовать в опасных операциях и т.д. Поведение таких лиц полимотивно: корыстные побуждения действуют наряду с «игровыми», т.к. для них одинаково значимы как материальные выгоды в результате совершения преступления, так и те эмоциональные переживания, которые испытываются в процессе совершения преступления.
«Семейный» тип корыстных преступников характеризуется огромной ролью семьи в мотивации преступных действий. Обычно этот тип встречается среди расхитителей и взяточников. Хищения такой человек совершает для материального обеспечения дорогих членов своей семьи. «Семейная мотивация довольно распространена среди женщин, которые похищают вверенное им имущество ради детей, мужа…
Перечисленные типы встречаются в среде других категорий преступников. Создать исчерпывающую классификацию психологических типов, применимую для всех преступников, пока не представляется возможным.
ГЛАВА 3. ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНИЯ НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И МЕРЫ
ПО ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ.
3.1. Причины и условия насильственных преступлений.
Блок социально-психологических причин и факторов насильственных преступлений – система со сложнейшими взаимосвязями. Сложность взаимовлияний, спутанность прямых и обратных зависимостей в данном предмете изучения объясняется обширностью и неоднородностью самих социально-психологических реалий.
В психологии данная проблема рассматривается диалектически. Биологическое и социальное выступают в нём во взаимодействии. Определяющим фактором психического развития личности является социальная среда. Биологическое в человеке не отрицается, не уничтожается, а включается в качестве соподчинённого элемента в высший (социальный) в преобразованном (социализированном) виде. Биологическое оказывает влияние на поведение человека не прямо, а опосредованно.
Опосредованное влияние биологических элементов личности может сказываться в некоторых формах антиобщественного поведения: в насильственных преступлениях против личности, хулиганских поступках, которые являются разновидностью или формами агрессивного поведения. Некоторые учёные объясняют агрессивное поведение человека, в том числе и преступные формы его выражения, прямым проявлением врождённых агрессивных устремлений человека. Это не совсем так. Биофакторы могут создавать предрасположенность к тому или иному типу реагирования на внешний раздражитель: неуравновешенный тип высшей нервной деятельности, может предрасполагать к агрессивному поведения в ситуации фрустрации. Однако психологические исследования показывают, что агрессивное поведение в этой ситуации не наследуется, а усваивается, вырабатывается у человека, начиная с детского возраста.
Наиболее сложной проблемой являются причины преступлений, особенно если их брать в самом широком контексте социальной жизни, бытия личности, человеческой агрессии и жестокости. О причинах насильственных преступлений, в первую очередь, должна была бы сказать криминология – наука о преступности и преступном поведении, но подобные ожидания она, во всяком случае в нашей стране, совсем не оправдала, и те объяснения причин этих самых тяжких посягательств, которые она дает, в лучшем случае вызывают улыбку, в худшем – горькую иронию. Исключительная узость мышления некоторых исследователей насильственных преступлений, вульгарная социологизация сложнейших явлений, незнание внутреннего мира человека и нежелание его знать, представление о преступлении как о простом результате пьяной ссоры и, следовательно, стремление к примитивизации, породили такие утверждения, что эти преступления носят бытовой характер, либо являются следствием недостатков в обеспечении культурного и полноценного проведения досуга, что они совершаются вследствие личных неприязненных отношений между преступником и жертвой.