Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 16:36, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Целью исследования является выяснение юридической природы ничтожных сделок, определение их отличий от действительных и оспоримых сделок и ответ на вопрос о том, насколько оправданно их выделение на уровне закона в самостоятельную юридическую категорию наряду с оспоримыми сделками.
Введение………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие сделки…………………………………………………………………....6-13
1.1 Понятие сделки и ее значение…………………………………………………………….6
1.2 Виды сделок………………………………………………………………………………...8
Глава 2. Действительность сделок……………………………………………………….14-20
2.1 Условия действительности сделок………………………………………………………14
2.2 Формы сделок……………………………………………………………………………..16
Глава 3. Недействительные сделки……………………………………………………....21-44
3.1 Понятие недействительных сделок………………………………………………………21
3.2 Виды ничтожных, оспаримых сделок и последствия признания сделки недействительной……………………………………………………………………………...29
3.3 Сроки исковой давности по ничтожным сделкам. Судебная практика………………..44
Заключение……………………………………………………………………………………..50
Список используемых источников……………………………………………………………52
Целесообразно классифицировать не условия недействительности сделки, а выделять отдельные виды недействительные сделок, беря за критерий нарушения условий действительности. В связи с этим следует выделить следующие составы недействительных сделок:
1) сделки с пороками в субъекте;
2) сделки с пороками формы;
3) сделки с пороками содержания;
4) сделки с пороками воли.
Наряду с отдельными составами недействительных сделок закон формулирует общую норму(ст. 168 ГК), согласно которой недействительной является любая сделка, не соответствующая требованиям закона или иным правовым актам. Несоответствие закону или другому правовому акту выражается в нарушении требований, установленных ими.
Правило
статьи 168 ГК применяются ко всем сделкам,
не соответствующим требованиям
закона или иных правовых актов, за
исключением тех случаев, для
которых ГК устанавливает специальные
правила. Сделка, которая не соответствует
закону или иному правовому акту,
ничтожна. Из этого правила законом
могут предусматриваться
Сделки
с пороками в субъекте следует
подразделять на две группы. Первая
связана с недееспособностью
граждан, а вторая - со специальной
правоспособностью юридических
лиц либо статусом их органов. Раздельный
анализ сделок, совершаемых гражданами
и юридическими лицами, обусловлен
характером совершаемых действий. Сделка
как волевой акт требует
а) сделки, совершаемые гражданином, признанным недееспособным (ст.171 ГК).
По таким сделкам дееспособная сторона обязана, помимо исполнения общего требования по недействительным сделкам, возместить другой стороне реальный ущерб, понесенный в результате заключения недействительной сделки.
Такая обязанность возлагается на дееспособную сторону в случае, если она знала или должна была знать о недееспособности другой стороны.
Критерии, положенные в основу недействительности названных сделок, имеют объективный, независимый от участников сделки характер: возраст либо состоявшееся решение суда о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным. В связи с этим важно доказать, что дееспособная сторона знала или должна была знать о факте недееспособности.
Следовательно,
двусторонняя реституция применяется
к сделке, совершенный недееспособным
лицом, независимо от вины дееспособной
стороны, а имущественная
В соответствии со ст. 29 ГК признание гражданина недееспособным осуществляется судом, если он вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. Ничтожными являются все сделки, совершенные гражданином, признанным недееспособным.
б) сделки, совершенные несовершеннолетними, не достигшими 14 лет, являются ничтожными. Малолетние в возрасте от 6 до 14 лет вправе совершать мелкие бытовые сделки, сделки, направленные на получение безвозмездной выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации, сделки по распоряжению средствами, предоставленными законными представителями или с согласия последних третьим лицом для определенной цели. Все другие сделки за несовершеннолетних до 14 лет, а также все сделки за малолетних, не достигших 6 лет, могут совершать только их законные представители.
Сделки,
совершаемые
Ст.176
ГК предусматривает
Ограничено дееспособный вправе совершать только мелкие бытовые сделки. Совершать другие сделки, а также получать заработок, пенсию и иные доходы и распоряжаться ими он может только с согласия назначенного ему попечителя. Под "распоряжением" следует понимать сделки, направленные на передачу имущества другим гражданам, не являющимся членами семьи или юридическим лицам.
Действие
этой статьи не распространяется на сделки,
по которым гражданин, ограниченный
в дееспособности, получает какое-либо
имущество не представляя взамен
своего. Форма согласия попечителя
на совершение сделки, ограниченно
дееспособным должна соответствовать
форме, установленной законом для
совершаемой сделки. Иск о признании
такой сделки недействительной может
заявить только попечитель. Сделка,
совершаемая ограниченно
Законом
предусмотрено два состава
а) сделки, которые совершены юридическим лицом за пределами его специальной правоспособности;
б) сделки, совершенные юридическими лицами, не имеющими лицензии на занятие соответствующей деятельностью.
Первый
случай имеет место тогда, когда
цели деятельности юридического лица
определенно ограничены им же в уставе
или других учредительных документах.
Имеются ввиду явно только юридические
лица, которые обладают в соответствии
со ст.49 ГК общей правоспособностью,
т.е. все коммерческие организации,
за исключением унитарных
Во втором случае юридическое лицо считается не имеющим лицензии на занятие соответствующей деятельностью, если:
а) лицензия не получена им;
б) отозвана органом, ее выдавшим;
в) окончился срок ее действия.
В случае, когда в момент совершения сделки лицензии у юридического лица не было, но она была получена на момент рассмотрения спора судом, сделка не должна признаваться недействительной.
Правила данной статьи распространяются на дву- и многосторонние сделки (договоры), которые могут заключаться как между юридическими лицами, так и между юридическим лицом и гражданином. Сделки, совершенные юридическим лицом, выходящим за пределы правоспособности, относятся к числу оспоримых. Иск о признании такой сделки недействительной и применении последствий ее недействительности могут предъявить само юридическое лицо, его учредитель (участник) или государственный орган, осуществляющий контроль или надзор за деятельностью юридического лица.
Основанием для признания сделки недействительной, помимо ее совершения в противоречие с целями деятельности, определенно ограниченными в учредительных документах, либо без лицензии на занятие определенной деятельностью, является доказанность факта, что контрагент знал или заведомо должен был знать о незаконности сделки. Этот факт должно доказывать лицо, предъявившее иск.
В
ст.173 ГК речь идет о признании недействительными
сделок, совершенных без специального
разрешения (лицензии) только юридического
лица, и здесь справедливо возникает
вопрос: "Какова судьба сделки, которая
совершена без лицензии гражданином-предпринимателем?"
Такой вывод напрашивается из анализа п.3 ст. 23 ГК, который говорит о том, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Т.е. п.3 ст.23 ГК предусматривает возможность распространения на граждан-предпринимателей правил ГК, регулирующих деятельность коммерческих организаций.
В юридической литературе есть точка зрения о том, что сделки гражданина-предпринимателя, совершенные без лицензии должны признаваться недействительными по ст.168, как сделки, несоответствующие закону или иным правовым актам. Данное положение аргументируется тем, что во-первых, граждане обладают общей правоспособностью и, во-вторых, из существа правоотношения вытекает невозможность применения п.3 ст.23 ГК.5 С таким решением проблемы вряд ли можно согласиться, т.к. в соответствии со ст.49 ГК коммерческие организации обладают общей правоспособность, (как и граждане-предприниматели) и я не думаю, что из существа правоотношения вытекает невозможность применения п-3 ст.23 ГК.
Таким
образом, можно сделать вывод
о том, что к гражданам-
Закон к числу оспоримых сделок относит сделки, совершенные лицом, полномочия которого ограничены (ст.174).
Здесь
можно выделить три основания
признания недействительной сделки,
совершенной с превышением
1.
Превышение гражданином
2.
Неочевидность для другой
3.
Доказанность факта, что
Следует подробнее остановиться на сделках, совершаемых юридическими лицами с превышением полномочий, т.к. здесь есть определенные проблемы.
Как известно, в соответствии с п.3 ст. 53 ГК юридические лица приобретают гражданские права и принимают на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом и иными правовыми актами и учредительными документами. Так, например, для акционерного общества таковым органом является генеральный директор, который, как гласит п.2 ст.69 Федерального Закона "Об акционерных обществах", действует от имени общества без доверенности, в т.ч. совершая гражданско-правовые сделки. Часть из них может быть совершена на основании самостоятельного решения директора, а часть - исключительно после решения общего собрания акционеров или совета директоров. Последствием сделки, совершенной с превышением директором полномочий (т.е. сделки, не основанной на необходимом для конкретного случая решении совета директоров или общего собрания акционеров) может являться основанием для признания ее недействительной в судебном порядке.
Возможностью и основанием для признания сделки недействительной зависит от того, превышены ли директором при ее совершении полномочия, определенные законом и иными правовыми актами или только уставом общества. При превышении полномочий, определенных за коном или иным правовым актом (например, сделка по отчуждению имущества общества стоимостью более 25% его активов, не основанная на решении или в последующем не одобренная решением одного из органов управления общества в соответствии со ст.79 ФЗ "Об акционерных обществах"), то сделка может быть признана ничтожной по ст.168 ГК. Если же директором совершена сделка в пределах полномочий, установленных законом, однако при этом превышены полномочия, определенные уставом общества (например, произошло отчуждение имущества стоимостью 20% активов без соответствующего решения совета директоров, тогда как устав общества требует такого разрешения), данная сделка, являясь оспоримой, может быть признана судом недействительной на основании ст. 174 ГК.