Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 16:36, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Целью исследования является выяснение юридической природы ничтожных сделок, определение их отличий от действительных и оспоримых сделок и ответ на вопрос о том, насколько оправданно их выделение на уровне закона в самостоятельную юридическую категорию наряду с оспоримыми сделками.
Введение………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие сделки…………………………………………………………………....6-13
1.1 Понятие сделки и ее значение…………………………………………………………….6
1.2 Виды сделок………………………………………………………………………………...8
Глава 2. Действительность сделок……………………………………………………….14-20
2.1 Условия действительности сделок………………………………………………………14
2.2 Формы сделок……………………………………………………………………………..16
Глава 3. Недействительные сделки……………………………………………………....21-44
3.1 Понятие недействительных сделок………………………………………………………21
3.2 Виды ничтожных, оспаримых сделок и последствия признания сделки недействительной……………………………………………………………………………...29
3.3 Сроки исковой давности по ничтожным сделкам. Судебная практика………………..44
Заключение……………………………………………………………………………………..50
Список используемых источников……………………………………………………………52
Очевидно, что пока сделка исполняется и порождает те правовые последствия, на которые она направлена, и никто не обнаружил ее ничтожности, по форме и содержанию она действует как сделка. Но как только будут установлены условия (основания), делающие ее ничтожной, сделка становится правонарушением, вызывающим отрицательный эффект.
Примерно такое же правовое положение и у оспоримой сделки. Пока она не оспорена и не признана недействительной, она также порождает те правовые последствия, на которые она была направлена. Но с того момента, когда такая сделка была оспорена и суд признал ее недействительной, это уже не сделка, а правонарушение. Она не приводит к тем правовым последствиям, на которые была направлена, и вызывает отрицательный правовой эффект с обратной силой, т.е. с момента ее совершения.
Фактически правовые последствия, вызванные оспоримой сделкой (оспоренной и признанной недействительной), ничем не отличаются от правовых последствий, вызванных ничтожной сделкой. В этом смысле оспоримая сделка также ничтожна. Потому мы вправе и “ничтожные сделки”, и “оспоримые сделки”, когда они оспорены, отнести к одной категории - “не сделок”, т.е. неделиктных правонарушений, которые не вызывают того правового эффекта, на достижение которого они были направлены, а наоборот, как и все правонарушения, вызывают нежелательный отрицательный правовой результат. Основанием для отнесения недействительных сделок к сделкам некоторые авторы считали наличие правовых последствий при установлении ее недействительности - это возврат всего исполненного по такой сделке (реституция) или изъятие в доход государства. Но такое утверждение неправильно. Указанные последствия наступают не как результат сделки, это вовсе не те последствия, которые намеревались вызвать стороны. Они связаны не со сделкой, а с правонарушением, и являются результатом нарушения закона, которое выразилось в совершении действия, запрещенного законом. Таким образом, недействительная сделка противополагается сделке, является ее антиподом, правонарушением.
Цивилистическая наука, исследуя вопросы недействительности сделок, занималась и проблемой их классификации.
Дореволюционные русские авторы считали, что недействительность сделки бывает двоякого рода:
При опровержимости, как и при ничтожности, сделка является недействительной, но в первом случае она считается действительной, пока не будет опровергнута. Никакого другого разделения недействительных сделок русские дореволюционные авторы не предлагали. Характерно и то, что указанные русские авторы классифицировали не недействительные сделки, а их недействительность.
Ничтожность сделки означает, что сделка не установила, не изменила, не прекратила того правоотношения, которые имели в виду лица, заключавшие сделку. Ничтожная сделка не порождает тех юридических последствий, которые свойственны сделкам данного рода. Но некоторые другие юридические последствия из ничтожной сделки могут возникнуть (напр., обязанность стороны, получившей что-либо от другой стороны на основании ничтожной сделки, передать полученное в доход государства). Нет лишь тех последствий, какие желают стороны; сделка не возымела того действия, какое свойственно сделке данного типа.
В
соответствии с терминологией Гражданского
Кодекса можно среди
Деление недействительных сделок на оспоримые и ничтожные вполне оправдано, т.к. передает сущность различных категорий недействительных сделок. В одних случаях сделка недействительна сама по себе с самого начала ее совершения, и суд обязан объявить ее таковой, установив те обстоятельства, в силу которых она должна быть аннулирована. В других случаях сделка может быть признана недействительной, но только при условии возбуждения против нее спора. Оспоримой является сделка, недействительная в силу решения суда на основании иска, заявленного стороной и иными лицами, указанными в ГК. Так, в случае спора о том, что сделка совершена под влиянием заблуждения одной из сторон, она может быть признана недействительной при доказанности дефектов воли со стороны, считающей себя введенной в заблуждение. Без заявления потерпевшего это установлено быть не может.
Ничтожной
признается сделка, недействительная
с самого начала ее совершения независимо
от решения суда. Так, если суд обнаружит,
что сделка совершена без соблюдения
нотариальной формы, предусмотренной
для данного вида сделок (напр., дарение),
то он признает ее недействительной исходя
из самого факта как такового. И
здесь функции суда состоят только
в признании факта заключения
недействительной сделки и применения
в необходимых случаях к
В юридической литературе существует точка зрения, что для признания ничтожных сделок недействительными нет необходимости даже обращаться в суд. Более того, и суд, и все другие органы и лица, соприкасаясь с этими сделками, должны исходить из того, что они недействительны.2
Но вместе с тем существует точка зрения, что положение п.1 ст.166 ГК о том, что ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом, вовсе не означает, что установить факт ничтожности может любое лицо без обращения в судебные органы.3 Данная точка зрения мотивируется тем, что для установления факта ничтожности сделки необходимо указать наличие обстоятельств, влекущих за собой ничтожность сделки.
Например, для установления факта ничтожности притворной сделки необходимо доказать умысел стороны на совершение сделки с целью прикрыть другую сделку. Лицо, устанавливающее факт ничтожности сделки оценивает доказательства и в конечном итоге применяет норму права, т.е. фактически осуществляет правосудие.
А согласно ст.118 Конституции РФ правосудие в РФ осуществляется только судом.4
Представляется, что и та и другая точка зрения имеет право на существование. Только в одном случае суд констатирует ничтожность сделки, а в других случаях любой иной правоохранительный орган соприкасаясь с ничтожной сделкой, должен исходить из того, что она недействительна, применяя соответствующие последствия.
Следуя буквальному толкованию статьи 168 ГК, следует признать, что ею охватывается и дефектность элементов, образующих сделку.
Таким образом, норма, сформулированная в статье 168 ГК, фиксирует общее понятие недействительной сделки, однако при наличии специальной нормы, устанавливающей недействительность сделки в зависимости от дефектности отдельных ее элементов, применению подлежит специальная норма.
Заблуждение также способствует искаженному формированию воли участника сделки, однако, в отличие от обмана, заблуждение не является результатом умышленных, целенаправленных действий другого участника сделки. Возникновению заблуждения может способствовать недоговоренность, отсутствие должной осмотрительности, подчас самоуверенность участника сделки либо действия третьих лиц. Однако не всякое заблуждение может иметь значение для признания сделки недействительной, а лишь признанное судом существенным. Закон (ст. 178 ГК) определяет, какое заблуждение признается существенным: "относительно природы сделки либо тождества или таких качеств ее предмета, которые значительно снижают возможности его использования по назначению", Так, если гражданин желает приобрести письменный стол в точности такой же, как и у его соседа, а после доставки покупки к нему домой выясняется, что приобретенный им стол произведен не той фирмой и несколько отличается по оттенку, то такое заблуждение не может быть признано существенным, поскольку возможности использования письменного стола по назначению не снижаются столь значительно, как того требует закон. Наиболее часто встречается заблуждение, относительно мотивов сделки. Как уже говорилось, мотив и цель лежат за пределами сделки. Так, если вы приобрели галстук в расчете на то, что он подойдет к имеющемуся у вас костюму, а на самом деле расцветка галстука не подошла, то на самый факт приобретения права собственности на галстук это заблуждение не может повлиять. Приобретаете ли вы вещь для собственного потребления, подарка либо иной цели, продавцу это абсолютно безразлично. Дальнейшее использование вещи (при условии, что она не имеет недостатков) - для сделки юридически безразлично. Законом специально подчеркнуто, что заблуждение относительно мотивов не имеет существенного значения. Следует иметь в виду, что стороны могут договориться об учете мотива, однако в этом случае сделка не признается недействительной, она расторгается по соглашению сторон. В качестве примера можно привести ст. 23 Закона о защите прав потребителей, предоставляющую потребителю право отказаться от доброкачественной вещи, которая не подошла ему по фасону, расцветке или размеру.
В
этом случае явно имело место заблуждение
со стороны потребителя, однако, в
силу прямого указания закона, сделка
не признается недействительной, а
может быть либо изменена путем замены
вещи, либо расторгнута.
3.2 Виды ничтожных, оспаримых сделок и последствия признания сделки недействительной.
Из анализа
норм ГК РФ о недействительности сделок
можно провести следующие различия ничтожных
и оспоримых сделок:
1)признание
недействительности оспоримой
2)требование
(иск) о признании оспоримой
сделки недействительной может
быть предъявлено ограниченным
кругом лиц, указанных в
3)по
общему правилу и ничтожная,
и оспоримая сделки
4)срок
исковой давности для
Оспоримыми сделками являются следующие виды сделок:
1) сделка юридического лица за пределами его правоспособности (ст. 173 ГК РФ);
2)
сделка представителя (
3)
сделки несовершеннолетних и
ограниченно дееспособных
4)
сделки граждан, не способных
понимать значение своих
5) сделки, совершенные под влиянием заблуждения (ст. 178ГК РФ);
6)
сделки, совершенные под влиянием
обмана, насилия, угрозы, злонамеренного
соглашения представителя
К ничтожным сделкам относятся:
1) сделки, не соответствующие закону или иным правовым актам (ст.168 ГК РФ);
2) сделки, совершенные с целью, противной основам правопорядка или нравственности (ст. 169 ГК РФ);
3) мнимые и притворные сделки (ст. 170 ГК РФ);
4) сделки,
совершенные гражданами, признанными
недееспособными (ст. 171 ГК РФ).
Мнимая (фиктивная) сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна (п. 1 ст. 170 ГК РФ).
Сделка ничтожна потому, что она совершена для вида, без намерения создать юридические последствия.
Другими словами, при совершении действий в виде мнимой сделки отсутствует главный признак сделки – направленность на возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Мнимая сделка может быть совершена в противозаконных целях, например, мнимое дарение имущества с целью укрыть его от конфискации, или без противозаконных целей. Тем не менее, такая сделка в любом случае будет являться ничтожной.
В отличие от мнимой, ничтожная притворная сделка совершается с целью прикрыть другую сделку.
Притворная сделка заключается также только для вида, но в отличие от мнимой прикрывает другую сделку, которую стороны в действительности хотели заключить. Поэтому притворная сделка сама по себе всегда признается ничтожной (абсолютно недействительной), а к сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа сделки применяются относящиеся к ней правила (п. 2 ст. 170 ГК РФ).
Та сделка, которую стороны хотели прикрыть может быть действительной или недействительной. В том случае, если прикрываемая сделка будет абсолютно законной, она будет действительной, но, как правило, прикрываются противозаконные сделки.
Действительность сделки зависит от действительности образующих ее элементов. Поэтому недействительные сделки могут быть сгруппированы в зависимости от того, какой из элементов оказался дефектным.