Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 12:44, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение истории российской полиции.
Задачи курсовой работы:
изучить историю развития органов, осуществлявших полицейскую функцию в период развития Русского государства в XV – XVI веке;
изучить историю развития органов, осуществлявших полицейскую функцию в период сословно-представительной монархии в середине XVI – XVII веке;
изучить историю развития полицейских органов в период абсолютной монархии в середине XVII – I четверть XIX века;
изучить новые органы полиции во второй половине XVIII века;
рассмотреть функционирование тайной полиции в первой половине XIX века, а также Деятельность Третьего отделения и Корпуса жандармов;
рассмотреть реорганизацию российской полиции во второй половине XIX века и прекращение существования в начале XX века.
ВВЕДЕНИЕ
Тема деятельности полиции была, а сейчас особенно интересна для отечественной истории. Проводимые в настоящее время в стране реформы изменили всю систему государственных органов, в том числе и органов внутренних дел.
Возникновение в России самостоятельных специализированных полицейских органов было связано со становлением абсолютизма, преобразовательной деятельностью Петра I и рождением Российской империи. Петр I, реформировавший весь государственный аппарат, создавший регулярную армию, положил начало созданию «регулярной» полиции. Она явилась для Петра I одним из важнейших инструментов преобразований, ломки старых порядков и организации новой жизни.
Когда 10 марта 1917 года Департамент полиции был упразднён, полиция не только фактически, но и юридически прекратила свое существование. Тогда же была провозглашена замена полиции милицией, которая существует и по сей день.
Рост уголовной преступности и неудовлетворительные итоги борьбы с ней свидетельствуют о том, что один из основных административно-исполнительных органов государства в сфере поддержания правопорядка - милиция - уходит из правового поля органов местного управления и теряет связь с обществом и его институтами.
В 1990-е годы милиция стремительно использовала свои властные полномочия. Не случайно в это время выработался негативный стереотип милиционера, и граждане опасались его порой не меньше чем преступника. Милиция почувствовала полную безнаказанность – в условиях неправового государства, где все определялось твоими финансами либо связями во власти, милиция фактически была выведена из-под какого-либо контроля.
В связи с этим в 2009 году президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым в рамках реформы МВД, было принято решение о переименовании милиции в полицию.
При всех своих пороках и недостатках система МВД играет слишком большую роль, чтобы ее можно было в одночасье поменять либо одновременно реформировать и требовать от нее исполнения текущих обязанностей. Ведь на протяжении девяноста лет в России царила смысловая неразбериха. Милиция – это вооруженное ополчение граждан, занимающихся охраной порядка на непрофессиональной основе. Полиция – профессиональная служба по защите интересов общества и государства.
Президентом в 2010 году был внесен в Государственную Думу проект Закона «О полиции», согласно которому, в новых структурах будут служить на 20 процентов меньше людей, чем в милиции. Кроме того, переход из милиции в полицию не будет производиться автоматически, а только по итогам переаттестации.
Закон «О полиции» после подписания его президентом должен будет вступить в силу с 1 марта 2011 года.
Таким образом, актуальность темы предопределяется необходимостью многоаспектного историко-правового и теоретического исследования деятельности полиции за весь период её существования, а также необходимостью применения исторического опыта для решения современных проблем правоохранительных органов России.
Целью курсовой работы является изучение истории российской полиции.
Задачи курсовой работы:
Теоретическую базу при написании курсовой составили исторические и современные нормативные акты, регламентирующие вопросы, связанные с полицейской деятельностью, журнальные статьи и литература таких авторов как: А.В. Борисов, Н.Б. Голикова, Н.П. Ерошкин, Е.А. Иванова,
В.М. Курицын, В.А.
Демин, В.М Клеандрова, И.И Мушкет, Ф.М. Лурье.
Глава
1. История Развития
органов, осуществлявших
полицейскую функцию
в XV – сер. XVII вв.
Слово «полиция» происходит от греческого politeia (polis – город) - так Аристотель называл городское и в целом государственное управление, устройство. Римляне заимствовали слово «полиция», и из средневековой латыни с конца XVI века оно входит в лексикон европейских государств. При этом рассматриваемый термин употребляется в самом неопределенном смысле, включая «доброту нравов», хорошую нравственность, охраняемую законом». В XVI веке в городах Западной Европы полиция возникает как правительственное учреждение, имеющее своей задачей обеспечение безопасности. Однако само понятие полиции к концу XVI века охватывало собой и законодательную, и судебную, и административную деятельность. К началу 18 века «полиция» обозначала всю правительственную и административную деятельность, государственное управление. В России полицейская деятельность осуществлялась, разумеется и до получения слова «полиция» 1.
«Полицией»
считалась любая деятельность государственных
органов по вопросам светского управления:
издание законов, обеспечение безопасности,
забота о повышении благосостояния народа,
надзор за противопожарной безопасностью,
отправлением религиозных культов и прочее2.
1. 2 Развитие органов, осуществлявших полицейскую функцию
в период развития Русского государства
Полицейская функция возникла одновременно с появлением государства. Уже в первых государственных образованиях восточных славян (VI-VIII века), позднее в Киевской Руси, функции полиции выполнялись дружиной князя. По мере развития государства полицейские функции в той или иной мере реализовывали посадники, волостели, тысяцкие, сотские, старосты, вирники и другие. Волостели управляли городскими округами. Посадники были главами городов, назначенные князем в землях, входивших в состав Древнерусского государства. Выбирались на вече из представителей знатных боярских семей. Сотские и старосты - один из низших чинов полиции.
Однако эта деятельность не была их основой обязанностью и совмещалась с другим родом деятельности.
С конца XV века на местах стала формироваться система полицейских служителей – бирючей (вестники распоряжений центральных и местных властей), тюремных сторожей, палачей (они осуществляли как смертную казнь, так и истязание, пытки, отсечение конечностей, телесные наказания) и других. В период с конца XV века до середины XVI века полицейские функции осуществляли в центре органы дворцово - вотчинного управления, а на местах - наместники и волостели - высшие представители древнерусской областной администрации. Наместник судил городских и посадских людей, а также детей боярских, а волостель - волостных, черных людей.
Позже к ним присоседятся временные уполномоченные великого князя, направляемые на места с самыми различным поручениями, в том числе и для борьбы с разбоями3.
За точку отсчета начала организации и деятельности специальных служб на Руси, по видимому, следует принять 1565 г., когда царем Иваном IV (1533-1584) был создан прообраз будущей политической полиции.
Территория государства разделилась на опричнину (от слова «опричь» - кроме, которое в XIV-XVI в.в. означало часть наследства, выделенное в особое владение) и земщину. В опричнину, т.е. особый государев удел, вошла часть наиболее важных в экономическом и стратегическом отношении земель центра страны (Москва, Можайск, Вязьма, Ростов, Ярославль и др.), юга (Козельск, Белев и др.) и Поморья (Холмогоры, Великий Устюг, Каргополь). В земщину, представлявшую собой далеко не лучшие земли, были выселены потомки удельных князей и бояр, и их владения были розданы «опричным служилым людям». Для борьбы с «изменой» внутри государства Ивана IV создал опричное войско, в основном состоящее из дворян. При «вступлении в службу» человек давал клятву отречения «от всея и всех» – отца, матери, семьи. С этого момента он клялся служить только государю и беспрекословно выполнять только его приказания. Ему включалось в обязанность выискивать, а затем изгонять или истреблять государевых противников, доносить обо всем, что видит, и с людьми не из опричнины не иметь. Опричное войско было построено по типу монашеского ордена: «Сам он был игуменом, князь Афанасий Вяземский – келарем, Милюта Скуратов - пономарем; и они вместе с другим распределяли службы монастырской жизни»4.
Доносы и подозрения переросли под пытками в «тайные заговоры». Население, не сдерживаемое законом и нравственным нормам, разрасталось, затрагивая все население: от крестьянина до дворянина.
Иван
IV безудержно стремился реализовать
свое право судить и наказывать подданных.
«Царской власти, утверждал он, - дозволено
действовать страхом и запрещением
чтобы строжайше обуздать безумие
злейших и коварных людей»5. Жестокость
Царя порождала множество заговоров
против него, однако и без этого мнительный
царь повсюду видел заговорщиков, особенно
среди ближних бояр, стремился раскрыть
воображаемые заговоры и измены, создавая
механизм обеспечения безопасности
Главы государства, ориентированный
на беспощадное подавление потенциальных
политических противников. Иван IV заложил
основы использования политического сыска
для формирования ближайшего окружения
лидера государства из политически
благонадежных соотечественников, путем
предоставления последним наиболее
благоприятных условий для существования,
достаточно широких прав и свобод,
а также изгнание в отдельные районы, с
менее благоприятными условиями существования
людей, в преданности некоторых царь
испытывал сомнение, причем зачастую
ничем не обоснованные. Признак деления
россиян на благонадежных и неблагонадежных
подданных был характерен для всех последующих
правителей царской России. Исследователи
истории политического сыска в
царской России Ч. Рууд и С. Степанов отмечают:
«В русской истории одной из центральных
тем всегда было неустанное стремление
власти следить не только за наличием
преданности подданных, но и за степенью
их преданности; и вот эта извечная попытка
разыскать врагов монарха прежде, чем
они нанесут ущерб ему или его окружению,
привел к рождению розыскных институтов,
призванных обнаруживать всех, кто
склонен к такому умыслу или уже злоумышляет
против существующего строя»6. Вскоре
опричники на собственном опыте убедить
как трудно оправдаться от ложных доносов
даже первым людям опричнины. Так, по ложному
доносу был убит один из идеологов опричнины
А. Д. Басманов, по приказу Ивана IV был ликвидирован
глава опричной думы – князь Черкасский,
в опалу попал и В. Грязной. Добившись устранения
политической оппозиции, государь освободился
от сподвижников. В 1572 г. опричнина упраздняется
также неожиданно, как и была введена.
Под страхом казни запрещалось даже употребление
этого слова. Несмотря на то, что опричнина
была достаточно коротким эпизодом
в истории России, печальная память о ней
сохранилась надолго. Истинные замыслы
Ивана IV и сегодня расцениваются неоднозначно.
1. 3 Развитие органов, осуществлявших полицейскую функцию
в
период сословно-представительной
монархии
В эпоху сословно представительной монархии (середина XVI - XVII века) под влиянием обострений, вызванных развитием крепостного права, сеть органов выполняющих полицейские функции, существенно расширилась. На смену дворцово - вотчинной пришла приказная система управления. В числе приказов можно было выделить группу выполнявших преимущественно судебно - полицейские функции. В середине XVI века систему полицейско - сыскных органов государства возглавлял разбойный приказ – один из органов управления Московского государства. Он занимался сыском и судом по «разбойным» делам и через органы губного и земского управления осуществлял руководство местной полицией. В нем утверждались на должности губные старосты (должность в Московском государстве. Введены вместо вирников, собиравших виру), целовальники (должностные лица Московской Руси, выбиравшиеся земщиной в уездах и на посадах для исполнения судебных, финансовых и полицейских обязанностей. Избранный человек клялся честно исполнять свои обязанности и в подтверждение клятвы целовал крест, откуда и происходит название) и дьяки (начальники приказов).
В Москве и Московском уезде функции борьбы с преступностью были возложены на земский приказ - центральное государственное учреждение, ведавшее управлением Москвой, охраной порядка в Москве и некоторыми другими городами.
В каждом губном округе (уезде) образовывалась губная изба, во главе которой стоял губной староста, избиравшийся из дворян или боярских детей. Для утверждения в должности губной староста являлся в разбойный приказ, где получал соответствующий наказ. При губном старосте состояли целовальники, избиравшиеся из крестьянской или посадской верхушки. Делопроизводство вел губной дьяк. Губные старосты осуществляли общий судебно - административный и полицейский надзор за уездами: вели борьбу с разбойниками, занимались делами об убийствах, поджогах, заведовали тюрьмами. Губные и земские органы действовали параллельно, однако во многих местах был лишь один из этих органов7.