Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:01, дипломная работа
Целью дипломной работы является выявление причин возникновения такого социального явления как фактический брак, а также перспективы его правового развития.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
- изучить и обобщить имеющийся теоретический и эмпирический материал по данной проблеме, критически осмыслить его с учетом тенденций развития современного семейного права;
- определить степень и уровень теоретической разработанности темы;
- изучить понятийно-категориальный аппарат по исследуемой теме;
- провести сравнительный анализ зарубежного опыта регулирования фактических брачных отношений и т.д.
Введение 3
Глава II. История развития законодательства о
фактическом браке в России с 1917 года до наших дней 6
Глава 2. Фактические браки: понятие, правовое
регулирование и социально-правовая характеристика 17
2.1. Понятие фактического брака 17
2.2. Имущественные правоотношения фактических супругов 20
2.3. Социально-правовая характеристика фактических браков 27
Глава III. Зарубежный опыт регулирования фактических
брачных отношений 33
Заключение 44
Список использованных источников 48
2.3. Социально-правовая характеристика фактических браков
Для определения отношения современной молодежи к фактическому браку, мною был проведен социологический опрос молодежи в возрасте от 18 до 25 лет. Опрос проводился методом случайно-бесповоротного отбора[22].
Сейчас наблюдается увеличение положительных взглядов на добрачные отношения среди молодежи. Хотя в нашей республике иное отношение и к заключению брака и к семейным отношениям в целом, современная молодежь относится к фактическому браку, как к новому этапу жизненного цикла семьи, который непосредственно предшествует юридически оформленному браку. Мне кажется, что это объясняется ранним психофизиологическим развитием семьи в последние годы, также в последние годы нет особых ограничений в трансляции этих идей в средствах массовой информации, и кроме того нет социальных программ семейного воспитания молодежи.
На вопрос о том, по какой причине молодые люди не хотели бы официально оформлять свои брачные отношения, были получены следующие ответы: указывается отсутствие средств на содержание семьи, в меньшей степени — неготовность к ответственности, именуемой браком.
На вопрос о том, что в настоящее время препятствует образованию семей, были получены следующие ответы:
на первое место отведены трудности с устройством на работу (65%); на второе - низкий уровень экономического развития республики (25%); на третье - карьера (10%).
Для современной молодежи существуют различные причины, по которым они не хотят вступать в брак:
28,9% не готовы психологически (считают, что еще рано создавать семью, есть желание больше времени уделять себе, не считают это необходимым);
23,7% - откладывают вступление в брак в связи с определенными условиями (не получено высшее образование, брак будет мешать карьере)
18,3% - не встретили кандидата, с которым бы хотели бы связать свою судьбу;
16,3% - связывают откладывание брака с проблемами жилищно-материального характера.
В последние годы сокращается количество семейных пар, где оба супруга являются студентами. По данным исследования, среди состоящих в браке респондентов полная студенческая семья только у 15,1% из 150 семейных респондентов. У большинства оставшихся - супруг (а) либо уже закончили Вуз ранее, а теперь работают, либо только работают.
На снижение числа заключаемых браков и, как следствие, последующее снижение рождаемости оказывают непосредственное влияние такие факторы, как снижение уровня жизни, социальные потрясения, ухудшение качества общедоступной медицинской помощи, неуверенность в завтрашнем дне и др. Однако, на вопрос о том, согласны ли жить в фактических брачных отношениях 75% молодых людей отвечали положительно. Среди девушек положение совершенно иное. Положительно ответили лишь 10%.
Все опрошенные юноши считают, что, зарегистрировав свой брак, можно вступить в фактические брачные отношения, так называемый брак по шариату или многоженство. Однако мнение девушек коренным образом отличается. Заставляет задуматься следующий факт: 10% девушек согласны не оформлять свой брак официально, но ни одна из всех опрошенных не выразила согласия находится в «гражданском браке», при наличии у «супруга» другого зарегистрированного официально брака.
Из вышесказанного следует сделать вывод, что молодое поколение не стремится создавать семью. Особенно это прослеживается у мужской части населения.
Таким образом, изучение вопроса о возможности регулирования отношений, возникающих при внебрачном сожительстве, приводит к следующим выводам.
Внебрачное сожительство представляет собой одну из форм семейных образований в обществе, как социальное явление оно объективно, а, значит, любые правовые запреты в его отношении социально малоэффективны. От случайных межполовых контактов сожительство отличает относительная стабильность взаимоотношений, складывающихся между сожителями, возможная реализация социальных функций семьи - рождение и воспитание детей, общее домашнее хозяйство и др.
Государство заинтересованно в упорядочивающем воздействии на матримониальную сферу, что находит отражение в привнесении публично правовых начал в регулировании межполовых взаимоотношений.
Действие таких начал проявляется в установлении основных требований к сожительству мужчины и женщины: условия вступления в брак и препятствия к этому, основные рамки поведения по отношению друг к другу (определенный объем прав и обязанностей), процедуры оформления вступления и выхода из правоотношения (заключение и прекращение брака). Естественно, что гарантии защиты личных и имущественных интересов предоставляются лишь тем сожителем, которыми соблюдены все требования, предъявляемые государством. Для ограничения законного, признанного со стороны государства сожительства от иных его разновидностей используется термин «брак».
Учитывая, что семейной право последовательно отказывается от регулирования и личных имущественных отношений между сожителями, предоставляя правовую защиту лишь супругам, недопустимо распространять на внебрачное сожительство по аналогии нормы, имеющие отношение и регулированию брака, в частности, устанавливать режим совместной собственности на имущество, нажитое во время сожительства, предоставлять право на материальное содержание, а также право заключать брачный контракт.
Предоставление соответствующих правовых гарантий противоречит существу этих отношений, «размывает» правовую границу, отделяющую в настоящее время брак от внебрачного сожительства.
Распространение правоустановлений на взаимоотношения внебрачных сожителей без их согласия является грубым вмешательством в частную жизнь этих лиц, которые, не регистрируя брак, по разным причинам не стремятся получить те правовые гарантии своих интересов, которые предоставляются супругам. Это противоречило бы существу семейных отношений и уже сложившиеся в соответствии с их спецификой правовой традиции вступления в семейные правоотношения и приобретения соответствующего семейного статуса по воле соответствующих лиц через регистрационные процедуры ЗАГС. Отказ от приобретения супружеских прав и следовательно, решения имущественных вопросов на основе семейного права, очевидно, может расцениваться как основание для использования в регулировании имущественных взаимоотношений внебрачных сожителей гражданско-правовых сделок.
Предоставление сожителям определенных прав до регистрации их союза означало бы дискриминацию брака, лишало бы смысла последующее оформление брака, тем более что, по-видимому, в большинстве случаев (особенно в связи с предполагаемым или фактическим рождением общего ребенка) межполовые взаимоотношения, которые переросли в сожительство, регистрируются и становятся браком.
Определяя возможности влияния семейного права на взаимоотношения лиц, не состоящих между собой в зарегистрированном браке, уместно было бы не игнорировать сложившееся на протяжении веков половые традиции, а также (хотя об этом редко упоминается), и нравственные чувства, этические ориентиры людей, легализирующих свои браки. Несмотря на социальные потрясения, постигшие Россию в XX, негативные тенденции в развитии матримониальных процессов в нашей стране, которые сказались на демографическом, положении в Республике Дагестан коэффициент брачности выше, чем во многих странах Европы.
Разумеется, это имеет значение, если законодатель поставит целью правового регулирования брачно-семейных отношений стабилизацию демографических процессов, а не проведение очередных «революционных экспериментов.
Распространение на отношения между внебрачными сожителями правового регулирования, адресованного супругам, неизбежно приведет к утрате юридических критериев для ограничения браков, соответствующих требованиям государства и вследствие этого приобретающих его правовую охрану.
Тем самым, лишается смысла использование института признания брака недействительным, проблематичной становится реализация принципа моногамности брака, судебная практика вынуждена будет столкнуться со значительными трудностями юридического и этического порядка при разрешении споров, связанных с последствиями «фактического брака».
Наконец, без сбора и обработки социально значимой информации о реальном распространении внебрачных сожительств в обществе, об их участниках, о длительности существования, объективных причинах их образования и распада, о наличии детей и других сведений, невозможно осуществлять эффективную государственную политику в отношении правового регулирования брака, нельзя допускать необоснованного вмешательства в столь деликатную область взаимоотношений между людьми.
ГЛАВА III. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ФАКТИЧЕСКИХ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Ценность семьи и ее особая роль в общественном развитии и формировании каждого человека признается всем мировым сообществом. Так, в принятой 10 декабря 1948 года ООН Всеобщей декларации прав человека[23] закрепляется фундаментальное для определения приоритетов социальной политики положение о том, что «семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства» (ст. 16).
Основополагающие положения относительно признания семьи нравственной, первичной, основной ячейкой общества и необходимости в связи с этим обеспечения ее всеми возможными видами защиты и помощи содержатся также в принятых ООН 19 декабря 1966 года Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 23).
Признание права семьи как основной ячейки общества на соответствующую социальную, правовую и экономическую защиту, с тем, чтобы обеспечить полное ее развитие, содержится в принятой 18 октября 1961 года Европейской социальной хартии. История общества в те или иные периоды его развития свидетельствует, что браком, точнее сказать союзом, влекущим правовые последствия и получающим общественную поддержку, могло считаться и простое и оформленное в установленном государственном порядке сожительство. Однако тенденция такова, что к настоящему времени практически во всех государствах действует общее правило,- чтобы считаться браком и получить правовую защиту, сожительство должно пройти официальную процедуру признания чисто светского или религиозного характера. Это могут быть исключительно светские процедуры, когда брак оформляется в особых государственных органах (ФРГ, Франция, Бельгия и др.). Допускается признание и церковного, и светского брака (Англия, Австрия и др.). Наконец, соблюдение канонических правил может требоваться для лиц определенной конфессиональной принадлежности (Андорра, Лихтенштейн, Израиль и др.).
Одна из отличительных характеристик развития семейного права на Западе в течение последних 20 лет состоит в признании правовых последствий за фактическими брачными отношениями. Это реакция на широкое распространение устойчивых семейных союзов, в которых стороны по тем или иным причинам предпочитают не регистрировать брак. Фиксируется так называемый демографический переход, который заключается в снижении рождаемости, в увеличении числа разводов, в заключении брака в более позднем возрасте и расширении возможностей выбора брачного поведения.
Несколько десятилетий назад зарегистрированный брак был, по существу, единственной признанной обществом формой супружеского союза. Однако, в течение последнего времени семья претерпевает серьезные изменения. В частности это проявляется в распространении и признании различных видов союзов, не являющихся зарегистрированным браком.
Совместное проживание становится все в большей степени возможным «без заключения брака, деторождение далеко не всегда происходит в браке, и на место стандартной последовательности событий в индивидуальных биографиях приходит разнообразие индивидуальных жизненных путей».
Некоторые из новых форм организации семейной жизни в большей, а иногда в меньшей степени «соответствуют понятию гражданский брак»[24]. Так, в Дании в 1998 году 21% пар, проживающих совместно, составили внебрачные сожители[25]. В Норвегии из всех пар 25 % - не зарегистрированы. В Канаде к 1996 году из всех семейных пар 14% не состояли в браке по сравнению с 6% в 1981 году. В Великобритании количество незамужних женщин в возрасте от 18 до 49 лет, состоящих в фактических брачных отношениях, утроилось за период с 1979 по 1989г.[26]
Во Франции в настоящее время 20% семейных пар не зарегистрировали брак; в 1975 году количество таких пар составляло всего 3,6%[27]. Высокая степень распространения незарегистрированных союзов и одновременно большой процент расторжения официальных браков в западных странах вынудили законодательные и судебные органы этих стран реагировать на феномен фактического брака и идти по пути признания правовых последствий за такими союзами.
Лица, состоящие в фактических брачных отношениях, все активнее заявляли о своем праве на получение содержания от фактического супруга, (супруги), о праве на долю в его (ее) имуществе, на выплату пособия в случае смерти партнера, на его посещение, если он находится в медицинском учреждении, а также на получение информации о состоянии здоровья партнера - в общем, на все то, что традиционно связывается со статусом мужа или жены. Следует отметить, что существенным катализатором процесса правового признания внебрачных сожительств, наряду с настоятельными требованиями гетеросексуальных пар, состоящих в фактических брачных отношениях, о легализации их союзов, стали также движения гомосексуальных сожителей. Однополые пары требовали прекращения дискриминации прав по признаку пола и признания за ними равных прав на личную жизнь, равного права на создание семьи. Результатом таких требований в целом ряде стран стало юридическое признание фактических союзов, альтернативных браку, в которые могли вступать как разнополые, так и однополые пары.
Так, соответствующие законы приняты в Дании в 1989 году, в Норвегии в 1993 г., в Швеции в 1994 г., в Голландии в 1997 и 2000 гг., в Бельгии в 1998 и 2003 гг., во Франции в 1999 г., в Германии в 2001 г., в Португалии в 2001 г, в Хорватии в 2003 г.