Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:30, курсовая работа
Рассматриваемый в настоящей работе договор банковского вклада, являясь самостоятельным видом договора, оформляет кредитные отношения между банком (должником) и вкладчиком (кредитором)1. Сущность, форма и признаки договора банковского вклада будут рассмотрены ниже.
Введение.
Сущность договора банковского вклада.
Понятие и признаки договора банковского вклада.
Стороны договора банковского вклада.
Предмет договора банковского вклада.
Форма и содержание договора банковского вклада.
Форма договора банковского вклада.
Основные обязанности банка.
Права вкладчика.
3. Ответственность банка по договору банковского вклада.
В-третьих,
обе стороны договора банковского
вклада, в котором вкладчиком является
физическое лицо (и банк, и вкладчик),
являются участниками системы
В-четвертых, по договору банковского вклада с участием в качестве вкладчика физического лица независимо от вида вклада (включая вклады на условиях их возврата по истечении определенного договором срока или наступления иных условий) вкладчик наделен правом на получение вклада по его первому требованию. Иными словами, в случае заключения договора на условиях возврата вклада по истечении определенного договором срока или на иных условиях возврата вкладчик имеет право на одностороннее изменение соответствующих условий договора банковского вклада.
Отмеченные
особенности договора банковского
вклада, в котором вкладчиком является
гражданин (физическое лицо), одновременно
могут рассматриваться как
В этом случае другой вид договора банковского вклада образует договор банковского вклада, в котором вкладчиком является юридическое лицо. Данный вид договора банковского вклада не имеет специфики, характерной для договора банковского вклада с участием гражданина-вкладчика, и подчиняется общим положениям договорного права.
Круг участников договорных отношений по договору банковского вклада может быть расширен за счет участия в этих отношениях третьих лиц. Имеются в виду две ситуации: внесение третьими лицами в банк денежных средств на имя вкладчика для зачисления их на депозитный счет вкладчика, а также внесение в банк вклада в пользу третьего лица.
В первом случае поступившие в банк денежные средства на имя вкладчика от третьих лиц с указанием необходимых данных о его счете по вкладу должны быть зачислены банком на депозитный счет вкладчика. При этом предполагается, что вкладчик выразил согласие на получение денежных средств от третьих лиц, представив им необходимые данные о счете по вкладу. Приведенная норма (ст. 841 ГК) носит диспозитивный характер: договором банковского вклада может быть исключена возможность зачисления во вклад денежных средств, поступивших на имя вкладчика от третьих лиц.
Во
втором случае вклад вносится в банк
на имя определенного лица, которое
может приобрести права вкладчика
с момента предъявления им к банку
первого требования, основанного
на этих правах, либо выражения им банку
иным способом намерения воспользоваться
такими правами. А до этого момента вкладчиком
по договору банковского вклада признается
лицо, внесшее сумму вклада и тем самым
заключившее договор банковского вклада
с банком, которое может воспользоваться
правами вкладчика в отношении внесенных
им на счет по вкладу денежных средств.
Существенным условием такого договора
банковского вклада признается указание
имени гражданина или наименования юридического
лица, в пользу которого вносится вклад.
К указанному договору банковского вклада
подлежат применению правила о договоре
в пользу третьего лица (ст. 430 ГК), если
это не противоречит ст. 842 ГК или существу
банковского вклада1.
1.3.
Предмет договора банковского
вклада.
В качестве предмета договора банковского вклада выступают деньги (вклад). Денежная сумма, составляющая вклад может быть выражена в рублях или иностранной валюте (ст. 36 Закона о банках). Вкладчик может передать ее наличными деньгами либо в безналичной форме. В любом случае банк приобретает право собственности на те средства, которые размещены у него на депозите. Вкладчик, наоборот, утрачивает титул собственности на принадлежавшие ему средства (при передаче наличных) и приобретает обязательственное право, либо сохраняет за собой право требования, но вытекающее уже из договора банковского вклада (при безналичном перечислении со счета). Право вкладчика на денежные средства, переданные банку во вклад, является не вещным, а правом требования возврата денег и уплаты причитающихся процентов.
Вклады
делятся на два основных вида: на
условиях выдачи вклада по первому
требованию (вклад
до востребования) и на условиях возврата
вклада по истечении определенного договором
срока (срочный вклад}.
Однако независимо от вида вклада банк
обязан выдать сумму вклада или ее часть
по первому требованию вкладчика (ст.
837 ГК, ст. 36 Закона о банках). Исключение
составляют вклады, внесенные юридическими
лицами на иных условиях возврата, предусмотренных
договором. Для граждан всякое условие
об отказе от права на получение вклада
по первому требованию ничтожно. Договором
может быть предусмотрено внесение вкладов
на иных условиях их возврата, не противоречащих
закону (ст. 837 ГК). В их числе можно назвать
условные вклады, платеж по которым
производится в случае наступления определенных
обстоятельств, указанных в договоре.
Иными словами, условный вклад представляет
собой договор банковского вклада, заключенный
под условием (например, отлагательным
— достижение совершеннолетия). Таким
вкладом до наступления указанного в договоре
события распоряжается лицо, внесшее вклад,
а после — то, в чью пользу он сделан. Следовательно,
условный вклад представляет собой также
вклад в пользу третьего лица. Существуют
также различные разновидности премиальных
(выигрышных) вкладов, валютных вкладов
(например, предусматривающих возврат
вклада стодолларовыми купюрами нового
образца) и другие комбинации указанных
видов вклада. Возможна ситуация, когда
вкладчик не потребовал возврата суммы
срочного вклада по наступлению установленного
срока либо суммы условного клада в случае
наступления определенного договором
обстоятельства. Такой вклад трансформируется
во вклад до востребования, если иное не
предусмотрено договором1.
Договор банковского вклада должен быть заключен в письменной форме (ст. 836 ГК). Письменная форма договора банковского вклада считается соблюденной, если внесение вклада удостоверено сберегательной книжкой, сберегательным или депозитным сертификатом либо иным выданным банком вкладчику документом, отвечающим требованиям, предусмотренным для таких документов законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Согласно п.2 указанной статьи, несоблюдение письменной формы договора банковского вклада влечет недействительность этого договора. Такой договор является ничтожным (ст. 167, 168 ГК). Статья 167 ГК устанавливает, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре, возместить его стоимость в деньгах – если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В ст. 36 Закона о банках установлено более жесткое правило в отношении вкладов граждан: «привлечение денежных средств во вклады оформляется договором в письменной форме, один из которых выдается вкладчику»1.
Представляется, однако, что в современной юридической литературе несколько преувеличивается значение нормы, содержащейся в ст. 36 Закона о банках и банковской деятельности. Поскольку указанный Закон относится к сфере публично-правового регулирования деятельности банков и иных кредитных организаций, поэтому содержащиеся в нем законоположения направлены прежде всего на формулирование требований, предъявляемых к кредитным организациям (но не к их клиентам), и не предназначены к регулированию частноправовых отношений, складывающихся между банками и иными участниками имущественного оборота. Рассматриваемая проблема коллизии ст. 836 ГК и ст. 36 Закона о банках и банковской деятельности лишь подтверждает этот общий вывод.
Положение, содержащееся в ст. 36 названного Закона, о том, что привлечение средств во вклады оформляется договором в письменной форме в двух экземплярах, один из которых выдается вкладчику, адресовано только банкам и в контексте всей нормы представляет собой лишь одно из требований, предъявляемых кредитным организациям, осуществляющим банковскую деятельность по привлечению денежных средств физических лиц во вклады. В этой же норме предусмотрены и иные требования, в частности о том, что: по вкладам должны выплачиваться доходы в виде процентов; вклад подлежит возврату вкладчику по его первому требованию; вклады принимаются только банками, имеющими такое право в соответствии с лицензией, выдаваемой Банком России; банки должны обеспечивать сохранность вкладов и своевременность исполнения своих обязательств перед вкладчиками; право привлечения во вклады денежных средств физических лиц предоставляется банкам, с даты государственной регистрации которых прошло не менее двух лет.
Как
видим, указанные правила
Можно ли всерьез рассуждать о конкуренции между указанными публично-правовыми нормами и правилами, содержащимися в ГК, предназначение которых как раз и состоит в регулировании договора банковского вклада и, в частности (в нашем случае), формы этого договора?
Допуская такую возможность (заключение договора банковского вклада в форме единого документа), мы должны признать за каждым из многих тысяч вкладчиков банка право лично вести переговоры с руководителем банка в целях выработки условий конкретного договора банковского вклада. Кроме полной абсурдности подобной гипотетической ситуации она будет еще и противоправной, ведь договор банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин, признается публичным договором (п. 2 ст. 834 ГК), условия которого в рамках одного вида вклада должны быть одинаковыми для всех вкладчиков (п. 2 ст. 426 ГК).
Интересная
деталь: привлечение во вклады денежных
средств юридических лиц
В
связи с изложенным представляется,
что требования к форме договора
банковского вклада должны быть ограничены
положениями ст. 836 ГК2.
С формой заключения договора банковского вклада непосредственно связаны также два способа его реализации. Первый предполагает открытие вкладчику специального вкладного (депозитного) счета, на котором отражается движение средств вкладчика (дата операции, приход, расход, остаток). В доказательство заключения договора вкладчику-гражданину выдается сберегательная книжка. В таком случае к отношениям банка и вкладчика применяются нормы главы о договоре банковского счета, если иное не установлено правилами о депозите и не вытекает из его существа. При втором способе счет может и не открываться, но вкладчик получает ценную бумагу (сберегательный или депозитный сертификат), оформляющую договор. Предъявление такой бумаги легитимирует ее владельца в качестве вкладчика.
Поскольку роль сберегательной книжки и сберегательного (депозитного) сертификата не ограничивается только тем, что они выступают формой договора, их основные свойства отражены в законе. Сберегательная книжка – документ, оформляющий заключение договора банковского вклада с гражданином и удостоверяющий движение денежных средств на его счете по вкладу. Исторически в России применяются две разновидности книжек: именная и на предъявителя. Последняя является ценной бумагой, создает для ее держателя право требовать выдачи вклада (его части) и уплаты процентов по нему и передается путем простого вручения. Всякая сберегательная книжка выполняет две функции: доказательственную (подтверждает заключение договора и его расторжение) и документальную (отражает операции по счету). Книжка на предъявителя также может выполнять расчетную функцию, выступая в качестве средства платежа между гражданами путем ее передачи. Пример именной сберегательной книжки приведен в Приложении.
Реквизиты сберегательной