Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 20:38, курсовая работа
Цель исследования состоит в раскрытии сущности референдума как политико-правового института и перспектив его развития в современном обществе.
Объектом исследования являются правовые отношения, возникающие в связи организацией и проведением референдума, определением его результатов, реализацией принятого на референдуме решения в Российской Федерации.
Введение 3
1. Понятие референдума и его классификация 6
2. Референдум субъекта РФ: понятие, значение, законодательная база 23
3. Совершенствование законодательства о референдумах 30
Заключение 38
Список использованной литературы 40
7 декабря 2003 года состоялся
референдум по объединению
22 апреля 2005 года состоялся
референдум по объединению
За объединение регионов проголосовали 1 миллион 170 тысяч 598 избирателей (92,44%). Против - 83 тысячи 946 человек (6,63%).
В референдуме приняли 1 миллион 267 тысяч 365 участников, что составило 62,67% от списочного состава.
14 октября 2005 года был
официально образован новый
23 октября 2005 года состоялся
референдум по объединению
Согласно протоколу Избирательной комиссии Камчатской области в референдуме приняло участие 139 123 участника референдума (56,44 %).
По результатам голосования голоса участников референдума распределились следующим образом: за объединение регионов проголосовало 118 053 участника референдума (84,99 %); против - 19 755 участников референдума (14,22 %).
Официальной датой образования нового субъекта Федерации объявлено 1 июля 2007 года.
16 апреля 2006 года состоялся
референдум по вопросу объедине
За создание нового субъекта Федерации высказались 89,77 процентов жителей области, против - 9,44 процента. На избирательные участки пришли 68,98 процентов избирателей.
Объединение поддержали 97,79 процентов жителей автономного округа, отказались входить в состав Иркутской области 1,55 процентов жителей Усть-Орды. В голосовании приняли участие 99,51 процента населения Усть-Ордынского Бурятского АО.
Официальной датой образования нового субъекта Российской Федерации объявлено 1 января 2008 года.
11 марта 2007 года прошел
референдум по объединению
Референдум - важный институт непосредственной демократии: закон, получивший поддержку населения в ходе голосования обладает такой же силой, как и принятый в обычном порядке. 10
Решение принятое на референдуме является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.
В большинстве стран воспрепятствовать проведению референдума может только Конституционный Суд.
Несмотря на то, что по своей сути институт референдума является одним из наиболее ярко выраженных демократических институтов современного общества, отношение политологов, юристов, социологов к референдуму не однозначно.
Ученые отмечают следующие положительные моменты данного демократического института.
Все политические решения должны быть легитимны (т.е. законны) настолько, насколько это возможно. Высшая степень легитимности достигается прямым голосованием народа. Таким образом, прямое голосование гарантирует сохранение суверенитета народа в важнейших сферах политической жизни. Сама возможность проведения референдума дисциплинирует законодательный орган, заставляет его действовать более ответственно. Если же в законодательстве предусмотрен и проработан реально действующий механизм проведения всенародного голосования, то представительный орган просто вынужден учитывать интересы населения при принятии того или иного решения, поскольку при ином подходе у населения существует реальная возможность так называемого «прямого правления».
Прямое голосование на референдуме приближает политическое решение к народу, делает правотворческий процесс предельно гласным и открытым. Воля, выраженная таким путем, без посредников, то есть без партии и представительных учреждений, наиболее адекватна потребностям и чаяниям народа.
Однако, несмотря на все это, отмечают и некоторые негативные аспекты института референдума.
Прямое законотворчество в некотором роде ослабляет представительный орган и, следовательно, ослабляет государство как институт, делает участие законодателей в принятии решения менее ответственным. При наличии законодательно закрепленной возможности проведения всенародного референдума по тому или иному вопросу у членов представительного органа появляется соблазн и подсознательная склонность передать принятие наиболее ответственных решений на усмотрение всего избирательного корпуса.
Подобных подход представляется
не всегда верным, поскольку выборные
представители более
Оценивая все «за» и «против» широкого применения института референдума, отметим следующее. Как уже отмечалось выше, для решения проблемных вопросов народ должен привлекаться только в тех случаях, когда его воля действительно необходима, то есть для решения наиболее важных для всего населения вопросов, когда представительный орган, несмотря на все делегированные ему полномочия, не может принять самостоятельное решение. К числу таких случаев можно отнести изменение государственной территории, выражение поддержки или недоверия государственным органам и проводимой ими политике, пересмотр основополагающих статей Конституции и некоторые другие вопросы, действительно требующие выяснения мнения всего населения страны.11
Исходя из этого можно определить круг вопросов, по которым мнение населения выяснять необязательно, но проведение референдума возможно, если органы власти сочтут это необходимым. Сюда можно отнести решение вопросов о необходимости внесения изменений и поправок в Конституцию государства, то есть частичный пересмотр статей основного закона, не затрагивающих ключевые положения о гражданском обществе и правовом государстве, о принятии или отмене важных, исторических по своему значению законодательных актов, о заключении межгосударственных союзов и международных договоров. Решение этих вопросов целесообразнее доверить профессионалам – выборным членам представительной власти и главе государства (Президенту), а мнение населения должно выясняться только в случае, когда эти органы примут решение о необходимости подобного опроса (референдума).
При этом не следует забывать, что есть перечень вопросов, которые по объективным причинам не следует выносить на всенародное обсуждение. К их числу мы можем отнести вопросы, требующие специальных, специфических знаний (бюджетный процесс, вопросы, составляющие государственную тайну, и др.), а также проблемы, мнение населения о которых может быть заранее предугадано (вопросы налогового права, государственного контроля, военной обязанности).
Решая задачу рассмотрения
сущности и юридической природы
института референдума как
Демократия, выступая как
сложное и многогранное явление,
материализующееся в самых
Исторически первой возникла непосредственная демократия. Демократия называется прямой, или непосредственной, если граждане непосредственно участвуют в управлении делами государства, общества, местного сообщества.13
Определение Российской Федерации в Конституции 1993 г. как демократического государства основывается, прежде всего, на признании народа источником власти (греч. demokratia - демократия, бук.: народовластие, от demos народ и kratos власть). Демократизм государства находит также выражение в обеспечении в нем народовластия. Народовластие означает принадлежность всей государственной власти народу, свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. Его сущность характеризуется пониманием народовластия как единого процесса формирования воли народа и ее практического осуществления, как единства экономической, политической и духовно-нравственной власти народа и механизмов их реализации, как распоряжение народа своей свободой без ущерба свободе составляющих его социальных групп.14
Конституция РФ провозглашает и закрепляет единственным источником власти многонациональный народ России, признает за ним полноту верховной власти, определяет механизм ее осуществления, выдвигая на первое место непосредственное осуществление власти народом, а высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ст. 3). Конституционное право граждан РФ на участие в управлении государством реализуется в двух формах демократии непосредственной и представительной (парламентской).
Идея представительства резюмируется в следующем: проявления воли, исходящие от известных индивидов или известных групп индивидов, имеют ту же силу и производят то же последствие, как если бы они прямо исходили от нации. Формальный носитель верховной власти (народ) не отождествляется с носителем реальным (представительными учреждениями). Субъект воли и ее выразитель в условиях представительной демократии не совпадают. Согласно Конституции РФ 1993 г., народ осуществляет свою власть через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3); представительным и законодательным органом РФ является Федеральное Собрание парламент РФ (ст. 94); органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12).
Парламент единственный официальный орган народного представительства на общегосударственном уровне. Универсальность такого представительства, конечно, относительная, поскольку нацию, народ "представляют" избиратели, т.е. только граждане, которые имеют и реализуют конституционное право избирать и быть избранными. Избиратели не все население, но они есть конституционно определенная и политически правоспособная и дееспособная его часть, наиболее зрелая в гражданском и политическом смысле для выполнения столь весомой функции как формирование парламента15.
На условность народного представительства указывает и В.В. Комарова: "Представительство народа понятие условное. Возможно, оно перестало бы быть таковым, если бы всех депутатов избирал народ в целом и депутаты не являлись одновременно представителями какой-либо партии (а в парламентах демократических государств таких депутатов большинство). На самом же деле за депутата голосует не весь народ, а избиратели лишь одного округа, которые учитывают не только личные качества кандидата, но его партийную принадлежность, ориентир на ту или иную предвыборную программу"16.
Не слишком меняет ситуацию и формирование парламента либо его части по партийным спискам. При таком избрании "изнанка демократии" проявляется еще ярче: политическая практика выборов Государственной Думы последних двух созывов показывает, что из лидеров как федерального, так и регионального списков кандидатов депутатами становятся немногие. Так, по результатам выборов 07.12.2003 г. в ходе распределения депутатских мандатов партии "Единая Россия" ни один из более чем тридцати федеральных министров и высших должностных лиц субъектов РФ, входивших и даже возглавлявших федеральный и региональные списки кандидатов, не освободил должность в связи с избранием депутатом17. Время от времени достоянием общественности становятся скандалы, связанные с так называемой "продажей" мест в партийных списках; избирательные блоки начинают разрывать распри уже в первые месяцы депутатской работы. Зачастую депутаты-партийцы видят себя не представителями народа, а представителями партии, отсюда и отсутствие связи с избравшим их населением, манипулирование фракционным голосованием, использование возможностей депутатской фракции для целей партийного строительства и т.д.
Представляется, что парламент существует для того, чтобы издавать законы на основе баланса интересов социальных, национальных и территориальных групп населения, выявлять и раскрывать волю народа, представлять ее в своей воле так, как он ее воспринял. При несоответствии действительной воли представительного органа воле народа в решении конкретного вопроса должен вступить в действие механизм прямой демократии, в рамках которого выявится подлинная воля народа относительно разрешения данного вопроса. Такой механизм может быть заложен в виде референдума, назначаемого президентом или иным органом власти по требованию граждан (населения). В случае полного несоответствия воли представителей воле народа относительно общей политики государства или его органа возможен роспуск представительного органа или одной из его палат. Данное положение подчеркивает значение непосредственной демократии как формы осуществления народом принадлежащей ему государственной власти и ценность референдума как наиболее яркой формы непосредственного народовластия.